Экспериментальная деятельность.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конюхова Анна Павловна

Экспериментальная деятельность в детской музыкальной лаборатории «Музыкальная шкатулка»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментальная деятельность в детской музыкальной лаборатории «Музыкальная шкатулка»

Слайд 2

Откуда берется голос? Дидактическая игра как часть организованной образовательной деятельности « Речевое развитие » (подготовка к обучению грамоте) Цель. Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, Ход эксперимента. Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы их услышали все. Выяснить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки (из горла). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют что почувствовали рукой, когда громко говорили (в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет). Взрослый рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее - звук усилится). Участники. Воспитанники, воспитатель, учитель-логопед

Слайд 3

Почему все звучит? Совместная экспериментально-исследовательская деятельность педагога с воспитанниками в музыкальной лаборатории «Музыкальная шкатулка» Цель. Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, Ход эксперимента. Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов: -рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают - возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание и уточняют, есть ли звук (он прекращается); Участники. Воспитанники, воспитатель. -рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом); -лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется). -дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй - проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк, (прижать предмет, взять его в руки- прекратить колебание предмета).

Слайд 4

Музыка или шум? Дидактическая игра как часть НОД «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Цель. Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Ход эксперимента . Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Участники. Воспитанники, воспитатель, музыкальный руководитель. Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

Слайд 5

Что звучит? Совместная экспериментально-исследовательская деятельность педагога с воспитанниками в музыкальной лаборатории «Музыкальная шкатулка» Цель. Научить определять по издаваемому звуку предмет. Ход эксперимента . За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.) Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (шуршать бумагой). Аналогично действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.) Участники. Воспитанники, воспитатель.

Слайд 6

Связной Совместная игровая деятельность на прогулке Сюжетно-ролевая игра «Связной» Цель. Выяснить, что звук передаётся быстрее если он передается не по воздуху, а прямо в ухо определять по издаваемому звуку предмет. Ход эксперимента . На прогулке взрослый предлагает детям встать у разных концов трубы так, чтобы они не видели друг друга. Один ребенок несильно стучит по трубе, второй – у противоположного конца считает удары (он сначала стоит у трубы, затем приставляет к ней ухо. «Связной» выясняет, все ли передаваемые звуки услышал второй ребенок и когда они были громче (когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо.). Участники. Воспитанники, воспитатель. Вторая пара игроков передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металлических обрезков трубы друг о друга), затем по трубе. «Связной выясняет, услышал ли второй игрок все передаваемые удары (звук по трубе - через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воздуху). Взрослый просит детей объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям (батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой; если ударить по одной батарее, то звук передастся по другим батареям, это будет мешать соседям).

Слайд 7

Коробочка с секретом Совместная продуктивная деятельность Цель. Выявить причины ослабления звука Ход эксперимента . Взрослый предлагает детям отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал (звук резкий, громкий - металл; звук шуршащий- крупа). Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в нее мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, не характерный для металла). По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют, почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне). Участники. Воспитанники, воспитатель. Дети изготавливают коробочки с «секретом», обертывая их сверху поролоном. Проверяют, как звучат они и сохранила ли коробочка свой «секрет» (звук стал глуше, тише, неопределеннее). Взрослый предлагает детям подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать чтобы не разбудить остальных (накрыть будильник чем-нибудь мягким - подушкой, одеялом и т.п.).

Слайд 8

Почему не слышно? Совместная экспериментально-исследовательская деятельность педагога с воспитанниками (закрепить в бассейне) Цель. Выявить причины ослабления звука Ход эксперимента . Взрослый предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки, дети проводят следующие опыты. В большой емкости у одного края помещают легкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами (по воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны). Участники. Воспитанники, воспитатель. Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращают внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться. Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише.

Слайд 9

Почему не слышно? Дети закрепляют в емкости преграды - «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости имитируют рукой «волны», наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой (нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», «утихают»). То же самое происходит со звуками в городе, помещении. Новые знания закрепляются во время занятий в бассйне . Участники. Воспитанники, воспитатель, инструктор по плаванию

Слайд 10

Как сделать звук громче? Совместная экспериментально-исследовательская деятельность педагога с воспитанниками в музыкальной лаборатории «Музыкальная шкатулка» Цель. Выяснить причины усиления звука. Ход эксперимента . Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем или деревянной палочкой по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий и слабый. Ставят один конец расчески на стул. Участники. Воспитанники, воспитатель. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче ( в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время – легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод: прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет).

Слайд 11

Рупор Совместная игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Капитан корабля» Цель. Опытным путем, выяснить, какие приспособления помогают сделать звук громче. Ход эксперимента . Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным. Участники. Воспитанники, воспитатель.

Слайд 12

Спичечный телефон Совместная игровая деятельность Цель. Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии. Ход эксперимента . Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробкой протягивают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Для этого одни ребенок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать коробок, «бежит» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Участники. Воспитанники, воспитатель. Взрослый спрашивает, что может почувствовать третий ребенок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нитке, к коробку ( палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания). Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой - «телефон» не работает (звук передается при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передается).

Слайд 13

Почему Мишутка пищал? Театрализация сказки «Три медведя» Цель. Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера Ход эксперимента . Вспоминают сказку «Три медведя», Изображают, как говорил Михайло Иванович, как говорила Настасья Петровна, как говорил Мишутка, какими были их голоска (у Михаила Ивановича - грубый, громкий, у Настасьи Петровны - не очень грубый, у Мишутки- тоненький голосок, не говорил, а пищал). Выясняют. Почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов. Вспоминают, в результате чего появляются звуки речи (дрожание голосовых связок). Выбирают струны, звуки которых напоминают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Объясняют свой выбор (толстая струна звучит похоже на голос Михайло Ивановича, самая тоненькая – на голос Мишутки, средняя - на голос Настасьи Петровны). Участники. Воспитанники, воспитатель.

Слайд 14

Как видят летучие мыши? Детско-родительский проект «Как видят летучие мыши» образовательная область «Познавательное развитие» Цель. Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука. Ход эксперимента . Дети рассматривают иллюстрации летучих мышей, рассказывают, что летучие мыши плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края емкости изображают волны; наблюдают, как воны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении («как звуки»). Затем берут мячи, отбивают с большого расстояния и с близкого. Взрослый обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Участники. Воспитанники, родители, воспитатель. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояния Взрослый предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит… (предмет близко); если звук возвращается нескоро, значит… (предмет далеко). Взрослый обращает внимание детей на то, что используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрел особый прибор - эхолот. Прибор необходим морякам. С его помощью можно измерять глубину моря, посылая звук и принимая его обратно.

Слайд 15

Почему мышонок не услышал щуку? Дидактическая игра как часть НОД «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) Цель. Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными. Ход эксперимента . Дети вспоминают «Сказку о глупом мышонке», один из отрывков «Стала петь мышонку щука, но не слышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поет». Выясняют, почему мышонок не услышал щуку, вспоминают, какая часть уха помогает услышать звук (мембрана - барабанная перепонка, которая находится внутри уха). Дети рассказывают, что у разных живых организмов барабанная перепонка устроена неодинаково. Взрослый предлагает детям представить, что она может быть разной по толщине (как бумага). Участники. Воспитанники, родители, воспитатель. Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Взрослый рассказывает об очень низких и очень высоких звуках, которые ухо человека слышать может, а разные виды животных их не слышат (например, кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека и т.п.).

Слайд 16

Берегите уши Беседа образовательная область «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) Цель. Дать понятие о необходимости беречь органы слуха. Ход эксперимента . Дети рассматривают схему строения органов слуха, отвечают на вопрос: «Как получается, что человек слышит?». Проводится беседа о том, как нужно беречь уши, чтобы избежать снижения слуха или глухоты. Участники. Воспитанники, воспитатель, медицинская сестра

Слайд 17

Берегите горло Беседа образовательная область «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) Цель. Дать понятие о необходимости беречь органы речи. Ход эксперимента . Взрослый объясняет, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки. Участники. Воспитанники, воспитатель, медицинская сестра

Слайд 18

Поющая струна Дидактическая игра как часть НОД «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Цель. Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Ход эксперимента . Дети с помощью взрослого закрепляют проволоку на деревянной рамке, слегка натянув ее. Дергая проволоку, слышат звук, наблюдают за частотой колебаний. Выясняют, что звук слышится низкий, грубый. Проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягивают проволоку сильнее, повторяют опыт. Выясняют, каким получился звук (стал тоньше, проволока часто дрожит). Меняя натяжение проволоки, еще несколько раз проверяют зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук. Участники. Воспитанники, воспитатель, музыкальный руководитель

Слайд 19

Почему комар пищит, а шмель жужжит Дидактическая игра как часть НОД «Речевое развитие» (звуковая культура речи) Цель. Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Ход эксперимента . Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и отчего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями - звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как « з-з-з »; у шмеля - низкий, грубый, звучит, как «ж-ж-ж» Дети рассказывают, что комар маленький, крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий. Участники. Воспитанники, воспитатель, учитель-логопед

Слайд 20

Как появляется песенка? Дидактическая игра как часть НОД «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Цель. Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера Ход эксперимента . Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию («чижик-пыжик»), затем повторить мелодию в другом регистре. Выясняют, одинаково ли звучали песенки ( первый раз - нежнее, второй раз -грубее). Обращают внимание на размер трубочек инструмента, повторяют эту же мелодию на высоких нотах, делают вывод: у трубочек большого размера звук грубее (ниже), у маленьких – тоньше - выше). В песенках встречаются высокие и низкие звуки. Участники. Воспитанники, воспитатель, музыкальный руководитель

Слайд 21

Где живет эхо? Совместная экспериментально-исследовательская деятельность педагога с воспитанниками в музыкальной лаборатории «Музыкальная шкатулка» Цель. Подвести к пониманию возникновения эха. Ход эксперимента . Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в арке, дома, в пустой комнате). Проверяют серией опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки. Выясняют, повторяются ли они в этом случае (нет, эхо исчезло). Играют с мячом: отбивают от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик (хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы, и не возвращается, если ударяется о мягкие предметы). Так же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняют, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью - нет (звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам). Участники. Воспитанники, воспитатель

Слайд 22

Звуки в воде Совместная экспериментально-исследовательская деятельность педагога с воспитанниками в музыкальной лаборатории «Музыкальная шкатулка» Цель. Выявить особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). Ход эксперимента . Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем налить воду в ёмкость и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух. Участники. Воспитанники, воспитатель

Слайд 23

Автор презентации, источники информации Карпова Наталья Владимировна, учитель информатики МБОУ СОШ №59 п.Белозерный Сальского района Картинки: http://www.fixiki.ru/watch/9/?PAGEN_1=3 http://www.fixiki.ru/upload/iblock/0e7/exact_628x390_0e7c5fe988be4cd0fd9c90079fb88cf5.png http://www.fixiki.ru/upload/iblock/818/exact_628x390_818cc4def55409eb934418a76e201048.png http://www.fixiki.ru/upload/iblock/26f/exact_628x390_26fc2ebf8d8a013f9a2ab2459d715e7c.png http://www.fixiki.ru/upload/iblock/a3e/exact_628x390_a3ef56b9089abdacf9f5bede00f4756c.png http://www.fixiki.ru/upload/iblock/f6a/exact_628x390_f6aec82dc47774c59e5b5f59e628e1f7.jpg http://www.fixiki.ru/upload/iblock/9be/exact_628x390_9beaabf074764f5a48b56da8edfc3761.png http://www.fixiki.ru/upload/iblock/858/exact_628x390_8580b5192a485227c8da4668e1658dcc.png http://www.fixiki.ru/upload/iblock/c0d/exact_628x390_c0d94e3754a2295c088f021ed1433dca.png http://www.fixiki.ru/upload/iblock/136/exact_628x390_136f86b46dc0c986d915271167e6dea7.png http://www.fixiki.ru/upload/iblock/a06/exact_628x390_a061e8c0510977e85b24972286058d96.png видеоролики: http://www.fixiki.ru/watch/9/180340/ http://www.fixiki.ru/watch/9/174245/ http://www.fixiki.ru/watch/9/46585/ http://www.fixiki.ru/watch/9/46301/ http://www.fixiki.ru/watch/9/32044/ http://www.fixiki.ru/watch/9/7506/ http://www.fixiki.ru/watch/9/407/ http://www.fixiki.ru/watch/9/401/ http://www.fixiki.ru/watch/9/92/ http://www.fixiki.ru/watch/9/91/ Журналы: «Информатика в школе», №5, 2012 г. «Информатика и образование», №9, 2007 г. «Информатика и образование», №12, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...