Проект «Такой белый и коварный» в старшей группе.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект «Такой белый и коварный» в старшей группе.
Проблема. Почему нельзя есть снег? Непонимание ребенком вредного воздействия снега, попавшего в организм человека.
Объект исследования: снег.
Обоснование выбора темы
Педагог заполняет ребенка не знаниями в прямом смысле этого слова, а стремлением учиться, познавать мир и никогда не останавливаться при этом. Большое значение имеет интерес ребенка к выполняемой деятельности, осознание им необходимости данных знаний для реальной жизни.
Согласно статистике, в последнее время у детей дошкольноговозраста наблюдается рост числа всевозможных заболеваний, катализатором которых в некоторых случаях становятся неблагоприятная экологическая обстановка, незнание законов природы. Некоторые из заболеваний можно предупредить, направив экологическое воспитание не столько на накопление представлений об объектах природы и освоение отдельных ее взаимосвязей, сколько на формированиеэкологического сознания и поведения в природе.
Одной из причин возникновения заболеваний является тот факт, что на прогулках в зимнее время дети иногда едят снег. Как объяснить ребенку, почему белый снег грязный и его есть нельзя, что вредно и опасно для здоровья? Выделенная проблема легла в основу проекта и определила необходимость организации совместной познавательно-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей.
Цель проекта: создание условий для формирования понимания ребёнком фактов, что внешне чистый и белый снег на самом деле грязный.
Задачи:
· Формировать и развивать способность к самостоятельной исследовательской деятельности, сравниванию, умозаключению;
· формировать у ребёнка умение использовать полученные ранее знания в процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности;
· способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребёнком в рамках данного проекта;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sneg.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Такой белый и коварный» в старшей группе.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
По содержанию: открытый, внутри одной группы; краткосрочный ( 3 недели).
Проблема. Почему нельзя есть снег? Непонимание ребенком вредного воздействия снега, попавшего в организм человека.
Объект исследования: снег.
Обоснование выбора темы
Педагог заполняет ребенка не знаниями в прямом смысле этого слова, а стремлением учиться, познавать мир и никогда не останавливаться при этом. Большое значение имеет интерес ребенка к выполняемой деятельности, осознание им необходимости данных знаний для реальной жизни.
Согласно статистике, в последнее время у детей дошкольноговозраста наблюдается рост числа всевозможных заболеваний, катализатором которых в некоторых случаях становятся неблагоприятная экологическая обстановка, незнание законов природы. Некоторые из заболеваний можно предупредить, направив экологическое воспитание не столько на накопление представлений об объектах природы и освоение отдельных ее взаимосвязей, сколько на формированиеэкологического сознания и поведения в природе.
Одной из причин возникновения заболеваний является тот факт, что на прогулках в зимнее время дети иногда едят снег. Как объяснить ребенку, почему белый снег грязный и его есть нельзя, что вредно и опасно для здоровья? Выделенная проблема легла в основу проекта и определила необходимость организации совместной познавательно-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей.
Цель проекта: создание условий для формирования понимания ребёнком фактов, что внешне чистый и белый снег на самом деле грязный.
Задачи:
- Формировать и развивать способность к самостоятельной исследовательской деятельности, сравниванию, умозаключению;
- формировать у ребёнка умение использовать полученные ранее знания в процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности;
- способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребёнком в рамках данного проекта;
Формы и методы реализации проекта:
• экспериментальная деятельность:
• продуктивная деятельность;
• познавательное чтение;
• наблюдения.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Работа педагога по подготовке проекта:
- разработка проекта;
- подготовка материалов и оборудования;
- написание конспектов, памяток для родителей.
Подготовительная работа с детьми:
- чтение литературы;
- беседы;
- наблюдения.
Исследовательский этап
Наблюдение за снежным покровом.
Серия опытов со снегом с территории детского сада.
Серия опытов со снегом, собранным за территории детского сада (у дорог) .
Обобщающий этап.
Совместная деятельность педагога с детьми
1 неделя
1. Чтение сказки «Петька – микроб: про Петькиного друга Ангинку» Г. Остера.
2. Беседа «Может ли снег нанести вред здоровью? ».
3. Наблюдение за снегом на участке детского сада во время прогулки.
2 неделя
1. Занятие «Изучаем снег».
2. Опыт 1. Рассматривание снега на улице через лупу (во время прогулки) .
3. Опыт 2. Наблюдение за таянием снега в теплом помещении.
3 неделя
1. Опыт 3. Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды.
2. Опыт 5. Очищение воды через фильтр. Рассматривание внешнего вида фильтра после проведения очищения через него снеговой воды.
Формы работы с родителями
Памятка для родителей «Наблюдение за снегом в разных местах города». Сбор фотоматериала.
Приложение.
Серия опытов со снегом.
Опыт 1.
«Рассматривание снега через лупу».
Цель: выяснить, имеются ли в образцах снега мусор, песок. Сравнить образцы снега, взятые разных местах на территории детского сада, определить, в каком из образцов грязи больше, объяснить почему.
Материалы и оборудование: тарелочки с тремя отделениями и обозначениями места сбора образца, лопаточки, лупы, ведёрки с образцами снега, карточка с алгоритмом выполнения опыта.
Вывод. Снег более более загрязнен в местах с большей проходимостью людей.
Опыт 2.
«Наблюдение за таянием снега в помещении».
Цель: определить, где снег тает быстрее (на столе или на батарее) ; определить, как снег меняется во время таяния, что присутствует в талом снеге, выяснить, почему его нельзя есть.
Способ организации детей: работа в парах.
Материалы и оборудование: тарелочка и лопаточка на каждого ребёнка, ведёрко с образцом снега, лупы, карточка с алгоритмом выполнения опыта.
Вывод: Снег в ромещении тает, во время таяния темнеет.
Опыт 3.
«Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды».
Цель: сопоставить внешний вид водопроводной воды и растаявшего снега с помощью лупы, микроскопа; выяснить, какая вода грязнее: талая или водопроводная.
Материалы и оборудование: на каждого ребёнка – воронка, подставка с двумя помеченными мензурками, ёмкости с водопроводной водой и талым снегом, лупы, карточки с алгоритмом выполнения опыта.
Вывод: Водопроводная вода чище, чем талая.
Опыт 4.
«Очищение воды через фильтр».
Цель: дать представление о способе очистки воды с помощью простейшей фильтрации, выяснить какие произойдут изменения; предоставить возможность увидеть грязь и мусор на волокнах фильтра, оставшихся после фильтрации талой воды.
Материалы и оборудование: на каждого ребёнка – воронка, прозрачный стаканчик, бумажный фильтр, мензурка с талой снеговой водой, лупа, карточки с алгоритмами выполнения опытов.
Вывод. Фильтр способен очистить воду, так как талая вода, проходя через фильтр, оставила имеющиеся в ней частицы.
Опыт № 5.
Рассматривание внешнего вида фильтра после фильтрации снеговой воды.
Цель. Предоставить возможность увидеть грязь и мусор на волокнах фильтра, оставшихся после фильтрации талой воды.
Материалы и оборудование: использованный фильтр, лупа.
Вывод. На фильтре видны частички грязи, значит, снег грязный и его кушать нельзя. Фильтр тем грязнее, чем ближе собран снег к дороге, следовательно, у дороги снег грязне, чем на детскй площадке.
Письмо родителям
Уважаемые родители ,бабушки и дедушки!
На этой неделе мы с детьми будем работать над проектом «Такой белый и коварный»
Мы нарисуем снежинки.
Сделаем аппликацию Снеговик .
Слепим .
Почитаем потешки и сказки .
Просим вас принять активное участие вместе с вашим маленьким Познавай-кой .
Вы можете:
- Провести наблюдение за снежным покровом в нашем селе.
Цель этой работы – обратить внимание детей на отличие снежного покрова в разных частях села.
Возможные места наблюдений: возле дороги, на автомобильной стоянке, у магазина, в саду и т.д.
- Почитать книжки о зиме .
- Слепить из пластилина Снежное чудо.
- Нарисовать снег.
- Сфотографировать .
Совместная вовлеченность в дело группы убедит Вас, в важности развития вашего маленького Познавай- ки !
Спасибо большое !!!
Воспитатели и ваши маленькие Познавай- ки .
недели | Образовательные области | |||||||
Худ-эстетическое развитие | Речевое развитие | Социал-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Физическое развитие | Индивидуальная работа в подгр.и с отдельным реб | Взаимодействие с роди- телями | Создание развивающей среды | |
1 неделя | Аппликация «Снеговик». Чтение Н. Павловой «Под снегом на лугу». | «Петька-микроб: про Петькиного друга Ангинку» Г. Остер Заучивание стихотворений о зиме и снеге. | Сюжетно- ролевая игра « Снежки» | Занятие по развитию речи «Может ли снег нанести вред здоровью?». | Подвижная игра «Морозильник и плавильник» | Закрепить умение вырезать круглую форму | Письмо родителям к участию в проекте. | Создание уголка«Снежное царство» |
недели | Образовательные области | ||||||||
Художественно-эстетическое развитие | Речевое развитие | Познавательное развитие | Соц-коммуникативное развитие | Физическое развитие | Индив. Работа в подгр.и с отдельным ребенком | Взаимодействие с родителями | Создание развивающей среды | ||
2 неделя | Аппликация «Снежинка из обрывной бумаги» Рисование снежинок по клеточкам. | Чтение З. Трофимова «Снег-что это такое?» | Загадывание загадок .Опытная деятельность. | Игры с перфокартами. Расчистка дорожек. | Подвижные игры « Белки в зимнем лесу, Зимний футбол» | Закрепить знания детей о свойствах и видах снега. | Сбор информации. | Альбом «Опыты со снегом» |
недели | Художественно-эстетическое развитие | Речевое развитие | Социально - коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Физическое развитие | Индив. Работа в подгр.и с отдельным ребенком | Взаимодействие с роди- телями | Создание развивающей среды |
3 неделя | «Зимняя песенка». Лепка « Снежные Ангелы». Рисование природоохранных знаков. | Скороговорка дня: У ежа и елки иголки колки. Составление снежинок из геометрических фигур «Снежные фигуры». | Совместная постройка « Ледяная избушка». Пальчиковая игра «Снег». | Знакомство с зимними явлениями природы. Исследование «Ледяные звёздочки» Наблюдение «Под снежным одеялом». | Подвижные игры «Зимний футбол» | Закрепить знания о геометрических фигурах. Закрепление умения лепить из пластилина,отщипывать кусочек пластилина и делать отдельные части тела. | Памятка для родителей. | Изготовление книжек-малышек «Такой белый и коварный снег». |
Памятка для родителей «Наблюдение за снегом в разных местах города».
Уважаемые родители!
Вам с ребёнком предстоит сбор фотографий снежного покрова в разных частях села.
Эта памятка поможет вам выполнить необходимую исследовательскую работу.
Погуляйте с ребенком у дома, у детского сада и у дороги. Внимательно рассмотрите снег и обсудите с малышом:
1)Что мы знаем об этом?
- Снег бывает разный
- Снег бывает только зимой
- Снег бывает мягкий, легкий, пушистый, жесткий, твердый
- Переливаясь на солнце, он искрится всеми цветами радуги
- Из мокрого снега можно лепить
2)Что мы хотим узнать?
- Почему снег бывает разным?
- Почему снег нельзя кушать?
- Что такое наст?
- Самый твердый вид снега - лёд.
- Почему снег может лепиться и нет? (поиграйте с ребенком в снежки).
Вы можете сфотографировать всё это и принести в детский сад. Фотографии будут использованы для дальнейшей работы по проекту и создания книжки-малышки.
Примечание! Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам, будьте рядом, помогите, если помощь необходима, не торопите его, позвольте ему самому добыть необходимые знания и сделать выводы!
Спасибо за сотрудничество!
Источники
1.Л. Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» комплексные занятия в старшей группе, Детство – пресс 2011, 286с.
2. Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по ознакомлению с флагом России «Белый, синий, красный» в старшей группе.
Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране....
Конкурс «Эдир Гэсэр, Эдир Дангина -2018», посвященный празднику «Белого месяца - Сагаалган" в старшей группе МБДОУ "Курумканский д\с "Малышок"
статья о том, как впревые в ДОУ прошел конкурс "Эдир Гэсэр, Эдир Дангина-2018" среди детей старшей группы. Цели данного конкурса: 1. Формирование у детей положительного отношения и инте...
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию (пластилинография) на тему: "Белая берёза" для детей старшей группы.
Развитие технических навыков (использование "жгутиков") при изображении веток дерева в снегу. Воспитание любви к родной природе, воспетой С. Есениным....
Конспект по рисованию, наблюдение «Береза белая подруга» с детьми старшей группы.
Перод рисованием березы проводится наблюдение, для формирования знаний об отличительных особенностях березы, умения передать их в рисунке....
Проект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» в старшей группе
Проект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» в старшей группеПроект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» в старшей группеПроект: Праздник Белого месяца- Сагаалганв старшей...
Конспект НОД "Белая книга Зимы" в старшей группе
Белая книга зимы...