НОД "Ходит капелька по кругу.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Панарина Елена Евгеньевна

Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе детского сада.

Цель:
•    -уточнять и расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов; учить проводить опыты с водой;
•    -развивать связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес к миру природы;
•    -закреплять представления детей о глобусе, о воде, её свойствах;
•    -воспитывать эмоционально-положительное, заботливое, бережное отношение к миру природы, экологическую культуру.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_oblast.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: познание

Вид деятельности: непосредственно – образовательная.

Возрастная группа: старшая

Тема: «Ходит капелька по кругу».

Задачи.

Познавательное развитие:

  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;
  • формировать представление о круговороте воды в природе,  о том, что свойства воды могут меняться;
  • развивать представление о значении воды для людей, животных, растений;
  • формировать умение высказывать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • стимулировать развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы.

Речевое развитие:

  • формировать умение высказывать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • учить делать выводы в процессе экспериментально-познавательной деятельности и высказывать их в форме распространённых предложений;
  • активизировать речевую активность.

Словарная работа:

  • обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими свойства воды;
  • закреплять глаголы: течёт, льётся, переливается, вытекает и т. д.
  • формировать представление о значении слова «четверть»;
  • развивать связную речи посредством постановки проблемных вопросов к детям.

Предварительная работа: 

  • беседа с детьми о воде;
  • отгадывание загадок экологического содержания; чтение стихов о воде; разучивание  стихотворения  Б. Заходера «Вы слыхали о воде?»;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением рек, озёр, океанов, морей; беседы о значении воды для живой природы;
  • знакомство с глобусом. экспериментирование с водой, беседы о свойствах воды, просмотр научно- популярного фильма ВВС «Путешествие капли воды».

Материал:

 Демонстрационный: игрушка Капелька  (воздушный шар), глобус, картина с изображением природы, позволяющая понять круговорот воды в природе;   иллюстрации различных водоёмов, таблица с символами.

Раздаточный: «капельки» из бумаги на длинных ленточках (на каждого ребёнка); крупный и мелкий плоский конструктор, губка, плоска тарелка, стаканы с водой, яблоко; картина с изображением природы, позволяющая понять круговорот воды в природе; фотографии с изображением ручья, реки, моря, озера.

Ход НОД.

Воспитатель приносит детям «Капельку» воды.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Кто это к нам в гости пришёл? Кто это? А знаете, что капелька мне рассказала? Почему она такая грустная? (Предположения детей.) Она появилась только сегодня. Упала с неба. И  говорит, что она  мокрая, холодная. Её никто не любит,  она никому наверно не нужна. Она хочет  найти свой дом и вернуться к маме.  Ребята, давайте поможем Капельке, расскажем ей кто она и поможем ей найти её дом, отправимся в увлекательное путешествие вслед за капелькой воды.

Воспитатель:  Капелька, Не грусти. Ты знаешь, как ты нам нужна!?

Ребята, давайте вспомним стихотворение о  воде.

Ребёнок читает стихотворение Б. Заходера.

 Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей рушится потоком селей.

На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться, ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить.

 Воспитатель: Видишь, Капелька, как ты нам нужна! И вовсе ты не потерялась. Сейчас я тебе и ребятам всё объясню. Вы знаете, друзья, что  вода на земле есть почти  везде.

(Воспитатель с детьми подходят к столику, где стоит глобус)

Воспитатель:  Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей). Это глобус – модель земного шара, общего для всех дома.

Воспитатель:  Какой цвет вы видите на глобусе, его очень много? (синий, голубой) .

- А как вы думаете, что обозначают эти цвета (ответы детей)

-Да, синий и голубой цвета – это вода.

-Что это за синие волнистые линии, которых очень много (предположения детей). Это реки. Рек очень много. Какие реки вы знаете? (ответы детей).

- А что обозначают голубые пятна? (показывает моря и озёра).

-Мы с вами убедились, что воды на земле гораздо больше, чем суши, она на глобусе показана жёлтой, зелёной и коричневой красками.

Для того, чтобы дошкольникам было проще представить, сколько воды на земле, воспитатель предлагает взять в качестве модели Земли яблоко.

Воспитатель:  Как и глобус, яблоко круглое. Посмотрите, я разрезала яблоко на четыре части – одна часть символизирует сушу, а три других – воду.

(Дети делают вывод: на нашей планете много воды)

 Воспитатель: Если на карту Земли посмотреть,

                          Земли на Земле всего одна четверть.

                          Но странный вопрос возникает тогда,

                          Планета должна называться вода?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему?

Дети объясняют.

Воспитатель: А откуда  вообще берётся вода на земле?   Ребята, для того, чтобы ответит на этот вопрос, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие с капелькой воды.  Если вы согласны, то вперёд…

Воспитатель и дети подходят к доске.

 Воспитатель: Выше леса, выше гор расстилается ковёр,

                          Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной.

                           То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.

                           Уж не солнце ль  виновато  что висит на небе вата?

                           По небесам  оравою   бегут мешки дырявые.

                           И бывает, иногда  из мешков течёт вода.

                         

(На доске прикреплены изображения двух туч)

Воспитатель:  Дети,  одинаковы  ли  эти  две  тучи?  (одна – тёмно-синяя,   тёмная,  тяжёлая, грустная, скучная,  вторая – бело-голубая,  лёгкая,  прозрачная,  воздушная,  весёлая)

Психогимнастика.  Упражнение «Тучка».

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем изобразить мимикой эти  две эти тучки, сначала тёмную и грустную, а потом – светлую, весёлую.

Воспитатель:  А почему тёмная тучка такая грустная? Потому что ей тяжело - много в ней капелек воды. Высоко в небе плывут облака, они никогда не бывают «сухими», даже если не проливаются на землю дождём. Потому что облака – это много, много, много крошечных капелек воды. Когда капелек в облаке собирается достаточно много, они становятся слишком тяжелыми для него и поэтому выпадают на землю дождём.

Опыт: (на столах лежат влажные губки)

Воспитатель: На что эти губки похожи? Они напоминают пушистые облака, которые будто спустились к нам с неба (дети сжимают губку, «дождь» не идёт, так как мало воды, затем добавляют немного воды, сжимают – несильный «дождик», наконец «облако» окунают в воду, поднимают – идёт сильный «дождь»). 

Воспитатель: Вот так всё образуется в природе: собираются капельки вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождём (дети с помощью хлопков изображают дождик разной силы) .

Воспитатель:  У меня для вас есть небольшой сюрприз – ведерко.  А в нем  капельки  на которых написаны загадки, кто правильно отгадает загадку тот получает капельку. Будьте внимательны, в каждой загадке так или иначе присутствует в ответе вода.

1   Лежало одеяло мягкое, белое

     Солнце припекло, одеяло потекло (снег)

2   Зимнее стекло, весной потекло (лед)

3   Я от солнца плачу, не могу иначе (сосулька)

4   Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня.

     Издалека по песенке узнаете меня.  (Ручеёк)  

5   Он летает белой стаей и сверкает на лету.

     Он звездой прохладной тает на ладони и во рту (снег)

6   Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь

     Прятаться начнут (дождь)

 7   Без крыльев летят,

      Без ног бегут,

      Без паруса плывут. (Облака)

8    Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

     Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

9    Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

      А пошли искать их днём, ищем, ищем - не найдём. (Роса)

10   Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою.

      А солнце её припечет -заплачет она и умрет. (Сосулька)

11   Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.

      Растворилось молоко - стало видно далеко. (Туман)

12   С неба падают крупинки, это маленькие льдинки.

       Им вообще никто не рад, потому что это (Град)

13   И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

14   Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)

15   Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт

       И никуда я не иду, покуда он идёт. (Дождь)

Дети отгадывают загадки и получают капельки. Надевают их на себя.

Воспитатель: После дождя образовалось очень много чего?

Дети: луж.

Воспитатель: Правильно. Лужа это водное пространство.

Посмотрите,  какая огромная лужа не перешагнуть, не перепрыгнуть. Как мы можем перейти? (ответы детей)

Давайте построим мостик. По какому мостику  лучше идти - по широкому  или по  узкому?

Строим  мост из  плоского  конструктора  и переходим по нему через лужу.

Какие вы еще знаете водные пространства?

Дети: Океан, море, пруд, озеро, река, залив, ручей.

Воспитатель: А давайте расставим их от самого большого до самого маленького.

Ребенок расставляет, остальные дети проверяют.

Воспитатель: Что больше озера, но меньше океана? (море)

Что меньше моря, но больше пруда? (озеро)

Что меньше реки? (ручей)

Воспитатель: Правильно, с голубого ручейка начинается река. Прячется вода под землёй, только люди её не видят, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и с глубины поднимают воду. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – это хрустальный родник, который бежит по земле ручейком. Вода образует реки, озёра, пруды. Большие, глубокие пространства – это моря и океаны.

Воспитатель предлагает детям сделать вывод и читает стихотворение:

Из недр земли забил родник,

Ручьем хрустальным ставшим вмиг.

Спешат ручьи, вперёд бегут,

И вот рекой уже текут!

Река течёт не как-нибудь,

А прямо к морю держит путь.

И море, как огромный рот,

Все воды рек в себя вольёт!

Ну, а потом их примет сам

Необозримый океан!

И он омоет шар земной

Водою чистой, голубой!

Воспитатель:  А как реки узнают, что надо течь к морю?

Опыт: возьмем стеклянную тарелку, нальём на стекло немного воды… Что получилось? (Лужица, маленькое озеро) А теперь  наклоним  его… речка потекла, а куда? Все реки текут с возвышенностей в низину.  (Воспитатель  выливает воду в стакан с подсоленной водой и даёт попробовать ребёнку)  Солёная вода где?

Дети отвечают, что солёная вода в море и в океане.

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, почему  морская вода то же солёная? Реки на своём пути к морю проходят горы и почвы, где содержаться соли. Реки проносят эту соль в море, где она остаётся на всё время, потому что море никуда не течёт. А вода в реках остаётся свежей и не солёной, так как реки постоянно наполняются новой водой из родников. (Воспитатель предлагает ребёнку  попробовать несолёную  воду и дети убеждаются, какая вода лучше)

Воспитатель: Ребята, а можно пить воду морскую? Почему? А всякую воду можно пить?

Дети отвечают и объясняют свои ответы.

                                 Игра  «Это можно или нет»

Воспитатель: Давайте поиграем. Я как будто стану маленькой девочкой и буду задавать вам вопросы. А вы мне отвечайте!

-Я воды всегда боялась, очень редко я купалась. Дайте, дети, мне ответ: это можно или нет?

-Гулять буду под дождём, долго не зайду я в дом. Дайте, дети, мне ответ: это можно или нет?

-Я по тоненькому льду на реку гулять пойду. Дайте, дети, мне ответ: это можно или нет?

-Я сосульку полижу и снежочком закушу. Дайте, дети, мне ответ: это можно или нет?

-А когда наступит лето я одна пойду на  речку. Дайте, дети, мне ответ: это можно или нет?

-Чаю я сейчас попью, кипяток сама налью. Дайте, дети, мне ответ: это можно или нет?

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на все вопросы. К воде нужно относиться с осторожностью. Помните, мы проводили опыт с горячей водой? Где мы Его проводили7 правильно, на улице, чтобы никто случайно не обжёгся. И что мы узнали из этого опыта? Правильно, то,  что вода при нагревании превращается в пар. А кто в природе греет Землю и нагревает воду в реках, в  морях и в океанах? Солнышко! Согретые солнечным теплом капельки воды становятся лёгкими, невесомыми, превращаются в пар. И поднимаются в небо - Испаряются. А чем выше они поднимаются, тем холоднее воздух. Пар снова превращается в капельки. Капли собираются вместе, к маме – Тучке.

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе.)

 Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Я буду мама Тучка, а вы, ребята – мои  дети Капельки. (Звучит музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

- Полетели капельки на землю (прыгают, играют). Пришёл Дед Мороз, заморозил Капельки, превратил их в снежинки.  Летают Снежинки, кружатся (движения детей плавные). Вдруг подул ветер и сдул Снежинки в большой сугроб (дети собираются вместе). Выглянуло Солнышко, пригрело ласково Снежинки в сугробе и превратило их снова в капельки.  Собрались Капельки  и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Воспитатель:  Ребята, а как же нам помочь Капельке вернуться к маме-тучке?

 (Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и просит детей рассказать, как это происходит. Возможно,  дети самостоятельно расскажут, если нет, то с помощью воспитателя) 

-Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи. Которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя, зимой- снега.

 Так происходит круговорот воды в природе. Маленькие капельки испаряются и собираются вверху в большие капли, они образуют облака, вверху температура всегда холоднее, чем внизу.

По небу плывут облака. Когда капелькам воды становится в них тесно, то они разъединяются, и идёт дождь.

Капельки путешествуют по ручейкам, речкам, морям. Что же дальше происходит?

(Солнце припекает, и капельки испаряются – становятся невидимыми).

Наверху холодно и пар опять превращается в капельки воды.

А что потом? (Капельки из тучи проливаются дождём на землю).

Воспитатель: Значит, чтобы наша Капелька отправилась к маме - Тучке её нужно согреть.

И тогда Капелька станет лёгкой – лёгкой и отправится в небо к маме – Тучке. У нас в группе тепло. Ты, Капелька, погрейся у нас, а потом и сама не заметишь как испаришься, отправишься к маме.

 Вывод: Так происходит много раз, капельки путешествуют в природе по кругу всегда!

В природе путешествует вода.

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лёд.

Растает - и снова в поход!

Воспитатель: И нам, ребята пора в поход. На прогулку. Давайте попрощаемся с нашими гостями (Дети прощаются). А Капельке скажем: «До свидания!». Мы с не ещё не один раз встретимся! Потому что вода – наша спутница всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"

Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"...

Тема: «Ходит капелька по кругу»

(интегрированное занятие)...

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу» к занятию по познавательному развитию "Свойства воды"...

К проекту Занятие «Ходит капелька по кругу»

Цели:- создать целостное представление о воде как о природном явление;- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;- формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическо...

Ходит капелька по кругу

Конспект совместно-организованной деятельности педагога с детьми старшей  группы с задержкой психомоторного развития с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...

Круговорот воды в природе. Экологическая сказка «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Формирование общего представления у детей о круговороте воды в природе....