«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта»
статья по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение детский сад комбинированного вида «Антошка»
Дятьковского района
«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта»
Воспитатель
первой квалификационной категории
Хазеева Жанна Викторовна
г. Дятьково
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Детство — это самый первый и главный этап становления личности. Очень важным моментом на этом этапе является формирование начал экологической культуры. Ребенка необходимо научить правильно относиться к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Начинать обучение необходимо с самого раннего детства. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Дети, особенно малыши, намного больше уделяют внимания тому, что их окружает, и замечают намного больше, чем взрослые. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном итоге, любовь к Отечеству. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Работая в экологическом направлении несколько лет с детьми, не раз замечаешь их равнодушие к окружающему миру природы. Мало кто из них умел любоваться и восхищаться разноцветными красками окружающей природы. За годы моей работы я поняла, что суровая проза жизни заставляет человечество решать экологическую проблему выживания людей на нашей планете Земля. И решать эту проблему надо именно начинать с раннего детства, формировать у детей экологическую культуру поведения, то есть развивать эмоционально – положительное отношенин к природе.
Показать ребенку всю красоту природы и научить видеть её дело сложное. Для этого педагог должен сам жить в гармонии с природой. Дети очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.
В своей группе я провожу работу по экологическому воспитанию дошкольников. Вместе с ребятами мы создали уголок природы. В нём дети знакомятся с комнатными растениями и учатся ухаживать за ними. Также своё место в живом уголке занимает мини – огород, здесь каждый сам выращивает лук, рассаду цветов для клумб.
Ещё у детей одним из любимых уголков нашей группы является мини – лаборатория. Здесь можно превратиться в учёного, провести опыты, эксперименты.
Совместными усилиями детей и родителей, мы создали мини – музей «Морские обитатели». Здесь каждый познакомится с разнообразием подводного мира и его значимостью для всего живого на планете, со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира. Научится взаимодействовать с природными объектами, сформирует навыки исследовательской деятельности, научится работать с природным материалом. Всё это в свою очередь поможет развить умение сравнивать и анализировать, воображать и размышлять в процессе наблюдения, исследования природных материалов, обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире, развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Для решения задач экологического воспитания и развития в своей группе я опираюсь на программу: «Юный эколог» С. Н. Николаевой.
Экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольного воспитания и обучения. Используя художественную литературу в сочетании с малыми формами фольклора, вызывает у детей разные чувства – переживание, восхищение, нежность, восторг. Загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки позволяют помочь детям в занимательной форме определить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, повадки животных.
Чтение сказок одна из обязательных составляющих экологического воспитания детей. Дети любят слушать сказки про животных и также показывать их быть артистами. Это помогает для формирования у детей правильной речи, пополняет и активизирует словарь и развивает память и мышление.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью в работе с семьей считаю – достижение единства в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. У нас с родителями одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Задача воспитателей и родителей – подвести его к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранить и приумножить её красоту!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта
Статья из опыта работы...
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань э...
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта
Главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, ...
консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...
консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...
консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...
консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...