"Культурный отдых нижнекамцев"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Ермакова Наталья Александровна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Программное содержание:

- систематизировать знания детей о родном городе;

- расширять знания о местах отдыха жителей;

- закреплять правила поведения в общественных местах, транспорте;

- воспитывать гордость за свой город и желание беречь его, любовь и уважение к труду взрослых;

- учить детей делиться своими впечатлениями, знаниями об увиденном;

- совершенствовать навыки речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnyy_otdyh.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Культурный отдых нижнекамцев».

Тип занятия: познавательный, закрепляющий.

Вид занятия: ознакомление с окружающим.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа/

Программное содержание:

- систематизировать знания детей о родном городе;

- расширять знания о местах отдыха жителей;

- закреплять правила поведения в общественных местах, транспорте;

- воспитывать гордость за свой город и желание беречь его, любовь и уважение к труду взрослых;

- учить детей делиться своими впечатлениями, знаниями об увиденном;

- совершенствовать навыки речевого общения.

Словарная работа:

  • Активный словарь: достопримечательность, музыкальное училище, Дом народного творчества, парк культуры и отдыха, лесной массив, горожане, нижнекамцы, экскурсоводы.
  • Пассивный словарь: реликвия, флора, фауна.

Предшествующая работа воспитателя: 

- изучение литературы,

- подбор материала,

- подбор иллюстраций,

- изготовление папки-передвижки «Мой детский сад»,

- оформление фотовыставки «Мой любимый город»

- работа с родителями по организации активного отдыха.

Предварительная работа с детьми: 

- экскурсии по городу и в краеведческий музей города;

- рассматривание иллюстраций о г. Нижнекамске и его достопримечательностей - разучивание стихов о родном городе;

- проведение бесед «Мой детский сад», «Улицы города»;

- рассказы воспитателя об истории города и его достопримечательностях;

- чтение стихов, рассказов о родном крае;

- оформление фотовыставки «Мой любимый город»,

- рисование на тему «Моя любимая улица», «Моя семья», «Любимый уголок отдыха».

Индивидуальная работа: побуждать к активной деятельности малоактивных детей.

Методические приемы:

Словесный – беседа, поощрение, проблемные вопросы, указания, художественное слово, напоминание, указание, разгадывание загадок, сюрпризный момент.

Наглядный – демонстрационный.

Практический.

Оборудование: иллюстративный материал, рисунки детей «Любимый уголок отдыха», музыкальные инструменты: ложки, бубны, трещотки, треугольники, столы, стульчики.

Музыкальное сопровождение:  Поль Мариа «Менуэт», татарская народная мелодия, русская народная мелодия.          

Структура занятия:

  1. Вводная часть: беседа (постановка цели занятия) – 2- 3 минуты.
  2. Основная часть – 24 минуты.
  3. Закрепительная часть: итоги занятия, сюрпризный момент – 3-4 минуты.

Организация занятия:

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку и садятся на стульчики полукругом

Воспитатель. Ребята, сегодня я получила телеграмму с приглашением  в путешествие по одному из самых благоустроенных городов Российской Федерации и Республики Татарстан. А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

Есть на нижней Каме юный городок,

Белый и красивый как каменный цветок.

Химики и шинники город основали,

Славные строители его таким создали.

И теперь все вместе в городе своем

Отдыхают, трудятся, весело живем.

Назови скорей, дружок,

Это что за городок?

                                 (город Нижнекамск)

Воспитатель.  Догадались, куда мы отправимся в путешествие?

Дети. По нашему городу Нижнекамску.

Воспитатель.  Ребята, наш город развивается не только как промышленный, но и как культурный центр. Культурная жизнь горожан становится все более насыщеннее и интереснее. И вот сегодня мы с вами отправимся по культурным местам отдыха жителей нашего родного города.

Воспитатель.   Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие по городу?

Дети. На  автобусе, на машине, на экскурсионном трамвае.

Стук в дверь. Входят дети в национальных костюмах.

Воспитатель. Здравствуйте. Вы кто такие и откуда?

Дети (мальчик и девочка). Исәнмесез. Мы приехали к вам из Казани. Вы слышали о ней?

Дети. Да, это столица нашей республики.

Мальчик и девочка. Правильно, мы были на национальном татарском празднике, который проходил летом, по завершении посевных работ. У нас осталось много фотографий с этого праздника.  Посмотрите, вы узнали, о каком празднике идет речь?

Дети показывают фотографии с праздника.

Дети. Да. Сабантуй.

Воспитатель. Конечно, «Сабантуй». Этот праздник всегда сопровождается песнями, танцами, артисты выступают в национальных костюмах, сабантуй славится спортивными играми.

Ребенок. 

Комплекс «Ильинка» сам как картинка,

Здесь проходит Сабантуй,

Игры, пляски, скачки.

И за приз скорей надуй

Шарики из жвачки.

Завяжи глаза скорей

И горшок, давай, разбей.

А еще попробуй силы,

Стань на празднике батыром.

И тогда тот приз баран

Положи на плечи сам.

Мальчик и девочка. А почему на вашем празднике было очень много людей?

Воспитатель. Нижнекамск – многонациональный город, а нижнекамцы живут очень дружно и поэтому все праздники отмечают весело.  Люди  каких национальностей проживают в нашем городе? Назовите их.

Дети. Татары, русские, чуваши, удмурты, марийцы, башкиры, украинцы и другие.

Мальчик и девочка. А какие еще народные праздники горожане так же отмечают весело и дружно?

Ребенок.

 Масленица – проводы зимы

И Навруз – весны приход.

Чучело сжигаем мы

Дружно водим хоровод.

Мальчик и девочка. Ребята, вы рассказали нам об отдыхе нижнекамцев

во время национальных праздников. А как еще отдыхают нижнекамцы?

Воспитатель. Дорогие гости, не хотите ли вы отправиться с нами на экскурсию по культурным местам отдыха нижнекамцев?

Мальчик и девочка. Хотим.

Воспитатель. Но прежде, чем отправиться на экскурсию, нам необходимо вспомнить правила поведения в трамвае.

Дети.  В трамвай заходим в среднюю и последнюю двери, обходим трамвай спереди, в трамвае по салону не ходим, не открываем окна, не высовываемся, не шумим.

Ребенок:

Двери закрываются,
Трамвай наш отправляется.
Мы в трамвай всей гурьбой
Сели прокатиться.
Наш трамвай голубой
По рельсам мчится.

Путешествие  по культурным местам отдыха города Нижнекамска.

Голос водителя трамвая.  Обратите внимание, с правой стороны от нас находится конноспортивная школа «Актай».

Ребенок: В этой школе не только большие кони,

Но есть и маленькие пони.

А еще там есть верблюд,

Его Василием зовут.

Здесь за лошадьми ухаживают, их готовят к скачкам, также на лошадях по городу ведет патрулирование «Конная милиция».

Голос водителя трамвая. Экскурсия продолжается. Следующая остановка  поселок Красный Ключ.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему нижнекамцы любят отдыхать здесь круглый год?

Дети. Жители города весной идут на Каму, чтобы полюбоваться рекой, которая просыпается после зимней спячки и сбрасывает с себя ледяную шубу.  Нижнекамцы приходят посмотреть на  ледоход.

Воспитатель. Да, ребята, правильно. Очень интересное зрелище представляет собой ледоход, когда лед движется по течению реки.

Дети. Летом нижнекамцы идут на пляж, позагорать и искупаться в речке.

Ребенок:

Это пристань наша,

Рядом с нею пляж,

Ты  поплавай в Каме,

На песочек ляг.

Воспитатель. А еще где любят отдыхать нижнекамцы?

Ребенок:

На горе есть ключ с водой,

Этот ключ он непростой,

Он с целебною водой,

Называется Святой.

Воспитатель.  А почему Святой ключ является одним из любимых мест нижнекамцев?

Дети.   Потому что он очень красиво оборудован: есть 2 бассейна, где люди купаются круглый год; скамейки, для того, чтобы люди могли любоваться журчащей водой, величественной Камой, и просто посидеть и отдохнуть, подышать чистым воздухом потому, что родник окружен вековыми деревьями, а летом посидеть в тени деревьев, прячась от жарких лучей солнца.

Психогимнастика. Ветер дует нам в лицо…

Воспитатель. Здесь летом работают детские оздоровительные лагеря «Алмаш», «Кама», в которых дети отдыхают, набираются сил, а зимой открываются лыжные базы.

Голос водителя трамвая. Следующая остановка – лесной массив на улице Мурадьяна.

Воспитатель. Круглый год жители города проводят активный отдых в лесном массиве. Почему, как вы думаете?

Ребенок.                    В нашем лесочке нежные цветочки,

Птички распевают, душу согревают,

Вы живое не губите,

Край родной вы берегите.

Весной  люди любуются первыми цветами, летом слушают пение птиц, любуются красотой осеннего леса, зимой катаются на лыжах.

Дидактическая игра «Топаем - хлопаем».

- наслаждаться ароматом цветов,

- слушать пение птиц,

- ломать ветки,

- разорять гнезда и муравейники,

- убирать мусор,

- шуметь, кричать,

- разводить костры,

- шуршать осенними листьями,

- любоваться красотой осеннего леса.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы знаете как вести себя в лесу.

Голос водителя трамвая. Сквер  Лемаева.

Ребенок:                  Это сквер Лемаева – памятник стоит,

А  за ним «Джалиль» весь в огнях горит.

Рядышком фонтаны капли распыляют,

Отдохнуть в прохладе всех нас приглашают.

Детский городок – малышей отрада,

Рядом мама с папой, что еще нам надо?

Вот мечеть напротив – жемчужина Востока,

Минареты как ракеты взметнулися высоко. 

Воспитатель. Ребята, а какие еще вы знаете культурные места, куда можно прийти всей семьей, гостям нашего города, туристам, где можно посмотреть спектакль, послушать музыку, посмотреть выступления художественной самодеятельности, отдохнуть от городского шума?

Дети. Кинотеатр «Джалиль», Дом народного творчества, Татарский драматический театр, музыкальное училище им. Салиха Сайдашева.

 Ребенок:                             Наши музыканты – мировые дипломанты.

У нас училище готовит – из них растит таланты.

Сайдашевцами их зовут.

Их повсюду в гости ждут.

Воспитатель. А чем занимаются дети в музыкальном училище?

Дети. Дети учатся игре на различных музыкальных инструментах.

Воспитатель. А какие инструменты вы знаете?

Дети. Домра, баян, балалайка, виолончель, скрипка, барабан, флейта и т.д.

Воспитатель. Возьмите инструменты и представьте, что вы знаменитый народный оркестр, который выступает на конкурсе.

Дети играют на музыкальных инструментах. 

Голос водителя трамвая. Следующая остановка. Городской  музей.

Ребенок:                      

                                                           Вот музей – он так хорош,

Он на теремок похож.

В нем такие чудеса:

В нем хранится красота.

Воспитатель. Что  можно увидеть в музее? Давайте расскажем нашим гостям.

Дети. Работы наших художников.

Много реликвий городской истории и культуры.

Различные экспонаты флоры и фауны.

Воспитатель. Наш  музей посещают не только нижнекамцы, но и гости нашего города,  туристы.

Недалеко от музея находится парк аттракционов.

Ребенок:                            Этот парк аттракционов

Для детей неугомонных,

Здесь качели, карусели

На них к солнышку взлетели.

«Колесо обозренья» всем на загляденье.

Город наш как на ладони

И по кругу скачут кони.

В парк скорее приходи,

С мамой, папой отдохни.

Воспитатель. Нижнекамск – спортивный город, каждый пятый житель занимается спортом.

Ребенок:                      Спорт в нашем городе в почете,

Его везде у нас найдете:

В «Юбилейном» Дворце и Дворце Ледовом

Соревнованья проходят и шоу.

Наши спортсмены всему миру известны,

Любые виды спорта нам очень интересны.

Воспитатель.  Для кого построены Дворцы Спорта в нашем городе?

Дети. Для  жителей города Нижнекамск и его гостей, чтобы они могли заниматься спортом и отдыхать.

Воспитатель. Сюда приходят и взрослые и дети, занимаются в различных спортивных секциях. Здесь много тренажерных залов.

А какие виды спорта вы знаете?

Дети. Баскетбол, волейбол, хоккей, теннис, футбол, легкая атлетика, тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, фигурное катание, бокс, лыжный спорт, художественная гимнастика, борьба.

Воспитатель. Представьте, что мы находимся рядом с одним из спорткомплексов, я предлагаю вам зайти в один из тренажерных залов.

Физминутка.

Крутим мельницу вперед,

А потом наоборот.

(вращение прямых рук вперед и назад.)

Наклоняться будем все,

Будто прыгаем в бассейн.

(наклоны вперед.)

А потом назад прогнемся,

Хорошенько разомнемся.

(наклоны назад.)

И попрыгать нам пора,

Мы  не прыгали с утра.

(прыжки на месте).

Шаг на месте в заключенье.

Это тоже упражненье.

(ходьба на месте.)

Поскакали, потянулись –

Вот и славно отдохнули.

(дети садятся.)

Воспитатель. Многие горожане любят проводить свободное время в этом месте.

В этом доме только книги,

Здесь их можно взять домой.

И в читальном зале тихом

Почитать журнал любой.  

Библиотека

Это тоже отдых. А какие правила нужно соблюдать в библиотеке?

Дети. Нельзя шуметь, громко разговаривать, чтобы не мешать окружающим, загибать и вырывать страницы.

Голос водителя трамвая. Остановка 20 микрорайон.

Воспитатель.  Вот и закончилась наша экскурсия, и наш трамвай привез в родной наш 20 микрорайон.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие по городу. Понравилось оно вам? Что понравилось? Почему? Где мы сегодня с вами побывали, вы ответите, собрав картинки - пазлы?

Дети собирают картинки – пазлы с изображением достопримечательностей города. 

Дети. Мы были в городском музее, на площади им. Лемаева, в музыкальном училище им. Салиха Сайдашева, в поселке Красный ключ, в лесу, вспомнили национальные праздники, которые проводятся в культурно-развлекательном комплексе «Ильинка», в библиотеке и вернулись в свой родной детский сад, вспомнили правила поведения в общественных местах, транспорте, в лесу.

Мальчик и девочка. Нам тоже очень понравилось, ребята, с вами путешествовать, вы очень хорошие экскурсоводы, вы так много знаете о своем городе, и поэтому в знак благодарности примите от нас  татарское национальное угощение «Чак-чак». 

Воспитатель. Ребята, где бы вы ни отдыхали, не забывайте о том, что отдых важен не только для вас, но и для окружающих. Ведь каждый отдыхает так, как ему нравится. Отдыхайте на здоровье!

Звучит музыка, дети с гостями танцуют. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Отдых на природе очень полезен ребёнку но забота родителей, сделать этот отдых безопасным.

Есть мнение:если следовать определённым правилам поведения,соблюдать их и учить этому ребёнка с ранних лет, можно защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться ваша семья...

Культурно – досуговая деятельность в ДОУ ( план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию).

план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию...

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

мы нижнекамцы

открытое занятие...