проект "Экологическая тропинка в природу"
проект (средняя группа) на тему
Дети вели наблюдение за изменениями в природе круглый год. Знакомились с деревьями и кустами на участке детского сада. Проводили опыты. Узнавали о природе из художественной литературы. Совместно с родителями заготавливали экспонаты для мини-музея, изготавливали поделки из природного материала. Учились бережному отношению к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.doc | 455.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическая тропа в природу»
в средней группе
Составитель: Киселева И. П. воспитатель
МБДОУ № 8 «Василек»
г. Бугульма
Актуальность.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Проблема: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту – это отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Мотивация:
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в как в группе, так и в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Дети учатся элементам экологической культуры, грамотному поведению в природе, гуманному отношению к живым объектам флоры и фауны.
Тип проекта: долгосрочный познавательный, коллективный, опытно - экспериментальный проект, детско-взрослый.
Цель проекта:
Формирование и создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задачи:
- Формировать систему экологических знаний и представлений;
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- Продолжать учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;
- Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
- Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;
- Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
- Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы - различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
- К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Целевая группа проекта: дети средней группы.
Срок реализации: Долгосрочный, познавательный, опытно-экспериментальный проект, круглый год.
Объект исследования:
Объекты природы: деревья, птицы, насекомые, вода, воздух, почва.
Предмет исследования:
Развитие общих познавательных способностей дошкольников и педагогов.
Гипотеза исследования:
В природе все взаимосвязано.
Система проектных мероприятий.
- Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к формированию взаимодействия с окружающим миром.
- Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта и его окончание.
- Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
- Создание творческой группы из числа педагогов, родителей, музыкального руководителя по разработке вариантов создания экологической тропы.
- Убедить участников проекта в том, что с помощью данного материала реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие, художественные, технические возможности.
- Подобрать методическую, научно-популярную литературу, игрушки, иллюстрационный материал, материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
Способы (формы) реализации проекта:
Занятия, наблюдения, экскурсии, чтение познавательной литературы, проведение опытов.
Этапы реализации проекта.
1 этап - Подготовительный
«Создание и оформление экологической тропы»
- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
- Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
- Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую «Станцию».
- Составление рекомендаций по работе с детьми на «Станциях».
- Подготовка материала для исследовательских работ силами детей и родителей (камушки, ракушки, песок речной и обыкновенный, засушенные листья и цветы).
Рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
В состав экологической тропинки входят видовые «Станции», такие как:
1. «Птичья столовая»
2. «Деревья и кустарники»
3. «Здоровье»
4. «Волшебная поляна»
5. «Опытно – экспериментальная площадка»
6. Продуктивная деятельность
2 этап - Основной
- Беседа о природе, ее значении и пользе для человека.
- Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками, насекомыми, птицами, в зимнее время подкомка птиц;
1. «Птичья столовая»
- изготовление совместно с родителями кормушек для птиц.
Задачи: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года.
2. «Деревья и кустарники»
- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками.
Задачи: Научить видеть красоту и неповторимость мира деревьев; уточнить знания детей о роли деревьев в жизни человека; воспитывать эмоционально - положительно бережное отношение к природе.
3. «Здоровье»
- проведение подвижных игр, физкультминуток, досуга - представление возможности для психологической разгрузки.
4. «Волшебная поляна»
- место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей, педагогов и родителей общими интересами для получения новых знаний о праздниках, таких как «День Нептуна», «Сабантуй», «День цветов».
5. «Опытно – экспериментальная площадка»
- для изучения растений, воды, воздуха, почвы в группе и песочнице.
6. Продуктивная деятельность
- конкурс рисунков «Сбережем лес от пожара»;
- изготовление поделок из природного материала в группе и дома;
- составление гербария из сухих листьев и цветов.
- Познавательное чтение – энциклопедии «От А до Я» «Все обо всем» и др.;
- Чтение художественной литературы, стихов, загадок о природе, деревьях, птицах и т.д. М Пришвин «Разговор деревьев», «Гости», М. Исаковский «Родина наша», Г. Снегирев «Звери наших лесов», М. Горький «Воробьишко», В. М. Гаршин «Лягушка путешественница», Я. Аким «Где ты холишь, осень?»;
- Разучивание песни на татарском языке «Сандугач»;
- НОД «Почва», «Круговорот воды в природе».
- Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова.
- Показ слайд шоу: «Деревья и кустарники», «Насекомые», «Грибы», «Птицы», «Животные», «Круговорот воды в природе», «Где работает вода»;
- Лаборатория (опыты и эксперименты);
- Экологические дидактические игры: «Птицы», «Цветы», «С какого дерева листок» и др.;
- Кружок «Юные исследователи» (план работы на учебный год)
3 этап – Заключительный
- Выставка: «Поделки из природного материала» - сотворчество детей и родителей;
- Оформление альбома рисунков «Сбережем лес от пожара»;
- Консультация для родителей «Правила поведения в природе»;
- Разработка авторской брошюры «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в процессе изучения природы. Опыты и эксперименты».
- Создание презентации «Экологическая тропа детского сада».
Список литературы:
1. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями» - М., Просвещение, 1981 г.
2. Иванова А.И. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду» - М., ТЦ Сфера 2004 г.
3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 2001.
4.Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами» - М., Карапуз-дидактика, 2005 г.
5. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в д/с» - М., Линка-Пресс, М., 2008 г.
6. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в д/с» - М., Карапуз, 2001 г.
7. Рянжин С.В. «Экологический букварь» - С-Пб., Печатный двор, 1994 г.
8. Смирнова В.В., Болуева Н.И. «Тропинка в природу» экологическое образование в д/с, - С-Пб., Союз, 2003 г.
9. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки», экология для малышей, - М., Прометей, 2003 г.
10. «Стихи о временах года и игры» дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет – М., Творческий центр, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Тропинка в природу"
Проект направлен на создание экологической развивающей среды на участках детского сада....
Тематические прогулки (приложение к проекту "Тропинка в природу")
Тематические прогулки по теме "Зоопарк"...
Этюды на имитацию "Тропинка в природу"
Цель. Понимать и оценивать природные явления, передавать своё эмоциональное состояние в мимике,жестах.движениях под влиянием природных явлений....
Тропинка в природу. Проект по экологическому воспитанию.
Проект среднесрочный на три весенних месяца с 1 марта по 10 июня.Проект по экологическому воспитанию, направлен на воспитание основ экологического мышления ребенка дошкольника, проявляющегося в его эт...
Экологический долгосрочный проект «Тропинка в природу»
В данном долгосрочном проекте рассказывается о работе по воспитанию экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через осознание значимости природы в жизни человека, приобщение и...
Экологическая игра-путешествие "По зимней тропинке в природу"
Игровая обучающая ситуация по формированию экологической культуры в средней группе....
Программа кружка "Тропинка в природу"
Программа кружка «Тропинка в природу» рассчитана на детей 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дал...