Проект «Такой белый и коварный» в старшей группе.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проект  «Такой белый и коварный» в старшей группе.

 

 

Проблема. Почему нельзя есть снег? Непонимание ребенком вредного воздействия снега, попавшего в организм человека.

Объект исследования: снег.

Обоснование выбора темы

Педагог заполняет ребенка не знаниями в прямом смысле этого слова, а стремлением учиться, познавать мир и никогда не останавливаться  при этом. Большое значение имеет интерес ребенка к выполняемой деятельности, осознание им необходимости данных знаний для реальной жизни. 

Согласно статистике, в последнее время у детей дошкольноговозраста наблюдается рост числа всевозможных заболеваний, катализатором которых в некоторых случаях становятся неблагоприятная экологическая обстановка, незнание законов природы. Некоторые из заболеваний можно предупредить, направив экологическое воспитание не столько на накопление представлений об объектах природы и освоение отдельных ее взаимосвязей, сколько на формированиеэкологического сознания и поведения в природе.

Одной из причин возникновения заболеваний является тот факт, что на прогулках в зимнее время дети иногда едят снег. Как объяснить ребенку, почему белый снег грязный и его есть нельзя, что вредно и опасно для здоровья? Выделенная проблема легла в основу проекта и определила необходимость организации совместной познавательно-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей.

 

Цель проекта: создание условий для формирования понимания ребёнком фактов, что внешне чистый и белый снег на самом деле грязный.

Задачи:

·        Формировать и развивать способность к самостоятельной исследовательской деятельности, сравниванию, умозаключению;

·        формировать у ребёнка умение использовать полученные ранее знания в процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности;

·        способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребёнком в рамках данного проекта;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sneg.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Такой белый и коварный» в старшей группе.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

По содержанию: открытый, внутри одной группы; краткосрочный ( 3 недели).

Проблема. Почему нельзя есть снег? Непонимание ребенком вредного воздействия снега, попавшего в организм человека.

Объект исследования: снег.

Обоснование выбора темы

Педагог заполняет ребенка не знаниями в прямом смысле этого слова, а стремлением учиться, познавать мир и никогда не останавливаться  при этом. Большое значение имеет интерес ребенка к выполняемой деятельности, осознание им необходимости данных знаний для реальной жизни.  

Согласно статистике, в последнее время у детей дошкольноговозраста наблюдается рост числа всевозможных заболеваний, катализатором которых в некоторых случаях становятся неблагоприятная экологическая обстановка, незнание законов природы. Некоторые из заболеваний можно предупредить, направив экологическое воспитание не столько на накопление представлений об объектах природы и освоение отдельных ее взаимосвязей, сколько на формированиеэкологического сознания и поведения в природе.

Одной из причин возникновения заболеваний является тот факт, что на прогулках в зимнее время дети иногда едят снег. Как объяснить ребенку, почему белый снег грязный и его есть нельзя, что вредно и опасно для здоровья? Выделенная проблема легла в основу проекта и определила необходимость организации совместной познавательно-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей.

Цель проекта: создание условий для формирования понимания ребёнком фактов, что внешне чистый и белый снег на самом деле грязный.

Задачи:

  • Формировать и развивать способность к самостоятельной исследовательской деятельности, сравниванию, умозаключению;
  • формировать у ребёнка умение использовать полученные ранее знания в процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности;
  • способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребёнком в рамках данного проекта;

Формы и методы реализации проекта:

• экспериментальная деятельность:

• продуктивная деятельность;

• познавательное чтение;

• наблюдения.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Работа педагога по подготовке проекта:

- разработка проекта;

- подготовка материалов и оборудования;

- написание конспектов, памяток для родителей.

Подготовительная работа с детьми:

- чтение литературы;

- беседы;

- наблюдения.

Исследовательский этап

Наблюдение за снежным покровом.

Серия опытов со снегом с территории детского сада.

Серия опытов со снегом, собранным за территории детского сада (у дорог) .

Обобщающий этап.


Совместная деятельность педагога с детьми

1 неделя

1. Чтение сказки «Петька – микроб: про Петькиного друга Ангинку» Г. Остера.

2. Беседа «Может ли снег нанести вред здоровью? ».

3. Наблюдение за снегом на участке детского сада во время прогулки.

2 неделя

1. Занятие «Изучаем снег».

2. Опыт 1. Рассматривание снега на улице через лупу (во время прогулки) .

3. Опыт 2. Наблюдение за таянием снега в теплом помещении.

3 неделя

1. Опыт 3. Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды.

2. Опыт 5. Очищение воды через фильтр. Рассматривание внешнего вида фильтра после проведения очищения через него снеговой воды.

Формы работы с родителями

Памятка для родителей «Наблюдение за снегом в разных местах города». Сбор фотоматериала.

Приложение.

Серия опытов со снегом.

Опыт 1.

«Рассматривание снега через лупу».

Цель: выяснить, имеются ли в образцах снега мусор, песок. Сравнить образцы снега, взятые разных местах на территории детского сада, определить, в каком из образцов грязи больше, объяснить почему.

Материалы и оборудование: тарелочки с тремя отделениями и обозначениями места сбора образца, лопаточки, лупы, ведёрки с образцами снега, карточка с алгоритмом выполнения опыта.

Вывод. Снег более более загрязнен в местах с большей проходимостью людей.

Опыт 2.

«Наблюдение за таянием снега в помещении».

Цель: определить, где снег тает быстрее (на столе или на батарее) ; определить, как снег меняется во время таяния, что присутствует в талом снеге, выяснить, почему его нельзя есть.

Способ организации детей: работа в парах.

Материалы и оборудование: тарелочка и лопаточка на каждого ребёнка, ведёрко с образцом снега, лупы, карточка с алгоритмом выполнения опыта.

Вывод: Снег в ромещении тает, во время таяния темнеет.

Опыт 3.

«Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды».

Цель: сопоставить внешний вид водопроводной воды и растаявшего снега с помощью лупы, микроскопа; выяснить, какая вода грязнее: талая или водопроводная.

Материалы и оборудование: на каждого ребёнка – воронка, подставка с двумя помеченными мензурками, ёмкости с водопроводной водой и талым снегом, лупы, карточки с алгоритмом выполнения опыта.

Вывод: Водопроводная вода чище, чем талая.

Опыт 4.

«Очищение воды через фильтр».

Цель: дать представление о способе очистки воды с помощью простейшей фильтрации, выяснить какие произойдут изменения; предоставить возможность увидеть грязь и мусор на волокнах фильтра, оставшихся после фильтрации талой воды.

Материалы и оборудование: на каждого ребёнка – воронка, прозрачный стаканчик, бумажный фильтр, мензурка с талой снеговой водой, лупа, карточки с алгоритмами выполнения опытов.

Вывод. Фильтр способен очистить воду, так как талая вода, проходя через фильтр, оставила имеющиеся в ней частицы.

Опыт № 5.

Рассматривание внешнего вида фильтра после фильтрации снеговой воды.

Цель. Предоставить возможность увидеть грязь и мусор на волокнах фильтра, оставшихся после фильтрации талой воды.

Материалы и оборудование: использованный фильтр, лупа.

Вывод. На фильтре видны частички грязи, значит,  снег грязный и его кушать нельзя.  Фильтр тем грязнее, чем ближе собран снег к дороге, следовательно, у дороги снег грязне, чем на детскй площадке.


Письмо родителям

Уважаемые родители ,бабушки и дедушки!

На этой неделе мы с детьми будем работать над   проектом «Такой белый и коварный»

Мы  нарисуем снежинки.

Сделаем аппликацию Снеговик .

Слепим .

Почитаем потешки и сказки .

Просим вас принять активное участие вместе с вашим маленьким Познавай-кой .

Вы можете:

  • Провести наблюдение за снежным покровом в нашем селе.

Цель этой работы – обратить внимание детей на отличие снежного покрова  в разных частях села.

Возможные места наблюдений: возле дороги, на автомобильной стоянке, у магазина, в саду и т.д.

  • Почитать книжки о зиме .
  • Слепить из пластилина Снежное чудо.
  • Нарисовать снег.
  • Сфотографировать .

Совместная вовлеченность в дело группы  убедит Вас,  в важности развития вашего маленького Познавай- ки !

Спасибо большое !!!

Воспитатели и ваши маленькие Познавай- ки .

недели

                                                    Образовательные области

Худ-эстетическое развитие

Речевое развитие

Социал-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Индивидуальная работа в подгр.и с отдельным реб

Взаимодействие с роди- телями

Создание развивающей среды

1 неделя

Аппликация «Снеговик». Чтение Н. Павловой «Под снегом на лугу».

«Петька-микроб: про Петькиного друга Ангинку» Г. Остер

Заучивание стихотворений о зиме и снеге.

Сюжетно- ролевая игра «  Снежки»

Занятие по  развитию речи «Может ли снег нанести вред здоровью?».

Подвижная игра «Морозильник и плавильник»

Закрепить умение вырезать круглую форму

Письмо родителям к участию в проекте.

Создание уголка«Снежное царство»


 недели

                    Образовательные области    

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Соц-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Индив. Работа в подгр.и с отдельным ребенком

Взаимодействие с родителями

Создание развивающей среды

2 неделя

Аппликация «Снежинка из обрывной бумаги»

Рисование снежинок по клеточкам.

Чтение З. Трофимова «Снег-что это такое?»

Загадывание загадок .Опытная деятельность.

Игры с перфокартами. Расчистка дорожек.

Подвижные игры  « Белки в зимнем лесу, Зимний футбол»

Закрепить знания детей о свойствах  и видах снега.

Сбор информации.

Альбом   «Опыты со снегом»

недели

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Социально -  коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Индив. Работа в подгр.и с отдельным ребенком

Взаимодействие с роди- телями

Создание развивающей среды

3 неделя

«Зимняя песенка».

Лепка  « Снежные Ангелы». Рисование природоохранных знаков.

Скороговорка дня: У ежа и елки иголки колки.

Составление снежинок из геометрических фигур «Снежные фигуры».

Совместная постройка « Ледяная избушка».

Пальчиковая игра «Снег».

Знакомство с зимними явлениями природы. Исследование «Ледяные звёздочки»

Наблюдение «Под снежным одеялом».

Подвижные игры

«Зимний футбол»

Закрепить знания о геометрических фигурах.  Закрепление умения лепить из пластилина,отщипывать кусочек пластилина и делать отдельные части  тела.

Памятка для родителей.

Изготовление книжек-малышек «Такой белый и коварный снег».


Памятка для родителей «Наблюдение за снегом в разных местах города».

Уважаемые родители!

Вам с ребёнком предстоит сбор фотографий  снежного покрова  в разных частях села.

Эта памятка поможет вам выполнить необходимую исследовательскую работу.

Погуляйте с ребенком у дома, у детского сада и у дороги. Внимательно рассмотрите снег и обсудите с малышом:

1)Что мы знаем об этом?

  • Снег бывает разный
  • Снег бывает только зимой
  • Снег бывает мягкий, легкий, пушистый, жесткий, твердый
  • Переливаясь на солнце, он искрится всеми цветами радуги
  • Из мокрого снега можно лепить

2)Что мы хотим узнать?

  • Почему снег бывает разным?
  • Почему снег нельзя кушать?
  • Что такое наст?
  • Самый твердый вид снега - лёд.
  • Почему снег может лепиться и нет? (поиграйте с ребенком в снежки).

Вы можете  сфотографировать  всё это и принести в детский сад. Фотографии будут использованы для дальнейшей работы по проекту и создания книжки-малышки.

Примечание! Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам, будьте рядом, помогите, если помощь необходима, не торопите его, позвольте ему самому добыть необходимые знания и сделать выводы!

Спасибо за сотрудничество!


Источники

1.Л. Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» комплексные занятия в старшей группе, Детство – пресс 2011, 286с.

2. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по ознакомлению с флагом России «Белый, синий, красный» в старшей группе.

Формировать патриотические чувства на основе беседы  о родной стране....

Конкурс «Эдир Гэсэр, Эдир Дангина -2018», посвященный празднику «Белого месяца - Сагаалган" в старшей группе МБДОУ "Курумканский д\с "Малышок"

статья о том, как впревые в ДОУ прошел конкурс "Эдир Гэсэр, Эдир Дангина-2018" среди детей старшей группы. Цели данного конкурса: 1. Формирование у детей положительного отношения и инте...

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию (пластилинография) на тему: "Белая берёза" для детей старшей группы.

Развитие технических навыков (использование "жгутиков") при изображении веток дерева в снегу. Воспитание любви к родной природе, воспетой С. Есениным....

Конспект по рисованию, наблюдение «Береза белая подруга» с детьми старшей группы.

Перод рисованием березы проводится наблюдение, для формирования знаний об отличительных особенностях березы, умения передать их в рисунке....

Проект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» в старшей группе

Проект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» в старшей группеПроект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» в старшей группеПроект: Праздник Белого месяца- Сагаалганв старшей...