Конспект образовательной деятельности для детей 5-7 лет. Тема: «Щедрая Масленица»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие для знакомства дошкольников с традициями и обрядами русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_konspekt_maslenitsa.docx | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад № 57
комбинированного вида Приморского района г. Санкт-Петербурга.
Конспект образовательной деятельности
для детей 5-7 лет
Тема: «Щедрая Масленица»
Разработала:
Деушева Александра Вячеславовна
Санкт-Петербург
2015г.
Конспект образовательной деятельности
для детей 5-7 лет
Тема: «Щедрая Масленица»
Цель : Развитие у дошкольников познавательных интересов к традициям русского народа; воспитание уважения к родной культуре, к традициям и обрядам своего народа.
Задачи:
- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями;
- использовать в активной речи детей русский фольклор;
- познакомить с русскими народными играми и их правилами;
- познакомить с традиционными угощениями;
- формировать навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр;
- развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила;
- развивать творческие способности в конструировании из бумаги;
- создавать эмоционально-положительный настрой в группе;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.
Материал:
Материалы и оборудование: мягкие мячи-«снежки», желтый картон, гофрированная бумага разных цветов, фломастеры, детские народные музыкальные инструменты.
Фонограммы:
Песня «Ой, блины, блины, блины. »
Песня «А мы Масленицу дожидаем»
Песня «Масленица» в аранжировке Павла Мухина.
Песня «Браво, Катерина»
Песня «Эх, широкая Масленица»
Современные образовательные технологии, используемые в ходе ОД: мультимедийная презентация.
Образовательная область | Содержание образовательных областей | Виды детской деятельности |
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие Речевое развитие | Организационный момент. Педагог: Друзья, вот и подходит к концу зима, а на смену ей идет красавица весна. Мы сегодня познакомимся с русским народным праздником – Масленица. Этот праздник к нам идет раннею весною Сколько радости несет он всегда с собою! Ледяные горы ждут, и снежок сверкает Санки с горок вниз бегут, смех не умолкает! Слайд №1. Слушание песни «А мы Масленицу дожидаем» Основная часть. Педагог: Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имеет и другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции. Ребята, как вы думаете, почему праздник называется Масленица? (Ответы детей: пекли блины, смазанные маслом) Слушание песни «Масленица» в аранжировке Павла Мухина. Педагог: Верно, Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли масляные, румяные и горячие, как само солнце, блины. Люди считали, что румяными блинами приманивали солнце, помогая ему разгораться. Масленица длится 1 неделю. У каждого дня масленичной недели есть своё имя и свои обычаи празднования. Начинается Масленица в понедельник, который называется «Встреча». С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Вставала рано утром хозяйка, затапливала печь, надевала фартук, повязывала косынку и затевала тесто для блинов. Что значит слово «затевала»? (Ответы детей). А теперь, ребята попробуйте отгадать, что стряпухе было необходимо для выпечки блинов? • На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (Полотенце) • Огня не страшусь, воды не боюсь. (Кастрюля) • Маленькое, кругленькое, беленькое разобьётся, никакой столяр не склеит. (Яйцо) • Белое, а не вода сладкое, а не мёд, от рогатого беру, деточкам даю. (Молоко) • Что на сковороду наливают да в четверо сгибают. (Блин) Молодцы, все отгадали. Слушание песни «Ой, блины, блины, блины » Слайд № 2. Педагог: День Второй - «Заигрыши». Как вы думаете, почему так называется этот день? (Ответы детей). Во вторник играли в снежки, катались на качелях, с ледяных гор, строили санные поезда. Прелесть этих поездов заключалась в том, чтоб сотня саней вывалилась в сугроб, совершали поездки на лошадях. Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться да затеять кулачные бои. Слайд № 3. Педагог: День Третий - «Лакомка». Почему же так третий день называли? (Ответы детей). Правильно. Середина недели - самый объедальный день. Во всех домах накрывали богатые столы. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу. Слайд № 4. Педагог: День четвёртый - «разгул», «широкая». Если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, разгул развёртывался во всю ширь, недаром Масленицу называли ещё «широкой». В этот день шумела весёлая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке весёлые скоморохи, потешали людей, устраивая кулачные, петушиные бои, конские бега. Важным и значительным моментом праздника было взятие снежного городка. Возводили и захватывали построенные снежные города. Посмотрите на картину В. Сурикова «Взятие снежного городка»: одна партия парней и девушек занимает крепость и готовится выдержать осаду, другие - лезут на стенку, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному врываться в ворота. На Масленице часто играли в весёлые шуточные игры, в которые вовлекалось много людей. Вот мы с вами сейчас и поиграем в одну из игр. Игра «Попади в цель». Педагог: Встанем в две команды. Мягкими мячами-«снежками» надо попасть в корзину. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем в цель бросать! Песня «Эх, широкая Масленица» Слайд № 5. Педагог: Пятый день – «Тёщины вечерки». Тещей называют мать жены. Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, танцуют. Это был самый весёлый озорной день недели. Молодёжь наряжалась и пела задорные озорные частушки под гармонь. Ребята, как вы думаете, почему песни называются частушками? (Ответы детей: маленькие, частые). Совершенно верно. Сейчас мы послушаем масленичные частушки и подыграем на русских народных инструментах. Песня «Браво, Катерина» Слайд № 6. Педагог: Шестой День – «Золовкины посиделки». Золовка - это тётя, сестра вашего папы. Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок, накрывали стол, ели, пели да плясали. Слайд № 7. «Сжигание Масленицы». Педагог: А вот седьмой день Масленицы - «Прощёное воскресенье». В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесённые обиды и старались не держать в своём сердце никакого зла. Порой даже встретив незнакомого человека, нужно было просить прощения за умышленные или случайные обиды. «Да простит тебя Бог, а я прощаю», - отвечал человек. В знак примирения собеседникам следовало поцеловаться. К этому же дню делали чучело из соломы или тряпок, которое носило название Масленица, наряжали его обычно в женскую одежду. Чучело Масленицы воплощало в себе образ зимы, поэтому в конце недели его сжигали, чтоб растопить холод. Вместе с ним сгорало всё зло и все беды. Пепел рассыпали по полю, с надеждой ожидая хорошей весны и добрых всходов. Сжигали Масленицу под слова: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птицы летят, Колокольчики звенят. Мы с вами тоже поиграем в игру, которая называется «Гори, гори ясно! ». Игра «Гори, гори ясно!». Дети стоят в кругу. Ребенок с бубном в руках - за кругом. Дети идут по кругу и произносят слова, одновременно покачивая руками вперёд-назад. Ребёнок с бубном подскоками движется по кругу, ритмично ударяя в бубен. На последнее слово ребёнок с бубном останавливается и протягивает бубен между двумя ближайшими детьми. Они бегут в разные стороны по кругу, первый, кто ударит в бубен, становится водящим. Педагог: Молодцы, ребята, какие вы быстрые, ловкие, внимательные. А теперь я приглашаю вас пройти к своим столам и сделать праздничный день еще ярче и веселее. Я предлагаю вам смастерить из бумаги к Масленице подделку «Солнышко». Солнце – это один из символов Масленицы. А такое яркое и разноцветное солнышко украсит любое помещение и даже улицу. Приступим! (Воспитатель объясняет приемы изготовления поделки «Солнышко», дети выполняют работу) Звучит песня «Масленка на Масленицу» Педагог: Давайте, ребята возьмем наши солнышки и встанем в круг. Послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку: Солнышко, разожгись! С весной красною вернись! Красно солнышко, В дорогу выезжай! Зимний холод прогоняй! Солнышко - колоколышко, Ты пораньше взойди, Нас пораньше разбуди: Нам в поля бежать, Нам весну встречать! (Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение). Педагог: Подделки, которые мы сделали, останутся у вас, и будут напоминать о празднике Масленица. А теперь пройдем на свои места и поговорим, о чем вы сегодня узнали. О каком празднике мы сегодня с вами говорили? Почему праздник назывался масленицей? Как по-другому называли праздник масленицу? Что является главным блюдом? Сколько дней длится праздник? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказы 2-3 детей) Педагог: Ну, что же, поработали мы на славу! Пора и угоститься масленичными блинами. (Угощение блинами) | Коммуникативная Познавательная Коммуникативная Познавательная Речевая Коммуникативная Познавательная Речевая Коммуникативная Познавательная Речевая Коммуникативная Познавательная Речевая Коммуникативная Познавательная Речевая Двигательная Коммуникативная Познавательная Речевая Коммуникативная Познавательная Речевая Двигательная Продуктивная Коммуникативная Познавательная Речевая Коммуникативная Познавательная Речевая |
Литература.
- Аникин В.П. Русский фольклор. М.,1987.
- Блинова Г.П. Русские народные праздники. М.,1990.
- Бударина Т.А. Куприна Л.С. Маркеева О.М. и др. Русское народное творчество и обрядовые праздники «Детство-Пресс».,1995.
- Забылин М.Русский народ обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1996.
- Зацепина М.Б. Организация культурно – досуговой деятельности дошкольников. М.,2004.
- Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. М.,1989.
- Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники, ритуалы. М.,2001
- Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2/2012 г.
- «Организация общешкольных мероприятий: сценарии тематических и творческих праздников», сост. С. А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Путешествие в гости к Лесовику».
Развитие комплекса интегративных качеств личности воспитанников в процессе игровой и познавательно-коммуникативной деятельности....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.Тема: «Широкая масленица».
Познакомить детей с масленой неделей, готовящей к Великому посту; формировать представления о посте, как времени подготовки в Пасхе. Воспитывать послушание, искренность, честность. Развивать жел...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Светлая Пасха»
Знакомство детей с православным праздником "Светлое Воскресение Христово", с его историей, обычаями и обрядами, связанными с праздником....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Пресвятая Богородица"
Познакомить с земной жизнью Богородица. Способствовать воспитанию духовной культуры. Воспитывать у детей интерес к родной культуре и ее традициям....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Составление рассказа «Здравствуй, зимушка, зима» по серии слайдов.
данный материал поможет педагогам планировать работу по развитию у детей умения составлять рассказ, опираясь на видеоматериал....