"Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Батова Надежда Владимировна

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе "Воздух-невидимка" направленна на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования и расширение  знаний детей о воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh-nevidimka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Обучающие задачи:   упражнять  в наблюдательности за окружающей средой;                                                                                                                                                                                                                     закрепить представления детей о воздухе, его свойствах;
учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха; 
продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи: воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам, воспитывать самостоятельность, воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, карточки с изображением живой и неживой природы.

Форма проведения: подгрупповая.                                                                                                

                                           Алгоритм деятельности

Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь, подарите им свои улыбки.                                                                         

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:   

         Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь. 
         Он невидимый, но все же, 
         Без него мы жить не сможем. 
         Он нам нужен, чтоб дышать, 
         Чтобы шарик надувать. 
         С нами рядом каждый час, 
         Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

 Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый! 

Воспитатель: Как можно проверить, есть ли он в нашей группе? (предположения детей). Чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). 
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

 Дети: Он пуст.

 Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

 Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

 Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей). На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь. 
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – воздух нельзя увидеть, он прозрачный, бесцветный, невидимый.

Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. (выставляется карточка - символ «зачеркнутое цветное пятно»)

Воспитатель:  А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке».

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? 

Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!

Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот вам и второе свойство воздуха- воздух есть внутри нас. (карточка - символ «человек»).

Воспитатель: А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

    Физкультминутка

 Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Д/и «Имеет ли воздух запах?»

Воспитатель:  Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)

Воспитатель:  Как мы это можем проверить? (понюхать воздух). Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Третий  секрет: Воздух – не имеет запаха. (карточка- символ «нос»)

Воспитатель предлагает  встать в круг и отвернуться и  распыляет  туалетную воду.

Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)

Воспитатель: Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т. д).

Воспитатель: А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)

Воспитатель: Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру). Мы узнали четвертый секрет- воздух может двигаться. Запишем с помощью вот такой карточки (карточка- символ «движение воздуха»).

Воспитатель: Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. А сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт «Не дышу».

Воспитатель: Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза)

Воспитатель: Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

Воспитатель: Чего вам не хватало? (воздуха)

Воспитатель: Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Д/и «Кому нужен воздух».

Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).

Воспитатель:  Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Пятый секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

Воспитатель:   На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

- воздух прозрачный, не имеет цвета

- воздух есть внутри человека

- воздух не имеет собственного запаха

- воздух может двигаться

- воздух нужем всему живому.


«Раздуй каплю» (рисование воздухом). 


Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"

План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...