НОД "Ходит капелька по кругу.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе детского сада.
Цель:
• -уточнять и расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов; учить проводить опыты с водой;
• -развивать связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес к миру природы;
• -закреплять представления детей о глобусе, о воде, её свойствах;
• -воспитывать эмоционально-положительное, заботливое, бережное отношение к миру природы, экологическую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_oblast.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: познание
Вид деятельности: непосредственно – образовательная.
Возрастная группа: старшая
Тема: «Ходит капелька по кругу».
Задачи.
Познавательное развитие:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;
- формировать представление о круговороте воды в природе, о том, что свойства воды могут меняться;
- развивать представление о значении воды для людей, животных, растений;
- формировать умение высказывать свои мысли, отвечать на вопросы;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- стимулировать развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы.
Речевое развитие:
- формировать умение высказывать свои мысли, отвечать на вопросы;
- учить делать выводы в процессе экспериментально-познавательной деятельности и высказывать их в форме распространённых предложений;
- активизировать речевую активность.
Словарная работа:
- обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими свойства воды;
- закреплять глаголы: течёт, льётся, переливается, вытекает и т. д.
- формировать представление о значении слова «четверть»;
- развивать связную речи посредством постановки проблемных вопросов к детям.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о воде;
- отгадывание загадок экологического содержания; чтение стихов о воде; разучивание стихотворения Б. Заходера «Вы слыхали о воде?»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением рек, озёр, океанов, морей; беседы о значении воды для живой природы;
- знакомство с глобусом. экспериментирование с водой, беседы о свойствах воды, просмотр научно- популярного фильма ВВС «Путешествие капли воды».
Материал:
Демонстрационный: игрушка Капелька (воздушный шар), глобус, картина с изображением природы, позволяющая понять круговорот воды в природе; иллюстрации различных водоёмов, таблица с символами.
Раздаточный: «капельки» из бумаги на длинных ленточках (на каждого ребёнка); крупный и мелкий плоский конструктор, губка, плоска тарелка, стаканы с водой, яблоко; картина с изображением природы, позволяющая понять круговорот воды в природе; фотографии с изображением ручья, реки, моря, озера.
Ход НОД.
Воспитатель приносит детям «Капельку» воды.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Кто это к нам в гости пришёл? Кто это? А знаете, что капелька мне рассказала? Почему она такая грустная? (Предположения детей.) Она появилась только сегодня. Упала с неба. И говорит, что она мокрая, холодная. Её никто не любит, она никому наверно не нужна. Она хочет найти свой дом и вернуться к маме. Ребята, давайте поможем Капельке, расскажем ей кто она и поможем ей найти её дом, отправимся в увлекательное путешествие вслед за капелькой воды.
Воспитатель: Капелька, Не грусти. Ты знаешь, как ты нам нужна!?
Ребята, давайте вспомним стихотворение о воде.
Ребёнок читает стихотворение Б. Заходера.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей рушится потоком селей.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться, ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить.
Воспитатель: Видишь, Капелька, как ты нам нужна! И вовсе ты не потерялась. Сейчас я тебе и ребятам всё объясню. Вы знаете, друзья, что вода на земле есть почти везде.
(Воспитатель с детьми подходят к столику, где стоит глобус)
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей). Это глобус – модель земного шара, общего для всех дома.
Воспитатель: Какой цвет вы видите на глобусе, его очень много? (синий, голубой) .
- А как вы думаете, что обозначают эти цвета (ответы детей)
-Да, синий и голубой цвета – это вода.
-Что это за синие волнистые линии, которых очень много (предположения детей). Это реки. Рек очень много. Какие реки вы знаете? (ответы детей).
- А что обозначают голубые пятна? (показывает моря и озёра).
-Мы с вами убедились, что воды на земле гораздо больше, чем суши, она на глобусе показана жёлтой, зелёной и коричневой красками.
Для того, чтобы дошкольникам было проще представить, сколько воды на земле, воспитатель предлагает взять в качестве модели Земли яблоко.
Воспитатель: Как и глобус, яблоко круглое. Посмотрите, я разрезала яблоко на четыре части – одна часть символизирует сушу, а три других – воду.
(Дети делают вывод: на нашей планете много воды)
Воспитатель: Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна четверть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
- Почему?
Дети объясняют.
Воспитатель: А откуда вообще берётся вода на земле? Ребята, для того, чтобы ответит на этот вопрос, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие с капелькой воды. Если вы согласны, то вперёд…
Воспитатель и дети подходят к доске.
Воспитатель: Выше леса, выше гор расстилается ковёр,
Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.
Уж не солнце ль виновато что висит на небе вата?
По небесам оравою бегут мешки дырявые.
И бывает, иногда из мешков течёт вода.
(На доске прикреплены изображения двух туч)
Воспитатель: Дети, одинаковы ли эти две тучи? (одна – тёмно-синяя, тёмная, тяжёлая, грустная, скучная, вторая – бело-голубая, лёгкая, прозрачная, воздушная, весёлая)
Психогимнастика. Упражнение «Тучка».
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем изобразить мимикой эти две эти тучки, сначала тёмную и грустную, а потом – светлую, весёлую.
Воспитатель: А почему тёмная тучка такая грустная? Потому что ей тяжело - много в ней капелек воды. Высоко в небе плывут облака, они никогда не бывают «сухими», даже если не проливаются на землю дождём. Потому что облака – это много, много, много крошечных капелек воды. Когда капелек в облаке собирается достаточно много, они становятся слишком тяжелыми для него и поэтому выпадают на землю дождём.
Опыт: (на столах лежат влажные губки)
Воспитатель: На что эти губки похожи? Они напоминают пушистые облака, которые будто спустились к нам с неба (дети сжимают губку, «дождь» не идёт, так как мало воды, затем добавляют немного воды, сжимают – несильный «дождик», наконец «облако» окунают в воду, поднимают – идёт сильный «дождь»).
Воспитатель: Вот так всё образуется в природе: собираются капельки вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождём (дети с помощью хлопков изображают дождик разной силы) .
Воспитатель: У меня для вас есть небольшой сюрприз – ведерко. А в нем капельки на которых написаны загадки, кто правильно отгадает загадку тот получает капельку. Будьте внимательны, в каждой загадке так или иначе присутствует в ответе вода.
1 Лежало одеяло мягкое, белое
Солнце припекло, одеяло потекло (снег)
2 Зимнее стекло, весной потекло (лед)
3 Я от солнца плачу, не могу иначе (сосулька)
4 Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеёк)
5 Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту (снег)
6 Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь
Прятаться начнут (дождь)
7 Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
8 Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
9 Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём, ищем, ищем - не найдём. (Роса)
10 Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою.
А солнце её припечет -заплачет она и умрет. (Сосулька)
11 Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.
Растворилось молоко - стало видно далеко. (Туман)
12 С неба падают крупинки, это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад, потому что это (Град)
13 И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
14 Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)
15 Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт
И никуда я не иду, покуда он идёт. (Дождь)
Дети отгадывают загадки и получают капельки. Надевают их на себя.
Воспитатель: После дождя образовалось очень много чего?
Дети: луж.
Воспитатель: Правильно. Лужа это водное пространство.
Посмотрите, какая огромная лужа не перешагнуть, не перепрыгнуть. Как мы можем перейти? (ответы детей)
Давайте построим мостик. По какому мостику лучше идти - по широкому или по узкому?
Строим мост из плоского конструктора и переходим по нему через лужу.
Какие вы еще знаете водные пространства?
Дети: Океан, море, пруд, озеро, река, залив, ручей.
Воспитатель: А давайте расставим их от самого большого до самого маленького.
Ребенок расставляет, остальные дети проверяют.
Воспитатель: Что больше озера, но меньше океана? (море)
Что меньше моря, но больше пруда? (озеро)
Что меньше реки? (ручей)
Воспитатель: Правильно, с голубого ручейка начинается река. Прячется вода под землёй, только люди её не видят, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и с глубины поднимают воду. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – это хрустальный родник, который бежит по земле ручейком. Вода образует реки, озёра, пруды. Большие, глубокие пространства – это моря и океаны.
Воспитатель предлагает детям сделать вывод и читает стихотворение:
Из недр земли забил родник,
Ручьем хрустальным ставшим вмиг.
Спешат ручьи, вперёд бегут,
И вот рекой уже текут!
Река течёт не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь.
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольёт!
Ну, а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой!
Воспитатель: А как реки узнают, что надо течь к морю?
Опыт: возьмем стеклянную тарелку, нальём на стекло немного воды… Что получилось? (Лужица, маленькое озеро) А теперь наклоним его… речка потекла, а куда? Все реки текут с возвышенностей в низину. (Воспитатель выливает воду в стакан с подсоленной водой и даёт попробовать ребёнку) Солёная вода где?
Дети отвечают, что солёная вода в море и в океане.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему морская вода то же солёная? Реки на своём пути к морю проходят горы и почвы, где содержаться соли. Реки проносят эту соль в море, где она остаётся на всё время, потому что море никуда не течёт. А вода в реках остаётся свежей и не солёной, так как реки постоянно наполняются новой водой из родников. (Воспитатель предлагает ребёнку попробовать несолёную воду и дети убеждаются, какая вода лучше)
Воспитатель: Ребята, а можно пить воду морскую? Почему? А всякую воду можно пить?
Дети отвечают и объясняют свои ответы.
Игра «Это можно или нет»
Воспитатель: Давайте поиграем. Я как будто стану маленькой девочкой и буду задавать вам вопросы. А вы мне отвечайте!
-Я воды всегда боялась, очень редко я купалась. Дайте, дети, мне ответ: это можно или нет?
-Гулять буду под дождём, долго не зайду я в дом. Дайте, дети, мне ответ: это можно или нет?
-Я по тоненькому льду на реку гулять пойду. Дайте, дети, мне ответ: это можно или нет?
-Я сосульку полижу и снежочком закушу. Дайте, дети, мне ответ: это можно или нет?
-А когда наступит лето я одна пойду на речку. Дайте, дети, мне ответ: это можно или нет?
-Чаю я сейчас попью, кипяток сама налью. Дайте, дети, мне ответ: это можно или нет?
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на все вопросы. К воде нужно относиться с осторожностью. Помните, мы проводили опыт с горячей водой? Где мы Его проводили7 правильно, на улице, чтобы никто случайно не обжёгся. И что мы узнали из этого опыта? Правильно, то, что вода при нагревании превращается в пар. А кто в природе греет Землю и нагревает воду в реках, в морях и в океанах? Солнышко! Согретые солнечным теплом капельки воды становятся лёгкими, невесомыми, превращаются в пар. И поднимаются в небо - Испаряются. А чем выше они поднимаются, тем холоднее воздух. Пар снова превращается в капельки. Капли собираются вместе, к маме – Тучке.
Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе.)
Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Я буду мама Тучка, а вы, ребята – мои дети Капельки. (Звучит музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
- Полетели капельки на землю (прыгают, играют). Пришёл Дед Мороз, заморозил Капельки, превратил их в снежинки. Летают Снежинки, кружатся (движения детей плавные). Вдруг подул ветер и сдул Снежинки в большой сугроб (дети собираются вместе). Выглянуло Солнышко, пригрело ласково Снежинки в сугробе и превратило их снова в капельки. Собрались Капельки и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Воспитатель: Ребята, а как же нам помочь Капельке вернуться к маме-тучке?
(Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и просит детей рассказать, как это происходит. Возможно, дети самостоятельно расскажут, если нет, то с помощью воспитателя)
-Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи. Которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя, зимой- снега.
Так происходит круговорот воды в природе. Маленькие капельки испаряются и собираются вверху в большие капли, они образуют облака, вверху температура всегда холоднее, чем внизу.
По небу плывут облака. Когда капелькам воды становится в них тесно, то они разъединяются, и идёт дождь.
Капельки путешествуют по ручейкам, речкам, морям. Что же дальше происходит?
(Солнце припекает, и капельки испаряются – становятся невидимыми).
Наверху холодно и пар опять превращается в капельки воды.
А что потом? (Капельки из тучи проливаются дождём на землю).
Воспитатель: Значит, чтобы наша Капелька отправилась к маме - Тучке её нужно согреть.
И тогда Капелька станет лёгкой – лёгкой и отправится в небо к маме – Тучке. У нас в группе тепло. Ты, Капелька, погрейся у нас, а потом и сама не заметишь как испаришься, отправишься к маме.
Вывод: Так происходит много раз, капельки путешествуют в природе по кругу всегда!
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд.
Растает - и снова в поход!
Воспитатель: И нам, ребята пора в поход. На прогулку. Давайте попрощаемся с нашими гостями (Дети прощаются). А Капельке скажем: «До свидания!». Мы с не ещё не один раз встретимся! Потому что вода – наша спутница всегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"
Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"...
Тема: «Ходит капелька по кругу»
(интегрированное занятие)...
Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»
Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу» к занятию по познавательному развитию "Свойства воды"...
К проекту Занятие «Ходит капелька по кругу»
Цели:- создать целостное представление о воде как о природном явление;- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;- формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическо...
Ходит капелька по кругу
Конспект совместно-организованной деятельности педагога с детьми старшей группы с задержкой психомоторного развития с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»
Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...
Круговорот воды в природе. Экологическая сказка «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»
Формирование общего представления у детей о круговороте воды в природе....