Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников в нашем детском саду, по вопросам экологического образования, стало проведение природоохранных акций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_aktsii.docx | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 33 «Радуга»
город Губкин Белгородская область
Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.
Подготовила: Казакова Г.Н.
воспитатель МАДОУ
«Центр развития ребёнка –
детский сад № 33 «Радуга»
г. Губкин, 2015
Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Реализация требований ФГОС в области экологического воспитания дошкольников предполагает формирование у дошкольников первичных экологических представлений и понятий, являющихся основой для процесса экологического образования.
На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа, гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Краеведческая деятельность в нашем детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края. Мы решаем проблему воспитания и развития подрастающего поколения в новых условиях, прививая им лучшие качества маленького гражданина.
Решение задач экологического образования детей невозможно без непосредственного участия родителей. Именно семья, как среда развития личности ребенка, способна оказывать влияние на формирование у него основ экологического мировоззрения. При этом важно, чтобы сами родители были экологически образованными. Однако часто у них не хватает достаточных знаний и времени, чтобы показать ребенку всю красоту и многообразие окружающей природы, понаблюдать за животными, птицами, изменениями, происходящими в разные сезоны года, рассказать о правилах поведения в природе и т. д.
Эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников в нашем детском саду, по вопросам экологического образования, стало проведение природоохранных акций.
Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.
Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.
Широкий спектр структурных компонентов акции позволило сделать данную работу интересной и привлекательной. Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:
- акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую сторону своё окружение;
- акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности ;
- в акции включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
- природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Алгоритм проведение акций:
- цель (каждая акция имеет свою цель);
- задачи (выполняются общие и конкретные);
- объект (на что направлено – птицы, деревья…);
- участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
Этапы:
- Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала);
- Организационно-практический (т.е. выполнение плана деятельности);
- Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
Чаще всего акции, которые мы проводим, являются комплексными мероприятиями, в ходе которых решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные, этические, что делает их особенно ценными.
Так на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения, пояснения взрослых, беседы, КВНы и т. д.
На нравственное развитие большое влияние оказывает практическая природоохранительная деятельность: развешивание кормушек для птиц, ограждение муравейников, трудовые десанты, развешивание плакатов и многое другое.
Эстетическое воспитание реализуется через всевозможные выставки, экспозиции.
Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
А самое главное, в ходе природоохранных акций мы даём возможность детям самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей.
Природоохранная акция «Уроки леса»
Цель:
Воспитание у подрастающего поколения ответственного отношения к лесным богатствам.
Подготовительный этап:
- Беседы с детьми: «Береги родную природу!», «Лес – наше богатство».
- Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.
Содержание акции:
- Экологическая викторина «Волшебный мир леса», где дети показали свои знания о лесе.
- Видео-экскурсию в весенний лес «Весенний лес полон чудес».
- Выставка детских рисунков на тему: «Наш зелёный друг!»
- Выставка плакатов «Берегите лес!»
Подведение итогов:
- Оформлены наглядные стенды «Берегите природу», «Друзья леса».
- Консультации для родителей «Прогулка в лес всей семьей», «Почему говорят: лес – наше богатство!».
- Выставка поделок «Очистим лес от мусора», где были представлены работы из бросового материала.
Природоохранная акция «Столовая для пернатых»
Цель:
Показать значимость подкормки птиц в зимнее время; способствовать проявлению творчества, фантазии при изготовлении кормушек; воспитывать чувство сострадания, сопереживания, заботливое отношение к природе родного края.
Подготовительный этап:
- Подготовили иллюстрации птиц для рассматривания, произведения о птицах для чтения детям;
- Решение проблемных ситуаций.
Содержание акции:
- Экологическая листовка «Помоги пернатым»;
- Конкурс среди семей на изготовление самой необычной кормушки для птиц;
- Беседа с детьми о зимующих птицах;
- Деятельность в природе (наблюдение за поведением птиц у кормушки);
- Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой» распространение среди соседей»
Подведение итогов:
- Оформлен фотоальбом «У кормушки»;
- Создали книгу «Птицы нашего края»
Природоохранная акция
«Спасём зелёную красавицу»
Цель:
Познакомить детей с жизнью ели; вызвать интерес к природе; формировать умение любить и беречь природу; помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность.
Подготовительный этап:
- Получение из леса посылки.
- Цикл наблюдений за елью.
Содержание акции:
- Беседы « Полезные свойства ели"; "С кем дружит ель" ( с просмотром электронных презентаций);
- Беседы с детьми об истории празднования Нового года, о роли новогодних елочек.
- Рассматривание еловой веточки и шишки. Сравнение еловой и сосновой иголки и шишки.
- Конструирование из бумаги на тему: «Заснеженная елочка» (Оригами).
- Выпуск экологической листовки «Сохраним леса», распространение в микрорайоне.
- Познавательное занятие «Елочка – зеленая иголочка».
- Презентация «Ёлочка - хозяйка леса».
- Рисование запрещающих знаков для презентации.
- Ситуативный разговор - «Что будет, если каждый срубит одну елочку
в лесу?» «Искусственная ёлка это хорошо или плохо? »
- Проблемная ситуация: «Новый год без елки».
- Составление творческих рассказов « Как мы готовимся к Новому году».
- Заучивание пословиц, отгадывание загадок о хвойных деревьях.
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «К нам гости пришли», «Прогулки в лес», «Пожар в лесу», «Мы встречаем Новый год»
- Д/ игры: «Узнай по описанию», «Найди сходство и отличие», «Угадай, какое дерево? », «С какой ветки детки», «Четвертый лишний», «Самая высокая – самая низкая»
- Интервьюирование родителей и прохожих на тему: «С какой елью Вы встретите Новый год?»
Подведение итогов:
- Папка-передвижка «Берегите ели!»
- Украшение искусственной ёлочки к Новому году в детском саду игрушками сделанными детьми совместно с родителями.
- Размещение буклетов «Сохраним лесную красавицу».
- Проведение новогоднего праздника у искусственной елки.
Акция «Каждому певцу по дворцу!»
Цель: Привлечь внимание взрослых и детей к прилету перелётных птиц и призвать, всех помогать им.
Содержание акции:
- Подбор стихов о птицах.
- Экологическая игра «Кому что нужно » (по экологической цепочке - дети выстраиваются цепочкой и наглядно показывают, как эта цепочка может порваться, если не будет доставать одного элемента).
- Беседа «Знаем ли мы птиц? »
- Знакомство с особенностями птичьих «домиков », (природных и изготовленных человеком)
- Кроссворды с рубриками «Знаете ли вы? », «Найди ошибку » и. т. д.
- КВН с участием взрослых, «От какой птицы клюв?», « Как повесить скворечник?», « Назовите этих птиц?» и. т. д.
- Аппликация «Мы построили скворечник – дом весёлого скворца»
Подведение итогов:
- Выпечка из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков). Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали за клички.
- Конкурс рисунков детей, плакатов совместной деятельности детей и взрослых.
Акция «Витамины на подоконнике»
Цель: Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение; закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах; продолжать учить детей приёмам посева семян; подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений.
Содержание акции:
- Цикл занятий: «Что такое овощи» «О пользе лука и чеснока» «Что бы ни болеть - надо витамины есть»
- Просмотр иллюстраций книг и журналов на тему «Полезные овощи».
- Чтение стихов и разгадывание загадок об овощах.
- Рисунки и поделки из бросового и природного материала
(семейные работы).
- Дидактические игры «Угадай по запаху» «Угадай по вкусу» «Узнай по описанию».
- Посадка огорода на подоконнике.
- Наблюдение за прорастанием лука и чеснока.
Подведение итогов:
- Употребление в пищу фитонцидов во время обеда.
- Изготовление книжки с рисунками детей «Витамины на окне».
Природоохранная акция «Чистое утро»
Цель:
Помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитание экологической культуры; бережного, заботливого отношения к природе.
Подготовительный этап:
- Подготовка агитационной листовки «Сделаем город чистым»;
- Консультация для родителей «Советы из сундучка»;
- Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.
- Чтение О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу».
Содержание акции:
- Для родителей - газета экологического содержания «Земля в опасности»;
- Конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из утилизированного материала «Мама, папа, я – творим чудеса»;
- Занятие с элементами театрализованной деятельности «День Земли»;
- Викторина «Чистюля».
- Деятельность в природе (ежедневная уборка территории участка от мусора, посадка деревьев);
Подведение итогов:
- Оформление фотоальбома «Природа и мы»;
- Выставка поделок из утилизированного материала.
Акция «Земля - голубая планета.
Цель:
Развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.
Подготовительный этап:
- Просмотр документальных фильмов о воде.
Содержание акции:
- Занятия: «Эта волшебница вода», «Где живёт вода?», «Кому нужна вода?»
- Дидактические игры «Вода – не вода», «Найди, кто живёт в воде» и др.
- Экологические сказки Н.Рыжовой «Жила-была река», «Как люди речку обидели?»; Т.Николаевой «Приключение капельки» с последующими беседами, об экономном и бережном отношении к воде.
- Рейд по детскому саду, как пользуются водой сотрудники и дети.
- Исследовательская деятельность «Вода в природе».
- Развивающие игры с капелькой воды.
Подведение итогов:
- Защита плакатов «Вода - это жизнь»
- Выпуск листовок «Берегите воду»
- Праздник «Бесценная и всем необходимая вода».
Природоохранная акция «Украсим планету цветами»
Цель:
Закреплять представления о многообразии мира цветов; учить самостоятельно, применять ранее полученные знания о природе; продолжать формировать навыки экологически грамотного поведения в природе (в частности, при общении с миром цветов); вызывать эмоциональный отклик и эстетические переживания у детей.
Подготовительный этап:
- Выращивание рассады цветов;
- Подготовка иллюстраций цветов, цветочных композиций;
Содержание акции:
- Конкурс рисунков «Мои любимые цветы».- Экологические игры : «Что сажают в огороде», «Садовник», «Цветы», «Узнай цветок по описанию».- Чтение художественной литературы: С.Маршак Весенняя песенка». Л.Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей». Г.Скребицкий «На лесной полянке», Н.Павлова «Ранней весной», И.Беляков «Подснежник проснулся».- Слушание музыки «Вальс цветов» П. Чайковского, «Цветы» А. Вивальди и др.
- Конкурс рисунков на тему: «Цветущий мир»;
- Деятельность в природе (дети совместно с взрослыми высаживают рассаду цветов в клумбы);
Подведение итогов:
- Оформление фотоальбома «Мир цветов».
- Экологическая листовка «Украсим землю цветами».
- Развлечение «День цветов».
Природоохранные акции являются действительно эффективной формой работы по формированию у детей представлений о взаимосвязи человека с природой.
Все наши экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....
Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....
Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...
Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.
На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей л...
Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...
Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у...