НОД "Познавательное развитие" на тему: "Краски осени"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель данной образовательной деятельности состоит в закреплении представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraski_oseni_nod.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
Цель: - закреплять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;
-расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают;
-учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
-развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь, словарь( кромка, хлорофилл);
- закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения , делать выводы(рассуждать, доказывать, выстраивать суждения, устанавливать причинно-следственные связи);
- продолжать развивать память, внимание, мышление через игру и игровые упражнения;
-исследовать природное явление листопад, строение листа, сделать вывод о наличие зеленого вещества в листьях через опыт;
-в ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы;
- воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Формы организации познавательной деятельности: - групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Оборудование и материалы:
Колокольчик, гелевый шарик, письмо, сундучок, карта маршрута, таблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, 2 коробочки(с сухими и свежими листьями), белая ткань сложенная пополам, кубик деревянный, листья крупные и мелкие, разные по форме, коробки, пищевой краситель, молоко, жидкое мыло, «волшебный мешок», кисточки, гуашь, фрукты.
Предварительная работа: - сбор листьев разной формы с разных деревье; - наблюдение за падающими листьями;
- беседа об осени;
- чтение художественной литературы « Лес осенью» А.Твардовский, стихи об осени А.С. Пушкина, А.И. Бунина;
- изучение пословиц и поговорок об осени;
- слушание музыки и пение песенок об осени;
- рассматривание иллюстраций и изображений осени;
- рисование на занятиях по изо деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев, листьев;
- конструирование « листочка», аппликация «ветка дерева»;
- наблюдение за деревьями на прогулке;
- поделки из природного материала дома и в детском саду.
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдений, делают выводы , учатся рассуждать, доказывать, устанавливают причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, творческих и познавательных задач.
Ход непосредственно- образовательной деятельности:
Воспитатель: звенит колокольчиком
-Мой звоночек звенит заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вокруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. ( закроем глазки раз, раз , два, три. Волшебство скорей
прийди.)
Появляется шарик на котором привязано письмо, написанное лимонным соком.
Воспитатель: ловит шарик и удивляется –Что это?
Дети: предлагают варианты действия ( давайте посмотим?).
Воспитатель: - Это чистый лист. Я ничего не вижу. Ну и что это может быть? ( ответы детей, предполагают что это тайное письмо)
Воспитатель: - А разве бывают такие письма?
Дети: - Да такие письма могут быть написаны секретными чернилами( лимон или крахмал).
Воспитатель: - А как же быть? Как узнать что написано?
Ответы детей: - Развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель: - Есть у нас такая водичка!
Ответы детей: - Давайте посмотрим. ( ребенок смачивает письмо йодовой водичкой)
Появляется надпись « СУНДУК».
Воспитатель: -Посмотрите что то появляется. Что это?
Ответы детей: - дети читают.
Воспитатель: - Оказывается это письмо с секретом. Вы поняли что надо найти? ( создает проблемную ситуацию). Дети, находят сундук, открывают его и достают карту, но не знают от кого она. Загадка на дне сундука, которая подскажет от кого она. Отгадывают загадки.
Воспитатель: -Знаю, знаю наперёд,
Вы смекалистый народ
Отгадайте – ка ребятки
Интересную загадку.
Ответы детей: Осень.
Воспитатель: (а вот письмо от осени).
Дорогие ребята! Одни говорят, что осень заканчивается , другие , что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте мне, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет. Представьте, доказательства, а в этом вам поможет карта.
Вопрос конечно интересный. Что вы скажете ребята?.
Ответы детей: пойдем искать доказательства.
Пункт 1: ( на карте желтый лист, дети находят и берут по листочку)
Задание: -назвать приметы осени, которые определяют времена года.
- день короче ,а ночь длиннее;
-небо серое, хмурое;
-часто идет дождь;
-перелетные птицы улетают на юг;
- на деревьях и кустарниках желтеют листья, они опадают, начинается листопад;
- дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, а некоторые ложатся в
спячку.
- люди одели теплую одежду;
- собирают урожай;
- осенние месяцы называются: сентябрь, октябрь, ноябрь;
Сентябрь – рябинник. Как вы думаете почему? ( появляется в это время рябина)
Октябь- листопадник ( опадают листья).
Ноябрь – зимник. ( становиться холодно как зимой).
Воспитатель: Ребята, вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки – что это?
Ответы детей: - дождь, снег, туман.
Воспитатель: А как вы думаете можно узнать какая будет погода?
Ответы детей: - посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.
Пункт 2: ( красный лист, дети находят, берут по листочку).
Дети называют приметы осени , которые определяют погоду.
- Облака редкие будет- ясно и холодно;
- много рябины –к дождливой осени и холодной зиме;
- высоко перелётные птицы летают осенью- так снегу много будет, а низко –мало снегу будет;
- листья берёзы начинают желтеть с верхушки ждите ранней, а если с низу поздней зимы;
-теплая осень – к долгой зиме;
- у зайцев шерсть забелела – зима близко;
- если орехов много , а грибов совсем нет –зима будет суровая и снежная;
- большие муравьиные кучи – к мягкой зиме;
- белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.
Воспитатель: - Дети, вы много назвали интесных примет, позволяющих предсказывать погоду.
Пункт 3 ( оранжевый лист, дети находят и берут по листочку).
Поговорки об осени.
- красна весна цветами, а осень пирогами;
- осень – время собирать урожай;
- красная ягодка, да на вкус горька;
- сентябрь пахнет яблоками , а октябрь капустой;
- осенью и воробей богат;
- ноябрь зима с осенью борется;
- осенью ложка воды , ведро грязи.
Воспитатель: Молдцы! Ребята много примет знаете об осени.
Массаж спины : « Дождик».
Дождик бегает по крыше – бом , бом, бом ( хлопаем ладонями);
По весёлой звонкой крыше – бом, бом, бом ( постукиваем пальчиками);
Дома , дома сидите – бом , бом, бом ( поколачиваем кулачками);
Никуда не выходите- бом, бом, бом ( растираем ребра ладонями);поворачиваемся 180 градусов и повторяем массаж.
Воспитатель: - Проходила я мимо участка, там так красиво деревья в разных красках. Не вы их раскрашивали?
- А вы задумывались почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают?
И как они опадают?
Ответы детей: -листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Пункт 4 ( на карте гриб, и решают что бы они хотели выяснить).
Исследование 1( нарисована лупа и лист).
Исследование 2( нарисован зеленый лист).
Исследование 3( нарисован большой и маленький листок).
Исследование 4 ( нарисованы две коробки).
Воспитатели: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы?
Ответы детей: Нужно провести опыты в лаборатории.
Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Ответы детей: Листья не только украшают дерево, но и благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос: А вам интересно узнать как устроен лист?
Ответы детей: Интерестно.
Воспитатель: А для того чтобы лучше рассмотреть листок чем нужно воспользоваться?
Ответы детей: Воспользуемся увеличительными приборами Лупа или микроскоп.
Исследование 1: строение листа с помощью лупы.
Рассмотрим сначало черенок – это часть, которая соединяет лист с веткой. Затем верхнюю поверхность листа. Видите жилки –тонкие трубочки, которые идут от черенка по всему листу , через эти жилки листок питается влагой.
Край листа называется « кромка». Рассмотрите. Верхушка листа бывает острой или округлой . Рассмотрите и скажите какая она у вашего листа.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
Проблемный вопрос : Почему осенью листья изменяют окраску и опадают.?
Воспитатель: - А почему же листья желтеют осенью? Дело в том что листья имеют зеленый цвет благодаря зелёному веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вщество.
Исследование 2: « Почему лист зеленый?»
Дети предполагают.
Воспитатель: - Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутой пополам кусочка белой ткани. Теперь кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Ответы детей: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель: Это зеленое вещество и есть хлорофилл, оно и окрашивает лист в зеленый цвет.
Вывод детей: Когда наступает осень и становиться холоднее и меньше солнечного света это вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист и меняет свой цвет.
Воспитатель: - Какого цвета бывают листья осенью?
Ответы детей: -оранжевые, красные , коричневые, желтые.
Исследование 3: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка , в том месте, где он прикреплен к ветке. Осенью в основании черешка , где он прикреплен к ветке, появляются пробковый слой. Он как перегородка отделяет черешок от ветки.
Эксперимент: « Как листья падают».
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по –разному. Давайте проведем эксперимент , для того , что бы выяснить , какие листья падают быстро, а какие медленно.
Для этого возьмите в руки лист и встаньте. Поднимите руку с листком вверх и выпустите его.
Воспитатель: Пока лист летел что вы заметили?
Ответы детей: быстро или медленно он падал, летел прямо в низ или кружился.
Воспитатель: Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Выводы детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружаться. А мелкие быстрее и кружаться.
Исследование 4: Что же случилось с опавшими листьями?
Ответы детей: Они высыхают.
Воспитатель: А вы сумеете определить шелест сухих и только что опавших листьев на слух?
Ответы детей: Да.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
Пункт 5: ( волшебный листочек).
Воспитатель: По дороге золоченой
Осень в гости к нам пришла.
И мальчишкам и девченкам
Щедрый дар она несет.
Что за дар?
Дети находят мешочек с фруктами и садятся на коврик.
- Тише, тише, тишина
Сказка в гости к нам пришла.
Вы ребята не шумите,
Сказку нам вы не спугните.
Воспитатель: Жила была волшебница, и звали ее осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке, хранит она свое главное волшебную кисточку- именно она позволяет ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает свои дары, но она забыла у нас свою кисть и дары остались не разукрашенными.
Воспитатель: - Что делать не знаю? Вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам необходимы кисточки из волшебного мешочка , белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель и жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко капельку красного красителя и желтого, опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваются.
Дети раскрашивают образцы самостоятельно.
Воспитатель: Вы ребята молодцы много знаете об осени. Вы собрали много примет об осени. Что же нам с ними делать?
Ответы детей: Подарить Осени.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №26»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:
« Краски осени».
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №26»
Бирюкова Татьяна Алексеевна-
Первая квалификационная категория
Арзамас, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для средней группы, тема: «Краски Осени»
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для средней группы, тема: «Краски Осени»...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по лексической теме «Краски осени».
Занятие проводилось в логопедической группе, с использованием ИКТ....
Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему «Краски осени" для детей подготовительной к школе группы
Мною выбрана интеграция различных образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.Занятие имеет определенную структуру, выделяются тр...
Развитие речи в подготовительной группе. Тема: «Краски Осени»
Развитие речи в подготовительной группе.Тема: «Краски Осени»Задачи:Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях.Закрепление умения рассказывать по мнемотабл...
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Краски осени». Нетрадиционное рисование
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.Задачи:- развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные методы рисования при помощи печати листьями;-...
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (1 ранняя группа «А») Куковерова Н.В. Тема: «Краски осени» Тема недели: «Моя семья. Наши любимцы» Воспитание внимательного отношения к близким людям; расширение представлений о дома
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (1 ранняя группа «А») Куковерова Н.В.Тема: «Краски осени»...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему "Краски осени"
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему "Краски осени"...