Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Работа содержит конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников и презентацию по данному конспекту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_poleznye_iskopaemye_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 33.77 КБ |
poleznye_iskopaemye_podgotovitelnaya_gruppa.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Венёвское муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
Федотова Наталья Александровна - воспитатель |
|
План – конспект познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе |
Тема. «Полезные ископаемые» |
Цель. Формирование у детей представления о подземных богатствах.
Задачи.
Обучающие:
-освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта:
а) причинно-следственных
б) схематизации, символизации связей и отношений между предметами окружающeгo мира
Развивающие:
- развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
-развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений
-способствовать формированию интереса к исследуемому объекту
Воспитывающие:
-воспитывать трудолюбие, уважение к окружающему миру природы
О.О «Познание»
-Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
-Показать разнообразие объектов неживой природы. Учить детей анализировать, делать выводы.
-В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины и песка.
-Предоставить детям возможность самим найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы
О.О «Коммуникация»
-стимулировать самостоятельное формулирование выводов при проведении опытов
-развивать речь как средство общения, формировать умение работать в парах
Демонстрационный материал.
Ноутбук.
Мультимедийная установка.
Презентация «Полезные ископаемые»
Глобус
2 Воронки
2 пластиковых стакана тонких
2 салфетки
вода в кувшине
Фланелеграф
Человечки - символы
Символы ПЕСОК+ГЛИНА
Лоток
2 прозрачных стакана (жёстких)
Символы воды для фланелеграфа
Ёмкость с мокрым песком
Ёмкость с сухим песком
Ёмкость с глиной
2 листа бумаги
Ёмкость с водой для смачивания бумаги
Поднос с материалами для изготовления песочных часов: бутылки, крышки, скотч, ножницы
Весы с чашкой
Ёмкость для складывания использованной посуды
Раздаточный материал:
Подносы , на них стаканчики с песком, с глиной; карандаш
Коктейльные трубочки
Тарелочки с песочной и глиняной «колбаской» (изготовляются накануне)
Салфетки, чтобы накрыть 1-поднос, 2-песок,глину, 3-
Клеёнка для работы на ковре
Символы песок – глина для рефлексии
Просмотр презентации.
Дети сидят на стульчиках, перед ними экран мультимедийной установки.
СЛАЙД №1- заголовок
Воспитатель. Наш земной шар очень богат. Вот глобус. Мы с вами знаем, что глобус – это модель земного шара. Я хочу вам рассказать не обо всех земных богатствах, а только о тех из низ, которые есть в нашей стране, вот, примерно здесь. (показ на глобусе)
Что же такое – богатство?
Часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах Земли хранятся и другие богатства. Сегодня мы поговорим об этих, богатствах, которые находятся глубоко под землёй.
СЛАЙД № 2
Воспитатель.
Вот драгоценности, они очень красивые.
Где они находятся в природе? (под землёй)
Людям приходится с большим трудом их добывать. А как добывают, или достают то, что находится под землёй? (выкапывают).
Поэтому их называют – ископаемые. Они очень нужны людям, полезны, поэтому говорят – полезные ископаемые.
А ещё их можно назвать по-другому – сокровища земли, кладовая земли, хранилище земли.
В разных частях Земного шара находят разные ископаемые, а мы рассмотрим, какие полезные ископаемые добывают на территории нашей страны.
СЛАЙД №3
Воспитатель. Это коллекция полезных ископаемых, которые люди используют в хозяйстве. Большинство полезные ископаемые твердые, похожи на обычные камни. Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.
СЛАЙДЫ № 4, № 5
Воспитатель. Месторождения могут выглядеть так.
СЛАЙД № 6
Воспитатель. Порой на поверхности земли ничего не видно, учёным приходится много работать, чтобы определить, где найти полезные ископаемые.
СЛАЙД № 7
Воспитатель. Это песок. Так выглядит песчаный карьер. Песок используют в строительстве, для изготовления стекла и зеркал.
СЛАЙД №8
Воспитатель. Это глина. Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы, делают игрушки. Наша Россия очень богата песком и глиной.
СЛАЙД № 9
Воспитатель. Это железная руда. Добывают железную руду в шахтах и карьерах.
СЛАЙД № 10
Воспитатель. На заводе в больших печах по переработке руда плавится. А из руды выплавляют разный металл - чугун, сталь, например.
СЛАЙД № 11
Воспитатель. Из металла делают очень многое; от обыкновенных кухонных ножей до космических кораблей.
СЛАЙД № 12
Воспитатель. Это гранит. Он очень твёрдый, бывает разных цветов.
СЛАЙД № 13
Воспитатель. Гранит издавна используется при строительстве и сооружении памятников.
СЛАЙД № 14
Воспитатель. Это торф, образуется торф на болотах. Его собирают с помощью специальных торфяных комбайнов. Торф очень полезен для растений, поэтому его используют как удобрение. Им можно топить печи, потому что торф при горении даёт много тепла и хорошо согревает дом.
СЛАЙД № 15
Воспитатель. Это каменный уголь. Уголь залегает и глубоко под землёй, и на её поверхности. Уголь добывают в шахтах. Добыча угля - нелёгкий труд. Профессия человека, который трудится в шахте называется шахтер. Угля людям нужно очень много, поэтому его на поездах везут в разные концы страны.
СЛАЙД № 16
Воспитатель. Каменный уголь используют как топливо. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него делают краски и разные пластмассовые изделия.
СЛАЙД № 17
Воспитатель. Это нефть. Она чёрная, жидкая, маслянистая, находится глубоко под землёй. Нефть добывают с помощью специальных буровых установок. Для чего же она нужна? Из нефти делают топливо для всех видов транспорта. Без топлива не сможет отправиться в путь ни самолёт, ни поезд, ни автомобиль, ни трактор, ни космический корабль.
СЛАЙД № 18
Воспитатель. Земные богатства помогают делать замечательные рисунки. В таком карьере добывают мел. Затем он превращается в хорошо знакомые нам мелки, цветные и белые. Он используется при изготовлении таблеток, витаминов, косметики.
СЛАЙД № 19
Воспитатель. Посмотрите, ребята, на хорошо знакомый нам предмет – пакет соли. Как же сюда попала соль? Соль – тоже ценное полезное ископаемое. Её добывают в таких карьерах. Все эти и многие другие вкусные блюда было бы невозможно приготовить без соли.
СЛАЙД № 20
Воспитатель. Это драгоценные камни - алмазы, изумруды, сапфиры, рубины. Их добывают в горах, в воде, под землёй.
СЛАЙД № 21
Воспитатель. Из них делают украшения: браслеты, колечки и многое другое.
СЛАЙД № 22
Вот какая богатая наша страна! А чтобы уметь пользоваться богатствами нашей Земли – их изучают и исследуют. Изучают полезные ископаемые учёные, исследователи.
Переход к опытнической деятельности
Воспитатель. Мы с вами тоже сегодня станем исследователями. Наша лаборатория к работе готова, но нам необходимо защитить свою одежду, потому что во время работы в лаборатории мы можем испачкаться. Вот специальные фартуки, которые не боятся ни воды, ни грязи.
(Надеваем фартуки, сделанные из полиэтиленовых пакетов, проходим за столы)
ОПЫТ 1. Исследование плотности и водопроницаемости материалов.
Устанавливаем 2 воронки в прозрачные пластиковые стаканы. Воронки выстилаем тканью. Наполняем одну воронку песком, другую глиной, уплотняем. Наливаем в воронки воду.
Вопрос к детям: почему песок пропускает воду, а глина нет?
Выслушиваю предположения детей, затем предлагаю представить частички песка (песчинки) и частички глины в виде человечков.
Моделирование на фланелеграфе: устанавливаем 2 символа: песок и глина. Плотность песка и глины изображаем с помощью человечков.
Вывод: глина плотнее песка. Её частички сильнее связаны между собой.
ОПЫТ 2. Исследование плотности материалов.
Самостоятельная работа с материалом.
Делаем попытку проткнуть карандашом (незаточенной стороной) песок, затем глину.
Вопрос к детям: почему сквозь песок карандаш проходит заметно легче, чем сквозь глину?
Снова обращаю внимание детей на фланелеграф, где отображена плотность веществ.
Вывод: частички глины плотнее связаны между собой, поэтому сквозь глину карандаш проходит труднее, чем сквозь песок.
ОПЫТ 3. Сравнение веса сухого и влажного песка.
Насыпаем в одинаковые по размеру ведерки сухой и влажный песок. Сравниваем: какое ведёрко тяжелее? Результата проверяем на весах, наблюдаем за отклонением стрелки. 1 ребёнок фиксирует результат первого взвешивания на модели весов. Сравниваем результаты двух взвешиваний.
Промежуточный вывод: мокрый песок тяжелее сухого.
Вопрос к детям: попытайтесь догадаться, почему мокрый песок тяжелее сухого. Покажи на схеме - человечках, куда «забралась» вода в песке (в промежутки между «человечками»)
Вывод: мокрый песок тяжелее сухого, потому что к нему добавляется вода.
ОПЫТ 4. Клеящие свойства воды.
На демонстрационной дощечке 2 кучки песка: влажный и сухой.
Вопрос: какой песок легче сдувается ветром – влажный или сухой?
Эксперимент: подуть на песок сквозь трубочку.
Промежуточный вывод: сухой песок сдувается легче.
Вопрос к детям: почему сухой песок сдувается легче? Чем склеены частички влажного песка?
Вывод: вода способна «склеивать » песчинки.
Дополнительный эксперимент «Клеящие свойства воды»
Подходим к доске. Делаем попытку приклеить к доске сухой лист бумаги, он падает. Смачиваем лист в воде – приклеивается.
Вопрос к детям: как долго вода сможет удерживать лист бумаги? (до высыхания)
ОПЫТ 5. Хрупкость глины и сыпучесть песка.
Индивидуальная работа с материалом.
У детей – заранее слепленные и высушенные «колбаски» из песка и глины.
Эксперимент: взять в руки глиняную «колбаску», затем попытаться взять в руки «колбаску» из песка. Ударить по куску сухой глины и сравнить рассыпавшиеся частички с песком.
Вопрос: почему рассыпалась фигурка из песка? Почему вода её больше не склеивает?
Вывод. Песок становится сыпучим, когда вода высыхает. Глина при высыхании воды становится хрупкой.
Упражнение «Хрупкость и сыпучесть» - физминутка
Воспитатель. Представьте себе, что вы становитесь то сыпучим песком, то хрупкой глиной.
(по сигналу «Песок» дети «рассыпаются» - разбегаются по групповой комнате; по сигналу «Глина» - «ломаются», изображают хрупкость)
ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
«В теплый летний день дети пошли в лес. Вдруг начался ливень. Дети промокли и заторопились домой. Стали спорить, по какой дороге идти: по короткой, но глинистой или длинной, но песчаной. Все выбрали длинную. Только Саша пошел по короткой. Дети пришли домой, переоделись в сухую одежду, сели обедать - и только тогда появился Саша, мокрый, грязный, сердитый. Почему Саша так долго добирался до дома? Ведь он пошел по короткой дороге... А какую до рогу выбрали бы вы в солнечный день, после дождя? Объясните почему».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(Садимся с детьми в круг на ковре. Перед нами расстелена клеёнка и приготовлено необходимое оборудование.)
Изготовление песочных часов
Постановка проблемной задачи: у нас в группе есть песочные часы. Они очень удобны, но пользоваться ими опасно, поскольку сделаны они из стекла. Нам нужны безопасные в использовании часы.
Задание: посмотрите на поднос с набором предметов и придумайте, из чего можно сделать песочные часы. (из пластиковых бутылок)
Аналитическая задача:
1. Рассмотреть песочные часы. Проанализировать их строение.
2. Составить схему строения песочных часов (на фланелеграфе)
Совместная деятельность воспитателя и детей: изготовление песочных часов.
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель. Я предлагаю вам, ребята, вспомнить, какие свойства песка и глины мы сегодня исследовали. Вот, на тарелочках, приготовлены символы – песок и глина. Тот, кто вспомнит и назовёт какое-либо свойство этих материалов, может взять соответствующий символ и положить его перед собой.
(Дети высказываются и выкладывают символы. В конце обращаем внимание на количество символов, делаем вывод: как много свойств песка и глины мы исследовали, узнали много нового о хорошо знакомых веществах)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательские умения у старших дошкольников. Экологическое воспитание
В данной статье на примере показывается как научить детей не только наблюдать и выявлять какие-либо характерные черты и отличия у растений, но делать самостоятельные шаги по прогнозированию резу...
познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"
Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие раз...
Открытое занятие по физкультуре на семинаре "Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников"
Темы занятия "Сила тяготения" (Школа мяча).Задачи: – дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле– формировать...
Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...
Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...
Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Муравьи"
Экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмо...
Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Такой белый и коварный…»
laquo;Такой белый и коварный…»Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников...