путешествие по уралу, подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
конспект занятия по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_uralu_.docx | 35.61 КБ |
prezentatsiya_k_uralu.pptx | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
дошкольное учреждение
детский сад комбинированного вида № 511
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Путешествие по Уралу»
Подготовительная группа
Выполнила воспитатель:
Екатеринбург
Интеграция областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Цели:
- Обобщить представление детей о родном крае, о его богатствах.
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; - Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи:
- Уточнить и обобщить, пополнить знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Проверить знания детей о народно-прикладных промыслах Урала, о писателях и поэтах Урала.
- Развивать самостоятельность в продуктивной деятельности при реализации замысла поделки, развивать мелкую моторику рук;
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Расширить знания детей о флоре и фауне Урала.
- Познакомить с культурой и традициями Урала.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Материал:
- Портрет П.П.Бажова;
- Экспонаты камнерезного искусства;
- Минералы и камни Урала;
- Фотографии города Екатеринбурга и природы Урала;
- Символика г. Екатеринбурга и Свердловской области
Предварительная работа:
- Чтение сказов, произведений, стихов поэтов и писателей Урала;
- Д/И «Собери герб»; по сказам Бажова П.П.
- Экскурсия в мини-музей группы «Уралочка »;
- Беседы с детьми по темам: «Животные Урала», «Березонька - красавица» Рисование рисунков, активное участие детей в играх – ситуациях.
Словарная работа:
- камнерезное искусство, герб, щит, минералы, малахит, горный хрусталь, опал, агат активизировать слова «крылатка», «полезные ископаемые».
Оборудование:
- Выставки рисунков по сказкам: «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка».
- Видео-презентация « Путешествие по Уралу», ноутбук, мультимедиа.
- Магнитная доска, карта - маршрут, письмо, наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о деревьях», «Расскажите детям о птицах», фотографии «Уральские леса», «Горы», перья птиц из бумаги, запись «Голоса русского леса», листы бумаги на каждого ребенка, карточки «Лесные правила».
- Коллекции минералов, иллюстрации «Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни», изделия из камней, шкатулка, сувениры, музыкальное сопровождение.
- Бумага по количеству детей,
- Сухие листья, семена растений
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Ребята, проходите. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному краю. Кто знает, как наш край называется?
Дети: Урал
Воспитатель: Верно, Урал.
На Урале самоцветы,
Самоцветен весь Урал.
Я хочу, чтобы об этом
Ты немного тоже знал. (Р.А. Дышаленкова)
Воспитатель:
Верным помощником в нашем путешествии нам будет карта - маршрут (показывает магнитную доску с размещенной на ней картой).
Итак, отправляемся в путь. Отгадайте загадку:
Оно весной нас веселит,
А летом жарким холодит.
Осенью питает,
Зимой согревает.
Что это такое?
Воспитатель выслушивает ответы детей деревья, кусты и т.д.
Воспитатель:
Правильно, это дерево. Красивы уральские леса. Посмотрите, первая остановка на нашей карте - «Лесная».
Дети смотрят презентацию
Воспитатель:
А знаете ли вы, какие деревья растут в наших лесах?
(выслушивает ответы детей)
Сейчас я буду загадывать вам загадки о деревьях, а вы попробуйте их отгадать. Отгадаете правильно - наш «волшебный телевизор» покажет это дерево. Будьте внимательны. Первая загадка:
Осень тихая настанет
Красок дереву добавит.
Листья расписные.
Желтые, резные.
А крылатки - семена
Разлетятся кто куда.
Дети: Клен
Воспитатель:
Правильно, это клен.
О каких семенах клена говорилось в загадке? (выслушивает ответы детей)
Верно, о крылатках. Сможете ли вы найти их среди других семян в моей корзинке? Иди, Оля, найди крылатки клена. Правильно, ребята? Попробуем угадать, какие еще деревья растут в наших лесах, и подберем к ним семена (обращаемся к презентации).
У меня длинней иголки, Клейкие почки,
Чем у елки, Зеленые листочки
Очень прямо я расту С белой корой
В высоту. Стоит под горой.
Если я не на опушке, (Береза)
Ветки только на макушке.
(Сосна)
Я из крошки — бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней И белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(дуб)
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Все деревья угадали и правильно назвали их семена. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Скажи, какой?» У меня на столе лежат, опавшие с разных деревьев, листья. Нужно будет угадать, с какого они дерева и назвать их (дает образец: это лист осины — осиновый; просит по очереди назвать листья деревьев; выставляет их на магнитную доску).
Воспитатель:
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Посмотрите, карта приглашает нас продолжить путешествие. Как вы думаете, как
называется следующая остановка?
(выслушивает ответы детей)
Воспитатель:
Остановка — «Птичья».
Хранит уральский лес чудес немало.
И их нам показать готов.
Хочу, чтоб здесь светлее стало
От звонких птичьих голосов
(звучит запись голосов птиц)
Воспитатель:
Ребята, вы очень много знаете о птицах. Попробуем стать настоящими лесными
следопытами — узнаем по загадкам, что за птицы живут в наших Уральских лесах. А в качестве подсказки я буду использовать картинки. Смотрите и слушайте внимательно.
(демонстрирует по очереди перья, Читает загадки, выставляет отгадки — изображение птиц на магнитную доску).
Непоседа пестрая, Днем спит,
Птица длиннохвостая, Ночью летает
Птица говорливая, И мышей хватает.
Самая болтливая. (Сова)
(Сорока)
Длинноногий, длинношеий, Это хищник И злодей.
Длинноклювый. телом серый, Берегись его когтей!
А затылок яркий, красный, Камнем падает с небес -
Бродит по болотам грязным. Улетайте птички в лес!
Клином осенью летит Острый клюв и зоркий взгляд.
И протяжно так кричит. Распугал он всех зверят!
(Журавль) (Ястреб)
Воспитатель:
Молодцы, справились с заданием. Посмотрите, сколько птиц вокруг. Как вы думаете, а что им всем помогает летать?
(выслушивает предположения детей)
Воспитатель:
Верно, летать им помогают крылья и хвост. А еще невидимка — воздух. Давайте сейчас попробуем это доказать. В полете, птица раскрывает крылья и расправляет хвост. Так она опирается на воздух. У каждого из вас под стулом лежит лист бумаги. Возьмите его в руки. Теперь поднимите лист над головой и отпустите. Как лист падал — быстро или медленно, плавно? Почему? (выслушивает ответы детей: легкий, тонкий, большой)
Воспитатель:
Верно, лист опускался медленно, потому что опирался на Невидимку - воздух, как и птицы своими крыльями. А теперь скомкаем лист бумаги и вновь попробуем отпустить его. Что получилось теперь? Как падал лист? Как вы думаете, почему он упал быстро? (выслушивает ответы детей: круглый, тяжелый, маленький )
Верно, скомканный лист стал маленьким и не смог опираться на воздух. Когда птица хочет опуститься на землю, она складывает крылья и хвост, как веер, а значит, Перестает опираться на Невидимку — воздух.
А теперь немного отдохнем — сделаем лесную зарядку.
Физ. минутка.
Дети по лесу гуляли, (маршируют на месте)
За природой наблюдали. (прикладывают ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимают голову вверх)
И их лучики согрели. («тянуться к солнышку»)
Бабочки летали, (делают взмахи руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (топают)
Хорошо мы погуляли (маршируют на месте)
И немножечко устали! (садятся на стульчики)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите побольше, о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать лесные правила. Назовете их — раскрою я перед вами сокровищницу Уральских гор»
Воспитатель:
Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу.
Ответы детей.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом Дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай мусор с травки убирать. Зря Цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, карта предлагает нам продолжить путешествие. Следующая остановка — «Горная».
Воспитатель:
Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни?
(выслушивает ответы детей: на улице, в горах, в лесу, в реке.)
Воспитатель:
Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (обращаются к презентации - картинки Уральских гор).
Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые». Скажи, Саша. Повтори, Даша. А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку? Как их добывают? Правильно машины - помощники.
(выслушивает ответы детей: уголь, гранит, мрамор; по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых и машины, которые помогают людям)
Воспитатель:
Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Потому — то и ценились они издавна людьми. Называются они драгоценными. Ребята, какие драгоценные камни вы знаете?
(выслушивает ответы детей, демонстрирует их на слайдах-иллюстрациях)
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, вот Хозяйка Медной горы нам показывает свои сокровища. (приглашает детей посмотреть на экран, на котором размещены коллекции минералов, иллюстрации, фотографии).
Откуда этот камень — самоцвет.
То розовый, то красный, то зеленый,
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной?
Откуда этот ветер смоляной?
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Скажите, как мы называем людей, которые изучают горы?
(ответы детей - геологи, скалолазы и т.д.)
Посмотрите, есть у нас образец гор и не хватает ученых, которые изучают эти горы. Но горы наши маленькие и геологи должны быть маленькими. Какой материал поможет нам сделать геологов.
(ответы детей: пластилин, картон и т.д.)
Давайте мы их сделаем из пластилина, тогда они будут как настоящие. Предлагаю вам разделиться на пары, чтобы сделать работу интересней.
Воспитатель:
Вот как много разных камней. Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).
Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце,
маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы
«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие. Скажите ребята, а кто автор этих сказов.
Дети: П. Бажов
Ребята, посмотрите, открылась наша волшебная шкатулка. А в ней подарки от Хозяйки Медной горы (раздаст детям подарки).
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мыс тобой живем... (В. Степанов)
Воспитатель:
Спасибо тебе, Медной горы Хозяйка. Ребята, понравились вам подарки? На каких остановках мы сегодня были? О чем с вами говорили? (выслушивает ответы детей).
Вот как много вы знаете о природе Уральской. Молодцы. Посмотрите, наша карта
показывает, что осталась последняя остановка — детский сад. Это значит, что пора
возвращаться в группу. Наше путешествие закончилось.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урал
Станция Лесная Prezentacii.com
Деревья
Станция Птичья
Станция Горная Prezentacii.com
Уральские горы Prezentacii.com
utt Геологи
Турмалин – залог здоровья Барит для изготов бумаги, резины
Павел Бажов
Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы растем, И березки, вдоль которых, Взявшись за руки, идем. Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом . И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край, где мыс тобой живем... (В. Степанов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр "Путешествие в сказку" (подготовительная группа)
Конспект занятия по математике для закрепления материала по теме "Количество и счёт". Занятие помогает закрепить: знания детей о порядковом счёте; умение увеличивать и уменьшать числа в пределах перво...
сценарий праздника "Новогоднее кругосветное путешествие" для детей подготовительной группы
Каждый под Новый год ждёт чудес и подарков, а что говорить о детворе? Этот праздник поможет вам совершить необычное путешествие по разным странам вместе с Дедом Морозом, встретиться с друзьями, любимы...
Конспект занятия: «Здравствуй мир» Тема: «Путешествие в Африку» Подготовительная группа. Программа "школа 2100"
Программа «Школа 2100» реализует технологию проблемно-диалогического обучения, которое обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально о...
конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа
Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...
Конспект занятия - путешествия в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Устюг"
Конспект занятия по обучению грамоте. В качестве иллюстраций сделала компьютерную презентацию с иллюстрациями различных дедов Морозов, их помощников, с фото Устюга и новогодним поздравлением для ребят...
План-конспект Игры-путешествия с детьми подготовительной группы Тема: «Волшебное путешествие в эпоху гусар»
Цель: Вызвать познавательный интерес к городу, осознание ценности памятников истории и культуры.Задачи:Образовательные:- актуализировать знания детей о достопримечательностях своего города...
Конспект занятия - путешествия в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Великий Устюг"
Конспект занятия - путешествия в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Великий Устюг"Задачи:совершенствовать умение определять твердый и мягкий сог...