Водный мир
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Проектная деятельность в средней логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vodnyy_mir.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
Актуальность проектной деятельности
Тема проектной деятельности актуальна по целому ряду причин:
- Во-первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.
Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
- Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
- В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил. Ребенок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю. Обеспечить такую ориентировку призваны общие способности. Способности выступают в качестве психологического инструмента, позволяющего ребенку осуществлять движение в пространстве культуры. При этом познавательная инициатива представляет собой выход за пределы культуры. Но как культурно-адекватным способом можно предъявить выход за пределы культуры? Разрешить эту проблему поможет проектная деятельность. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.
Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.
В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.
Данный проект направлен на укрепление здоровья и физического развития детей, расширение и закрепление знаний детей о свойствах и значении воды в природе и в жизни людей и животных, об обитателях водного мира,
в соответствии с образовательными программами.
ТЕМА: «Водный мир»
ТИП: познавательно – игровой
ВОЗРАСТ: средняя логопедическая группа (4 – 5 лет)
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: с 16 апреля по 20 апреля (краткосрочный)
НАПРАВЛЕНИЕ: познавательно-исследовательское
ФОРМА: интегрированное
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- укреплять здоровье и физическое развитие детей;
- создание условий для ознакомления детей со свойствами воды,
- вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- воспитывать бережное отношение к водоемам и их обитателям;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- сформировать у ребенка представление о значении воды и ее свойствах;
- расширять знания об обитателях водного мира;
- развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности;
- укреплять здоровье детей посредством утренней и дыхательной гимнастики;
- вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
- Здоровье
- Познание
- Социализация
- Физическая культура
- Труд
- Безопасность
- Коммуникация
- Музыка
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Расширение знаний детей и родителей о водном мире, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к природе.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
- интегрированная непосредственная образовательная деятельность для родителей и педагогов ДОУ «Вода и ее обитатели»;
- выставка поделок совместной деятельности родителей и детей «Водный мир»
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА.
I этап – организационно-подготовительный:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
II этап - практический:
- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
- определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
- обобщение и распространение опыта работы;
III этап - заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- выставка работ совместной деятельности детей и родителей;
- интегрированная непосредственная образовательная деятельность для родителей и
педагогов ДОУ.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА:
Воспитатели: проведение непосредственной образовательной деятельности по всем областям, беседы, рассказы, чтение художественной литературы, инсценировка творческой сказки, проведение дидактических и подвижных игр.
Учитель - логопед: коррекционная работа : автоматизация звуков (с картинками на данную тему) и составление описательных рассказов,
Инструктор по физической культуре: проведение утренней и дыхательной гимнастики, показ слайдов с морскими жителями, проведение непосредственной образовательной деятельности по плаванию, развлечение в бассейне.
Тематический план работы
РАЗДЕЛЫ РАБОТЫ | ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
Познавательно-речевое развитие | |
«Кому нужна вода» | - беседы с детьми, опыты с водой. |
«Кто живет в воде» | - просмотр слайдов о морских жителях, беседы, загадки; - д/и «Плавает не плавает». |
«Обитатели океана» | - рассматривание иллюстраций; - чтение произведений «Роскошные обжоры» из детской энциклопедии «Мир моря»; - настольные игры «Двойняшки», «Обитатели водоемов»; - пазлы «Подводный мир». |
«Аквариумные рыбки» | - наблюдения за аквариумными рыбками, ручейками, беседы, стихотворения А.Барто «Река», «Капризные ерши». |
«Развитие связной речи детей 4–5лет» | - знакомство детей с произведениями «Заяц Коська и родничок»; - чтение произведения Снегирева «Пингвиний пляж»; - инсценировка творческой сказки «Приключение дельфиненка»; - коррекционная работа : автоматизация звуков (с картинками на данную тему); - изготовление родителями атрибутов, декораций для сказок; - участие в постановке произведений и сказок; - составление описательного рассказа о воде; - с/р игра «Пароход»; - логоритмика. |
Художественно-эстетическое развитие | |
«Водный мир в изобразительной деятельности» | - знакомство с творчеством художника Айвазовского - раскраски «Жители морей»; - пластилинография; - аппликация «Волшебная рыбка»; - выкладывание из гороха, риса, гречки силуэты морских жителей; - оригами «Золотая рыбка»; - выставка поделок совместной деятельности родителей и детей. |
Физическая культура | |
«Физкульт – ура!!!» | - изготовление атрибутов для подвижных игр; - п/и «Море волнуется», «Лягушки и цапля», «Кто как плавает», «Ручейки и озера»; - утренняя гимнастика; - дыхательная гимнастика; - закаливание; - помещение игр в папку-передвижку; - непосредственная образовательная деятельность по плаванию; - развлечение в бассейне «Вода и ее обитатели» |
Календарный план
ПОНЕДЕЛЬНИК | |||||
Режим дня | Утро | НОД | Прогулка | Вечер | |
Интеграция образователь-ных областей | Физкультура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация | Познание | Физкультура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация | Познание Коммуникация Художественное творчество Чтение х\л | |
Совместная деятельность взрослого и детей | Утренняя гимнастика (комплекс № 4). Беседа «Кому нужна вода» - закреплять знания о пользе и назначении воды. Д/и «Плавает, не плавает» - развивать внимание. Труд в уголке природы –воспитывать желание трудиться. | ФЦКМ Тема: «Кто живет в аквариуме». Цель: наблюдение за обитателями аквариума. Рассматривание строения рыбок. Воспитывать доброжелательное отношение к рыбкам.
Татарский язык (образовательная деятельность воспитателя по обучению татарского языка № 4) | Отметить состояние погоды – закреплять знания о сезонных изменениях в природе. П/и «Мы, веселые ребята» - развивать двигательную активность. Собрать мусор на участке, воспитывать желание трудиться. | Провести опыт по выявлению свойства воды. «Вода – жидкая, может течь» - расширять кругозор. Чтение сказки «Заяц Коська и родничок» - закреплять умение понимать образное содержание сказки. | |
Самостоя-тельная деятельность детей | Иллюстрации «Аквариумные рыбки». С/р игра «Пароход» - развивать умение выполнять игровые действия. Рассматривание иллюстрации «Обитатели океана» - расширять кругозор. | Свободные игры с выносным материалом – воспитывать дружеские отношения. | Предложить детям нарисовать речку, ручей, море – развивать технические навыки рисования. | ||
Коррекцион-ная работа | С Павликом, Дашей – пальчиковая, артикуляционная гимнастика. | С Аней, Камиллой – закреплять умение подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками. | С Никитой, Кириллом - автоматизация звука [р] в словах, слогах, фразовой речи. | ||
Оснащение предметно-развивающей среды | Аквариум с рыбками. Иллюстрации «Обитатели океана». О.И.Лазаренко «Артикуляционно – пальчиковая гимнастика» с.6-7 | Иллюстрации «Аквариумные рыбки», аквариум с рыбками | Мячи, веники, рули, куклы. | Для опыта: 2 баночки с водой, 2 пустые. Книга «Для маленьких» с. 69 Звуковые картинки – звук [р] . | |
Работа с родителями | Задание для родителей изготовить поделки вместе с детьми «Папа, мама, я – творческая семья» на тему «Водный мир » | ||||
ВТОРНИК | |||||
Режим дня | Утро | НОД | Прогулка | Вечер | |
Интеграция образовательных областей | Физкультура Здоровье Социализация Коммуникация Познание Труд | Познание Социализация Музыка | Физкультура Здоровье Безопасность Социализация Коммуникация Труд Художественное творчество | Познание Безопасность Художественное творчество | |
Совместная деятельность взрослого и детей | Утренняя гимнастика; Беседа «Морские жители» - закреплять знания об обитателях морей, океанов. Д/и «Третий лишний» - развивать мышление. | ФЭМП Цель: упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5). Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Музыкальная деятельность (образовательная деятельность музыкального руководителя № 4). ФЦКМ рассматривание картин Айвазовского И.К. | Наблюдение за ручейками – закреплять свойства воды, отражать в речи. П/и «Море волнуется» - закреплять умение действовать по сигналу. Собрать мусор на участке – воспитывать желание трудиться. | Загадки о морских жителях – развивать мышление. Д/и «Красный, желтый, зеленый» - закреплять знания ПДД. | |
Самостоятельная деятельность детей | С/р игра «Семья» - развивать игровые действия. Дежурство по столовой –воспитывать культурно – гигиенические навыки. | Предложить детям пускать кораблики. Свободные игры детей – воспитывать дружеские отношения. | Раскраски «Жители морей» - развивать чувство цвета, аккуратность. | ||
Коррекционная работа | С Викой, Алиной - закреплять умение называть сущ. Во множественном числе: кит – киты, рыба – рыбы … | С Павликом, Маратом – закреплять умение перебрасывать мяч друг другу двумя руками. | С Егором, Данилом – закреплять умение ориентироваться в пространстве. | ||
Оснащение предметно-развивающей среды | Иллюстрации «Морские жители». | Помораева с. 50 -51, занятие № 3. ИКТ | Мячи, кораблики из пенопласта, куклы, веник. | Раскраски морских жителей. | |
Работа с родителями | Изготовление атрибутов к подвижным играм. | ||||
СРЕДА | |||||
Режим дня | Утро | НОД | Прогулка | Вечер | |
Интеграция образовательных областей | Познание Физкультура Социализация Труд | Коммуникация Социализация Физкультура Здоровье Безопасность | Коммуникация Социализация Физкультура Труд | Познание Социализация Художественное творчество Чтение х\л | |
Совместная деятельность взрослого и детей | Утренняя гимнастика. Чтение «Роскошные обжоры» - расширять кругозор. Д/и «На что похоже» - развивать воображение. Артикуляционно- пальчиковая гимнастика. Труд в уголке природы: полить растения, взрыхлить землю. | Развитие речи Тема: «Обучение рассказыванию по картинкам». Физкультура (образовательная деятельность инструктора по ФК № 4). | Наблюдение за птицами – закреплять знания о птицах, использовать в речи названия птиц. П/и «Совушка» - развивать умение действовать по сигналу. Труд на участке: собрать крупный мусор, – воспитывать желание трудиться. | Просмотр слайдов о морских животных – расширять кругозор. Использование ИКТ. | |
Самостоятельная деятельность детей | Настольная игра «Двойняшки» - развивать память. С/р игра «Строители» - развивать игровые действия. | Свободные игры детей с выносным материалом. Воспитывать дружеские отношения. С/р игра «Путешествие на корабле» - закреплять умение распределять роли, обговаривать сюжет игры. | Настольная игра - лото «Обитатели водоемов» - закреплять правила игры. Воспитывать дружеские отношения, свободное творчество. Пластилинография – развивать мелкую моторику рук. | ||
Коррекционная работа | С Павликом, Дашей - работа по развитию мелкой моторики рук (шнуровка). | С Егором, Данилом – Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. | С Аней, Дашей – Автоматизация звука [ш]. | ||
Оснащение предметно-развивающей среды | Энциклопедия «Мир моря» - с.88 О.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика»с.8-9 | Гербова с.65 Зан.3 | Мячи, куклы, песочные наборы, веник, маска – сова. | Лото «Обитатели водоемов». Звуковые картинки звук [ш]. ИКТ. | |
Работа с родителями | Оснащение и пополнение папки-передвижки с подвижными играми. | ||||
ЧЕТВЕРГ | |||||
Режим дня | Утро | НОД | Прогулка | Вечер | |
Интеграция образовательных областей | Социализация Труд Коммуникация Социализация Художественное творчество | Познание Физкультура Здоровье Безопасность | Физкультура Здоровье Безопасность Социализация Труд Коммуникация | Коммуникация Социализация | |
Совместная деятельность взрослого и детей | Утренняя гимнастика; Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо» - воспитывать культуру поведения. Д/и «Скажи наоборот» - развивать мышление. Труд в группе: навести порядок в строительном уголке – воспитывать желание трудиться. Артикуляционно- пальчиковая гимнастика. | Аппликация Тема: «Золотые рыбки». | Наблюдение за деревьями – развивать наблюдательность, речь. П/и «Лохматый пес» - развивать двигательную активность. Труд на участке: собрать мусор на участке – воспитывать желание трудиться. | Придумывание и инсценировка сказки «Приклю-чение дельфиненка» - развивать творческое воображение. Труд в группе: навести порядок в кукольном уголке – воспитывать желание трудиться | |
Самостоятельная деятельность детей | С/р игра «Путешествие на корабле» - продолжать игру, начатую ранее. Выкладывание из гороха, риса морских жителей по контуру – развивать мелкую моторику рук. | Свободные игры детей – воспитывать дружеские отношения, чувство коллективизма. С/Р игра «Магазин» - закреплять умения выполнять игровые действия. | Игры детей со строительным материалом – развивать умение договариваться о постройке, обыгрывать ее. | ||
Коррекционная работа | С Камилой, Викой повторить потешки «Водичка, водичка» - развивать выразительность речи. | С Павликом, Егором - упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. | С Максимом, Никитой – закреплять знания геометрических фигур. | ||
Оснащение предметно-развивающей среды | О. Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика» с. 9 – 10 | Цветная бумага, клей, ножницы | Маска собаки, мячи, песочные наборы, муляжи фруктов, овощей, сумки. | Иллюстрации «Морские обитатели». Фланелеграф. | |
Работа с родителями | Чтение стихов и рассказов для детей. | ||||
ПЯТНИЦА | |||||
Режим дня | Утро | НОД | Прогулка | Вечер | |
Интеграция образовательных областей | Физкультура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение х\л | Познание Социализация Коммуникация Физкультура Здоровье Безопасность Музыка Художественное творчество | Физкультура Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация | Коммуникация Социализация Безопасность Труд | |
Совместная деятельность взрослого и детей | Утренняя гимнастика. Д/и «Добавь слово» - развивать внимание, речь. Чтение произведения Снегирева «Пингвиний пляж». Развивать интерес к художественным произведениям. Артикуляционно- пальчиковая гимнастика. | Бассейн + ФКЦМ «Вода и ее обитатели». Рисование «Нарисуй, что тебе понравилось на развлечении». | Наблюдение за солнышком. «Солнышко, солнышко – золотое ведрышко», развивать наблюдатель-ность, речь. П/и «Охотники и утки » - развивать меткость, быстроту движений. Труд на участке: собрать мусор – воспитывать желание трудиться. | Д/и «Зашифрованное послание» - развивать мышление. Беседа «Правила поведения у водоема» - закреплять правила собственной безопасности Труд в группе: мытье игрушек. Воспитывать желание поддерживать чистоту, трудиться. | |
Самостоятельная деятельность детей | С/р игра «Семья», «Путешествие на корабле» - закреплять умение объединять два сюжета, воспитывать дружеские отношения. Дежурство по столовой – воспитывать КГН | С/р игра «Семья» - закреплять умение выполнять игровые действия. Свободные игры детей – воспитывать дружеские отношения. Рисование на асфальте мелками – развивать творческие способности. | Настольные игры: мозаика, лото, пазлы – развивать дружеские отношения. | ||
Коррекционная работа | С Даниилом, Маратом – порядковый счет до 5. | С Алиной, Никитой – упражнять в бросании мяча в горизонтальную цель. | С Камиллой, Кириллом – закреплять умение детей называть детенышей животных. | ||
Оснащение предметно-развивающей среды | Хрестоматия для маленьких. О.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика»; с. 10 – 11. | Иллюстрации «Морские жители», баночки с водой, пластмассовые, резиновые игрушки, магни-тофон, музыкальный диск с аудиозаписью. Краски, кисти, лист бумаги. | Мячи, куклы, песочные наборы, веник. | Иллюстрации «У водоема». Д/и «Зашифрованное послание». | |
Работа с родителями | Развлечение в бассейне «Вода и ее обитатели» (бассейн + ФКЦМ). Выставка поделок совместной деятельности родителей и детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Водное царство живого уголка.
Занятие в старшей группе...
Летний спортивный праздник "Водные забавы"
Дети учат веселым играм и танцам гостя праздника-Водяного....
Практический материал к лексической теме "Водные обитатели"
Материал предназначен для воспитателей, логопедов, родителей дошкольников. содержит картотеку пальчиковых игр по теме, загадки, речевые упражнения, упражнения на развитие "ручной умелости": штриховка,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности"Путешествие в водное царство"
формирование элементарных экологических представлений у детей пятого года жизни...
План конспект непрерывно образовательной деятельности по плаванию для подготовительной групппы. "Водные виды спорта. Водное поло"
План конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с водными видами спорта. Водное поло. Немного истории о данном виде спорта. Упражнения с мячами, движения в бассейне. Облегч...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на апрель 4 неделя по теме: ««Обитатели водного мира»» Итоговое мероприятие: Коллективный коллаж «Водный мир».
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на апрель 4 неделя по теме: ««Обитатели водного мира»» Итоговое мероприятие: Коллективный коллаж «Водный мир»....
Профилактические мероприятия по предотвращению гибели детей на водных объектах и обучению культуре безопасности на водных объектах в зимне-весенний период
Профилактические мероприятия по предотвращению гибели детей на водных объектах и обучению культуре безопасности на водных объектах в зимне-весенний период ...