Проект "Тайна кедровой шишки"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Через беседы, исследования, наблюдения, совместную и самостоятельную деятельность ребёнка раскрываем тайну кедровой шишки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-myskova_ivanova_proekt-tayna_kedrovoy_shishki.docx | 37.48 КБ |
tayna_kedrovoy_shishki2.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27»
II Всероссийский фестиваль конкурсных идей
«Проектная деятельность в ДОУ»
Эколого-краеведческий педагогический проект
«Тайна кедровой шишки»
Авторы:
Мыскова Т.Н., воспитатель
Иванова Н.П., воспитатель
Северск -2014
Содержание сценария проектной деятельности
Актуальность темы проекта | 3 |
Цель проекта | 4 |
Образовательные задачи проекта | 4 |
Методы исследования, применяемые в ходе проектной деятельности | 4 |
Вид проекта | 5 |
Используемые медиаресурсы | 5 |
Оборудование: | 5 |
Образовательные области проекта | 5 |
Участники проекта | 5 |
Возраст участников проекта | 5 |
Предмет исследования | 5 |
Объект исследования | 5 |
Мотивационный компонент проекта | 5 |
План реализации проекта | 5 |
Сроки реализации проекта | 6 |
Новизна (для воспитанников) | 6 |
Формы работы в рамках проекта | 6 |
Реализация образовательных областей | 6 |
Ожидаемый результат: | 7 |
Продукт проектной деятельности | 7 |
Практическая значимость проекта | 7 |
Библиографический список | 8 |
Эколого-краеведческий проект
«Тайна кедровой шишки»
Руководители проекта:
Мыскова Татьяна Николаевна, воспитатель
Иванова Надежда Петровна, воспитатель
Сценарий проектной деятельности
В данной работе представлен эколого-краеведческий проект «Тайна кедровой шишки». В разработке и реализации проекта участвовали воспитанники старшей группы № 2 МБДОУ «Детский сад КВ № 27» г.Северска Томской области в рамках работы Центра экологического образования под руководством педагогов Мысковой Татьяны Николаевны, Ивановой Надежды Петровны.
Актуальность темы проекта. Кедровые и лиственные леса с участием кедра сибирского на территории Томской области распространены небольшими массивами. В настоящее время площади кедровых лесов и лесов с участием кедра значительно сокращаются в результате пожаров и антропогенных факторов. В связи с этим все более остро встает проблема поиска путей для сохранения и дальнейшего воспроизводства кедровых лесов.
Кедрачи Томской области можно назвать «погибающей красотой». Да, кедр сибирский - красивое, могучее дерево, навевающее своим видом грусть, настраивающее человека на торжественный лад. А еще наука установила, что мало продуктов может потягаться с кедровым орехом по калорийности и вкусу. «Кедровые сливки», например, которые делают в домашних условиях сибиряки, чуть ли не в три раза питательнее сливок из коровьего молока! Поклоняясь экзотическим бобам какао, давайте не будем прибедняться: у нас есть свой, северный, русский заменитель.
Ученые определили, что кедровый орех содержит различные вещества в комплексе, способствующем росту человеческого организма, предупреждающем и лечащем туберкулез, почечные заболевания. О целебных свойствах сибирской ореховой сосны народ знает давно, и недаром ее смолистый сок назван «живицей». Сырая кедровая живица хорошо лечит ожоги, порезы, гнойные раны, а хвоя - ревматизм и цингу. Кедровая живица, кроме того, ценнейшее техническое сырье. Из нее получают «кедровый бальзам» - полноценный заменитель импортного канадского и оптические масла, незаменимые при научных исследованиях: капелька такого масла просветляет микрообъекты, увеличивает разрешающую силу приборов. Оно прозрачно, не преломляет лучей и используется также при склеивании телескопических стекол.
Кедр полон тайн. Никто не знает, почему в кедровой посуде долго не скисает молоко, почему в шкафу из кедра не заводится моль, почему клещ и комар боятся эфирных запахов, источаемых кедром, а пчелы, наоборот, лучше всего себя чувствуют именно в кедровом улье.
Кстати, единственное у нас карандашное дерево - кедр. Мягкая, красивая по текстуре, розоватая древесина кедра идет также на музыкальные инструменты, мебель, тару под мед и масло на аккумуляторный шпон. Все же главная, наиболее очевидная ценность этого дерева - орехи. Они используются пока только в кондитерской промышленности. И нам непростительно сбрасывать со счетов наши неисчерпаемые резервы замечательного дикоросного жира. Нет, видно, толковые это были мужики - сибирские старожилы, которые возле своих деревень веками холили кедровые рощи, нигде больше в мире не встречающегося хвойного садоводства. Припоселковые кедрачи состояли в общественной собственности, и старики соблюдали в них строжайшие законы: не разрешали пасти скот и разводить костры, строго наказывали за преждевременный шишкобой. Мы обязаны также бороться за посадку новых кедровых рощ, хотя, возможно, и не дождемся обильных урожаев. Тут возникает один важный этический вопрос. Если мы живем лишь для себя и только сегодняшним днем, то вообще все на свете, не говоря уже о нашем кедре, - трын-трава. Но если мы хотим серьезно думать о нашем времени, которое неразрывно связывает прошлое с будущим, если мы будем помнить, что наши дети должны жить счастливее, лучше нас, то поневоле в половодье наших больших забот маленьким ручейком втечет мысль о кедре. И вот почему.
Без леса русский народ не жил и не будет жить никогда. Культурные ландшафты даже очень отдаленного будущего непременно включат в себя лесные площади. Это будут надежные стражи вод, почв и здоровья людей - парковые зоны вокруг городов и сел, защитные полосы по озерам, рекам и дорогам, живые заслоны на пути оврагов и суховеев, мощные зеленые массивы на водоразделах. И кедр - самое наше высокое и долговечное хвойное дерево - обязательно станет основной, главной породой в таких лесах.
Посудите сами. Живет кедр в три - четыре раза дольше сосны, ели, пихты, не говоря уже об осине или березе. Будет просто экономичнее, выгоднее иметь в основе лесов будущего самое долгоживущее дерево тайги, обладающее к тому же декоративными и другими качествами.
Кедр теневынослив, но с младенческих лет не боится открытого солнца. Он хорошо растет на суглинке и супеси, на сырых дренированных почвах, легко переносит временные затопления. Морозы в полсотню градусов ему нипочем. Иногда одиночное дерево, посаженное в незапамятные времена безвестным любителем, иногда старинные помещичьи и монастырские рощи, иногда - и это очень радует!
Цель проекта Дать детям знание об особенностях сибирского кедра, енго значение для человека; найти ответ на вопрос, можно ли вырастить из кедрового орешка росток кедра.
Образовательные задачи проекта:
- изучение условий и особенностей естественного возобновления кедра сибирского;
- сбор доступной информации о состоянии кедровников, о значении кедра для человека (какое место занимает кедр в жизни человека, и применение его в народной медицине); обогатить и закрепить знания об особенностях сибирского кедра.
- выяснить, можно ли вырастить из кедрового орешка росток кедра в домашних условиях.
- формировать навыки познавательной деятельности. Учить находить сведения об объекте исследования, используя различные источники и информации (взрослые, энциклопедии, компьютер, телепередачи).
- развивать восприятие, мышление, речь в процессе поисковой деятельности.
- развитие коммуникативных умений, расширение лексического запаса, активизация творческих способностей и интереса к предмету.
Методы исследования, применяемые в проекте:
- личные наблюдения;
- личное участие в посадке молодых кедров;
- наблюдения за приживаемостью кедров, посаженных ребятами;
- чтение дополнительной литературы;
- поиск материала в сети Интернет;
- вопросы взрослым;
- самостоятельное обдумывание полученной информации.
Вид проекта: эколого-краеведческий
По месту - МБДОУ.
По масштабу субъекта, непосредственно участвующего в проектной деятельности: коллективный.
По времени, которое потребовалось для реализации проекта: долгосрочный (сентябрь-август 2013-2014гг.)
По территории распространения: внутри образовательной организации.
По содержанию - межпредметный, интегративный.
По характеру приоритетной деятельности - исследовательский, коммуникационный.
Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет, авторская презентации по итогам работы, созданная в среде POWER POINT.
Оборудование:
Наглядно-дидактический материал по теме.
Лабораторное оборудование.
Цифровые образовательные ресурсы МБДОУ. Компьютерная техника. Интерактивная доска. Проектор. Цифровая видеокамера.
Выставочные материалы.
Образовательные области проекта: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители (законные представители).
Возраст участников проекта: старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Предмет исследования:
Кедр, кедровые шишки, кедровая хвоя и др. – значение для человека.
Объект исследования: саженец кедра сибирского.
Мотивационный компонент проекта: Дети с воспитателем пошли на экскурсию, по пути им встретился старый кедр. Ему наверно уже много лет. Ветки раскидистые. Кора дерева вся была в трещинах. На кедре они увидели много шишек и собрали те, которые упали на землю. Детей заинтересовало, а смогут ли они вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра, и какую пользу приносит кедр.
Постановка проблемы:
Можно ли вырастить росток кедра в группе?
План реализации проекта:
1 этап. Экскурсия. Создание мотивационной ситуации. Актуализация знаний воспитанников. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. Подбор художественной и познавательной литературы. Просмотр презентаций, фильмов о кедре. Цикл наблюдений за кедром, беседы. Сбор материала. Поиск в сети Интернет. Чтение художественной литературы о кедре, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях. Интегрированные занятия. Совместная деятельность родителей с детьми дома (подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, скороговорок, народных примет, загадок, рецептов народной медицины).
2 этап. Основной. Узнать: Как выглядит растение в разное время года? Как дерево растет и размножается? Какое назначение его частей (корня, коры, хвои, ствола). Выяснить, чем кедр может поделиться с человеком? Оформление альбомов о кедре. Изготовление поделок.
3 этап. Заключительный. Подготовка презентации проекта «Тайна кедровой шишки». Создание книжек-малышек о кедре. Систематизация полученного материала. Оформление проекта. Презентация проекта.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – август 2014 гг.
Новизна (для воспитанников): экологическое просвещение: рассмотрение особенностей воспроизводства и роста кедра на первых этапах жизни, а так же значение кедровых лесов и лесов с участием кедра. Привлечение детей к проектно-исследовательской деятельности.
Формы работы:
Беседы.
Экскурсии.
Познавательные рассказы.
Интегрированные занятия.
Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки.)
Использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.) .
Показ презентации.
Совместная, коллективная и самостоятельная деятельность детей.
Экспериментирование, опыты.
Речевые игры, описательные рассказы.
Дидактические игры с предметными картинками.
Игры по модели строения дерева.
Подвижные игры.
Художественно продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд).
Музыкальная, театрализованная деятельность.
Реализация образовательных областей:
Познавательное развитие.
- «Ваше величество - Сибирский кедр» - наблюдение за кедром.
- Занятие по экологическому воспитанию «Деревья не только Земли украшение».
- Интегрированное занятие «Деревья родного края».
- Познавательное занятие «Все ли деревья сбрасывают листву?».
-Занятие «Кедровые орехи - дар сибирской тайги!».
- Экскурсии в природные сообщества.
Социально-коммуникативное развитие.
- Беседы «Кедр в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные свойства кедровой смолы», «Сибирский кедр – богатство России», «Воздух в кедровых насаждениях», «Полезные свойства кедрового масла».
- Интегрированное занятие «Лесовик в гостях у ребят».
- Беседа по картине Т. Ряннеля «Горные кедры».
- Заучивание стихотворения И. А.Бунина «Кедр».
Художественно-эстетическое развитие.
- Изготовление панно «Кедровая фантазия» (коллективная работа).
- Лепка «Кедровые ежата».
-Лепка «Кедровые шишки».
- Аппликация «Веточка кедра».
- Рисование «Сибирский кедр».
- Совместная работа с детьми «Кедровая сосна».
- Сбор кедровых шишек для художественного труда.
- Уход за ростком кедра (поливка, рыхление земли, подкормка)
Речевое развитие.
- Подбор и выставка художественной литературы
- Чтение сказки М. Скребцова «Обидчивый кедр».
- Чтение сказки П. Сигунова «Почему в Саянах падают кедры».
- Чтение сказки П. Сигунов «Сеятели кедров».
- Чтение, инсценировка сказки М. Скребцова «Ворчливые орешки».
- Чтение сказки А. Лопатина «Волшебные карандаши».
- Чтение сказки «Лесной Орех - наш щедрый друг».
- Чтение Сказки о звенящем кедре» Ирины Михашиной.
- Чтение стихотворения И. А.Бунина «Кедр».
- Работа над сказкой «Белка и кедровка».
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
- Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок, газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о кедре.
- Участие в оформлении выставки продуктов проекта «Тайна кедровой шишки».
- Изготовление поделок к выставке.
- Участие в коллективной совместной работе с детьми по изготовлению панно «Кедровая фантазия».
Ожидаемый результат:
Знания детей:
- о роли кедра и кедровых шишек в жизни человека и животных;
-о применении кедра и кедровых шишек в медицине, кулинарии, промышленности, хозяйстве.
- особенности выращивания ростка кедра в домашних условиях.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка детских поделок
- Вернисаж детских рисунков
- Изготовление альбомов:
«Сибирский кедр в народной медицине».
«Что такое сибирский кедр».
«Лечебные свойства кедровой смолы».
«Сказки о кедре».
- Экспозиция выставки по теме для детей и родителей.
- Составление лозунгов о защите кедра всеми участниками проекта.
- Защита проекта: «Тайна кедровой шишки».
Практическая ценность проекта:
Знание эколого-биологических особенностей кедра сибирского, а также выявление закономерностей восстановления кедровых лесов позволяют привлечь внимание к проблеме сохранения кедровых лесов в Томской области.
Томская область расположена на юге Западной Сибири. Богат и красив Томский край. Что только не подарила людям сибирская тайга. Бесценные сокровища хранят томские кедрачи. Это не только свежий и наполненный бактерицидами воздух, но и кедровые орехи, лакомство сибиряков. Дети должны знать, что лесники Томского района бьют тревогу. Кедрачи заполонило опасное насекомое - рыжий сосновый пилильщик. Вредитель может погубить не только хвою, но и будущий урожай орехов.
Дети узнали маленький секрет – чтобы не повредить кедр и собрать хороший урожай шишек надо дождаться сильного ветра с дождем, шишка намокнет и упадет сама! Однако неразумное вмешательство человека в жизнь леса в Томской области привело к резкому сокращению площади кедровых лесов.
Есть слова замечательного русского лесовода Д.Н. Кайгородова:
«Я страстно полюбил лес с тех пор, как узнал его поближе, и чем больше узнаю, тем больше люблю. И это всегда так бывает: чтобы полюбить, надо узнать, – не зная, нельзя любить. Мы охотно бережем и охраняем только то, что любим, а лес очень нуждается в друзьях-охранителях».
Эти строки написаны более ста лет назад, а как они современны!
Пусть же деревья, о которых мы узнали чуть больше, чем знали раньше, неизменно напоминают нам простую вещь: лес – твой друг, будь же и ты ему другом. Другом-охранителем. Другом на всю жизнь.
Если дошкольник своими ручонками посадит кедренок-двухлетку, то к окончанию школы он увидит плоды своего труда. Только тогда он научится любить лес и дерево, уважать все живое, станет духовно богаче, сильнее привяжется к родной земле. Можно мысленно перенестись на десятки лет вперед и увидеть по городам и весям прекрасные кедросады. Своей неповторимой красотой они будут пополнять духовный рацион наших внуков, благоухать по веснам стойкими смоляными ароматами, а каждую осень покрываться золотыми гроздьями плодов. Вот бы дожить!..
Библиографический список:
1. Авров Ф.Д. Восстановление устойчивых лесных насаждений // Лесное хозяйство. - 2000. - № 2. - С.48-52.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
3. Игнатенко М. М. «Сибирский кедр». Москва «Наука», 1988 год
4. Иванова А. И. «Мир животных» Москва. 2009 год.
5. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
6. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5/2003, № 1/2002
7. Лукашевич О.Д. Лесной теремок Т., 2009
8. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4–6лет Волгоград, 2009.
9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохорововй М., 2004
10. Парфенов В.Ф. Комплекс в кедровом лесу. - М.: Лесная пром-ть, 1979. - 40 с.
11. Попов Л. В. Деревья и кустарники // Леса и лесное хозяйство Иркутской области.- Иркутск: Иркутское управление лесами, 1997. - С. 79-106.
12. Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево» ТЦ «Сфера», 2006
13. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. № 1, 2005
14. Энциклопедия «Живой природы». Москва «АСТ-ПРЕСС» 2000 год.
15. Энциклопедия «Моя первая книга о растениях». Москва «РОСМЭН-ПРЕСС» 2005 год.
16. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. М., 2008
17. Шорыгина Т.А. Беседы о тайге и её обитателях. М., 2009
18. Материалы Интернет-сайтов http://wikpedia.org, http://kedr.forest.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В разработке и реализации проекта участвовали воспитанники старшей группы № 2 МБДОУ «Детский сад КВ № 27» г.Северск Томской области
Первое исследование
А почему?
Посадка семян кедра
Образовательные задачи проекта: развитие коммуникативных умений, расширение лексического запаса, активизация творческих способностей и интереса к предмету.
Участие в посадке молодых кедров
Первое посаженное дерево
Наблюдения за саженцем.
Уход за саженцем .
Наблюдения за саженцем кедра.
Пусть растет наш кедр большим и здоровым!
Пусть же деревья, о которых мы узнали чуть больше, чем знали раньше, неизменно напоминают нам простую вещь: лес – твой друг, будь же и ты ему другом. Другом-охранителем. Другом на всю жизнь.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой массаж шишками для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения иммунитета детей
Польза массажа и самомассажа несомненна и неоднократно доказана на практике. Cамомассаж можно проводить не только индивидуально, но и на фронтальных занятиях с группой детей одноврем...
Презентация Здоровьесберегающие технологии (массаж сосновыми шишками)
авторская работа...
Проект "Сохраним кедровую рощу"
Проектная деятельность с детьми старшего возраста...
Познавательно-исследовательский проект. «Почему открываются шишки? Могут ли закрываться шишки?»
Установить опытным путем, почему закрываются и открываются шишки....
Развивающая предметно-пространственная среда средней группы общеразвивающей направленности «Кедровый орешек»
Развивающая предметно-пространственная среда несет в себе огромные педагогические возможности. Она воспитывает и развивает ребенка....
Стихи, загадки, сказки про шишки, игры с шишками
Стихи,загадки,сказки про шишки, игры с шишками...
Конспект занятия по обучению пересказыванию «Три кедровых шишки».
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....