КВН "Знатоки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Экологический КВН
«Знатоки природы»
Цель:
- проверить и углубить природоведческие знания детей;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
- помочь детям учиться работать в команде.
Оборудование:
- Глобус
- Карточки для игры «Живая и неживая природа»
- Два мольберта
- Маркеры
- Иллюстрации к сказкам
- Маски для инсценировки
- Медали «Знаток природы» (по количеству детей)
Художественное слово:
Здравствуйте, дети, дорогие родители и уважаемое жюри. Мы рады приветствовать вас на экологическом КВН. Сегодня наши дети продемонстрируют свои знания о природе и докажут, что они являются настоящими друзьями природы.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
Сегодня вместе будем отвечать на вопросы, отгадывать загадки, рисовать, играть. Соревноваться сегодня будут команды гр. №4" Бабочки " и команда
гр. №7 " Жемчужинки".
А оценивать игру команд будет жюри, в составе которого...
Итак, мы начинаем!
Конкурс «Гонки»
Задаются по одному вопросу каждой команде по очереди.
Вопросы:
- Какое животное самое большое на свете? ( Синий кит. Вес – 150 тонн, один синий кит может весить столько, сколько 150 легковых автомобилей )
- Какое животное самое высокое ? ( Жираф. У него длинная шея, так что он без труда дотянется до крыши двухэтажного дома )
- Если животное дышит воздухом через легкие и вскармливает своих детенышей молоком, то это…? ( Млекопитающее, тело большинства млекопитающих покрыто шерстью или волосками )
- Если животное покрыто перьями и вылупляется из яйца, то это…? (Птица, у всех птиц есть крылья, и большинство из них умеют летать )
- Если животное живет в воде, дышит жабрами и передвигается с помощью плавников, то это …? (Рыба, большинство рыб откладывает икринки, из которых потом вылупляются маленькие рыбки – мальки)
- Если у животного шесть ног, а тело четко разделено на 3 части, то это…? (Насекомое, в мире бесчисленное количество видов насекомых – больше, чем всех остальных видов животных, вместе взятых)
- Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу? (В заповеднике, в зоопарке)
- Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? (Их мало осталось на Земле, нуждаются в срочной помощи)
- Зачем люди нужны животным? (Животные погибают и исчезают с лица Земли в основном из-за деятельности человека, животным нужно, чтобы люди прекратили губить природу. Им нужно, чтобы мы их защитили)
- Зачем животные нужны людям? (Животные обеспечивают нас пищей, одеждой и другими жизненно важными вещами. Без животных мир станет не таким уж красивым и интересным. У всех животных есть такое же право на жизнь на Земле, как и у нас, людей)
- Какое животное растет у мамы в сумке? (Кенгуру)
- Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла)
Конкурс «Знатоки загадок»
Вопросы 1 команде:
- Хвост большой, пушистый,
Мех мягкий, шелковистый.
Скачет весело по веткам
Ярко-рыженькая (белка). - Трусливый, маленький зверёк
Хвостик беленький пушок,
Домик – кустик, да лужайка,
Ну конечно это (зайка) - Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается (кошка) - Лапу он свою сосёт,
Спит всю зиму напролёт.
А вот, как придёт весна,
Пробуждается от сна
И давай в лесу реветь …
Все зовут его (медведь).
Вопросы 2 команде:
1. Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её (Лисичка).
2. Грозный рык раздался вдруг,
Распугал всех птиц вокруг.
Ходит в клетке озверев,
Царь зверей, короче - …(Лев)
- Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала (Ёжик) - По пустыне он идёт,
Грузы и людей везёт.
У него в горбах всегда
Есть прохладная вода. (Верблюд)
Игра с карточками «Живая и не живая природа»
Детям раздаются карточки с изображением природы. Им необходимо определить живая или не живая природа изображена на картинке.
Конкурс «Сказочный»
Назовите недостающие имена животных - известных сказочных героев...
1. Муха... (Цокотуха) 4. Черепаха... (Тортилла)
2. Курочка... (Ряба) 5. Оленёнок... (Бемби)
З. Уточка... (Серая Шейка) 6. Медведь... (Балу)
Конкурс «Закончите фразу»
Характер наш и братьев наших меньших
1. Смелый, как ... (лев).
2. Коварная, как ... (змея).
3. Трусливый, как ... (заяц).
4. Хитрый, как ... (лиса).
5. Злой, как ... (собака).
6. Голодный, как ... (волк).
7. Трудолюбивый, как ... (муравей).
8. Верный, как ... (пес).
9. Упрямый, как ... (осел).
10. Бестолковый, как ... (баран).
11. Тихий, как ... (мышь).
12. Вольный, как ... (Птица).
Конкурс капитанов
Капитан 1 команды – показать на глобусе Африку и назвать животных, которые там обитают.
Капитан 2 команды – показать на глобусе Антарктиду и назвать животных, которые там обитают.
Конкурс «Назови пословицу об охране природы»
• Кто умеет добрым быть - тот природу не будет губить.
• Враг природе тот, кто ее не бережет
• По лесу ходи – под ноги гляди.
• Много леса – не губи, мало леса – береги, а нет леса – посади.
• Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
• Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай.
• Лес – богатство и краса, береги свои леса.
• Деревья – украшения земли.
• Дереву цена – по плодам, а человеку – по трудам.
Конкурс рисунков
Дети рисуют необычное животное и придумывают ему название.
Конкурс со зрителями
1.Кто непрошенные «гости» на грядке? (Сорняки: осот, пырей, одуванчик, лебеда …)
2. Какая ягода содержит много витамина С? (Черная смородина)
3. Какие грибы растут на пнях? (опята)
4. Как называется сладкий цветочный мед? (Нектар)
5. Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору: у него задние ноги длиннее)
6. Для кого ядовитые грибы – лекарство? (Для животных леса, они лечатся ядовитыми грибами; лось – мухоморами)
7. Какая самая большая птица на Земле? (Страус)
8. Какая самая маленькая птица? (Колибри)
Конкурс «Домашнее задание» (мама и ребенок)
Белка и медведь (Н. Сладков) (Инсценировка).
Белка: Что ты медведь совсем разленился?
Почему к зиме не готовишься, еду не запасаешь?
Зимой что есть будешь? Вот бездельник!
Медведь: Ха-ха-ха! Ой! Насмешила! Чего ты суетишься, рыжая?
Поди ко мне, скажу что то на ушко!
Белка: А! Вот оно что! Ну так бы и сказал!
Ведущий: Внимание! Вопрос команде «Бабочки» - что сказал Медведь Белке? (медведь зимой спит)
Иволга и Кукушка (Н. Сладков) (Инсценировка).
Иволга: Здравствуй, Кукушка!
Кукушка: Здравствуй, Иволга, дорогая!
- Слушай, Иволга, о какой это зиме местные пичужки щебечут? Будто бы зима бывает, белый снег землю закроет, морозы затрещат?
Иволга: Э-э, Кукушка, болтовня всё пустая. Сколько на свете живу – никакой зимы и снега не видела. На Север в мае прилетаю, там лето. На Юг в августе улетаю, там тоже лето! Врут пичужки, не бывает на земле ни осени, ни зимы. Везде одно лето!
Ведущий: Внимание! Вопрос команде «Жемчужинки» - объясните, почему так считают птицы? (Они перелетные, зиму проводят в теплых краях, на родину возвращаются весной).
Подведение итогов, награждение команд.
ВЕД: Вот и подошел к концу наш экологический КВН. Вы очень старались. Четко выполняли все задания, работали дружно, сплочённо в своих командах.
Продемонстрировали свои знания о природе и доказали, что являетесь настоящими друзьями природы.
Слово предоставляется членам жюри.
Каждый участник награждается медалью «Знаток природы».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по
познавательно-речевому развитию
на тему «Знакомство с Красной Книгой»
Цель: познакомить детей с Красной Книгой России; с животными, занесенными в Красную Книгу.
Задачи:
- Дать первые представления о Красной Книге;
- Охарактеризовать некоторые нарушения в природе, возникающие вследствие бездумного и безответственного отношения к ней;
- Продолжить формировать правила поведения в природе;
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.
Активизация словаря: Красная Книга, заповедники, национальные парки, сумчатый волк, дронт, странствующий голубь, морская корова.
- – Вступительная часть
Художественное слово:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг…ПРИРОДА!
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе. Скажите, а что такое природа? (ответы детей). Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.
Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Некоторые растения и животные стали редкими, их осталось мало из-за того, что люди их уничтожают, загрязняют окружающую среду. Ребята, как вы думаете, каким образом люди загрязняют окружающую среду? (ответы детей).
Во многих странах ведется большая работа по охране природы. На месте вырубленных лесов сажают новые. Многие фабрики и заводы переоборудованы. Запрещено собирать редкие и исчезающие растения и охотится на редких животных. Во многих странах созданы особо охраняемые территории – заповедники и национальные парки.
- Кто знает, что такое заповедники? Национальные парки?
Заповедники позволяют сохранить первозданную природу, дают прибежище диким животным. Заповедник - это значит оставить кусочек природы в покое, не трогать. Это участок природы, который охраняется и изучается. А национальные парки - это музеи под открытым небом. Здесь тоже занимаются охраной природы, но в отличие от заповедников, парки открыты для туристов.
- Ребята, а какая бывает природа? Давайте поиграем в игру «Живая и неживая природа» ( детям раздаются карточки с картинками «живой» и «неживой» природы, нужно угадать «живая» или «неживая» природа изображена ).
Назовите признаки «живой» природы, признаки «неживой» природы.
Молодцы, вы успешно справились с этим заданием!
2 – Основная часть
Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек бывает жесток по отношению к природе. Вот и придумали умные и добрые люди Красную Книгу.
-Как вы думаете, почему эту книгу назвали красной? ( Цвет опасности, тревоги)
В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Это и была первая Красная книга.
А страницы у неё – разноцветные:
1. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти.
2. На жёлтых страницах занесены животные, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается.
3. На белых говорится о видах, вообще редких на Земле.
4. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти.
5. На серых страницах занесены животные, до сих пор мало изучены.
Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной Красной книги. Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В нашей стране такая книга появилась в 1978 году.
Практическая часть – рассматривание Красной Книги РФ.
Сейчас мы посмотрим видеоролик о Красной книге, в котором показаны чёрные страницы книги (животные, которых больше нет на Земле) и зелёные страницы книги (тех животных, которых удалось спасти).
Просмотр видеофильма «Красная книга»
- Каких животных вы узнали? Какие животные навсегда исчезли с нашей планеты?
Ребенок читает стихотворение:
Любите родную природу –
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
3 – Заключительная часть
Ребята, давайте создадим свою Красную книгу! Подумайте, каких животных и растений вам хотелось бы сберечь, чтобы они радовали нас. Я даю вам домашнее задание – вместе с родителями узнайте интересные факты о животных, занесённых в Красную книгу, и нарисуйте их. А мы потом сложим ваши рисунки в нашу книгу и покажем другим людям, детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...