Люблю березку русскую
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Интегрированная образовательная деятельность
подготовительная группа
О.А Ульянова
воспитатель II квалификационной категории
МБДОУ№7 « Чебурашка»
Тема: Люблю березку русскую.
Цели. Расширить представление о самом почитаемом дереве в России - березе, о значении ее в жизни человека: хозяйственном, эстетическом, оздоровительном, о ее взаимосвязи с окружающей средой, послушать стихи о березе, развивать познавательную активность, обогащать словарь, воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.
Ход занятия.
/Перед началом занятия дети вместе с воспитателем рассматривают глобус/.
Воспитатель. Дети, что у меня в руках?
Дети. Глобус!
Воспитатель. Да, глобус – это наша планета Земля в уменьшительном виде. Посмотрите, сколько разных стран на нашей Земле; далеких и близких, очень загадочных. /Показывает некоторые/. А вот - огромная, самая большая страна – наша Родина. Как она называется?
Дети. Наша Родина – Россия!
Воспитатель. Вы послушайте, как звучит это слово – Рос – си – я! Его хочется петь, такое оно широкое, певучее. Мы с вами, живем в такой родной, огромной и любимой России. Дети, в каждой стране живут разные люди./Приводит примеры/. А как же мы себя называем, кто живет в России. /Россияне/
Да, ребята, мы все, кто живет в России, называем себя русскими, россиянами. И сильнее нас, россиян, на земле нет людей, потому что мы такие смелые, сильные, дружные, готовые помогать друг другу.
А вы знаете, что в каждой стране не только люди разные живут. В каждой стране даже растения: цветы, деревья, любят разные. Вот в Канаде своим любимым деревом считают клен, в Японии – сакуру, в Китае – мандарин. А у нас, в России, как вы думаете, какое дерево любят больше всего?
Дети. Березу любят в России!
Воспитатель. Да, березу называют русской красавицей. А почему, мы сейчас разберемся вместе с вами.
/Воспитатель обнаруживает у себя на одежде паучка – путешественника и просит его проводить всех в лес, к чудо - березе/.
/Дети заходят в группу. Там открывают панно «Осенний лес», стоит макет березки, под ней грибы, в стороне столик с предметами, сделанными из березы и коры – бересты. Дети садятся на места/. Воспитатель. Вот и пришли мы в лес, полный сказок и чудес. Но прислушайтесь, что-то тихо в нашем лесу, как будто притаился он, испугался. Почему?
/Дети предполагают, что лесные жители решили, что дети навредят лесу. Воспитатель предлагает вспомнить детям правила поведения в лесу/.
Воспитатель. Я начну, а вы кончайте,
Правила все вспоминайте.
- Мало леса - посади,
Много леса – не руби.
- В лесу ты можешь отдыхать
Но чур, огонь не разжигать!
- Веточки ломать нельзя,
Ведь деревья нам друзья
- Птицам лучше не мешай
Гнезда их не разоряй!
/Каждое правило подтверждается закрепляющим знаком, который прикрепляется на панно. После повторения правил включается запись. Воспитатель предлагает послушать с закрытыми глазами/.
Воспитатель. Ну вот, успокоился лес, зазвучал. Что мы увидели и услышали в лесу?
Дети. Увидели деревья, грибы. Услышали птиц.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Семейка», придумаем новые лесные слова.
/Игра «Семейка» Дети называют слова, связанные с лесом :дерево, птица, гриб, береза и т.д./
Воспитатель. Каких деревьев больше в нашем лесу?
Дети. Много растет берез.
Воспитатель. А вы знаете, что лес, в котором растут одни березы, называется роща? Нравится такой лес? Почему?
Дети. Береза – очень красивое дерево. У него гладкий белый ствол, она стройная, высокая, у нее тонкие, как будто кудрявые ветки, нежные листья.
Воспитатель. Смотрите, как много листьев осень принесла к березе. Пойдем, погуляем, и соберем березовые листочки.
/Дети собирают листья, проводится физкультминутка «Ветерок»/.
Воспитатель. Да, береза – очень красивое дерево. Ее называют «русская красавица», потому что она похожа на девушку в белом сарафане с длинными шелковыми волосами. А хотите, я расскажу, почему березу сравнивают с девушкой?
Жила-была девочка: умная, добрая, а помощница какая - всюду поспевала. И была она опрятная: волосы всегда причесаны, в косички заплетены, а белый ее сарафан всегда чистенький. А недалеко в лесу жила колдунья. И была она злая. Не нравилось ей, что девочку все любили, а ее боялись. Однажды взяла колдунья свою колдовскую палочку, взмахнула ею, и превратила девочку в дерево. Проснулись люди утром и увидели на опушке леса дерево необычное: ствол стройный, белый, в черных трещинках, веточки тонкие, на волосы девичьи похожие, а листья как будто что-то шепчут. И догадались люди, что это проделки злой колдуньи. И стали люди называть дерево ласковым именем « береза». И добавляли: это наша русская березонька. Кора у березы необычная, белая, гладкая, как сарафан был у девочки, а называется она береста.
/Воспитатель показывает бересту/. А весной, когда все деревья еще стоят без листьев, березка украшается сережками – желтыми, бледно-зелеными и красуется в них до тех пор, пока не появятся первые нежные листочки из своих домиков-почек.
/Показывает сережки и почки/.
Дети, девочка, став деревом, продолжала помогать людям.
Пришли однажды к березе дети, а под ней грибов видимо-невидимо. Собрать бы грибы, а не во что. И прошептала им березка: «Кора-береста моя необычная. Посмотрите, какие чудесные вещи из нее можно сделать: и лукошко, и туесок, будет, куда грибы-ягоды собирать».
Пойдемте и мы грибы соберем.
/Дети собирают грибы в туесок/.
Воспитатель. А какие грибы под березой растут?
Дети. Подберезовики.
Воспитатель. Прибежали к березе девочки хороводы водить, а одна девочка колечко и потеряла. «Вот тебе шкатулочка для колечка заветного» - прошептала ей березка и подарила ей чудесную шкатулочку из бересты.
И еще много чудесных вещей подарила березка людям. /Показывает /.
Однажды услыхала березка, что заболела сильно девочка и никакие лекарства ей не помогают. И подарила людям свои почки, из которых варят чудесный лекарственный чай.
А весной пришел к березе уставший человек, сел под ней и сказал: «Эх, попить бы, и тогда я смог бы идти дальше». А березка услыхала и заплакала, жаль ей стало уставшего человека. И потекли по ее стволу слезки. Собрал их уставший человек в ладони, попил – и сильнее вдвое стал и отправился дальше в путь. Увидели березкины слезы птицы, бабочки – стали прилетать к березке, попить, бегают по ее стволу муравьишки – тоже сок березовый полюбили. Даже медведь косолапый придет, попьет соку, отдохнет и (дальше) опять в лес уходит. Попейте и вы соку березового, сильнее и крепче станете.
Вот она, какая наша березка русская. Всем помочь, она готова, обо всех заботится. И люди ее любят, стихи, и песни о ней сочиняют:
- Береза белый сарафан надела
Кудри завила, косы заплела.
До чего хороша девица краса!
- Если б дали березке расческу
Изменила б березка прическу
В речку, как в зеркало глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косички.
- Она весну встречает,
Сережки надевает
Наброшена на спинку
Зеленая косынка
В платьице в полоску
Узнаешь ты березку.
Воспитатель. А вы, березкины слова узнаете?
Поиграем в слова. Хлопните в ладоши, если услышите березкины слова.:
Желудь, береста, яблоко, сосняк, белоствольная, шишка, стройная, ягоды, темноствольная, дубрава, сережки, ельник смола, кудрявая, пух, роща, грибы, сок.
Воспитатель. Очень, дети, хочется, чтобы и вы полюбили березку, заботились о ней, любовались. Давайте на прощание споем хоровод березе и подарим ей ленты разноцветные, пусть радуется.
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла.
Люли, люли стояла.
Хоровод с березкой водили.
Ленты разноцветные дарили
Люли, люли дарили.
Воспитатель. Пора домой возвращаться. Прощайтесь с березкой. «Крутись- вертись, домой возвратись»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по средствам мультимедийной презентации для детей старшего дошкольного возраста по теме «Люблю березку русскую»
Данная презентация создана с целью, использования мультимедийных ресурсов в образовательной области " Познания"...
Люблю березку русскую...
Систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева,формировать умение передавать поэтический образ березы....
"Люблю березку русскую"
Задачи: 1.Закреплять имеющиеся у детей знания о природе и о традициях русского народа.2.Учить применять полученные от общения с природой навыки в стихах, песнях, играх, хороводах.3.П...
Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе "Люблю березку русскую"
Мною представлен конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Люблю березку русскую" и презентация к нему....
Интегрированная НОД "Люблю березку русскую"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Работая с детьми по проекту, посвящённому 70 - летию Кузбасса, дети узнали многое о своём родном крае. Был конкурс чтецов стихов о Кузбассе. Дети изготовили сво...
конспект занятия "Люблю березку русскую!"
Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание бережного, заботливого отношения к природе....
Интегрированное занятие по экологии"Люблю березку русскую"
Интегрированное занятие по экологии в старшей группе. ...