Весенние посиделки
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_obedinenie.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Цель:
❖ Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа.
Образовательные задачи:
❖ Познакомить со значимостью фольклора,
- закрепить представление детей о характерных особенностях времени года-весна;
Развивающие задачи:
- Развивать речь, темп речи, выразительность речи
❖ Развивать творческое воображение, логическое мышление, речь и память детей.
Воспитательные задачи:
❖ Формировать положительное отношение к народному творчеству.
Составила и провела воспитатель:
Тищенко Людмила Александровна
Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Апрель», дети, слушая музыку, заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся с вами в путешествие. Присаживайтесь на свои стулья и внимание на экран.
( Слад-презентация «Времена года. Весна». Э.Григ.)
Она приходит с ласкою. И со своею сказкою, волшебной палочкой взмахнет, и все живое зацветет. Дни становятся длиннее, пригревает солнышко, начинает таять снег. Из - под снега пробивается первая травка, вернулись из теплых стран птицы. Скоро, уже совсем скоро не реках, озерах и морях начнет таять лед, начинается ледоход. Все чаще идут первые весенние дожди и все радуются приходу весны. Реки выходят из своих берегов, заполняя все поляны. А вот и первые подснежники, первый росток, нахохлившийся воробей, ждет прихода тепла. Начинает распускаться верба, первые цветы радуются весеннему солнышку, появляются пушистые почки вербы, распускаются крокусы, пробиваясь сквозь тающий снег. Природа будто просыпается от долгого зимнего сна. Начинают распускаться все деревья, все больше можно встретить зеленой травы. Капельки росы свисают с веток деревьев. И вот зацвела верба, некоторые весенние цветы сами похожи на весеннее солнышко. Весна вступает в свои права: набухают почки, начинают появляться первые листочки. Первые молодые зеленые листочки - разве это не чудо!!! Бабочки лакомятся пыльцой и сладким нектаром, собирая его с цветущих деревьев. Посмотрите, как красивы весной капельки дождя на траве. Вылетит и зажужжит шмель, появляются молодые побеги, распускается душистая сирень. Наконец-то пришла настоящая весна!!!
- Какое время года, мы с вами наблюдали?
Дети: Весна.
Воспитатель: Скажите, какая бывает весна? Дети: Ранняя, средняя и поздняя.
Воспитатель: Правильно. Весной обновляется природа. Прилетают из теплых стран птицы, у животных появляются детеныши. А как вы думаете, чем люди занимаются весной в садах и огородах?
Дети: Сажают деревья, огороды.
Воспитатель: правильно, а еще люди обрабатывают землю, засеивают поля, чтобы собрать хороший урожай. Для этого нужно много трудиться, но многое зависит и от природы. Скажите, как вы думаете, что нужно для того, чтобы все растения хорошо росли, и урожай радовал всех людей?
Дети: нужны и солнышко, и дождик.
Воспитатель: Правильно, здревна, люди зазывали и солнышко, и дождик и называлось это -закличками. Закличка - от слова «кликать», то есть звать.
Посмотрите, наша доска стала совсем белой, похожая на заснеженную поляну, давайте попробуем вместе с вами превратить ее в весеннюю картину. А для этого позовем солнышко. Без солнышка и весна не красна. Я вам буду проговаривать закличку, а вы за мною будете ее повторять:
Солнышко - ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Там детки сидят,
Тебя видеть хотят.
Дети повторяют за воспитателем. Зазывают солнышко. (Под отрывок из мелодии «Огоньки» Минкуса, на доске появляется солнышко)
Посмотрите, наша доска начинает оживать. Выглянуло солнышко, пригрело землю, высушило ее. Будет ли хороший урожай без дождика?
Дети: нет.
Воспитатель: зачем нужен дождик?
Дети: без воды, без полива хорошего урожая не будет.
Воспитатель: А какой бывает дождик?
Дети: грибной, «слепой», теплый, проливной.
Воспитатель: Так давайте и дождик позовем.
Дождик, дождик пуще лей,
Деткам будет веселей.
Дети повторяют за воспитателем. (Под отрывок из мелодии «Огоньки» Минкуса, на доске появляется капельки дождя)
Посмотрите, вот и дождик появился. После дождя, хорошо бы и радуге появиться. Ведь если дождик будет идти долго, то хорошего урожая точно не жди. Давайте позовем радугу.
Радуга-дуга,
Перебей дождя!
Радуга-дуга,
Не давай дождя.
Дети повторяют за воспитателем. (Под отрывок из мелодии «Огоньки» Минкуса, на доске появляется радуга)
Ну, вот мы всех и зазвали. Посмотрите, какая чудесная картина у нас появилась на волшебной доске, (под музыку «Танец матрёшек на доске появляется пейзаж ранней весны). Какое время года на ней изображено?
Дети: Весна.
Воспитатель: Что можно сказать про эту весну: какая она?
Дети: Ранняя.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: снег только начинает таять, небо не такое еще голубое, солнышко греет не так сильно.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Весна пришла, солнышко землю пригрело, дождик землю полил, и стала расти трава-мурава. Пока в поле и на огороде все растет, нам пора отдохнуть.
ФИЗ.МИНУТКА.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(дети шагают на месте)
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
(взмахи руками)
Раз, два, три, четыре -
Полетели, закружились.
(Под музыку вальса П.И.Чайковского, дети кружатся, как бабочки.)
Вот мы с вами отдохнули, покружились, полетали, как бабочки, а теперь давайте присядем на свои места и полюбуемся красотами природы на нашей картине. (Дети садятся на подушечки. На экране появляются картины весны, их 3: ранняя, средняя, поздняя.
Воспитатель: как называется первый месяц весны?
Дети: Март.
Воспитатель: Какая весна в марте?
Дети: ранняя
Воспитатель: Как вы думаете, на какой картине изображён март?
Дети: на первой
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: деревья еще стоят без листочков, снег не везде растаял, появляются ручейки. Воспитатель: Как называется второй месяц весны?
Дети: Апрель.
Воспитатель: Какая весна в апреле?
Дети: Средняя.
Воспитатель: На какой картине изображен апрель?
Дети: второй
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Снег уже растаял, на деревьях появляются первые листочки.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Как называется третий месяц весны?
Дети: Май.
Воспитатель: Какая весна в мае?
Дети: поздняя.
Воспитатель: Почему вы так решили.
Дети: Деревья уже расцвели, появилась зеленая травка.
Воспитатель: молодцы. Как вы хорошо отвечали, а теперь, я предлагаю вам отправиться в гости к весне, в весенний лес. А путешествовать мы с вами будем, превратившись в маленьких насекомых. Для этого нужно произнести волшебное заклинание.
Лети, лети лепесток
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Нас в насекомых преврати.
(по музыку «Журавлиный клин» дети стоят закрыв глаза, воспитатель надевает на головы детей наголовники насекомых)
Воспитатель: Посмотрите друг на друга, в каких замечательных насекомых мы все превратились, ну что, отправляемся в путь. (Дети под музыку «Журавлиный клин» отправляются в путь).
(Дети входят в спортивный зал, в котором звучит аудиозапись со звуками жужжания пчелы, писка комара, стрекотания кузнечика)
Воспитатель: Смотрите, какой цветок встретился на нашем пути (ФИАЛКА). Скажите, как называется этот цветок?
Дети: Фиалка.
Воспитатель: Правильно, давайте на нем мы с вами и отдохнем. Но посмотрите, на нем не хватает нескольких лепестков, их кто-то оторвал и выбросил, давайте мы попробуем их вернуть на место, ведь мы смогли с вами превратиться сегодня в насекомых, может получится и это сделать. Но для этого нам надо с вами вспомнить и назвать народные приметы весны.
Дети называют народные приметы весны:
- Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.
- Куры, напившись талой воды, начинают много нестись.
- Чайка прилетела - скоро лед пройдет.
- Кукушка, часто и сильно кукующая весною, предвещает теплое время.
- Если весною долго не линяют зайцы, весна ранняя будет.
- Верба распутицу ведет, гонит с речки последний лед.
- Длинные сосульки - к долгой весне.
- Снег скоро тает и вода бежит дружно - к мокрому лету.
- Весенний снег уносит остатки зимнего.
Воспитатель: молодцы, приметы вы знаете, а вот и лепесточки наши на свои места легли. Продолжим наше путешествие.
(Под музыку дети идут дальше)
Воспитатель: Посмотрите, вот еще один цветок (ЛЮТИК В «ПАУТИНЕ»), какой красивый, нектар у него сладкий. Как же называется этот цветок?
Дети: Лютик.
Воспитатель: Молодцы, правильно, но посмотрите, он весь опутан паутиной. Как же его спасти, ведь под паутиной, он никогда не распустится? Ой, на листочке что-то написано: ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ И ПАУТИНА ИСЧЕЗНЕТ. Поможем цветку, отгадаем загадки?
Дети: Да.
ЗАГАДКИ.
- Во лугах сестрички
Золотой глазок,
Белые реснички. (ромашка)
- Беленькие горошки
На зеленой ножке. (ландыш)
- Рос шар бел,
Ветер дунул-
Полетел. (одуванчик)
- Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (осы)
Все загадки отгадали, теперь паутина легко снимается, цветок-лютик распускается, идем дальше. А вот мы и пришли на чудесный луг. (На полу расстеленная зеленая ткань и стоят бумажные цветы). Вот распустился первый весенний цветок. Как называют цветок, если он распустился первым?
Дети: Весенник, первоцвет, первенец.
Воспитатель: Что увидел первый цветок?
Дети: Он увидел зеленую травку.
Воспитатель: Кто это ползет по травке?
Дети: Это ползет жук, муравей, гусеница.
( на «траве» фигурки насекомых)
Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Где они были зимой?
Дети: Насекомые спали под корой деревьев или в сухих листьях.
Воспитатель: кто это летает над цветком?
Дети: Над цветком летают бабочки, пчелы, шмели, осы.
Воспитатель: Посмотрите, как весело они летают, радуются солнышку, цветам, зеленой травке, все они веселятся и играют. Давайте и мы немного поиграем на нашем лугу.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «Лесные приключения». Л.Раздобарина
СОРОКОНОЖКА.
Ну что, отправляемся дальше? (Под музыку идем дальше, попадаем в «лес», т.е муз. зал, в котором стоят деревья в «листве» звучит музыка «Пение птиц»)
Воспитатель: Где мы, узнали?
Дети:
В сказочный лес мы попали. Вот деревья здесь стоят И листвою шелестят, Речки малые текут, Громко птицы здесь поют.
Мы тихонько постоим, Все немножко помолчим -Смотрите, к нам идет сама,
Раскрасавица Весна.
Весна: здравствуйте мои дорогие гости, какие вы красивые, откуда же вы идете?
Воспитатель: мы летали над лугами, над полями и над озерами, любовались красивыми цветами, питались их нектаром и вот зашли в этот великолепный лес.
Весна: Долго вы шли, много интересного повидали. Посмотрите, у меня тоже есть красивые пейзажи тех мест, где я уже побывала, давайте их рассмотрим, (дети рассматривают пейзажи под звуки пения птиц).
Посмотрите, у вас на мольбертах, незавершенные пейзажи, давайте мы с вами вспомним, все что вы видели, где побывали и нарисуем каждый свою весну, ведь она такая разная и неповторимая.
РИСОВАНИЕ. (На протяжении всей работы звучит музыка «Сны ночных духов», «Серенада звездного света»). Преподаватель рисования контролирует и помогает детям в работе.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Весна: Молодцы ребята, у каждого из вас получилась своя, очаровательная, неповторимая весна. Много чудес принесла весна. Кто-то из вас заметил первую травку. Кто-то нашел на проталинке первый цветок. И я хочу вам подарить каждому по цветку ( «Весна» дарит каждому бумажный цветок под музыку «Весна - красна» Т. Морозовой.)
Воспитатель: Хорошо весной в лесу. Все цветет, благоухает. Просто не хочется возвращаться в детский сад, но и там весной есть много интересного. Весна, вам подарила свои цветы и мы заберем их с собой в сад и там будем вспоминать прекрасную встречу с весной. Спасибо тебе весна большое, ну а нам пора возвращаться, домой! Но для того, чтобы нам возвратиться в детский сад, нам нужно превратиться в детей.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
Вокруг себя повернитесь
И в ребяток превратитесь.
(Звучит песня «Весна - красна» Т.Морозовой.) А теперь пойдемте в детский сад. (возвращение а группу).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Т.А.Фал ькович, Л.П.Барылкина. Развитие речи, подготовка к освоению
письма 4-7 лет. Москва «ВАКО», 2007 год.
2. Т.А. Шорыгина Цветы. Какие они? Знакомство с окружающим миром. Развитие речи. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2007 год.
3. Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенние посиделки
Фольклорный праздник...
Весенние посиделки. Фольклорный праздник в старших, подготовительных группах.
Праздник построен на основе русского фольклора: хороводы, небылицы, потешки, частушки, заклички, народные игры...
"Весенние посиделки"
Занятие по развитию речи «Весенние посиделки»....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа....
Весенние посиделки. Фольклорный праздник для детей подготовительной к школе группы.
Праздник построен на основе русского фольклора: хороводы, небылицы, частушки, народные игры....
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ"
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПРОХОДИТ В ИГРОВОЙ ОБСТАНОВКЕ .С СОПРОВОЖЕНИЕМ ПЕСЕН,ИГР И В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ....
Сценарий весеннего фольклорного утренника «Весенние посиделки» в разновозрастной группе от 3 -5 лет.
Сценарий весеннего фольклорного утренника «Весенние посиделки» в разновозрастной группе от 3 -5 лет....