Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Федосова Вероника Владимировна

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа,  гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx187.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №53 «Звоночек»

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.

https://i.pinimg.com/736x/9a/16/71/9a16714d6ef62375f5bac70afdf92f16--watering-cans-plant-pots.jpg

                                                                                                                        Подготовила:

  старший воспитатель

                                                                                                                        Федосова В.В.

г. Керчь

2022 г.

                                                                                 

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение              природоохранных акций.

         Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

          Реализация требований ФГОС в области экологического воспитания дошкольников предполагает формирование у дошкольников первичных экологических представлений и понятий, являющихся основой для процесса экологического образования.  

         На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа,  гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

          Краеведческая деятельность в  нашем детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края. Мы решаем проблему воспитания и развития подрастающего поколения в новых условиях, прививая им лучшие качества маленького гражданина.

          Решение задач экологического образования детей невозможно без непосредственного участия родителей. Именно семья, как среда развития личности ребенка, способна оказывать влияние на формирование у него основ экологического мировоззрения. При этом важно, чтобы сами родители были экологически образованными. Однако часто у них не хватает достаточных знаний и времени, чтобы показать ребенку всю красоту и многообразие окружающей природы, понаблюдать за животными, птицами, изменениями, происходящими в разные сезоны года, рассказать о правилах поведения в природе и т. д.

         Эффективной формой взаимодействия  с семьями воспитанников в нашем детском саду, по вопросам экологического образования, стало проведение природоохранных акций.

         Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития  у детей и взрослых экологической культуры.

        Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

        Широкий спектр структурных компонентов акции позволило  сделать данную работу интересной и привлекательной. Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:

  • акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую сторону своё окружение;
  • акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;
  • в акции  включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;

  • природоохранные акции позволяют развивать  положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

    Чаще всего акции, которые мы проводим,  являются комплексными мероприятиями, в ходе которых   решаются  одновременно  разные  задачи:  познавательные,  нравственные,  

этические, что делает их особенно ценными.

      А  самое  главное,  в  ходе  природоохранных  акций  мы даём   возможность детям  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей. 

https://2.404content.com/1/F2/75/429425626910033193/fullsize.jpg

Природоохранная акция «Веселая клумба». 

Актуальность проекта

        Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

     «Театр начинается с вешалки», а детский сад с цветников и входа, потому что цветники и вход – это лицо детского сада». Проблема благоустройства территории ДОУ актуальна для нас, так как способствует воспитанию у детей эстетического вкуса, формированию чувства ответственности за свой детский сад и желании изменить его облик к лучшему. Наша территория становится эффективным средством формирования экологической культуры воспитанников, становления их нового гражданского сознания.

       Проводя экскурсию, я обратила внимание детей на опустевшую территорию перед детским садом, парадный вход в детский сад выглядит не эстетично. В беседе с детьми пришли к выводу, что нужно украсить и создать новые цветники и засадить их цветами. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству уголка территории  перед детским садом.

Проблема: «Наша клумба не благоустроена и не оформлена».

Гипотеза: Если будет реализован проект, то у детей расширятся представления о цветущих растениях, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе.

Состав участников:

1) воспитанники подготовительной группы

2) воспитатели;

3) родители.

Место проведения проекта: МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №53 «Звоночек», улица Льва Толстого, дом 68.

Цель: создание на  территории МБДОУ  ухоженного, эстетически правильно оформленного (с элементами ландшафтного дизайна) газона-цветника.

Идея создания экологического пространства в МБДОУ легла в основу следующих задач.

Задачи:

 1. Формирование навыков и принципов осознанного, экологически целесообразного поведения в природе, культуры общения с окружающим миром, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе.

2. Создание  клумбы «Веселая клумба».

3. Развитие чувства прекрасного.

Ожидаемые результаты:

• сформирована экологическая воспитанность детей;

• расширены представления детей о декоративных растениях;

• сформирована активная позиция деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем: создана  клумба  перед детским  садом;

• сформировано бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.

Конечный результат:

Создание эколого-эстетического вида территории МБДОУ в соответствии с дизайн-проектом.

Создание  клумбы на территории детского сада.

    Повышение экологической культуры детей и их родителей, педагогов.

    Повышение уровня   экологических знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Промежуточный результат:

Разработка  дизайн-проекта творческой группой детского сада.

Выращивание и приобретение рассады цветов для оформления клумб.

Источники финансирования: спонсорская помощь родителей.

План реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Составление плана деятельности:

- анкетирование,  диагностирование родителей, детей;

- подбор, чтение литературы по данным темам;

- оформление выставки книг и консультации для воспитателей и родителей;

- намечены акции: «Елочка – зеленая иголочка», «Чистая двор – здоровая земля!»,

«Осторожно,  первоцвет!»,  «Каждой пичужке – кормушка», «Во дворах растут цветы небывалой красоты»,  «Легкие нашей планеты или посади дерево», «Берегите воду – источник жизни всего живого на земле»,  «Покормите птиц зимой!»;

«Детский сад – цветущий оазис»

- перепланировка экологической тропы МБДОУ – сотрудничество с родителями

- подбор литературных и музыкальных произведений,  иллюстративных материалов на

экологическую тему

- подготовка цикла бесед и занятий,  презентаций на экологическую тему – подбор и

изготовление игр экологического цикла.

2 этап - основной, Организационно – практическая работа с родителями:

-информация в родительском уголке;

– консультации, стенгазеты, листовки и брошюры;

- индивидуальные и групповые консультации;

- родительское собрание

- привлечение родителей к участию в выставках конкурсах поделок по каждой акции:

       

          Из бросового и природного материала,  изготовление и развешивание кормушек и т.д.;

- привлечение родителей к участию в трудовом десанте – посадке цветов и деревьев, субботниках по уборке территории и разбивке цветников на территории детского сада;

-предложить родителям посадить рассаду цветов, выращенную детьми в ДОУ, для оформления клумб и палисадников у своих домов;

- мастер-класс «Вторая жизнь ненужных вещей»;

-привлечение родителей к участию в развлечении «Мама, папа, я – экологическая семья»;

        Работа с детьми:

- чтение и обсуждение произведений о природе, животных, растениях,

- тематические занятия с презентациями экологической направленности,

- беседы: «Зелёный патруль», «Как научиться быть добрым». «Природоохранные  акции», «Как подружиться с природой»,  «Может ли природа обидеться на человека»,

- конкурс чтецов «Воспитание красотой» (стихи о природе и ее охране),

- рассматривание иллюстраций,

- разучивание стихов,

- слушание музыкальных произведений,

- изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Жалобная книга природы», «Красная книга нашей местности», «Наши цветы в детском саду»,

- изготовление буклетов и листовок «Сохраним ели»,  «Покормите птиц зимой», «Осторожно, первоцветы»

- прогулки по  экологической тропе детского сада ,

- проведение экологической викторины «Люблю природу крымскую»

- участие в трудовом десанте: посев и выращивание рассады цветов,  с последующим высаживанием на клумбы детского сада; уборка своего участка от листьев, мусора и веток;

- театрализация сказок на экологическую тему с показом в младших группах.

3 этап заключительный

 - озеленение территории детского сада,  посадка деревьев, цветов;

 - выставки конкурсы рисунков и поделок;

Достигнутые результаты:

 В МБДОУ регулярно проводятся субботники по уборке территории;

 - посажено на территории детского сада 72  елочки  (15 погибли, 57 выжили), 5 сосны,

 - переоформлены клумбы (видовой состав),

- оформлен огород лекарственных растений;

- развешены кормушки (на территории ДОО и у домов) и ведется подкормка птиц зимой;

- развесили скворечники (на территории МБДОУ);

- у детей формируется осознание ответственности за последствия некоторых своих действий, сформированы трудовые навыки по уходу за растениями;

- много интересных поделок сделано из бросового материала;

 - родители вовлечены в педагогический процесс МБДОУ и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с МБДОУ.

        За пределами МБДОУ: посажено 10 деревьев ленкоранской акации, высажена на клумбы рассада бархатцев, настурций.

       В заключении хочу сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающему и являются одной из активных форм работы. С уверенностью могу сказать, что участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. У них повысился уровень познавательной активности. Дошкольники осознают ответственность за последствия некоторых действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не

только оказывают большое воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, как участвуют в нем, но и отношение к природе самих родителей меняется.

   Природоохранные  акции  являются  действительно  эффективной  формой  работы  по  формированию  у  детей  представлений  о  взаимосвязи  человека  с  природой.  Все наши экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом:

«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.

Эффективной формой взаимодействия  с семьями воспитанников в нашем детском саду, по вопросам экологического образования, стало проведение природоохранных акций....

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.

       Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у...