Тропинка в природу. Проект по экологическому воспитанию.
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проект среднесрочный на три весенних месяца с 1 марта по 10 июня.
Проект по экологическому воспитанию, направлен на воспитание основ экологического мышления ребенка дошкольника, проявляющегося в его этико-гуманном отношении к лесу, как к живому, неповторимому организму, формированию у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Представленный материал может быть полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sidorova_g.n.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №53 «Теремок» комбинированного вида города Белова»
Утверждена педагогическим советом
Протокол №_____________
от _____________________
Заведующий МБДОУ детский
сад №53 города Белово
Казанова Нина Ивановна
Тропинка в природу
Проект по экологическому
воспитанию
Белово 2014
Составитель: Сидорова Галина Николаевна, воспитатель
Проект среднесрочный на три весенних месяца с 1 марта по 10 июня.
Проект по экологическому воспитанию, направлен на воспитание основ экологического мышления ребенка дошкольника, проявляющегося в его этико-гуманном отношении к лесу, как к живому, неповторимому организму, формированию у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Представленный материал может быть полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Содержание
Паспорт проекта……………………………………………………. | 5 |
1. Актуальность…………………………………………………….. | 7 |
2. Новизна проекта……….……………………………………….. | 7 |
3. Цели, задачи…………………………………………………….. | 8 |
4. Гипотеза……………………………………………………......... | 9 |
5. Основные направления реализации проекта………………….. | 9 |
6. Ожидаемые результаты……………………………………......... | 11 |
7. Диагностика, анкетирование……………………………….. …. | 12 |
Список литературы……………………………………………….. | 22 |
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Тропинка в природу» |
Основные разработчики проекта | Педагоги, дети, родители |
Цель и задачи проекта | Цель: Воспитание основного экологического мышления ребенка-дошкольника, проявляющегося в его этико-гуманном отношении к лесу, как к живому неповторимому организму, формированию у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней. Задачи:
|
Сроки и этапы реализации проекта | Март 1 Этап – диагностика детей для выяснения их представлений о живом, изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов, выявить представления ребенка о нормах отношения к живому, выявить характер отношения ребенка к животным, растениям в естественных условиях, выявить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора, выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями. Март 2 Этап – анкетирование родителей для выявления их предпочтений и интересов. 3 Этап занятия, экскурсия, беседы, игры, через которые происходит приобщение детей к природе родного края, обогащения их представлений о лесе. |
Перечень основных мероприятий | Разработка системы занятий, экскурсий по экологическому воспитанию: - создание семейных газет; - разработка плана совместных мероприятий с родителями. |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Педагоги, дети, родители |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнуто уверенное выполнение детьми правил поведения в лесу, дет будут охотно и доброжелательно относиться к живым существам, не будут приносить вред растениям, будут предупреждать негативные поступки свои и сверстников, вступать в активную защиту живого, с помощью взрослых, других детей. Будут исправлять последствия неправильных действий. |
Целевая группа проекта | Педагоги, дети, родители. |
Актуальность
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Живущие среди асфальта, занятые постоянной заботой о своем жизнеобеспечении и материальном благополучии люди, в прямом смысле уходят от природы и порывают связь с ней, забывая о том, что, не смотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и не живой природы. Дети редко бывают на природе, имеют мало представлений о лесе.
Данный проект поможет понять детям, что они должны беречь и любить природу, сопереживать и помогать ей.
Проект обогатит и уточнит представления детей о разнообразном значении леса в жизни человека, о непосредственном взаимодействии с лесом как экосистемой, сформирует экологическую культуру и экологическое сознание детей.
В проекте предполагается совместное участие детей и их родителей, для того чтобы помочь понять им, что ничто так благоприятно не воздействует на человека, как общение с природой, в том числе с миром леса; показать зависимость человека от природы, помочь усвоить элементарные экологические знания.
Новизна проекта
Изучив работы авторов С.Н. Николаевой «Воспитание начало экологической культуры в дошкольном детстве», Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», и нашего регионального автора из Новосибирска М.Н. Сигимова «Мир природы глазами ребенка».
Я адаптировала их для нашей местности, так как в нашем регионе много лесов смешанных, лиственных, хвойных. А так, как дети, с которыми я работаю, это дети с общим недоразвитием речи, у которых страдает восприятие и познавательная активность, то вся работа с такими детьми направлена на коррекцию их недостатков, а так же на активизацию их познавательной деятельности, чему и способствует данный проект «Тропинка в природу».
В этом заключается новизна моего проекта.
1. Адаптация к местности.
2. К детям с общим недоразвитием речи.
Цель: Воспитание основ экологического мышления ребенка-дошкольника, проявляющегося в его этико-гуманном отношении к лесу, как к живому неповторимому организму, формировавшего у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Задачи:
- Обогатить представление детей о значении леса в жизни человека.
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к природе родного края, желание беречь и защищать ее.
- Создать условия для сотрудничества детей и родителей на эмоциональное и психологическое сближение, через любовь к природе леса.
Цель проекта
Сформировать у детей целостный взгляд на природу, выработать навыки грамотного и бережного поведения в лесу.
Задачи
- Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.
- Сформулировать представление о лесе, как об экосистеме.
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к природе родного края, желание беречь и защищать ее.
Гипотеза
Если с ранних лет воспитывать у ребенка правильное отношение к природе, то он осознает, что он является частью природы, у него сформируется чувство любви, сопереживания и сопричастности к природе.
Основные направления реализации проекта
Вид деятельности | Мероприятие | Срок |
деятельность | 1.1. «Что мы сажаем, сажая леса?» 1.2. «Лес в жизни человека». 1.3. «Беседа о лесе». 1.4. Экскурсия в парк «Как вести себя в парке?» 1.5. Экскурсия в парк «Учись жалеть и беречь». 1.6. Экскурсия в парк «Парк частичка леса». 1.7. Экскурсия «Тайна необыкновенных листьев» 1.8. Экскурсия в лес «В гости к Берендею». 1.9. Занятие в природе «Удивительная родственница ели и сосны» | Первая неделя марта Третья неделя апреля Вторая неделя мая Вторая неделя апреля Четвертая неделя апреля Третья неделя мая Третья неделя апреля Четвертая неделя мая Первая неделя июня |
2. Игровая деятельность | 1.Сюжетно-ролевые игры 2.1. «Лесное путешествие» 2.2. «Юные спасатели» 2. Дидактические игры 2.1. «Лес, сад, огород» 2.2. «Где спрятался зайчик» 2.3. Звери в поезде 2.4. «Человек верный сын природы» 2.5. «Растения леса» 2.6. «Вылечи человека» 2.7. «Кто где живет» | Вторая неделя марта Март Апрель Май Март Апрель Май Апрель |
3. Речевое развитие | 3.2. Заучивание стихотворения Волдина В. «Я люблю сосновый бор» 3.3. Рассматривание картин И.И. Шишкина «Корабельная роща», «Сказки русского леса» | Третья неделя марта Первая неделя апреля Третья неделя марта |
4. Взаимодействие с родителями | 4.1. Выпуск семейной газеты «Тропинка в природу» 4.2. Создание альбома «Животные наших лесов» 4.3. КВН «Посвящаем лесу». 4.4. Выезд в лес «В гости к Берендею» 4.5. Выпуск газеты для родителей «Тропинка в природу» | Май Апрель Март Май Апрель - Май |
Ожидаемые результаты
Дети знают и соблюдают правила поведения в лесу, которые нужно соблюдать чтобы не причинить лесу вред.
Дети умеют критически оценивать свои поступки в лесу, умеют принимать экологически-правильные решения.
Дети не только знают, что нельзя в лесу, но и как необходимо делать. Дети знают как использовать лес, чтобы не причинить ему вред.
У детей появилось потребность в общении с природой, чувство радости от общения с ним.
Диагностика
(По О.Ф. Горбатенко «Система экологического
воспитания в ДОУ»)
1. Представления
Задание 1.1
Цель: выявить характер представлений ребенка o живом.
Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части.
B первой части беседы выявляются представления ребенка o существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику предъявляется 10 картинок c изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет). Из всех представленных ему предлагается выбрать картинки c изображением живого. После этого задаются вопросы:
- Как ты узнал, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?
- Расскажи, что есть y (называется конкретное животное, растение, человек)?
- Зачем нужны (называются части и органы)?
- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?
Во второй части беседы акцент делается на изучении представлений o свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии. Ребенку задаются следующие вопросы:
- Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?
- Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым?
- Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты это узнал? Как ему помочь?
Третья часть беседы посвящена выявлению представлений дошкольника o приспособлении живых существ к различным средам обитания c целью удовлетворения потребностей.
Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:
- Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?
- Помоги животными посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?
- Хорошо ли разным животными растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?
B беседе можно использовать (в сокращении) рассказы из книги H. Сладкова «Недолго думая, или дела и заботы Жалейкина», отражающие нарушение связей приспособления живого к среде и связей в экосистеме. Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ.
Беседа c ребенком может проводиться полностью или по частям в разное время (в зависимости от его интереса, состояния).
Задание 1.2
Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности
природных объектов.
Используется метод индивидуальной беседы c ребенком, в ходе которой ему задаются вопросы:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, c какими не нравится? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Может ли человек прожить без других людей? Почему?
Задание 1.3
Цель: выявить c помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.
Используется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения. Задаются вопросы:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его (ее) месте?
- Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?
Через некоторое время создается аналогичная практическая ситуация, в которой дошкольнику нужно сделать реальный выбор между игрой и помощью живому.
2. Отношение детей к природе
Задание 2.1
Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.
Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.
Задание 2.2
Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.
Используются наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия могут заключаться в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения – в поливе, удалении пыли; животные – в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. B комнате также размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т.п.). Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности – либо c природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается o необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов c помощью наводящих вопросов:
- Как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Как ему можно помочь?
- Хотел бы ты помочь животному или растению?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Задание 2.3
Цель: выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора.
Для этого моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным, занятием. Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животными или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут играть в игру. За поведением дошкольника ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.
3. Практическая деятельность детей в природе
Задание 3.1
Цель: Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Дошкольнику предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву. (Каждый вид ухода выполняется отдельно.) Сначала y ребенка выясняется, хотел 6ы он поухаживать за растениями и для чего это нужно делать. Затем предлагается:
- выбрать из уголка природы растение, нуждающееся в поливе (удалении пыли, рыхлении), и объяснить свой выбор;
- ответить, каким станет растение после ухода за ним; - рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;
- подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда;
- объяснить, как узнать, что уход достаточен.
Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.
Анкета для родителей
(По О.Ф. Горбатенко «Система экологического
воспитания в ДОУ»)
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду, и его роль осуществления в семье. Выявить их приоритеты и интересы.
- Есть ли у вас дома животные? (Кошка, собака, рыбки, хомячки и др.)
- Есть ли комнатные растения? Какие?
- Кто ухаживает за животными или растениями?
- Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ни чего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
- Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
- С какой целью? Как часто?
- Где вы особенно любите бывать на природе? (Лес, водоем, луг и т.п.)
- Где ребенок обычно проводит лето?
- Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
- Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
Результаты диагностики детей
В начале прохождения проекта только четыре ребенка имели представления о признаках живого, могли ответить на вопросы: «Зачем нужны животные и растения? Могут ли люди прожить без животных и растений?». Могли с помощью картинок определить нормы поведения в лесу, что можно делать в лесу, а чего нельзя.
Самостоятельно проявляли желание ухаживать за растениями и животными в группе.
Конечная диагностика, после прохождения проекта показала, что дети стали проявлять больше сочувствия и сострадания к объектам природы.
Результаты диагностики детей
Начало проведения проекта
Конечный результат
прохождения проекта
Результаты анкетирования родителей
В начале прохождения проекта, после анкетирования родителей выяснилось, что только шесть семей систематически бывают на природе, выезжают в лес, прививают детям интерес к природе, правила поведения в лесу, часто бывают с детьми в парке, осуществляют совместный уход за растениями дома, дети имеют свои обязанности по уходу за объектами природы дома, на огороде.
После же прохождения проекта, возрос уровень совместной деятельности родителей с детьми, большинство семей стали практиковать такие виды совместной деятельности, как прогулки с детьми на природу, выезды в лес, уход за объектами природы, родители стали больше использовать художественную литературу о природе при чтении детям, стали продумывать заранее вои поступки в лесу, что бы не причинить ему вред.
Результаты анкетирования родителей
Начало прохождения проекта
Конечный результат прохождения проекта
Список литературы
- Горбатенко О.Ф.. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, утренники, викторины, игры [Текст] //авт.-сост. О.Ф. Горбатенко; - Волгоград: Учитель, 2007.- 286 с.
- Грекова Л.И.. В союзе с природой. Учебно-природоведческие игры и развитие чтения с детьми. [Текст] учебно-методическое пособие //Л.И Грекова. – М.: Ипекса, Ставрополь: Сервисшкола 2000. – 286 с.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. [Текст]: сценарии занятия // Н.В. Коломина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. [Текст] учебно-методическое пособие //Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2001. – 254 с.
- Сигимова М.Н. Мир природы глазами ребенка. [Текст] учебно-методическое пособие // М.Н. Сигимова, доцент каф. Теории и методики дошкольного образования НИПКиПРО. – Новосибирск, 2004. – 244 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Тропинка в природу"
Проект направлен на создание экологической развивающей среды на участках детского сада....
Тематические прогулки (приложение к проекту "Тропинка в природу")
Тематические прогулки по теме "Зоопарк"...
Экологический долгосрочный проект «Тропинка в природу»
В данном долгосрочном проекте рассказывается о работе по воспитанию экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через осознание значимости природы в жизни человека, приобщение и...
проект "Экологическая тропинка в природу"
Дети вели наблюдение за изменениями в природе круглый год. Знакомились с деревьями и кустами на участке детского сада. Проводили опыты. Узнавали о природе из художественной литературы. Совместно с род...
Экологический проект « Тропинка в природу»
экологический проект "Тропинка в природу"....
Экологический проект « Тропинка в природу»
Экологисеский проет" Тропинка в прирду....
Долгосрочный проект во второй младшей группе «Тропинка в природу»
Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего дошкольного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.В данном д...