«Краеведение, как средство развития познавательных способностей детей»
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детство – каждодневное открытие мира и надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский
«Краеведение, как средство развития
познавательных способностей детей».
Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он обязательно назовет: цветущий летний луг, яркий закат, молодую красивую маму и добрую бабушку… Эти воспоминания будут у всех разные. Но как они облагораживают чувства, как у человека преображается лицо, голос! Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Необходимо научить ребёнка видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.
Ведь именно в дошкольном возрасте формируются зачатки или яркой индивидуальности, или серой стереотипности.
При соприкосновении с подлинными произведениями искусства дети получают интеллектуальное развитие, а так же развитие творческих способностей и эстетического вкуса, развитие коммуникативных навыков, развитие речи, мышления и памяти, воображения и фантазии.
Воспитывается интерес и уважение к культурам других стран, воспитывается заботливое отношение к природе, людям, городу, стране.
В связи с этим Целью моей работы является: Максимальное использование возможностей краеведения в процессе формирования креативных черт личности ребенка-дошкольника.
Задачи - ориентиры:
1.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
2.Создание позитивного эмоционального фона в процессе «живого» посещения дошкольниками Павловского дворцово-паркового ансамбля;
3. Создание комфортных условий для каждого воспитанника, обогащение палитры их познавательного опыта в процессе креативного освоения тайн искусства и творчества.
В своей работе применяю такие методы, как:
наблюдение; игра; моделирование (конструирование); беседа; исследовательский; интерактивный; проектный; экскурсионный.
Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии.
Самое важное в экскурсионном методе - это предварительная беседа с детьми, их подготовка к предстоящей экскурсии. Особенно это касается детей среднего возраста.
Необходимо не только сказать, куда они идут, и какие правила поведения им надо соблюдать.
Нужно всё мастерство педагога, чтобы своим голосом, эмоциями, позитивным настроением заинтересовать и увлечь детей рассказом о том месте, куда они пойдут на экскурсию.
От самого первого посещения музея зависит, как в дальнейшем ребёнок будет воспринимать искусство.
В каждой возрастной группе свои цели и задачи соответствующие возрастным особенностям.
Проектный метод:
В младшей группе это экологический проект.
Работа ведётся в течение года: чтение художественной литературы, слушание звуков природы, наблюдение за животными, птицами и насекомыми. Изготовление поделок из бросового и природного материала. Совместные мероприятия с детьми и родителями.
В средней группе происходит знакомство с городом и Павловским дворцом – музеем.
Во дворце много картин, лепнины, мозаики, росписи с цветочным орнаментом, Собственный садик Марии Фёдоровны. В ходе знакомства с музеем дети заинтересовались, как называются цветы, почему они везде. Так в старшей группе зародился проект «Цветы в нашей жизни».
В результате работы в этом направлении, был разработан альбом для детей «В гостях у императрицы».
Представление альбома прошло на базе Павловского дворца-музея, на тематической встрече старших воспитателей района.
Альбом «В гостях у императрицы» получил рецензии ведущего методиста по работе с детьми, Заслуженного Работника Культуры РФ Махровой Е. Г. и заведующей сектором Детский центр ГМЗ «Павловск» Ивановой Е. С.
Дети любят сказки. Поэтому с удовольствием знакомятся с легендами Древней Греции (адаптированными для детей).
В подготовительной группе продолжается работа по ознакомлению детей с историей города Павловска; Павловск во время Великой Отечественной войны; восстановление города после войны.
Тематические экскурсии: по городу, в музей Истории города Павловска; тематическая экскурсия в Гатчинский дворец (Гатчинский дворец как любимая резиденция императора Павла I)
Закрепить материал поможет так же исследовательский и интерактивный методы.
Все свои впечатления от встреч с искусством дети отражают в рисунках, поделках, рассказах используя разные средства выразительности.
Чтобы достичь наилучшего результата в усвоении детьми материала, педагогу необходима помощь родителей.
Важным является установление партнерских отношений с родителями, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов. В своей практике я применяю различные формы работы с родителями: анкетирование, наглядная информация, беседы, консультации, круглые столы, совместные игры и досуги.
К сожалению готовых игр и дидактического материала на эту тему недостаточно, поэтому были созданы следующие игры и пособия:
- Мнемотаблицы по разучиванию стихов о городе Павловск,
-Мнемотаблицы для составления рассказов: о том, как появился город; о городе во время ВОВ и после, и т.д.
- Кубики «Узнай и собери зал дворца»
- Разрезные картинки на различные темы,
- «Восстанови дворец»
-Макет Павловского дворца
-Альбом «В гостях у императрицы» с крупным шрифтом (для читающих детей), с интересными и увлекательными заданиями.
-Альбом к 70- летию ВОВ «Я помню! Я горжусь!»
В альбоме собраны рассказы детей о своих бабушках и дедушках воевавших в ВОВ, архивные материалы, сохранённые или найденные родителями воспитанников, рисунки детей и их словотворчество.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Подбор соответствующего материала позволяет сформировать у детей представление о своей малой Родине.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Развивая, таким образом, личность ребёнка мы прививаем любовь к своей малой Родине.
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать!..
Данилина Наталья Александровна
воспитатель,
ГБДОУ№ 26 детский сад компенсирующего вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-762397-1641971302.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития способностей детей.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой личности. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой це...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-314414-1387347682.jpg)
КРАЕВЕДЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Краеведение – это совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, разви...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-707455-1447311794.jpg)
Методическая разработка "« Музыка как средство творческих способностей детей»
Методическая разработка "« Музыка как средство творческих способностей детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-832059-1476625486.jpg)
Презентация " Создание мини-музея как средство познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
В презентации представлены методические пособия и дидактические игры (авторские) через реализацию педагогического проекта....
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей»
Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/02/picture-1076137-1541185398.jpg)
Индивидуальный план по самообразованию " Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей"
Цель:Приобщать и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.Задачи:1. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.2. Привлекать детей к совместной театрализованной дея...
Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Введение краеведческого материала в практику работы дошкольной образовательной организации даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами....