Познавательное развитие "Как зарождался Северобайкальск"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Копылова Ирина Викторовна

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Как зарождался Северобайкальск"

Обобщить знания детей о названии родного города, улицах ближайшего окружения, его символике.

Продолжать формировать представления о достопримечательностях и правилах поведения на дорогах. 

Развивать кругозор детей знаниями по истории возникновения города.                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zarozhdalsya_severobaykalsk.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие «Как зарождался Северобайкальск»

Подготовительная группа.

ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.                                                                                                                         Задачи:                                                                                                                  

 1.Обобщить знания детей о названии родного города, улицах ближайшего окружения, его символике.

Продолжать формировать представления о достопримечательностях и правилах поведения на дорогах.

Обогащать словарь: первопроходцы,  БАМ Байкало-Амурская магистраль, порт Курлы                                                                              

2. Развивать кругозор детей знаниями по истории возникновения города.                                        

 3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к городу, любовь к нему.                                                                                                                                                                Оборудование:  Фотографии достопримечательностей города, черно-белые фото прошлых лет;  запись песен «Северобайкальск», «Прогулка».  Доска и магниты на нее.

Ход:

Звучит  песня «Северобайкальск» и просмотр слайдов.

 В. Ребята, сегодня утром, когда я пришла  в детский  сад , в группе было очень тихо, и, я случайно услышала, как кто-то ворчит и причитает. Мне стало очень интересно посмотреть кто это? А вам интересно? Давайте посмотрим, кто там прячется в уголке. Ой, да это старичок-домовичок. Послушаем, что он там бормочет. (Дети садятся на ковер. Педагог берет куклу и говорит от ее лица.)

Д. Кузя. Ой, беда-беда, огорченье! Жил я раньше в деревне, ни забот, ни хлопот не знал: пять домов и две дороги, телега с лошадью, коровы пасутся.

В. Постой, Домовенок.  Поздоровайся сначала с ребятами, а потом расскажи нам про свое огорчение.

Д. Кузя. Ох, извините, здравствуйте, ребята!  Меня зовут домовенок Кузя. Попал я в город ваш из деревни, тогда и начались у меня все неприятности. Очень уж захотелось мне с другом своим, Нафаней, повидаться, а он в городе вашем живет. И я увидел, что город- то ваш  совсем не похож на нашу деревню.  

В. Конечно, не похож. Город очень отличается от деревни.            

Дети. В деревне одноэтажные дома, мало дорог, почти нет машин, нет трамваев. А в городе  многоэтажные высокие дома, много магазинов, машин, красивые площади, парки аттракционов,  кафе.  

Д. Кузя. Вот и я заметил разницу. А вы в городе все родились?  

Дети. В городе.

В. Ребята послушайте как начинался строится наш город.

В. Как вы считаете, с чего мы начнем  знакомство с городом? О чем нужно рассказать  Кузе?

 Дети. Рассказать об улицах, о домах, о магазинах, о правилах дорожного движения.

Воспитатель.  Давайте встанем в круг и начнем знакомство.

Дети становятся в круг.

Воспитатель.  Маша, Саша, Илья, Никита. Что я назвала?

Дети. Это имена.

В. Правильно. Вот и наш город имеет свое имя. Как называется наш город? Дети. Город Северобайкальск.

В.  А в далекие времена в 1974году, наш город был поселком и назывался «Новогодний». Ребята, где расположен наш город?

Дети. В респ.Бурятия. На берегу озера Байкал.

В. И в  нашей группе есть карта Бурятии,  давайте посмотрим, где расположен наш город.  Дети подходят к карте и показывают город на карте.

 В. А почему наш город называется Северобайкальск?

Д. Потому что наш город находится на Севере озера Байкал.

В. Город наш это БАМ Байкало-Амурская магистраль, и его строили первопроходцы,  это люди, которые первыми стали   строить  железную дорогу вдоль озера Байкал.

В. Ребята, знаете ли вы,   как называют жителей Северобайкальска?

Д.  Северобайкальцы.

В. А как вы думаете у городов есть возраст?

Дети. Да, есть.

Воспитатель. Конечно, вы правы. Вам всего 6-7лет (показывает на руке), а городу Северобайкальску  в этом году исполняется 40 лет – это вот сколько (показ на руках).  Он начал строиться в 1974 году. Очень давно. По сравнению с  некоторыми древними городами,  наш город еще совсем молодой, но у него уже есть своя история. Издавна на земле существовала добрая традиция: каждый город имел свой герб, который отображал прошлое, настоящее города, его богатство, достопримечательности. Такой герб есть и у нашего города. Он находится в нашей группе. Давайте подойдем и рассмотрим его.

Дети подходят и становятся вокруг герба.

В. Что изображено на гербе нашего города?

Д. На гербе изображено…                                              

В. Да, ребята, вы правы. А знаете ли вы,  что когда  первопроходцы только начинали строить город,   в порту Курлы на берегу озера Байкал,  жить они начинали в палатках, поэтому  и город  назывался Палаточный городок. Так как  город только начинал строиться, названий  улиц  еще не было.  Нелегко  приходилось первым строителям города.  

Там, где нынче выросли дома                                                                                                                               Из бетона , камня и стекла,                                                                                                                             Только горстка домиков стояла                                                                                                               Старого таежного села.                                                                                                                  Поднимались первые палатки,                                                                                                                 Прорубалась непроходимая  тайга.                                                                                                        Сколько было силы и отваги                                                                                                                                            У того, кто город начинал.                                                                                                        

 В. Но когда улиц стало много, то люди стали придумывать им названия, для того чтобы легче было ориентироваться.  Назовите улицы на которых вы проживаете.

 Д. Первопроходцев, Труда, Бамовская, Дружбы.

В. А на какой улице находится наш детский сад?  Назовите полный адрес?

Д. На улице Парковая,  2.                                                                                                      

 В. Молодцы!  Я вам предлагаю поиграть в игру  «Найди того, кто живет на твоей улице».  Дети составляют круг с теми, кто проживает на одной улице. Педагог спрашивает название улицы в каждом кругу, дети определяют, на какой улице проживает больше детей.  

В. А теперь встаньте в один большой круг. Дети встают.  

 В. Вот так из многих улиц образуется один большой город. Давайте  теперь скажем друг другу приятное :

Встанем дружно все мы в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель читает стихотворение:                                                                                                    

Я иду по улице,                                                                                                                                                       Кланяются ивы,                                                                                                                                                                   И березы машут нежною рукой.                                                                                                  

Что-то шепчет                                                                                                                                                            Ветерок знакомый,                                                                                                                                                           И заря алеет                                                                                                                                                              Яркой полосой.                                                                                                                              

 В. Ребята,  пройдемте к мольберту.  Рассмотрите фотографии о нашем городе и расскажите,  что интересного есть на наших улицах.  Дети выбирают фотографию педагог спрашивает каждого, почему они выбрали именно эту картинку, просит рассказать о ней подробнее.

-. Как все это интересно. Мне захотелось погулять по вашему городу, но я так боюсь переходить улицу.

В. Ничего страшного на улице нет. Если ты знаешь правила движения, то на улице совсем не опасно. Мы с ребятами  сейчас тебе все расскажем. Кем мы становимся тогда, когда идем по улице?

Д. Пешеходами.

В. А как одним словом называется то, что едет по дороге? Д. Транспорт.

В. Какие виды транспорта есть в нашем городе?

Д.  автобус, такси, грузовики, легковые автомобили.  Все это обобщите одним словом ( наземный транспорт), а какой вид транспорта ходит по озеру Байкал?

Д. Водный: катера, моторные лодки, яхты, корабли.

В. А как вы добираетесь утром до детского сада?

Д. Пешком, на машине, такси.                                                                                                              

В. Для того, чтобы пешеходы не мешали транспорту, мы должны соблюдать правила дорожного движения. Давайте вспомним их. Как надо идти по улице? (ответы детей)                                                                                                          В. Давайте вместе построим наш городок, хотите?

Дети рассматривают материал. Звучит песня «Северобайкальск». Дети переходят к обыгрыванию используя имеющиеся атрибуты к игре.

Среди таёжных перевалов

И непреступных древних скал,

Есть город юный на Байкале,

Он сердце у меня украл…

Там сопки высятся крутые,

Цветут багульника кусты,

А ледяные воды Тыи,

Как слёзы ангела чисты.

Его во сне я часто вижу,

О нём мечтаю наяву,

И до сих пор мне больно думать,

Что я в нём больше не живу…

                                                  

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как зарождался - Северобайкальск"

Актуальность проекта:Дети не знают историю рождения города, его первых улиц, его строителей, какая техника использовалась при строительстве города.В этой связи огромное значение имеет ознакомление дош...

Конспект познавательного занятия «Моя малая Родина - Северобайкальск»

Воспитывать у детей интерес к истории своего города, чувство восхищения его красотой, гордость за него, любовь к родному городу,...

НОД Тема: «Северобайкальск - моя малая Родина»

Обобщение, систематизация и расширение  знаний детей о родном городе....

Проект «Северобайкальск – город железнодорожников»

Актуальность:В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Актуальность такой работы обусловлена следующими факторами: Родители воспитанников работают на пр...

ПРОЕКТ "Мой любимый город Северобайкальск", посвященный 45летию Байкало-Амурской Магистрали

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развит...

Презентация "Северобайкальск - памятники истории...", посвящается 50- летию БАМа

Презентация "Северобайкальск - памятники истории..", посвящается 50- летию БАМа....

ФОТООТЧЕТ. 2021 ГОД. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЮБИМОМУ ГОРОДУ СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК.

В начале учебного года в группах среднего и старшего возраста прошел досуг ""Путешествие по г.Северобайкальск". Для поднятия интереса были использованы средства ТСО, музыкальный и нагля...