Люблю березку русскую
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспкт занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lyublyu_berezku_russkuyu.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная образовательная деятельность

                                                                 подготовительная  группа

                                                  О.А   Ульянова

                                                   воспитатель II квалификационной категории

                                                    МБДОУ№7 « Чебурашка»

 Тема:  Люблю березку русскую.

Цели. Расширить представление о самом почитаемом дереве в России -  березе, о значении ее в жизни человека: хозяйственном, эстетическом, оздоровительном, о ее взаимосвязи с окружающей средой, послушать стихи о березе, развивать познавательную активность, обогащать словарь, воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.

Ход занятия.

/Перед началом занятия дети вместе с воспитателем рассматривают глобус/.

Воспитатель. Дети, что у меня в руках?

Дети. Глобус!

Воспитатель. Да, глобус – это наша планета Земля в уменьшительном виде. Посмотрите, сколько разных стран на нашей Земле; далеких и близких, очень загадочных. /Показывает некоторые/. А вот  - огромная, самая большая страна – наша Родина. Как она называется?

Дети. Наша Родина – Россия!

Воспитатель. Вы послушайте, как звучит это слово – Рос – си – я! Его хочется петь, такое оно широкое, певучее. Мы с вами, живем в такой родной, огромной и любимой России. Дети, в каждой стране живут разные люди./Приводит примеры/. А как же мы себя называем, кто живет в России. /Россияне/

Да, ребята, мы все, кто живет в России, называем себя русскими, россиянами. И сильнее нас, россиян, на земле нет людей, потому что мы такие смелые, сильные, дружные, готовые помогать друг другу.

     А вы знаете, что в каждой стране не только люди разные живут.  В каждой стране даже растения: цветы, деревья, любят разные. Вот в Канаде своим любимым деревом считают клен, в Японии – сакуру, в Китае – мандарин. А у нас, в России, как вы думаете, какое дерево любят больше всего?

Дети. Березу любят в России!

Воспитатель. Да, березу называют русской красавицей. А почему, мы сейчас разберемся вместе с вами.

/Воспитатель обнаруживает у себя на одежде паучка – путешественника и просит его проводить всех в лес, к чудо - березе/.

/Дети заходят в группу. Там открывают панно «Осенний лес», стоит макет березки, под ней  грибы, в стороне столик с предметами, сделанными из березы и коры – бересты. Дети садятся на места/. Воспитатель. Вот и пришли мы в лес, полный сказок и чудес. Но прислушайтесь, что-то тихо в нашем лесу, как будто притаился он, испугался. Почему?

/Дети предполагают, что лесные жители решили, что дети навредят лесу. Воспитатель предлагает вспомнить детям правила поведения в лесу/.

Воспитатель.   Я начну, а вы кончайте,

                            Правила все вспоминайте.

  1. Мало леса -  посади,

Много леса – не руби.

  1.  В лесу ты можешь отдыхать

Но чур, огонь не разжигать!

  1.  Веточки ломать нельзя,

Ведь деревья нам друзья

  1.   Птицам лучше не мешай

Гнезда их не разоряй!

/Каждое правило подтверждается закрепляющим знаком, который прикрепляется на панно. После повторения правил включается запись. Воспитатель предлагает послушать с закрытыми глазами/.

Воспитатель. Ну вот, успокоился лес, зазвучал. Что мы увидели  и услышали  в лесу?

Дети. Увидели деревья, грибы. Услышали птиц.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Семейка», придумаем новые лесные слова.

/Игра «Семейка» Дети называют слова, связанные с лесом :дерево, птица, гриб, береза и т.д./

Воспитатель.  Каких деревьев больше в нашем лесу?

Дети.   Много растет берез.

Воспитатель. А вы знаете, что лес, в котором растут одни березы,  называется роща? Нравится такой лес? Почему?

Дети. Береза – очень красивое дерево. У него гладкий белый ствол, она стройная, высокая, у нее тонкие, как будто кудрявые ветки, нежные листья.

Воспитатель. Смотрите, как много листьев осень принесла к березе. Пойдем, погуляем, и соберем березовые листочки.

/Дети собирают листья, проводится физкультминутка «Ветерок»/.

Воспитатель. Да, береза – очень красивое дерево. Ее называют «русская красавица», потому что она похожа на девушку в белом сарафане с длинными шелковыми волосами. А хотите, я расскажу, почему березу сравнивают с девушкой?

Жила-была девочка: умная, добрая, а помощница какая - всюду поспевала. И была она опрятная: волосы всегда причесаны, в косички заплетены, а белый ее сарафан всегда чистенький. А недалеко в лесу жила колдунья.  И была она злая.  Не нравилось ей, что девочку все любили, а ее боялись. Однажды взяла колдунья свою колдовскую палочку, взмахнула ею, и превратила девочку в дерево. Проснулись люди утром и увидели на опушке леса дерево необычное: ствол стройный, белый, в черных трещинках, веточки тонкие, на волосы девичьи похожие, а листья как будто что-то шепчут. И догадались люди, что это проделки злой колдуньи. И стали люди называть дерево ласковым именем « береза». И добавляли: это наша русская березонька. Кора у березы необычная, белая, гладкая, как сарафан был у девочки, а называется она береста.

/Воспитатель показывает бересту/. А весной, когда все деревья  еще стоят без листьев, березка украшается сережками – желтыми, бледно-зелеными и красуется в них до тех пор, пока не появятся первые нежные листочки из своих домиков-почек.

/Показывает сережки и почки/.

 Дети, девочка, став деревом, продолжала помогать людям.

 Пришли однажды к березе дети, а под ней грибов видимо-невидимо. Собрать бы грибы, а не во что. И прошептала им березка: «Кора-береста моя необычная.  Посмотрите,  какие чудесные вещи из нее можно сделать: и лукошко, и туесок, будет,  куда грибы-ягоды собирать».

Пойдемте и мы грибы соберем.

/Дети собирают грибы в туесок/.

Воспитатель. А какие грибы под березой растут?

Дети. Подберезовики.

Воспитатель. Прибежали к березе девочки хороводы водить, а одна девочка колечко и потеряла. «Вот тебе шкатулочка для колечка заветного» - прошептала ей березка и подарила ей чудесную шкатулочку из бересты.

 И еще много чудесных вещей подарила березка людям. /Показывает /.

 Однажды услыхала березка, что заболела сильно девочка и никакие лекарства ей не помогают. И подарила людям свои почки, из которых варят чудесный лекарственный чай.

 А весной пришел к березе уставший человек, сел под ней и сказал: «Эх, попить бы, и тогда я смог бы идти дальше». А березка услыхала и заплакала, жаль ей стало уставшего человека. И потекли по ее стволу слезки. Собрал  их уставший человек в ладони, попил – и сильнее вдвое стал и отправился дальше в путь. Увидели березкины слезы птицы, бабочки – стали прилетать к березке, попить, бегают по ее стволу муравьишки – тоже сок березовый полюбили. Даже медведь косолапый придет, попьет соку, отдохнет и (дальше) опять в лес уходит. Попейте и вы соку березового, сильнее и крепче станете.

 Вот она,  какая наша березка русская. Всем помочь, она  готова, обо всех заботится. И люди ее любят, стихи,  и песни о ней сочиняют:

  1. Береза белый сарафан надела

                                       Кудри завила, косы заплела.

                                       До чего хороша девица краса!

  1. Если б дали березке расческу

                                        Изменила б березка прическу

                                        В речку, как в зеркало глядя,

                                        Расчесала б кудрявые пряди.

                                        И вошло б у нее в привычку

                                         По утрам заплетать косички.

  1. Она весну встречает,    

                                                 Сережки надевает

                                                 Наброшена на спинку

                                                 Зеленая косынка

                                                 В платьице в полоску

                                                 Узнаешь ты березку.

Воспитатель. А вы, березкины слова узнаете?

Поиграем в слова. Хлопните в ладоши, если услышите березкины слова.:

       Желудь, береста, яблоко, сосняк, белоствольная, шишка, стройная, ягоды, темноствольная, дубрава, сережки, ельник смола, кудрявая, пух, роща, грибы, сок.

        Воспитатель.    Очень, дети, хочется, чтобы и вы полюбили березку, заботились о ней, любовались. Давайте на прощание споем хоровод березе и подарим ей ленты разноцветные, пусть радуется.

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли стояла.

Люли,  люли стояла.

Хоровод с березкой водили.

Ленты разноцветные дарили

Люли, люли дарили.

Воспитатель. Пора домой возвращаться. Прощайтесь с березкой.  «Крутись- вертись, домой возвратись»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по средствам мультимедийной презентации для детей старшего дошкольного возраста по теме «Люблю березку русскую»

Данная презентация создана с целью, использования мультимедийных ресурсов в образовательной области " Познания"...

Люблю березку русскую...

Систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева,формировать умение передавать поэтический образ березы....

"Люблю березку русскую"

Задачи: 1.Закреплять имеющиеся у детей знания о природе и о традициях  русского народа.2.Учить применять полученные от общения с природой навыки в стихах, песнях, играх, хороводах.3.П...

Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе "Люблю березку русскую"

Мною представлен конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Люблю березку русскую" и презентация к нему....

Интегрированная НОД "Люблю березку русскую"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Работая с детьми по проекту, посвящённому 70 - летию Кузбасса, дети узнали многое о своём родном крае. Был конкурс чтецов стихов о Кузбассе. Дети изготовили сво...

конспект занятия "Люблю березку русскую!"

Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание  бережного, заботливого отношения к природе....

Интегрированное занятие по экологии"Люблю березку русскую"

Интегрированное занятие по экологии в старшей группе. ...