Моя семья
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_semya_ucheba.docx | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Моя семья».
Семья – это счастье!
Семья – это труд, Друг о друге забота,
Семья – это много Домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
«Семья – это та самая среда, в которой человек учиться,
и сам творит добро»
В.А.Сухомлинский
Тема: Семья – как средство к семейным традициям как условие формирование патриотических качеств воспитанников.
Авторы проекта: воспитатель - Родионова О.А.
Участники: дети, родители, музыкальный руководитель .
База проекта: МБДОУ д\с 101 г. Таганрог Ростовская область
Срок реализации: долгосрочный (октябрь – май ) . 2015 – 2016год.
2. Характеристика инновационного проекта:
Противоречия: слабая информированность родителей и детей о гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни.
Проблема: В результате работы и диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Актуальность: Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте" Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «Детство» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает воспитанникам понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель: Создание условий для патриотического воспитания на основе проектного метода.
Задачи:
1.Содействовать расширению знаний воспитанников о малой и большой Родине через проект «Моя семья».
2.Способствовать формированию компетенции родителей по социально-коммуникативному развитию посредством поисковой деятельности.
3.Способствовать формированию у воспитанников интерес к традициям своей семьи . Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат:
1.Готовность применять полученные знания детей и родителе в ходе реализации проекта по проблеме сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций .
2.Показатели уровня развития и информированности воспитанниками по итогам реализации проекта «Моя семья» будут превышать на 10-15 % первоначальный уровень.
3. Эффективность разработанной системы работы по проблеме «Моя семья» доказана повышением уровня социально-личностного развития детей.
Механизмы: реализации цели и задачи проекта «Моя семь» будут решаться системой занятий, тематических экскурсий по памятным местам г. Таганрога и консультации для родителей воспитанников, модель взаимодействия специалистов МБДОУ д/с № 101.
Инновационность: Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
I этап - аналитический.
Сроки реализации (октябрь-ноябрь ) .
Цель - Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, воспитанников, создания единого социокультурного пространства
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме ( Сан ПИНы, ФГОС: Начальное общее образования. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено); Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ: - организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Галущинская); - ознакомление дошкольников с традиционными праздниками , приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.); - признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина); - значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова); - применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре | Знание перечисленных документов. Готовность к применению. Создание банка данных по проблеме. |
2. | Изменение развивающей среды по проблеме: приобретение игр и пособий, альбомов, фотографий, открыток, макетов памятных мест города Таганрога, изготовление совместно с родителями семейного древа. | Приобретение игр, материалов и пособий ( настольно - печатные, дидактические игры, конструкторы и театрализованные игрушки, спортивное оборудование, альбомы , открытки, фотографии, макеты памятных мест города Таганрога и большой Родины ). |
3. | Участие в муниципальном конкурсе, региональном, федеральном конкурсе по проблеме «Моя семья» | Участие, победы в конкурсах. Изготовление презентации и буклетов по итогам конкурсов. |
4. | Разработка и внедрение в практику работы системы проблемно-практических ситуаций, интегрированных занятий и динамических часов, тематических экскурсий по памятным местам города Таганрога в рамках ФГОС. Разработка консультаций для родителей воспитанников. | Система проблемно-практических ситуаций, занятий и экскурсий, конспекты занятий, буклеты с консультациями для родителей |
II этап – ( практический).
Сроки реализации ( декабрь – март)
Цель – Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Разработать и внедрить систему организации образовательной деятельности. | Тематическое планирование занятий |
2. | Организовать совместную и самостоятельную деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. | Тематическое планирование игр, консультации для родителей, родительские собрания по теме проекта. |
3. | Рисование «Моя семья» Развитие речи «Литературный калейдоскоп». Лепка «Мама» Развитие речи. Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых». Познавательное «Домашний труд» Рисование «Моя семья (продолжение)» Лепка «Мебель для моей семьи (стол и стул)» Развитие речи. «Группировка предметов» (одежда, обувь, головные уборы). Конструирование «Мамины косички» | Познавательное |
4. | Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Гуси-лебеди» «Синяя чашка» М. Матвеева «Теплый хлеб» К. Паустовский «Сказка об умном мышонке» С. Маршак «Цветик-семицветик» В. Катаев «Мамина работа» Е. Пермяк «Чем пахнут ремесла» Д.Родари «Мамина дочка» В.Белов «Косточка» К.Ушинский «Старый дед и внучек» Л.Толстой «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский «Похищенное имя» Шорыгина Т.А. | Приобретение игр и пособий. Оформление совместных с детьми и родителями выставок «Вместе с мамой, вместе с папой», «Овощи и фрукты –самые витаминные продукты»,«Ёлочка красавица», « Кукла -масленица» и др. |
5. | Дидактические игры: «Кем быть?» «Сложи картинку» «Определи возраст» «Закончи предложение» «Кто старше?» «Кто младше?» «Исправь Незнайку» «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать». «Назови как тебя дома ласково называют?» | Распространение буклетов с консультациями для родителей «Правила доброжелательного общения в детском коллективе», «Правила и нормы поведения будущего школьника», «Игры в детском саду и дома», « Правила поведения на улице и в транспорте». |
6. | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин». | Создание презентаций отражающих реальные позитивные и конфликтные ситуации из жизни детей: «Давайте познакомимся, друг другу улыбнёмся», «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Взрослые и дети», «Мы пришли в парк», «Мы в гостях». |
7. | Беседы: «Выходной день в моей семье» «Как я помогаю дома» «Кем работают твои родители» (с использованием альбома) «Как мы отдыхаем» «Что такое генеалогическое древо моей семьи» «Как я помогаю родителям» | |
Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки. | ||
Театрализация по сказкам «Дедка и Репка» «Маша и медведь» «Курочка Ряба и золотое яйцо» | ||
Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики» | ||
Консультация «Что такое генеалогическое древо?» | ||
Выставка «Генеалогическое древо семьи» | ||
Папка-передвижка «Тайна моего имени» | ||
Оформление альбома «Тайна имени». | ||
Выставка детских рисунков «Моя семья» |
III этап- заключительный.
Сроки реализации – (апрель-май)
Цель – Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Выявление уровня развития детей по проекту «Моя семья»
| Динамика развития детей. |
2. | Анализ созданной системы занятий и тематического планирования динамических часов с детьми. | эффективность внедренной системы занятий и модели взаимодействия специалистов МБДОУ д/с № 101 по проблеме доказано повышением уровня социально-личностного развития детей на % |
3. | Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. | Презентации для работы с детьми на тему «Давайте познакомимся, друг другу улыбнёмся», «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Взрослые и дети», «Мы пришли в парк», «Мы в гостях». «Мы на улицах города», «Мы на берегу Азовского моря», «Началом всех начал и всех дорог для Чехова был город Таганрог», «Памятники и памятные места, связанные с именем А.П. Чехова», «Антошкины именины». Презентации обогащающие представления родителей и педагогов в данном направлении. |
4. | Подведение итогов в реализации проекта Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже» Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ | |
Используемая литература
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»
7. План программа «Детство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....