НОД "Познавательное развитие" на тему: "Краски осени"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Цель данной образовательной деятельности состоит в закреплении представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraski_oseni_nod.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Цель: - закреплять представления детей  о характерных признаках осени и осенних       явлениях;              

                    -расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают;

         -учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:        

-развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание,  связную речь, словарь( кромка, хлорофилл);

- закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения , делать выводы(рассуждать, доказывать, выстраивать суждения, устанавливать причинно-следственные связи);

- продолжать развивать память, внимание,  мышление через игру и игровые упражнения;

-исследовать природное явление листопад, строение листа, сделать вывод о наличие зеленого вещества в листьях через опыт;

-в ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы;

- воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Формы организации познавательной деятельности: -  групповая;

        -  подгрупповая;

        - индивидуальная.

Оборудование и материалы:

    Колокольчик, гелевый шарик, письмо,  сундучок, карта маршрута, таблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, 2 коробочки(с сухими и свежими листьями), белая ткань сложенная пополам, кубик деревянный, листья крупные и мелкие, разные по форме, коробки, пищевой краситель, молоко, жидкое  мыло, «волшебный мешок», кисточки, гуашь, фрукты.  

Предварительная работа: - сбор листьев разной формы с разных деревье;                                                                                                                                                - наблюдение за падающими листьями;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

-  беседа об осени;

- чтение художественной литературы « Лес осенью» А.Твардовский, стихи об осени А.С. Пушкина, А.И. Бунина;

- изучение пословиц и поговорок об осени;

- слушание музыки и пение песенок об осени;

- рассматривание иллюстраций и изображений осени;

- рисование  на занятиях по изо деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев, листьев;

- конструирование « листочка», аппликация «ветка дерева»;

- наблюдение за деревьями на прогулке;

- поделки из природного материала дома и в детском саду.

Ожидаемый результат:

    Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдений, делают выводы , учатся рассуждать, доказывать, устанавливают причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, творческих и познавательных задач.

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

Воспитатель: звенит колокольчиком

                        -Мой звоночек звенит заливается

                        И ребята вокруг собираются

                        Собрались все дети вокруг        

                        Ты мой друг и я твой друг

                       Вместе за руки возьмемся

                       И друг другу улыбнемся. ( закроем глазки раз, раз , два, три. Волшебство скорей    

                                                                                                                                    прийди.)

Появляется шарик на котором привязано письмо, написанное лимонным соком.

Воспитатель:  ловит шарик и удивляется –Что это?

Дети: предлагают варианты действия ( давайте посмотим?).

Воспитатель: - Это чистый лист. Я ничего не вижу. Ну и что это может быть? ( ответы детей, предполагают что это тайное письмо)

Воспитатель: - А разве бывают такие письма?

 Дети: - Да такие письма могут быть написаны секретными чернилами( лимон или крахмал).

Воспитатель: - А как же быть? Как узнать что написано?

  Ответы детей: - Развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.

 Воспитатель: - Есть у нас такая водичка!

 Ответы детей: - Давайте посмотрим. ( ребенок смачивает письмо йодовой водичкой)

                                Появляется надпись « СУНДУК».

  Воспитатель: -Посмотрите что то появляется. Что это?

 Ответы детей: - дети читают.

Воспитатель: - Оказывается это письмо с секретом. Вы поняли что надо найти? ( создает проблемную ситуацию). Дети, находят сундук, открывают его и достают карту, но не знают  от кого она. Загадка на дне сундука,  которая подскажет от кого она. Отгадывают загадки.

Воспитатель: -Знаю, знаю наперёд,

                        Вы смекалистый народ

                        Отгадайте – ка ребятки

                       Интересную загадку.

Ответы детей:   Осень.

Воспитатель: (а вот письмо от осени).

                Дорогие ребята! Одни говорят, что осень заканчивается , другие , что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте мне, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет.  Представьте, доказательства, а в этом вам поможет карта.

  Вопрос конечно интересный. Что вы скажете ребята?.

Ответы детей: пойдем искать доказательства.

Пункт 1: ( на карте желтый лист, дети находят и берут по листочку)

                Задание: -назвать приметы осени, которые определяют времена года.

                - день короче ,а ночь длиннее;

               -небо серое, хмурое;

               -часто идет дождь;

              -перелетные птицы улетают на юг;

               - на деревьях и кустарниках желтеют листья, они опадают, начинается листопад;

               - дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, а некоторые  ложатся в  

               спячку.

              - люди одели теплую одежду;

              - собирают урожай;

             - осенние месяцы называются: сентябрь, октябрь, ноябрь;

 Сентябрь – рябинник. Как вы думаете почему? ( появляется в это время рябина)

Октябь-  листопадник ( опадают листья).

Ноябрь – зимник. ( становиться холодно как зимой).

Воспитатель:  Ребята, вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки – что это?

 Ответы детей: - дождь, снег, туман.

Воспитатель: А как вы думаете можно узнать какая будет погода?

Ответы детей: - посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.

Пункт 2: ( красный лист, дети находят,  берут по листочку).

Дети называют приметы осени , которые определяют погоду.

              - Облака редкие будет- ясно и холодно;

              - много рябины –к дождливой осени и холодной зиме;

              -  высоко перелётные птицы летают осенью-  так снегу много будет, а низко –мало снегу будет;

              - листья берёзы начинают желтеть с верхушки ждите ранней, а если с низу поздней зимы;

              -теплая осень – к долгой зиме;

             - у зайцев шерсть забелела – зима близко;

             - если орехов много , а грибов совсем нет –зима будет суровая и снежная;

             - большие муравьиные кучи – к мягкой зиме;

             - белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.

Воспитатель:  - Дети, вы много назвали интесных примет, позволяющих предсказывать погоду.

Пункт 3 ( оранжевый лист, дети находят и берут по листочку).

    Поговорки об осени.

-  красна весна цветами, а осень пирогами;

- осень – время собирать урожай;

- красная ягодка, да на вкус горька;

- сентябрь пахнет яблоками , а октябрь капустой;

- осенью и воробей богат;

- ноябрь зима с осенью борется;

- осенью ложка воды , ведро грязи.

Воспитатель: Молдцы! Ребята много примет знаете об осени.

Массаж спины : « Дождик».

Дождик бегает по крыше – бом , бом, бом ( хлопаем ладонями);

По весёлой звонкой крыше – бом, бом, бом ( постукиваем пальчиками);

Дома , дома сидите – бом , бом, бом ( поколачиваем кулачками);

Никуда не выходите- бом, бом, бом ( растираем ребра ладонями);поворачиваемся 180 градусов и повторяем массаж.

Воспитатель: - Проходила я мимо участка, там так красиво деревья в разных красках. Не вы их раскрашивали?

- А вы задумывались почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают?  

   И как они опадают?

Ответы детей: -листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Пункт 4 ( на карте гриб, и решают что бы они хотели выяснить).

  Исследование  1( нарисована лупа и лист).

  Исследование  2( нарисован зеленый лист).

  Исследование  3(  нарисован большой и маленький листок).

 Исследование 4 ( нарисованы две коробки).

Воспитатели: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы?

Ответы детей: Нужно провести опыты в лаборатории.        

Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Ответы детей: Листья не только украшают дерево, но и благодаря листьям дерево дышит.

Проблемный вопрос: А вам интересно узнать как устроен лист?

Ответы детей: Интерестно.

Воспитатель: А для того чтобы лучше рассмотреть листок чем нужно воспользоваться?

Ответы детей: Воспользуемся увеличительными приборами Лупа или микроскоп.

Исследование 1: строение листа с помощью лупы.

 Рассмотрим сначало черенок – это часть, которая соединяет лист с веткой. Затем верхнюю поверхность листа. Видите жилки –тонкие трубочки, которые идут от черенка по всему листу , через эти жилки листок питается влагой.

Край листа называется « кромка». Рассмотрите. Верхушка листа бывает  острой или округлой . Рассмотрите и скажите какая она у вашего листа.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос : Почему осенью листья изменяют окраску и опадают.?

Воспитатель: - А почему же листья желтеют осенью? Дело в том что листья имеют зеленый цвет благодаря зелёному веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вщество.

Исследование 2: « Почему лист зеленый?»

Дети предполагают.

Воспитатель: - Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутой пополам кусочка белой ткани. Теперь кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

Ответы детей: На ткани появились зеленые пятна.

Воспитатель: Это зеленое вещество и есть хлорофилл, оно и окрашивает лист в зеленый цвет.

Вывод детей: Когда наступает осень и становиться холоднее и меньше солнечного света это вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист и меняет свой цвет.

Воспитатель: - Какого цвета бывают листья осенью?

Ответы детей: -оранжевые, красные , коричневые, желтые.

Исследование 3:    Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка , в том месте, где он прикреплен к ветке. Осенью в основании черешка , где он прикреплен к ветке, появляются пробковый слой. Он как перегородка отделяет черешок от ветки.

Эксперимент: « Как листья падают».

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по –разному. Давайте проведем эксперимент , для того , что бы выяснить , какие листья падают быстро, а какие медленно.

 Для этого возьмите в руки лист и встаньте. Поднимите руку с листком вверх и выпустите его.

Воспитатель: Пока лист летел что вы заметили?

Ответы детей:  быстро или медленно он падал, летел прямо в низ или кружился.

Воспитатель: Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Выводы детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружаться. А мелкие быстрее и кружаться.

Исследование 4: Что же случилось с опавшими листьями?

Ответы детей:  Они высыхают.

Воспитатель:  А вы сумеете определить шелест сухих и только что опавших листьев на слух?

Ответы детей: Да.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Пункт 5: ( волшебный листочек).

Воспитатель:  По дороге золоченой

                           Осень в гости к нам пришла.

                           И мальчишкам и девченкам

                           Щедрый дар она несет.

                           Что за дар?

Дети находят мешочек с фруктами и садятся на коврик.

- Тише, тише, тишина

Сказка в гости к нам пришла.

Вы ребята не шумите,

Сказку нам вы не спугните.

Воспитатель: Жила была волшебница, и звали ее осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.

В волшебном мешочке, хранит она свое главное волшебную кисточку- именно она позволяет ей творить множество чудес.

Как красиво Осень раскрашивает свои дары, но она забыла у нас свою кисть и дары остались не разукрашенными.

Воспитатель: - Что делать не знаю? Вам хочется стать волшебниками?

Для этого нам необходимы кисточки из волшебного мешочка , белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?

Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель и жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко капельку красного красителя и желтого, опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваются.

Дети раскрашивают образцы самостоятельно.

Воспитатель:  Вы ребята молодцы много знаете об осени. Вы собрали много примет об осени. Что же нам с ними делать?

 Ответы детей: Подарить Осени.

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №26»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:

« Краски осени».

                                                                      Выполнила:

                                                                 Воспитатель МБДОУ «Детский сад №26»                              

Бирюкова Татьяна Алексеевна-

Первая квалификационная категория

                                           

                                                        Арзамас, 2015                            

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для средней группы, тема: «Краски Осени»

Конспект занятия  по нетрадиционному рисованию для  средней группы, тема: «Краски Осени»...

Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему «Краски осени" для детей подготовительной к школе группы

Мною выбрана интеграция различных образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.Занятие имеет определенную структуру, выделяются тр...

Развитие речи в подготовительной группе. Тема: «Краски Осени»

Развитие речи в подготовительной  группе.Тема: «Краски Осени»Задачи:Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях.Закрепление умения рассказывать по мнемотабл...

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Краски осени». Нетрадиционное рисование

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.Задачи:- развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные методы рисования при помощи печати листьями;-...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему "Краски осени"

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему "Краски осени"...