Проект "Неделя экологических открытий"
проект по окружающему миру на тему

Ермолаева Татьяна Александровна

Проект предлагает проведение вариативной недели по экологии для разных возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nedelya_ekologicheskih_otkrytiy.docx67.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Неделя экологических открытий»

1.1. Пояснительная записка

Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

 Формирование основ экологической культуры детей требует развития у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы, меры ответственности за жизнь в конкретном месте и на планете в целом. Новые концепции образования выделяют принципиальные направления изменения характера экологического образования дошкольников, когда их развитие происходит как становление разнообразных видов человеческой деятельности и, прежде всего, ведущей ,  порождается специфическая для данного возраста внутренняя позиция ребенка, появляются новообразования и стереотипы поведения личности, направленную на активную ориентировку в ситуации.

Результаты анализа психолого-педагогической литературы позволяют сегодня ставить вопрос о формировании основ экологической культуры (начал экологической грамотности) детей дошкольного возраста как системе жизненных установок, направленных на целостный анализ экологической ситуации, обусловливающий экологически целесообразное поведение.

Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.

Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса развития экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее отношение к окружающему миру.

Комплексное и систематическое использование различных форм работы по экологическому воспитанию дошкольников направлено на формирование основ экологической культуры детей. Одной из интересных и перспективных форм работы по формированию гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним является неделя экологических открытий.

Основная  цель реализации проекта  недели экологических открытий – воспитание у дошкольников основ экологической культуры.

В ходе работы решаются следующие задачи:

1​. Формировать у детей осознанно-положительное отношение к природным явлениям и объектам, развивать естественно - научные представления об окружающем мире.

2.​ Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы, воспитывать гуманно-ценностное отношение к ней.

3. Воспитывать экологическое сознание, нравственное отношение к природе, миру.

Проект разработан в соответствии с современной «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства, и с программой дошкольного учреждения «Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.).

Время проведения данного мероприятия – учебная неделя.

Проведение недели экологических открытий предусматривает соблюдение принципа гетерогенности экологической деятельности, который заключается в педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование активных форм (методов) познавательной деятельности. Преимущество отдается непосредственным наблюдением, играм, опытам, уходу за растениями и животными, деятельность детей должна быть предметно- поисковая. Она гармонично интегрирует всю многогранность не только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении приобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности дошкольника.

Ожидаемые результаты:

- Формирование у детей осознанно-положительного отношения  к природным явлениям и объектам, развитие естественнонаучного представления об окружающем мире;                                                  

- Повышение уровня экологической культуры дошкольников;                                                                             - Формирование профессиональной компетентности педагогов в вопросе экологического воспитания детей всех возрастных групп.

База реализации проекта: МБДОУ №43 «Снежинка» города Белово.

Участники реализации проекта: дошкольники, воспитатели всех возрастных групп, специалисты ДОУ, родители.

Срок проведения недели экологических открытий - середина–конец апреля.      

1.2 План работы

тема

дня

совместная деятельность педагога с детьми

самостоятельная деятельность детей

прогулки

Для детей 3-5 лет

Дидактическая игра «Птица, рыба, зверь», «Кто где живет?»

Рассматривание пейзажей, иллюстраций о природе.

Упражнения на развитие эмпатии «Изобрази животное»

Наблюдение за землей, промерзшая или нет, что растет и т.д.

Труд на огороде, подготовка грядок,

День земли

Дидактическая игра «Можно - нельзя» правила поведения в природе и живыми объектами.

Подготовка земли для посадки семян на рассаду.

Дидактическая игра «История семечка», системный оператор

"Разложи экологическую дорожку"

на любую известную детям тему "Рост рассады, лука на подоконнике", "Рост и развитие животных", морфологические таблицы.

раскидать снег и т.п. Собрать землю для рассады в ящичек.

День воды

Исследовательская деятельность по изучению свойств воды, окрашивание воды «разноцветная вода»

 "Чашка чая", познакомить с агрегатными состояниями воды

Игра с картинками "Для чего нужна вода?"

Рассматривание аквариума, беседа о его обитателях.

Рассматривание экосистемы – река, море, озеро пруд, иллюстраций, фото разнообразных водоемов.

Составление пазлов, мозаики водоема

Дидактическая игра с картинками или мячом "Кто живет в реке?"

Наблюдение за ручейками, экскурсия к водоему. Использование художественного слова, загадки.

Труд: раскидать снег и понаблюдать, как он превращается в воду.

Смотрит солнышко в окошко.

Солнышко в гостях у ребят

Разучивание стихов, закличек о солнце.

Игровые задания и упражнения «Как солнце весне помогало»

Игровое упражнение "Что на солнышко похоже?" (по цвету, по форме, по функциям)

Игры в кругу, хороводы.

Игры и наблюдения за солнечным зайчиком.

Упражнение «Что бывает круглое», «Дорисуй из круга», «Закрась солнышко»

Сюжетно-ролевые игра из цикла "Семья" ("Весной на дачу", "В деревне у бабушки" и др.)

Рассматривание иллюстраций о весне, пейзажи художников.

Наблюдение за солнцем и небом. Как влияет солнце на погоду, на растения, на животных и на людей. Использование художественного слова.

Труд: раскидать снег на площадке, чтоб быстрее растаял

День лесных зверей.

Дидактическая игра «Кто живет в лесу?» (отгадывание загадок)

Рассматривание картинок с изображением диких животных.

Чтение сказок  про лесных зверей.

Узнать зверя по описанию, поразмышлять, чем питается.

Дидактическая игра « Часть и целое»

Игра лото «Дикие животные»

Рассматривание альбома о лесных жителях.

Раскрашивание раскрасок. Игра «Дикий и домашний» (разделить  животных на диких и домашних).

Подвижная игра «Изобрази и узнай», «У медведя во бору» (для малышей).

Использование художественного слова (короткие стишки, песенки о животных леса)

День насекомых.

Путешествие в страну насекомых.

Отгадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.

Проведение игр на развитие артикуляции с использованием голосов насекомых.

Сравнение насекомых, выделение самых характерных признаков.

Беседа « Какие насекомые чем питаются?»

Дидактическая игра «Собери из частей».

Изобразительная деятельность: рисование божьей коровки.

Рассматривание насекомых в энциклопедии.

Наблюдение за насекомыми на участке (муравей, бабочка,  пчела,  муха и др.)

Беседа «Для чего нужны насекомые?»

Подвижная игра «Пчелка и улей».

Для детей 5 – 7 лет

День цветов.

Игра в кругу «Назови цветок» (садовые, луговые, любимый, желтого или красного цвета)

ИЗО «Украсим группу цветами» (аппликация, рисование)

Игровое музыкальное упражнение «Хоровод цветов»

Логическая цепочка «Развитие растения»

Посадка семян цветов для высаживания рассады на клумбы в детском саду

Дидактическая игра «Села бабочка на цветок» (познакомить либо закрепить название цветов)

Словесная игра из цикла «Хорошо-плохо» «Букет цветов»

Словесная игра на умение находить и называть свойства предмета «Какие цветы бывают»

Оформление альбома «Любимые цветы» из открыток, фотографий

Настольно-печатные игры «Найди пару цветку», «Составь цветок», «Где растет», «Составь букет»

Рассматривание альбома «Первые цветы»

«Кто быстрее соберет цветок» (разрезные картинки)

Работа в природном уголке (закрепить правила ухода)

«Кто быстрее найдет комнатное растение по описанию, по картинке, по схеме, по модели»

«Выбери предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями» (по картинкам или предметам по типу «Найди лишнее»)

 

Игры на закрепление знаний цветовых оттенков «Назови какого цвета», «Найди такой же по цвету»

Рассматривание альбомов, иллюстраций, энциклопедий о цветах

Наблюдение за первой травкой и прошлогодними былинками и сравнить. Наблюдение за изменениями весной, происходящими на клумбах, цветниках.

Труд на клумбах и цветниках.

Беседа об условиях, необходимых для роста и развития растений, в т.ч. цветов.

Уроки здоровья.

Беседа о правилах поведения в природе.

Как природа помогает быть здоровым?

Игра "Съедобное – несъедобное"

Выставка в уголке безопасности "Опасные предметы"

Элементарное исследование "Зачем человеку кожа?"

Игры "Мое тело"

Рассматривание альбомов и иллюстраций "Лекарственные растения", "Ядовитые и съедобные грибы"

"Сюжетно-ролевые игры "Дом", "Больница" познакомить с аптечкой и правилом, что без разрешения взрослых ни витамины, ни лекарства принимать нельзя.

Наблюдение за растением мать-и-мачехой. Чем полезно для человека.

Подвижные игры на развитие выносливости и силы

Труд: очистить газоны, срезать старую траву.

Домашние любимцы.

«Кто где живет?» (дикие и домашние животные)

Загадки о домашних животных.

Игра "Составь необычного питомца" (по картинкам, по признакам, метод фокальных объектов, морфологический анализ)

Беседа "За что я люблю…", описание любимца по схемам.

Викторина « Острый глаз, чуткое ухо».

Составление фотоальбома «Наши домашние любимцы»

Рассматривание альбома «Домашние животные»

Игры с кругами Луллия «Где живут, чем питаются, какую пользу приносят домашние животные».

Наблюдение за домашними животными.

Беседа с заучиванием алгоритма действия "Бродячая собака"

Чудеса в природе открываем сами. Секреты природы.

Исследовательская и экспериментальная деятельность детей, опыты с землей, водой, песком, глиной, воздухом и т. д.

Построение логических цепочек "Что из чего"

Игры с крупой.

Олимпиада « Умники и умницы»

Игры с песком и водой.

Рассматривание энциклопедий.

Развивающие настольные игры "Домино животные" "Лото растения"

Рассматривание альбома "Их нужно охранять"

Рассматривание почек на деревьях и кустарниках. Беседа о чуде зарождения жизни, росте и развитии живых объектов в природе.


1.3 Основные мероприятия

Совместные мероприятия в ДОУ:

-Разработка педагогами творческих, игровых проектов экологической недели.

-Праздники "День Земли", "День птиц", "День воды"

-Весенние утренники и развлечения "Праздник Весны".

-Конкурс детских работ из природного материала.

-Выставка детских рисунков "Весна, весна, на улице весенние деньки".

-Подготовка рассады для клумб и цветников.

-Планирование работы на огороде.

-Планирование и организация экологической тропы в ДОУ.

-Экологические проекты старших дошкольников, экспериментирование и опыты, исследования.

-Экологические праздники «Их надо спасти!», «Как вести себя в лесу?»

-Экологический паспорт ДОУ.

-Совместные целевые экскурсии с детьми старших групп.

-Оформление макетов разных экологических систем.

-Календарь экологических мероприятий на учебный год.

-Перспективное планирование использования экологических игр во всех возрастных группах детского сада.

-Организация уголка лекарственных растений.

         Формы работы с родителями:

1.Письменная консультация « Взрослые, дети и мир вокруг».

2.Участие в выставках - работы из природного материала « Город мастеров»,  рисунков « Весна, весна журчат ручьи».

3.Помощь в оформлении стенгазет «Лес - дом зверей», «Вода, вода чем ты ценна», « Друзья перелетные птицы». Альбомов - «Зеленая аптека», «Насекомые нашего края».

4.Дни открытых дверей (праздники «День Земли», День Воды» и др.)

Совместные мероприятия с другими организациями:

-Посещение с детьми старших групп местного озеленительного предприятия.  Проведение беседы «Как подготовить и вырастить рассаду для клумб».

-Экскурсия на зоовыставку экзотических животных.

1.4 Список литературы для дошкольников

1. Романова, Н. «Муравей Красная Точка»: книга для чтения [Текст]. – М.: Детская литература, 1988. 32 с.

2. Скребицкий, Г. « Весна-художник»: книга для чтения [Текст].- М.: Малыш, 1964. 64с.

3.  Скребицкий, Г. Четыре художника: книга для чтения [Текст]. – М.: Малыш, 1974. 18с.

4.  Скребицкий, Г. Лесное эхо: книга для чтения [Текст]. – М.: Стрекоза, 2012. 64с.

5.  Сладков, Н. Сказки и рассказы: книга для чтения [Текст]/ Н. Сладков, В. Бианки, Э. Шим : -М.: АСТ, Астрель, Родничок  2011. 128 с.

6. Танасийчук, В. «Шестиногие соседи»: книга для чтения [Текст] .-М.: Детская литература, 1973. 26 с.

7. Чарушин, Е. Сказки, стихи, рассказы: книга для чтения [Текст]. – М.: Акварель, 2010. 70с.

2.1 Конспекты занятий

Основные занятия для детей 3-5лет:

День первый. День земли.

Ребята, старичок-боровичок прислал нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли со своей тропинки. Он просил передать, что эта волшебная земля – почва – помогает расти растениям. Я дам каждому из вас немножко землицы, и вы насыпьте её в горшочки с нашими растениями, чтобы они быстрее и лучше росли.

 Дети находят письмо от Боровичка. В письме вопросы:

1.Что такое почва? (цвет, запах) Рассматривание почвы. деревом Боровичок предлагает всем потрогать почву и определить, какая она: тёплая или холодная, мягкая или твёрдая, гладкая или шершавая, сухая или влажная. Есть ли в ней корни растений? Он объясняет, что почва кормит и поит растения.

2.Что растет на почве? (Перечислить виды растений)

3.Кто живет в недрах почвы?

«Без рук, без ног

В земле живёт,

Когда ползет, рыхлит её и удобряет,

Плодородие почвы улучшает».

(дождевой червь)

4. Какие растения мы выращиваем на огороде?

Вот стручок - огромный дом,

Поселились братцы в нём.

Каждый братец - скоморох,

А стручок этот - ... (горох)

Под землей живёт семья:

Папа, мама, деток тьма.

Лишь копни её немножко -

Вмиг появится ... (картошка)

Спит на грядке под листом,

Да еще храпит притом.

Видит пятый сладкий сон

Лежебока -...(патиссон)

Наш лиловый господин

Среди овощей один.

Он французский граф Де Жан

А по-русски - ...(баклажан)

Кто разлёгся среди грядки,

Кто играть не любит в прятки?

Вот Емеля-простачок,

Белобокий ... (кабачок)

В конце занятия попросить ребят насыпать землю в ящичек для рассады.

День второй. День воды.

Материал: стаканчики с водой, с молоком, апельсиновый сок, кусочки льда, чайные ложки, салфетки, аудио запись «шум воды».

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Ведущий (В.): Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?

Скажите ребята «Что такое вода?» Может вода, как волшебница умеет превращаться. А в этом нам поможет разобраться наша гостья, учитель здоровья «КАПЕЛИЯ».

Капелия (К.): Здравствуйте ребята, вы меня узнали?

Дети (Д.): Да, узнали, вы учитель здоровья «КАПЕЛИЯ»

К.: Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой она умеет превращаться и быть разной. Вот отгадайте мои загадки.

Скатерть бела

Всю землю одела (снег)

Меня ждут – не дождутся,

А как завидят – разбегутся. (дождь)

Растет она вниз головою

Не летом растет – а зимою

Чуть солнце ее припечет –

Растает она и умрет. (сосулька)

К. Вот видите, ребята, вода бывает разной.

В. Ребята, какая вода? Давайте ее рассмотрим.

1. Опыт « Вода прозрачная». Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?

Д. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

2. Опыт « У воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком (апельсиновый)

Вывод: у воды нет запаха.

3. Опыт « У воды нет вкуса». Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус?

Д. Нет.

Из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?

Д. Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов.

В. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Вывод: у воды нет вкуса.

4. Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей». Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. Попробовать пальчиком и сказать где какая вода. Горячая вода может нагревать предметы. Опустить ложку в стакан с горячей водой, а потом потрогать, ложка стала теплой.

5 Опыт «Лед твердая вода»

В. Какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед?

Д. Из воды.

В. А если взять лед в руку, то что с ним произойдет?

Д. Он начнет таять.

В. Почему.

Д. Потому что рука теплая, а лед холодный.

Вывод: лед – тоже вода.

Вывод: перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, быть теплой и холодной).

День третий. Смотрит солнышко в окошко.

На стене висит большая туча из бумаги, за ней на леске бумажное солнышко. Педагог привлекает внимание детей к туче. Говорит, что без помощи детей солнышко не сможет выйти из-за тучи. Предлагает позвать его потешкой.

Можно использовать известные потешки.

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей -

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Солнышко ясное,

Нарядись!

Солнышко красное,

Покажись.

Платье алое надень,

Подари нам красный день! (А. Прокофьев)

После того как дети произнесут потешку 3 раза, педагог вытягивает потихоньку за леску солнышко. Говорит, что оно спустилось к деткам на землю с неба, чтобы побыть с ними, обласкать их, обогреть, поиграть. Просит детей стать его маленькими детками-лучиками.

Нарисуем много солнышек, чтобы в группе всегда было светло и тепло.

После рисования рисунками украшается одна из стен.

День четвертый. День лесных зверей.

Красная Шапочка (гость у детей), давай  проверим ребят, помнят ли они, что  растет в лесу?

(Ответы детей).

А теперь  я расскажу про животных леса. Красная Шапочка, в твоем сказочном лесу жил только волк. В настоящем  лесу живут разные животные – это звери, птицы, насекомые. Дикие  животные человека боятся. Их дом – лес, где они прячутся, находят еду, строят жилища, выращивают детёнышей. У животных еда не такая, как у людей. Она  у каждого  своя. Если  волку дать еду оленя, он её кушать не будет. Не  может и олень кушать  то, что ест волк.

Красная Шапочка, послушай  про настоящего волка. Дети, как вы думаете, на кого похож волк? Этот зверь похож  на крупную собаку. Кто-нибудь видел овчарку? Это крупные, сильные звери. У волков острые, крепкие зубы. Они охотятся на оленей, зайцев и других животных. Зимой, когда добычи мало, волки ходят очень голодными, могут нападать даже на людей.

Красная Шапочка, а ты видела медведя? Он очень большой. Если медведь станет на задние лапы, то будет выше человека. У медведя когтистые лапы и большие зубы. Медведя страшно встретить в лесу. Он опасный хищный зверь.

Ребята, как вы думаете, что может есть медведь? Медведь может добывать разных животных, может нападать и на человека. Кроме того, медведь поедает лесную ягоду. Охотно лакомится медом.

Дети,  а это кто? А какая лисичка бывает в сказках? А что любит есть этот зверь? А лисица больше или меньше волка? Лисица тоже хищный зверёк, но она небольшая и для человека не опасна. Зайцев лисица ловит очень редко. Охотится на разных птиц. Зимой лисичка раскапывает снег и ловит мышей - мышкует. Она очень хорошо слышит этих зверьков под толщей снега.

Рысь – это дикая кошка. Она гораздо крупнее домашней кошки и шерсть у неё пятнистая. На голове есть кисточки. Рысь ловит зайцев, птиц и других мелких животных.

Зайчиков все хорошо знают. Дети, скажите, а как можно узнать зайца? Что ест этот зверёк? У зайца  длинные уши. Передние лапы короткие, а задние – длинные. Поэтому заяц передвигается прыжками. Он ест траву и грызет ветки у деревьев. Давайте попрыгаем, как зайчики. Физкультминутка:

Зайцы скачут:

Скок - скок-скок!

Да на зелененький лужок,

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

(выполняют соответствующие движения)

А это  олень. У него длинные ветвистые рога. На ногах есть копыта. Олень поедает траву и листья. Это травоядный зверь, для человека не опасен. Заметив человека, олень быстро убегает.

Вот барсук. У него на голове черные полоски. Уши маленькие, их почти не видно.

Ежа и белку сразу все узнали. По сравнению с другими лесными зверями, они маленькие. Белочка на руке поместится. А ежа мы сможем руками взять?

Вот сколько в лесу разных жителей! Это дикие животные. Они сами о себе заботятся.

А теперь поиграем.

Варианты игр.

1. Словесная игра «Это правда или нет?»  

Тёплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей:

«Га-га-га – пел соловей.

Быстро дайте мне ответ,

Это правда или нет?

2. «Концовки»

Если медведь больше волка, значит волк…(меньше медведя).

 Если олень бегает быстрее волка, то волк…(бегает медленнее оленя).                             Если олень тяжелее рыси, то рысь …(легче оленя). Если змея длиннее ящерицы, то ящерица…(короче змеи).

Если медведь тяжелее волка, то волк …(легче медведя).

3. «Кто больше?». Я назову зверя, а вы скажите, кто больше него. Кто больше волка…, зайца…

А теперь скажите, кто в лесу меньше барсука? (Ёж, белка, мышка).

4. «Отвечай быстро». Воспитатель называет зверя и бросает мяч ребёнку.

День пятый. День насекомых

Материал:  иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара; цветы из цветного картона; звукозапись; плакат «Экологическая тропа»; лепестки с изображением цветов, насекомых, птиц, зверей; магнитная доска.

Вместе с детьми предполагаем, отправиться в путешествие в Страну насекомых. Обращаем внимание на плакат «Экологическая тропа».

Воспитатель предлагает рассмотреть экологическую тропу.

-Выберете и назовите насекомых на картинках.        

 -Чем похожи все насекомые?

- Чем питаются насекомые?

- Почему насекомые легко прячутся?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте закроем глазки, и представим что мы в весеннем лесу (звучит музыка «Вальс цветов). Ой, посмотрите, какая красивая полянка. А как много здесь цветов.( звучит запись голоса Лесовичка)

Воспитатель: Кто это?

Лесовичок: Это я, Лесовичёк.

Воспитатель: А почему мы тебя не видим?

Лесовичок: Для того чтобы меня увидеть вы должны собрать букет цветов и отгадать мои загадки.

Воспитатель: Мы с ребятами постараемся.

(по одному собираем цветы на поляне)

Лесовичок: В лугах без устали летает,нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет, и приготовит вкусный мед.(пчела)

Воспитатель: Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»(  показывает картинку с изображением пчелы)

Воспитатель: Давайте немного поиграем и вспомним, как разговаривают некоторые насекомые.

Игра.

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу  из далека. Ритмично помахивают руками. Зу-зу-зу–комар пищит- указательные пальцы выставляют, укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед. Уф-уф-уф – как паровоз, -ритмично притоптывают ногами. Шмель пыхтит, - пыльцу повез. Жук гудит: гу-жу, гу-жу.- делают ритмичные хлопки. Я любого разбужу.
Лесовичок: Надевает эта крошка платье красное в горошек. И летать умеет ловко. Это … (божья коровка).

Воспитатель: - А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов(  показывает картинку с изображением божьей коровки)

Лесовичок:

Шевелились у цветка

 Все четыре лепестка.

Я поймать его хотел –

Он вспорхнул и улетел (бабочка).

Воспитатель: У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

Лесовичок: Кто они? Откуда! Чьи? Льются чёрные ручьи: Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке. (муравьи)

Воспитатель: В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся.

Лесовичок:  Какие вы молодцы. У меня есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. ( Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям: цветы, насекомые, птицы, звери).

 Воспитатель: Спасибо тебе Лесовичёк, но нам пора возвращаться в детский сад. (дарим букет из собранных цветов и возвращаемся в группу)

Воспитатель: Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.

Чем они непохожи? Что у них одинаково? Что  одинакового у муравья и пчелы? (У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.)

Основные занятия для детей 5-7 лет:

День первый. А у нас во дворе. Лесная красавица.

Старичок приглашает детей в путешествие-исследование по экологической тропе детского сада. Дети находят старичка на ветке ели, и он отправляется с ними в путешествие.

Остановка первая. Туя. Об этом дереве дети уже знали, но в этот день они разглядели маленькие шишечки на ветках и попробовали догадаться, для чего они нужны.

Остановка вторая. Березка. Подойдя к этому дереву, дети вспомнили хоровод «Березка». Хоровод возле настоящей березы очень понравился и детям и березе. Около березы вспомнили чем так полезно это дерево. (березовый сок, березовая кора, березовые веники). Вспомнили стихотворения о березе, погладили, пожалели березку.

Остановка третья. Пень. Вот старый пень. И вроде бы ничего особенного. А ведь вокруг него и на нем поселились жители. Дети увидели жуков-точильщиков и муравьев. Было интересно за ними наблюдать.

Остановка четвертая. Каштан. Дети вспомнили, как красиво цвел каштан весной, и как изменялся цвет в белых лепестках: вначале они были желтые, потом – оранжевые, а в конце цветения- красные. Лесовичок рассказал детям, что это неспроста: каждому цвету соответствует свой запах. Желтый цвет означает для бабочек и пчел, что в цветке есть нектар, а красный – что его уже нет. А сейчас дети увидели зеленые колючие коробочки. В них-то и созревают каштаны. 

Остановка пятая. Черемуха. Черемуха растет около окон нашего детского сада. Она очень красиво цвела весной, а сейчас на ней маленькие зеленые ягоды. Осенью они поспеют и станут черными. Об этом дети рассказали лесовичку. А он приготовил для них сюрприз – большого лесного человечка. Детям было приятно с ним сфотографироваться.

День второй. День цветов.

Детям предлагается создать на песке композиции из природного материала. Материал дети выбирают сами. 

День третий. Уроки здоровья.

Старичок приготовил для детей задание: определить, что за растения он принес из леса и какие болезни можно вылечить благодаря им.

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Девясил. Само название говорит о том, что растение дает нам девять сил.

Чистотел. Тоже говорит о том, что лечит нашу кожу.

Дальше дети должны были отгадать загадки и найти растение:

Ты растение не тронь,

Жжется больно, как огонь.

Это крапива. Ее отваром моют голову. Она останавливает кровь.

Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки, белые реснички.

Ромашка. Полоскают горло при ангине.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его - сережки,

На земле лежат листки – 

Маленькие лопушки.

Подорожник. Лечит ранки, порезы.

Какими растениями можно вылечить простуду? (малина, липовый цвет, мать-и - мачеха).

А теперь попробуйте моего снадобья и определите : из чего оно сделано? (Компот из малины и смородины).

Дети много рассказали Старичку-лесовичку о лекарственных растениях. А в заключении спели для него песню «Будь здоров».

День четвертый. Домашние любимцы.

Вопросы викторины.

Зачем лисе нужен хвост? (Лиса использует хвост для того, чтобы помочь себе удерживать равновесие, когда она делает резкий поворот, еще он нужен ей. Чтобы укрываться, как теплым шарфом, когда холодно, и наконец, кончик хвоста у лисы белый и она использует его для того, чтобы показать лисятам куда следовать. Они идут за ней и не теряются)

Птенцов каких птиц воспитывают другие птицы? (Обычная кукушка, райская кукушка, японская кукушка, медовод)

Почему черепахи выходят на сушу? (Чтобы обсушить свой панцирь. Тогда он станет тверже и сильнее. Чтобы очистить панцирь от растений и животных, которые прилипли к их телам. Чтобы согреть свое тело)

Чем лягушки и жабы ловят пищу?(Языком. Он очень клейкий и может вытягиваться далеко наружу)

Какие рыбы строят гнезда, как птицы? (Рыбы колюшки)

Где находится ухо у кузнечика?(На ногах)

Какая птица ведет ночной образ жизни? (Сова)

Чей это клюв? ( клюв воробья, тукана, фламинго)

Угадай, кто кричит? (звуки крика дельфинов, воробьев, кукушки, совы, дятла)

Где они живут? (лягушка, сом, рак – в реке; морской еж,морская звезда, осьминог – в море)

Чья это тень? ( показ тени летучей мыши, цапли, лисы, зайца, оленя).

День пятый. Чудеса в природе открываем сами.

На асфальте расчерчены квадраты для всех детей. Каждый ребенок встает в свой квадрат. Впереди у каждого пять квадратов. Если ребенок ответил на вопрос, то встает на следующий квадрат, если не ответил, то остается на месте. Если ребенок на вопрос не ответил, или ответил неправильно, то на этот вопрос может ответить любой другой участник олимпиады. 

Вопросы к олимпиаде:

1.Назови пять растений уголка природы.

2.В кого превращается гусеница?

3.Назови плод дуба.

4.Где живет муравей?

5.Весной одевается, а осенью раздевается.

6.Не птичка, а с крыльями.

7.Что делать. Если растер в лесу ногу? Какое растение поможет?

8.Какие ягоды можно есть в лесу?

9.Объясни экологические знаки: (нельзя шуметь в лесу, нельзя рвать редкие растения, нельзя наступать на насекомых, нельзя ломать ветки деревьев, нельзя трогать птенцов птиц, нельзя разводить костер)

10.Какая завтра будет погода, если:

-все одуванчики раскрыты (хорошая);

-лягушки сильно квакают (плохая);

-на траве и кустарниках паутина (хорошая);

-к вечеру сильно стрекочут кузнечики (хорошая).

Награждение победителей.

Список литературы:

  1. Золоток яичко и пасхальные традиции. Пасхальный фестиваль "Золотое яичко.//"Дошкольное образование" март 2008 №6 (222) с.22
  2. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников.//"Дошкольное образование" март 2008 №6 (222) с.4
  3. День цветов. Досуг для детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание №3, 2008.с.111
  4. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М.Маневцовой.
  5. Что плавает? Что тонет? Сборник занимательных игр развивающего характера. Методическое пособие для воспитателя детского сада. (подготовительная группа).
  6. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» с.86
  7. Как солнце весне помогало. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.37
  8. Первоцвет. Экологический проект. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.54
  9. На пасху солнце всходит пританцовывая. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.70
  10. Лес – наше богатство. Долгосрочный проект. / Ребенок в детском саду. №5, 2007. с.29
  11. Учимся сопереживать животным. Занятие. / Ребенок в детском саду. №5, 2007. с.46
  12. Попова Т.И.Мир вокруг нас  (художественное слово, фономузыкальный материал, программа бесед об окружающем мире).
  13. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры.
  14. Основы безопасности дошкольников. Пособие для воспитателй детских садов. / Под ред. В.А.Ананьева
  15. Молодова Л.П. Экологические занятия с детьми.
  16. Ционская Как воспитывать у детей интерес к природе.
  17. Рыжова Н.А. Воздух-неведимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников.
  18. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Труд детей на экологической тропинке в весенний период"

Дать детям представление о дереве берёзе научить  наблюдать, сравнивать и делать выводы; научить детей сажать саженцы деревьев....

Конспект открытого занятия по разделу «Познание» (экологическое развитие) в старшей группе на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».

конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Экологическая сказка "Ручеек"...