Экологический проект "Капелька"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Организация рационального использования вод — одна из наиболее важных современных проблем охраны и преобразования природы. Интенсификация промышленности и сельского хозяйства, рост городов, развитие экономики в целом возможны лишь при условии сбережения запасов пресной воды. Воду нельзя ничем заменить, этим она отличается практически от всех других видов сырья и топлива.
Воду может заменить только сама вода!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Капелька" | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 2065
Детский сад корпус № 11
НОМИНАЦИЯ «Экологические истории»
Проект «Капелька»
Москва 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ
Земля – одна из девяти планет Солнечной системы, и, как известно, только на Земле сложились такие удивительные условия, при которых стало возможным возникновение и развитие живых организмов. Тайна возникновения жизни так же затеряна в прошлом, как и тайна возникновения Солнца, планет и всей вселенной.
Известно только, что возникновение и развитие жизни на нашей планете было бы невозможным без солнечных лучей, согревающих наружную оболочку Земли, без тонкого слоя газовой атмосферы и без огромного количества химического вещества, называемого водой.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов и систем организмов (популяций, сообществ) друг с другом и со средой их обитания. Она пытается объяснить, почему те или иные растения и животные встречаются только в определённом месте; почему так много организмов одного типа и так мало другого; какие изменения могут вызвать их взаимодействия на данной территории; как функционируют биологические системы, как образуются и используются органические соединения в них, как происходит круговорот элементов и веществ в природе.
Основателем этой новой науки признан немецкий биолог Эрнст Геккель (Ernst Haeckel). В своей книге «Всеобщая морфология» ещё в 1866 году он писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы…это – учение о балансе между организмом и средой, предметом которого являются связи живых существ с неорганической и органической природой».
У слов экология и экономика – общий корень. Слово «Экология» образовано от греческого «oicos» – дом и «logos» – наука. Следовательно, это наука, изучающая наш «природный дом» и живые организмы «у себя дома». Слово «экономика» буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства. Вот почему, эти две науки должны идти рука об руку, способствуя сохранению и процветанию нашего Дома.
При этом очень важно понимать, что человека нельзя рассматривать отдельно от среды, в которой он обитает. Если мы хотим жить в согласии с Природой, то нам необходимо принимать её законы, не преступать определённые границы, и не изменять окружающую среду в соответствии со своими собственными потребностями.
Несмотря на высокий уровень технического развития, современная цивилизация продолжает (и будет) зависеть от природной среды, причём не только от её энергетических и материальных ресурсов, но и от её жизненно важных процессов, таких как круговорот воздуха и воды. Основные законы природы не потеряли своей силы, а лишь усложнили зависимость от них человека. От наших знаний этих законов и разумных действий, направленных на сохранение и улучшение окружающей среды, зависит существование и сохранение нашей цивилизации.
Экология представляет собой теоретическую основу охраны природы и рационального природопользования
Природопользование - это деятельность человеческого общества, направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природных ресурсов. Выделяют рациональное и нерациональное природопользование.
Нерациональное природопользование — это система природопользования, при которой в больших количествах и не полностью используются легко доступные природные ресурсы, что приводит к быстрому истощению их. В этом случае производится большое количество отходов и сильно загрязняется окружающая среда.
Рациональное природопользование — это система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды.
Вода́ (оксид водорода) — бинарное неорганическое соединение с химической формулой Н2O. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного — кислорода, которые соединены между собой ковалентной связью. При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеет цвета (в малом объёме), запаха и вкуса. В твёрдом состоянии называется льдом (кристаллы льда могут образовывать снег или иней), а в газообразном — водяным паром. Вода также может существовать в виде жидких кристаллов (на гидрофильных поверхностях).
Большая часть поверхности Земли покрыто водой, 96,5 % воды приходится на океаны с соленой водой, 1,7 % мировых запасов составляют пресные грунтовые воды и 1,7 % — ледники и ледяные шапки , небольшая часть находится в реках, озёрах и болотах, и 0,001 % в облаках (образуются из взвешенных в воздухе частиц льда и жидкой воды).
АКТУАЛЬНОСТЬ
Среди всех веществ имеющихся на Земле, вода занимает исключительное положение в природе и играет особо важную роль в жизни человека.
Значительное количество воды человек использует в своей повседневной жизни. Использованные воды, как правило, загрязнены, и если они не проходят специальной очистки, то загрязняют и природные воды – реки, озера, подземные воды.
Загрязненные природные воды ухудшают экологическую ситуацию в биогеоценозе, ведут к гибели существующих природных форм, в том числе и человека.
Вода играет исключительно важную роль в природе. Она создает благоприятные условия для жизни растений, животных, микроорганизмов. Вода остается жидкостью в температурном интервале, наиболее благоприятным для их жизненных процессов, для огромного количества организмов она является средой обитания. Уникальные свойства воды представляют неповторимую ценность для жизнедеятельности организмов. В водоемах вода замерзает сверху вниз, это имеет большое значение для обитающих в них организмов.
Вода играет огромную роль в жизнеобеспечении человека. Она используется им непосредственно для питья, хозяйственных нужд, как средство передвижения и сырья для получения промышленных и с/х продуктов, имеет рекреационное значение, велика ее эстетическая значимость. Таково далеко не полное перечисление роли воды в природе и жизни человека.
Научно-техническая революция сопровождается все большим потреблением водных ресурсов и загрязнением окружающей среды. Это обусловлено ростом объемов промышленной продукции, формированием новых очень водоемких отраслей производства и отсутствием очистных сооружений.
Одним из видов загрязнения водоемов является тепловое загрязнение. Электростанции, промышленные предприятия часто сбрасывают подогретую воду в водоем. Это приводит к повышению в нем температуры воды. С повышением температуры в водоеме уменьшается количество кислорода, увеличивается токсичность загрязняющих воду примесей, нарушается биологическое равновесие.
К числу наиболее вредных химических веществ относят нефть и нефтепродукты. В связи с ростом добычи, транспортировки, переработки и потребления нефти расширяются масштабы загрязнения природы. Нефть может попадать в воду в результате естественных ее выходов в районах залегания, но основные источники загрязнения связаны с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива и промышленного сырья. Первыми жертвами загрязнения нефтепродуктами морских пространств оказываются птицы. Их оперение, когда они садятся на поверхность воды, затянутой пленкой нефти, утрачивают свои теплоизоляционные свойства. Вскоре птица погибает в результате кровоизлияния и расстройств вызванных нарушением терморегуляции. Но не только птицы страдают от действия нефтепродуктов, поскольку пленка нефти препятствует насыщению воды кислородом, прекращается жизнедеятельность организмов, в частности планктона. Кроме того, некоторые компоненты нефти действуют как настоящие яды на морских беспозвоночных, в особенности на ракообразных и даже на рыб
Наиболее крупный потребитель воды — сельское хозяйство. Применение ядохимикатов на полях приводят к сильному химическому загрязнению водоемов вредными соединениями. Загрязнение водной среды происходит в результате прямого внесения ядохимикатов при обработке водоемов для борьбы с вредителями, поступления в водоемы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных угодий, при сбросе в водоемы отходов предприятий-производителей, а также в результате потерь при транспортировке, хранении и частично с атмосферными осадками.
Процессы урбанизации сопровождаются все большим потреблением воды для хозяйственно-бытовых нужд. Расход воды на одного человека в городе значительно выше, чем в сельской местности. Поэтому рост городского населения резко увеличивает использование воды для бытовых целей.
В целом в мире 71 % потребляемой воды расходуется сельским хозяйством, 23%—промышленностью и 6%—на коммунально-бытовые нужды.
Таким образом, все основные тенденции научно-технической революции приводят к росту использования ресурсов пресных вод, которые способствуют возникновению региональных и глобальных проблем, связанных с их истощением и загрязнением.
Затраты на сохранение и воспроизводство качества воды занимают первое место среди всех расходов человечества на охрану природы. Поэтому организация рационального использования вод — одна из наиболее важных современных проблем охраны и преобразования природы. Интенсификация промышленности и сельского хозяйства, рост городов, развитие экономики в целом возможны лишь при условии сбережения запасов пресной воды. Воду нельзя ничем заменить, этим она отличается практически от всех других видов сырья и топлива. Воду может заменить только сама вода!
Участники проекта:
Педагоги -3
Родители- 5
Воспитанники старшей группы «Смешарики» - 15
Ученики - 4
Цель проекта:
уточнить и расширить знания о значении воды в жизни всего живого, раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по ее охране и сбережении.
Задачи проекта:
– описать причины загрязнения водоемов;
– познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;
– показать необходимость бережного отношения к воде;
– выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.
Гипотезой исследования мы выдвигаем утверждение, что человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов и их берегов опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Педагог: организует образовательные ситуации, расширяет предметно пространственную развивающую среду, поддерживает инициативу детей в экспериментальной детской деятельности, инициирует и участвует в продуктивной деятельности детей, консультирует родителей, фиксирует результаты в сочинении историй детьми.
Дети: выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и опыты, самостоятельно фиксируют результаты, сочиняют истории, являются оформителями книги, изготавливают пластилиновых героев для мультфильма, активные участники акций.
Родители: участие в акции, экскурсии, участие в образовательной деятельности; участие в исследовании, анкетировании.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Срок реализации проекта- 6 недель (с 21.09.2015 по 31.10.2015 г.)
Подготовительный этап
п/п | Мероприятия |
1 | Подборка материала, пособий, литературы по теме. |
2 | Введение родителей в тему проекта |
3 | Составление анкеты, памяток для родителей. |
4 | Просмотр презентации «Что будет, если исчезнет вода». |
5 | Обогащение ППРС( для исследовательской деятельности, пополнение библиотеки энциклопедиями, фотографиями, плакатами т.д) |
6 | Решить вопрос об участии в проекте младших школьников |
7 | Разработка маршрута экскурсии. |
8 | Составление плана проведения проекта. |
9 | Заказ методического пособия по экологии «Юные экологи Москвы» |
Основной этап
Сроки проведения: 4 недели
сроки | Мероприятия |
2 неделя | Чтение художественной литературы : К. Паустовский «Поэзия дождя». Русская народная сказка «Снегурочка» ; Н. Абрамцева «Сказка о тумане. Загадки про лед, пар, снег, росу и т.д. |
Беседы с детьми: «Вода друг - вода враг», « Как я отдыхал на водоеме (море, речка)», «Для чего вода нужна?». | |
Проведение опытов и экспериментов : по теме «Вода - свойства, состояния». по теме «Вода - для растений». Оформление дневников наблюдений. | |
Рисование «Капелька- ты такая разная!». | |
Анкетирование родителей. | |
Дидактические игры: «Где живет вода?», «Для чего нужна вода», «Круговорот воды». | |
3 неделя | Чтение художественной литературы : В Бианки «Зеленый пруд»; русская народная сказка: «Иван Царевич и серый волк»; загадки про озеро, пруд, речку, море, ручей. |
Акция «Очистим берег пруда». Целевая прогулка на пруд. | |
Опыты: Рассматривание воды из пруда через микроскоп, изготовление фильтра, игры эксперименты «Тонет-не тонет», «Растворяется - не растворяется». Заполнение дневника наблюдений. | |
Составление рассказов детьми. | |
Сюжетно-ролевая игра « Туристы» . | |
Пластилинография «Аквариум» | |
Дидактические игры: «Кто где живет?». | |
Презентация: «Богатый водный мир». | |
4 неделя | Чтение художественной литературы: Н. Абрамцева «Сказка про речку». |
Рассказ о профессии эколога. | |
Опыты на тему: «Загрязнение воды через почву». «Грязный лед», Эксперимент «Масло и вода». Подведение итогов в дневнике наблюдений. | |
Прогулка младших школьников на автомойку. Рассказ ребятам дошкольникам о прогулке и проведенной акции. | |
Сюжетно-ролевая игра « Автомастерская» | |
Презентация «Загрязнение мирового океана». | |
Памятки для родителей « Правила поведения на природе» | |
5 неделя | Беседы детьми «Что будет, если вся вода исчезнет или будет загрязнена?», « Как мы экономим воду дома?». |
Рассказы детей, которые вместе с родителями считали сколько тратят воды за сутки? | |
Эксперимент: «Что быстрее отмыть?» (грязную тарелку после еды, или тарелку через 2 часа после еды). | |
Рисование знаков напоминаний и запрещающих знаков по теме «Экономьте воду», «Не загрязняйте водоемы» Акция: Мы вас научим (нарисованные знаки дарим детям других групп). | |
Памятки для родителей «10 способов экономии воды» | |
Изготовление макета с родителями в группе «Один пруд - два отношения» | |
6 неделя | Создание и оформление книги по результатам проекта (тексты фиксировались воспитателями и родителями). Оформление детскими иллюстрациями. |
Создание мультфильма по рассказу детей. | |
Показ мультфильма для детей ДО |
Ожидаемые результаты:
При условии реализации данного проекта, мы рассчитываем получить следующие результаты:
- изменится отношение к использованию природных ресурсов детьми и взрослыми;
- повысится уровень активности детей,
- вырастет самостоятельность в решении поставленных задач; - изменится стиль поведения детей и их родителей в природе.
Выводы: Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, что человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов и их берегов опасно для всего живого.
Оказывается, что взрослые и большинство воспитанников осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды и конечно счетчики на воду. Хотя есть семьи, которые не задумываясь тратят водные ресурсы. Есть семьи, которые используют водоемы не только для отдыха, рыбалки, прогулки, но и для бытовых нужд (моют автомобили, споласкиваю посуду, шампура, не всегда собирают за собой мусор на берегу водоемов, особенно в зимний период).
Во время работы над данным проектом мы достигли следующих результатов:
- были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей, ориентированные на диалогическое взаимодействие детей, родителей, педагогов и способствующие самопознанию, саморазвитию;
- повысили уровень экологического поведения детей и родителей.
Результат достигнут.
Список литературы:
- Природопользование: Учебник. Под редакцией проф. Э.А. Арустамова.
- Человек и среда его обитания. Хрестоматия. Под ред. Г.В. Лисичкина и Н.Н.Чернова.
- Ковинько "Секреты природы – это так интересно".
4. С.Н. Николаева "Воспитание экологической культуры".
5. Методическое пособие « Мы юные экологи Москвы».
Приложение: презентация и видеоролик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...