Водный мир
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Проектная деятельность  в средней логопедической группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vodnyy_mir.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

Актуальность проектной деятельности

Тема проектной деятельности актуальна по целому ряду причин:

  • Во-первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.  

Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

  • Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
  • В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил. Ребенок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю. Обеспечить такую ориентировку призваны общие способности. Способности выступают в качестве психологического инструмента, позволяющего ребенку осуществлять движение в пространстве культуры. При этом познавательная инициатива представляет собой выход за пределы культуры. Но как культурно-адекватным способом можно предъявить выход за пределы культуры? Разрешить эту проблему поможет проектная деятельность. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

 Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

       В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.

   Данный проект направлен на укрепление здоровья и физического развития детей, расширение и закрепление знаний   детей  о свойствах и значении воды в  природе и в жизни людей и животных, об обитателях водного мира,

в соответствии с образовательными программами.

ТЕМА:            «Водный мир»

ТИП:                      познавательно – игровой

ВОЗРАСТ:        средняя логопедическая группа (4 – 5 лет)

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: с 16 апреля по 20 апреля (краткосрочный)

НАПРАВЛЕНИЕ:        познавательно-исследовательское

ФОРМА:                интегрированное

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- укреплять здоровье и физическое развитие детей;

- создание условий для ознакомления детей со свойствами воды,

- вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.

ЗАДАЧИ:

- воспитывать бережное отношение   к  водоемам и их обитателям;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки;

- сформировать у ребенка представление о значении воды и ее свойствах;

- расширять знания об обитателях водного мира;

- развивать творческие  способности детей и родителей в продуктивной деятельности;  

- укреплять здоровье детей посредством утренней и  дыхательной гимнастики;

- вызвать положительные эмоции от совместной   деятельности.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

- Здоровье

- Познание

- Социализация

- Физическая культура

- Труд

- Безопасность

- Коммуникация

- Музыка

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:
- Расширение знаний детей и родителей о водном мире, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к природе.

- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

- интегрированная непосредственная образовательная деятельность для родителей и педагогов ДОУ «Вода и ее обитатели»;

- выставка поделок совместной деятельности родителей и детей «Водный мир»

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА.

I этап – организационно-подготовительный:

- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

- пополнение предметно-развивающей среды;

- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

II этап - практический:

- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

- определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;

- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;

- обобщение и распространение опыта работы;

III этап - заключительный:

- анализ достижения целей и полученных результатов;

- выставка работ совместной деятельности детей и родителей;

- интегрированная непосредственная образовательная деятельность для родителей и  

  педагогов ДОУ.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА:

Воспитатели: проведение непосредственной образовательной деятельности по всем областям,  беседы, рассказы, чтение художественной литературы, инсценировка творческой сказки, проведение дидактических и подвижных игр.

Учитель - логопед: коррекционная работа : автоматизация звуков (с картинками на данную  тему) и составление описательных рассказов,

Инструктор по физической культуре: проведение утренней и дыхательной гимнастики, показ слайдов с морскими жителями, проведение непосредственной образовательной деятельности по плаванию, развлечение в бассейне.

Тематический план работы

РАЗДЕЛЫ РАБОТЫ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Познавательно-речевое развитие

«Кому нужна вода»

- беседы с детьми, опыты с водой.

«Кто живет в воде»

- просмотр слайдов о морских жителях, беседы, загадки;

- д/и «Плавает не плавает».

«Обитатели океана»

- рассматривание иллюстраций;

- чтение произведений «Роскошные обжоры» из детской  

энциклопедии «Мир моря»;

- настольные игры «Двойняшки», «Обитатели водоемов»;

- пазлы «Подводный мир».

 «Аквариумные рыбки»

- наблюдения за аквариумными рыбками, ручейками, беседы, стихотворения А.Барто «Река», «Капризные ерши».

«Развитие связной речи детей 4–5лет»

- знакомство детей с произведениями «Заяц Коська и родничок»;

- чтение произведения Снегирева «Пингвиний пляж»;

- инсценировка творческой сказки «Приключение дельфиненка»;

- коррекционная работа : автоматизация звуков (с картинками на данную  тему);

- изготовление родителями атрибутов, декораций для сказок;

- участие в постановке произведений и сказок;

- составление описательного рассказа о воде;

- с/р игра «Пароход»;

- логоритмика.

Художественно-эстетическое развитие

«Водный мир в изобразительной деятельности»

- знакомство с творчеством художника Айвазовского

- раскраски «Жители морей»;

- пластилинография;

- аппликация «Волшебная рыбка»;

- выкладывание из гороха, риса, гречки силуэты морских жителей;

- оригами «Золотая рыбка»;

- выставка поделок совместной деятельности родителей и детей.

Физическая культура

«Физкульт – ура!!!»

- изготовление  атрибутов для подвижных игр;

- п/и «Море волнуется», «Лягушки и цапля», «Кто как плавает», «Ручейки и озера»;

- утренняя гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- закаливание;

- помещение игр в папку-передвижку;

- непосредственная образовательная деятельность по плаванию;

- развлечение в бассейне «Вода и ее обитатели»

Календарный план

ПОНЕДЕЛЬНИК

Режим             дня

Утро

НОД

Прогулка

Вечер

Интеграция образователь-ных областей

Физкультура

Здоровье

Безопасность

Социализация

Труд

Познание

Коммуникация

Познание

Физкультура

Здоровье

Безопасность

Социализация

Труд

Познание

Коммуникация

Познание

Коммуникация Художественное

творчество

Чтение х\л

Совместная деятельность взрослого и детей

Утренняя гимнастика (комплекс № 4).

Беседа

«Кому нужна вода» - закреплять знания о пользе и назначении воды.

Д/и «Плавает, не плавает» - развивать внимание.

Труд в уголке природы –воспитывать

желание трудиться.

ФЦКМ

Тема: «Кто живет в аквариуме».

Цель: наблюдение за обитателями аквариума.

Рассматривание строения рыбок.

Воспитывать доброжелательное отношение к рыбкам.

 

Татарский язык

(образовательная деятельность  воспитателя по обучению татарского языка № 4)

Отметить состояние погоды – закреплять  знания о сезонных изменениях в природе.

П/и «Мы, веселые ребята» - развивать  двигательную активность. Собрать мусор на участке, воспитывать  желание трудиться.

Провести опыт по выявлению свойства воды.

«Вода – жидкая, может течь» - расширять кругозор.

Чтение сказки «Заяц Коська и родничок» -

закреплять умение понимать образное содержание сказки.

Самостоя-тельная деятельность детей

Иллюстрации «Аквариумные рыбки».

С/р игра «Пароход» - развивать умение выполнять игровые действия.

Рассматривание иллюстрации «Обитатели океана» - расширять кругозор.

Свободные игры с выносным материалом – воспитывать дружеские отношения.

Предложить детям нарисовать речку, ручей, море – развивать  технические навыки рисования.

Коррекцион-ная работа

С Павликом, Дашей – пальчиковая, артикуляционная гимнастика.

С Аней, Камиллой –

закреплять умение подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками.

С Никитой, Кириллом  - автоматизация звука [р] в словах, слогах, фразовой речи.

Оснащение предметно-развивающей среды

Аквариум с рыбками. Иллюстрации «Обитатели океана». О.И.Лазаренко «Артикуляционно – пальчиковая гимнастика» с.6-7

Иллюстрации «Аквариумные рыбки», аквариум с рыбками

Мячи, веники, рули, куклы.

Для опыта:

2 баночки с водой,  2 пустые.

Книга «Для маленьких» с. 69

Звуковые картинки – звук [р] .

Работа с родителями

Задание для родителей изготовить поделки вместе с детьми

«Папа, мама, я – творческая семья» на тему «Водный мир »

ВТОРНИК

Режим             дня

Утро

НОД

Прогулка

Вечер

Интеграция образовательных областей

Физкультура

Здоровье

Социализация

Коммуникация

Познание

Труд

Познание Социализация

Музыка

Физкультура

Здоровье

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Труд

Художественное  творчество

Познание

Безопасность

Художественное творчество

Совместная деятельность взрослого и детей

Утренняя  гимнастика;

Беседа «Морские жители» - закреплять  знания об обитателях морей, океанов.

Д/и «Третий лишний» - развивать мышление.

ФЭМП

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Музыкальная деятельность

(образовательная деятельность  музыкального руководителя   № 4).

ФЦКМ рассматривание картин Айвазовского И.К.

Наблюдение за ручейками – закреплять свойства воды, отражать в речи.

П/и «Море волнуется» - закреплять  умение действовать по сигналу.

Собрать мусор на участке – воспитывать желание трудиться.

Загадки о морских жителях – развивать мышление.

Д/и «Красный, желтый, зеленый» - закреплять  знания ПДД.

Самостоятельная деятельность детей

С/р игра «Семья» - развивать игровые действия.

Дежурство по столовой –воспитывать культурно – гигиенические навыки.

Предложить детям пускать кораблики.

Свободные игры детей – воспитывать дружеские отношения.

Раскраски

«Жители морей» - развивать  чувство цвета, аккуратность.

Коррекционная работа

С Викой, Алиной  - закреплять умение называть сущ. Во множественном числе:

кит – киты,

рыба – рыбы …

С Павликом, Маратом –

закреплять умение перебрасывать мяч друг другу двумя руками.

С Егором, Данилом –

закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Оснащение предметно-развивающей среды

Иллюстрации «Морские жители».

Помораева

с. 50 -51,   занятие  № 3.

ИКТ

Мячи, кораблики из пенопласта,

куклы, веник.

Раскраски  морских  жителей.

Работа с родителями

Изготовление атрибутов к подвижным играм.

СРЕДА

Режим             дня

Утро

НОД

Прогулка

Вечер

Интеграция образовательных областей

Познание

Физкультура

Социализация

Труд

Коммуникация

Социализация

Физкультура

Здоровье

Безопасность

Коммуникация

Социализация

Физкультура

Труд

Познание

Социализация

Художественное творчество

Чтение х\л

Совместная деятельность взрослого и детей

Утренняя гимнастика.

Чтение «Роскошные обжоры» - расширять кругозор.

Д/и «На что похоже» - развивать воображение.

Артикуляционно- пальчиковая  гимнастика.

Труд в уголке природы: полить растения, взрыхлить землю.

 Развитие речи

Тема: «Обучение рассказыванию по картинкам».

 Физкультура

(образовательная деятельность  инструктора по ФК № 4).

Наблюдение за птицами – закреплять знания о птицах, использовать в речи названия птиц.

П/и «Совушка» - развивать умение действовать по сигналу.

Труд на участке: собрать крупный мусор, – воспитывать желание трудиться.

Просмотр слайдов о морских животных – расширять кругозор.

Использование ИКТ.

Самостоятельная деятельность детей

Настольная игра «Двойняшки» - развивать память.

С/р игра «Строители» -

развивать игровые действия.

Свободные игры детей с выносным материалом.

Воспитывать  дружеские отношения.

С/р игра «Путешествие на корабле» - закреплять умение распределять роли,

обговаривать сюжет игры.

Настольная игра -  лото «Обитатели водоемов» - закреплять  правила игры.

Воспитывать   дружеские отношения, свободное творчество.

Пластилинография – развивать мелкую моторику рук.

Коррекционная работа

С Павликом, Дашей  -

работа по развитию мелкой моторики рук (шнуровка).

С Егором, Данилом –

Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

С Аней, Дашей –

Автоматизация звука [ш].

Оснащение предметно-развивающей среды

Энциклопедия «Мир моря»  - с.88

О.Лазаренко

«Артикуляционно- пальчиковая  гимнастика»с.8-9

Гербова

с.65  Зан.3

Мячи, куклы, песочные наборы, веник, маска – сова.

Лото «Обитатели водоемов».

Звуковые картинки звук [ш].

ИКТ.

Работа с родителями

Оснащение и пополнение папки-передвижки с подвижными играми.

ЧЕТВЕРГ

Режим             дня

Утро

НОД

Прогулка

Вечер

Интеграция образовательных областей

Социализация

Труд

Коммуникация

Социализация Художественное творчество

Познание Физкультура

Здоровье

Безопасность

Физкультура

Здоровье

Безопасность

Социализация

Труд

Коммуникация

Коммуникация

Социализация  

Совместная деятельность взрослого и детей

Утренняя  гимнастика;

Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо» - воспитывать культуру поведения.

Д/и «Скажи наоборот» - развивать мышление.

Труд в группе: навести порядок в строительном уголке – воспитывать желание трудиться.

Артикуляционно- пальчиковая  гимнастика.

Аппликация

Тема: «Золотые рыбки».

Наблюдение за деревьями – развивать наблюдательность, речь.

П/и «Лохматый пес» - развивать двигательную активность.

Труд на участке: собрать мусор на участке – воспитывать желание трудиться.

Придумывание и инсценировка сказки «Приклю-чение дельфиненка» - развивать творческое воображение.

Труд в группе: навести порядок в кукольном уголке – воспитывать  желание трудиться

Самостоятельная деятельность детей

С/р игра «Путешествие на корабле» - продолжать игру, начатую ранее.

Выкладывание из гороха, риса морских  жителей по контуру – развивать мелкую моторику рук.

Свободные игры детей – воспитывать дружеские отношения, чувство коллективизма.

С/Р игра «Магазин» - закреплять умения выполнять игровые действия.

Игры  детей со строительным материалом – развивать умение договариваться о постройке, обыгрывать ее.

Коррекционная работа

С Камилой, Викой повторить потешки «Водичка, водичка» -

развивать выразительность речи.

С Павликом, Егором  -

упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

С Максимом, Никитой –

закреплять знания геометрических фигур.

Оснащение предметно-развивающей среды

О. Лазаренко

«Артикуляционно- пальчиковая  гимнастика»

с. 9 – 10

Цветная бумага, клей, ножницы

Маска собаки, мячи, песочные наборы, муляжи фруктов, овощей, сумки.

Иллюстрации «Морские обитатели».

Фланелеграф.

Работа с родителями

Чтение стихов и рассказов для детей.

ПЯТНИЦА

Режим             дня

Утро

НОД

Прогулка

Вечер

Интеграция образовательных областей

Физкультура

Здоровье

Безопасность

Социализация

Труд

Познание

Коммуникация

Чтение х\л

Познание

Социализация

Коммуникация

Физкультура

Здоровье

Безопасность

Музыка

Художественное творчество

Физкультура

Безопасность

Социализация

Труд

Познание

Коммуникация

Коммуникация

Социализация

Безопасность

Труд

Совместная деятельность взрослого и детей

Утренняя  гимнастика.

Д/и «Добавь слово» - развивать внимание, речь.

Чтение произведения Снегирева «Пингвиний  пляж».

Развивать интерес к художественным произведениям.

Артикуляционно- пальчиковая  гимнастика.

Бассейн + ФКЦМ

«Вода и ее обитатели».

Рисование

«Нарисуй, что тебе понравилось на развлечении».

Наблюдение за солнышком. «Солнышко, солнышко – золотое ведрышко»,

развивать наблюдатель-ность, речь.

 П/и «Охотники и утки » - развивать меткость, быстроту движений.

Труд на участке: собрать мусор – воспитывать желание трудиться.

Д/и «Зашифрованное послание» - развивать  мышление.

Беседа «Правила поведения у водоема» - закреплять правила собственной безопасности  

Труд в группе: мытье игрушек.

Воспитывать желание поддерживать чистоту, трудиться.

Самостоятельная деятельность детей

С/р игра «Семья», «Путешествие на корабле» - закреплять умение объединять два сюжета, воспитывать дружеские отношения.

Дежурство по столовой – воспитывать КГН

С/р игра «Семья» - закреплять умение выполнять игровые действия.

Свободные игры детей – воспитывать дружеские отношения.

Рисование на асфальте мелками – развивать творческие способности.

Настольные игры: мозаика, лото, пазлы – развивать дружеские отношения.

Коррекционная работа

С Даниилом, Маратом – порядковый счет до 5.

С Алиной, Никитой –

упражнять в бросании мяча в горизонтальную цель.

С Камиллой, Кириллом –

закреплять умение детей называть детенышей животных.

Оснащение предметно-развивающей среды

Хрестоматия для маленьких. О.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая  гимнастика»;

с. 10 – 11.

Иллюстрации «Морские жители»,

 баночки с водой, пластмассовые, резиновые игрушки, магни-тофон, музыкальный диск с аудиозаписью.

Краски, кисти, лист бумаги.

Мячи, куклы, песочные наборы, веник.

Иллюстрации

«У водоема».

Д/и «Зашифрованное послание».

Работа с родителями

Развлечение в бассейне «Вода и ее обитатели» (бассейн + ФКЦМ).

Выставка поделок совместной деятельности родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водное царство живого уголка.

Занятие в старшей группе...

Летний спортивный праздник "Водные забавы"

Дети учат веселым играм и танцам гостя праздника-Водяного....

Практический материал к лексической теме "Водные обитатели"

Материал предназначен для воспитателей, логопедов, родителей дошкольников. содержит картотеку пальчиковых игр по теме, загадки, речевые упражнения, упражнения на развитие "ручной умелости": штриховка,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности"Путешествие в водное царство"

формирование элементарных экологических представлений у детей пятого года жизни...

План конспект непрерывно образовательной деятельности по плаванию для подготовительной групппы. "Водные виды спорта. Водное поло"

План конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с водными видами спорта. Водное поло. Немного истории о данном виде спорта. Упражнения с мячами, движения в бассейне. Облегч...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на апрель 4 неделя по теме: ««Обитатели водного мира»» Итоговое мероприятие: Коллективный коллаж «Водный мир».

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на апрель 4 неделя  по теме: ««Обитатели водного мира»» Итоговое мероприятие: Коллективный коллаж «Водный мир»....

Профилактические мероприятия по предотвращению гибели детей на водных объектах и обучению культуре безопасности на водных объектах в зимне-весенний период

Профилактические мероприятия по предотвращению гибели детей на водных объектах и обучению культуре безопасности на водных объектах в зимне-весенний период ...