Край родной на век любимый
проект по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Межрайонный конкурс среди педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов на лучший проект по патриотическому и правовому воспитанию в школьных и дошкольных образовательных учреждениях «Дети – наше будущее»
ПРОЕКТ
Край родной навек любимый
Автор проекта: Кустова Светлана Геннадьевна
Воспитатель МБДОУ д/с с. Фоки «Светлячок»
с. Фоки 2013 г.
Номинация: социально-педагогический проект
Автор проекта: Кустова Светлана Геннадьевна
Место работы: МБДОУ д/с с. Фоки «Светлячок»
Должность: воспитатель
Почтовый адрес: 617750 Пермский край Чайковский район село Фоки ул. Кирова, 55
Контактные телефоны: 34 297 52180, сот. 89223432068
Аннотация
Проект «Край родной навек любимый» направлен на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы по реализации задач патриотического воспитания через открытие детьми истории родного села, его достопримечательностей, через возрождение семейных традиций, активизацию участия родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Данный материал поможет педагогам ДОУ пополнить свой педагогический арсенал знаниями о возможностях и условиях применения проектного метода и системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов.
«Следует заметить, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного. Напротив, они отражают весьма существенные человеческие свойства... «Местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства».
Марш Монтессори
Родина - наша вторая мать,
а такая родина, как Урал, тем паче.
Д.Н. Мамин-Сибиряк
Постановка проблемы
Патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений, сегодня практически ушло из терминологии дошкольной педагогики. Объяснением этому явлению в определенной степени может служить заидеологизированность данного раздела. Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Социальное развитие осуществляется под влиянием различных факторов, важнейшим из которых является ближайшее окружение. Особое внимание уделяется воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к малой родине и государству, где живет человек, начинается с детства.
Обоснование актуальности проекта
Патриотизм рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству, родному краю. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом – выражение глубокой любви ко всему, что вошло в сердце как самое дорогое.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Реализация данного проекта позволит надеяться на успешное складывание предпосылок формирования гражданско-патриатической позиции у старших дошкольников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны. Этим и определяется необходимость создания проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Проект разработан для детей подготовительной к школе группы.
Законодательно – нормативное обеспечение проекта
1.Закон «Об образовании РФ»;
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422;
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
4. Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)
Концептуальные основы проекта
Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать представления о родном селе и его тружениках;
- Воспитывать гордость за малую родину;
- Формировать доброе, заботливое отношение к природе и людям, родного села.
Проект реализуется по двум направлениям:
- Установление контактов с родителями:
- Создание семейных проектов «Профессия моих родителей»;
- Обогащение диапазона средств воспитательного воздействия.
Концептуальным подходом в работе является раннее формирование базовой культуры человека, его личности начиная с дошкольного возраста.
Как организованный педагогический процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей и детей. Целью которого - воспитание патриотических чувств и отношений подрастающего поколения.
Большое внимание, необходимо уделить изучению социальной сферы села, его тружеников. Вместе с детьми можно проложить маршрут и обозначить объекты познания.
1. Детский сад
2. Вокруг детского сада (сельская администрация, почта, школа, магазин, библиотека, поликлиника)
3. Улица села, где живу я и моя семья, город, страна.
Ребенок говорит о себе «Я», называя имя и фамилию. Дети узнают на фотографиях себя и своих близких родственников (альбом «Моя семья»), в процессе общения дети делятся друг с другом традициями своей семьи. В процессе сюжетно-ролевых игр «Дочки - матери», «Семья» - формируются знания и умения взаимоотношений в семье, воспитываются доброжелательные отношения друг к другу, чуткость и внимание к старшим. Системный оператор «Я - человек» - помогает детям узнать и понять, как растет и развивается человек, воспитывает уважение к старшим людям. Пособие «Генеалогическое дерево» - формирует знания о своей родословной, желание с гордостью рассказывают о своих близких, с радостью осознавая, что они тоже часть этой семьи. Все это дает уверенность и психологическую защищенность.
В играх отражаются поло-ролевые действия и взаимоотношения: девочки берут на себя роль мамы, бабушки «хранительницы домашнего очага и семейных традиций », старшей сестры - помощницы, а мальчики – сильный пол – «Идут на работу», чтобы обеспечить семью, берут на себя мужскую роль. Системные операторы «Я человек», «Как создавался дом», «Из чего сделан транспорт», «Откуда хлеб пришел», «Лента времени» - дает первоначальное представление о развитии человека на протяжении жизни.
Дидактические игры «Профессии», «Птицефабрика», «Кирпичный завод» - формируют представления о профессиональной деятельности жителей села.
Экскурсии по улицам села, посещение тематических выставок в сельских библиотеках (детская, взрослая) формируют у детей представления о настоящем, прошлом и будущем родного села.
Участие в мероприятиях сельского поселения формирует у детей гордости за достижения жителей родного села, желание беречь и любить родной край.
Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека, является готовность встать на ее защиту. Конкретизация знания у детей с помощью рассказов об односельчанах, вставших в лихую годину на защиту Родины, используя краеведческий материал музея села, а так же экскурсии к мемориалу погибших односельчан. Важным аспектом патриотического и правового воспитания является формирование чувства гордости за свое родное село, предполагающее эмоционально – когнитивную включенность детей. В результате участия детей в различных мероприятиях сельского поселения у детей формируются представления об их родном селе, возникает чувство их сопричастности к важным событиям, происходящим в жизни села.
Программа реализации проекта.
Тема | форма | участники | сроки |
«Чудеса в огороде» | выставка работ в КСЦ | дети, воспитатели | сентябрь |
«Сегодня мы идем в гости» | консультация | воспитатели | октябрь |
«День матери» | концерт в ДОУ и КСЦ | дети, воспитатели | ноябрь |
«Село Богородское» (Фоки) | презентация | взрослая библиотека | декабрь |
«Профессия моих родителей» | портфолио | дети, родители | январь |
«Детские писатели Прикамья» | экскурсия | детская библиотека | февраль |
«Предметы быта в селе» | экскурсия в КСЦ | КСЦ, дети, воспитатели | март |
«Мой край родной» | коллаж | дети, воспитатели | апрель |
«Этот день Победы…» | экскурсия к мемориалу | воспитатель, дети | май |
Структура работы над портфолио (основные мероприятия)
Разработка нормативной базы:
- Разработка положения о структуре создания портфолио, разработка положения о конкурсе семейных портфолио «Профессия моих родителей»
- Проведение деловых встреч с родителями по работе с портфолио и его оформлении.
- Презентация проекта детьми на НОД.
Структура портфолио
Оригинальная обложка (или титульный лист)
Первый раздел «моя мама, мой папа» или …
- Семейное древо
- Семейные портреты
- Фотографии членов семей (прошлых поколений)
Второй раздел «Профессия моих родителей»
- Биография каждого члена семьи
- Портрет каждого члена семьи
- Достижения и заслуги каждого члена семьи
Третий раздел «Я рисую...»
- Личные планы членов семьи
- Семейные мечты и планы
- Профессиональная генеалогия моей семьи
Предполагаемый результат
Данный проект предусматривает, что в процессе освоения ребёнком его содержания осуществляться его социализация в окружающем мире, происходит осознание отношения к себе, к другим людям, к явлениям общественной жизни родного села. В результате реализации проекта будут созданы семейные портфолио, повысится организационная компетентность родителей, творческая активность родителей и детей, создание положительного опыта, а так же появление готового материала к внедрению и использованию в других образовательных учреждениях.
Литература
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с
Варга А.Я. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания. ОГИ, 2006.
Воспитание гуманных чувств у детей /Под ред. Л.П. Проколенко, В.Н. Котырло. – Киев, 1987.
Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.:Дрофа, 2004.
Новикова Т. Г. и др. Построение различных моделей портфолио// Методист. – 2005. - № 3
Консультация «Сегодня мы идем в гости»
Издавна мораль славянских народов предусматривала такие отношения между людьми, как товарищество, взаимное уважение и забота о человеке. Эти же требования были положены и в основу правил поведения.
За период развития человечества многие правила изменились, дополнились, некоторые исчезли вообще, часть же сохраняется традиционно.
Нет ничего бессмысленнее, чем возвести правила хорошего тона в догму. Нашему обществу должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности. Правила поведения нужно соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени. С самого раннего детства малышей следует обучать вежливости и правилам хорошего тона. Для постижения этой «науки» ни один ребенок не бывает слишком мал.
Соблюдение правил хорошего тона, или, как их называют в детском саду «королевские манеры», должно опираться на естественность, непринужденность, но ни в коем случае не на притворность и ложный стыд.
По тому, как человек стоит, ходит, сидит, по положению рук и ног можно судить об уважении или пренебрежении его к окружающим. Каждая поза должна быть непринужденной и соответствовать обстановке. То, что можно разрешить себе, находясь в одиночестве, часто недопустимо в присутствии других.
Походка человека с прямой осанкой, гибкими и размерными движениями красива и гигиенична.
Нужно избегать разболтанной, шатающейся и семенящее — танцующей походки. Мужественность, размашистый шаг и широкие движения, присущие мужчинам, не подходят женщинам. Размахивание руками и раскачивание плечами не придают красоты ни мужской, ни женской походке. Некрасиво выглядят при ходьбе или стоянии голова, втянутая в плечи.
На стуле рекомендуется сидеть прямо и свободно, не горбясь и не облокачиваясь. Не следует раскачиваться, сидеть на краешке либо верхом. Садиться и вставать нужно бесшумно. Стул не двигают, а переставляют, держа его за спинку. Постукивание ногой по своему стулу, а тем более по чужому, действует раздражающе. Сидя, не качают ногой, не ерзают. Сидеть нужно, держа колени вместе, ступни по возможности одна возле другой, можно одну ногу выставить немного вперед либо слегка скрестить их в лодыжках.
Считается некрасивым подпирать щеку или класть голову на руки. В такой небрежной позе не только невежливо разговаривать с другими, но также можно получить искривление позвоночника. Не нужно опираться локтями о спинку своего стула, сцеплять руки вокруг колен или скрещивать их на груди. Руки должны спокойно и легко лежать на коленях или на столе.
Неприлично при разговоре прикрывать рот рукой, теребить пуговицы, хлопать собеседника по плечу, держать за рукав или подталкивать его локтем. Даже чтобы поправить одежду знакомого, например, снять нитку или волос, следует спросить у него разрешения.
Вежливый человек не поворачивается ни к кому спиной. В обществе старается быть лицом к другим, а если иначе , то, по крайней мере, боком.
Настоящие принцы и короли уступают во всем своим дамам, но только не в «королевских манерах».
Советы:
- Постарайся быть приятным гостем: не входи без стука, а войдя, громко поздоровайся со всеми.
- Когда подадут кушанья (но не раньше), сними льняную салфетку со стола, разверни и положи на колени, а после еды оставь ее рядом с тарелкой. На тарелку кладут только бумажную салфетку.
- Чем больше ты помогаешь людям, тем больше можешь рассчитывать на их помощь.
- На улице ходи только с правой стороны тротуара, не озирайся на прохожих, не заглядывай в окна, не беги и не толкайся.
- Зевать в обществе, особенно во весь рот и тем более громко, неприлично. Постарайся сделать это незаметно.
- Не ходи в гости без приглашения. Но если не можешь принять приглашение – откажись вежливо и необидно.
- Упоминая в разговоре кого-нибудь из знакомых, невежливо говорить о нем «он» или «она». У принцесс принято называть даже близких людей, например: «Мама велела…» или «Емеля сказал…».
- Учись танцевать! Древнегреческий мудрец Сократ даже в 60 лет брал уроки у знаменитого танцовщика Аспазии.
- Никогда не бери чужие вещи, не подслушивай чужие разговоры, не читай чужие письма! И не выбалтывай чужие секреты.
- Даже если у тебя плохое настроение, ни в коем случае не дай почувствовать это гостям. Встречай их приветливо, с улыбкой.
- Ешь беззвучно: не чавкай, не причмокивай. Не дуй на горячее, не стучи ложкой по тарелке, не пей из блюдца, не вытирай хлебом тарелку.
- Будь доброжелательной – это сразу расположит к тебе окружающих. Высокомерных и непривлекательных людей никто не любит.
- Накрывая на праздничный стол, помни – тарелки должны стоять напротив каждого стула, салфетку можно положить на тарелку или между вилкой и ножом, вилки кладут слева от тарелки, ножи – справа, ложки – правее ножей.
- Никогда не дари того, что не хотела бы получить сама. Подарок – это непременно что-нибудь красивое и приятное.
- Считать себя настоящей принцессой – значит не падать в обморок, не хныкать и не устраивать истерик. Если поранилась – умей оказать первую помощь себе, а понадобится – и другим.
- Если ты решила стать настоящей королевой, никогда не употребляй грубые выражения!
- Знаешь ли ты, что дубовый лист – символ силы? Некоторые принцессы интересуются символикой цветов и растений – это помогает составлять букеты. Кстати, символ хорошего воспитания – цветок вишни.
- О, если ты научишься сопереживать и сочувствовать – будь уверена, многие захотят с тобой дружить! И тебя наверняка удостоят титула самой тактичной принцессы!
- Никогда никого не высмеивай! Будь тактична – и ты почувствуешь себя настоящей королевой!
- Не кричи и не размахивай руками при разговоре! Не обижай маленьких и не задирай старших.
- На приемах, в обществе незнакомых людей ты должна представить себя сама – назови свое имя. Если беседуешь стоя, не сутулься, не подпирай руками бока, не скрещивай руки на груди.
- Никогда не желай зла! Все злые и завистливые принцессы, а также принцы и короли с королевами больше всего страдают от собственной злости.
- У воспитанной принцессы в запасе несколько слов-приветствий:
«здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Здороваясь, улыбнись, поклонись или кивни.
- Первым приветствует младший старшего, кавалер – даму. Если запутаешься, вспомни главное: первым здоровается тот, кто лучше воспитан.
- Будь вежлив со своим собеседником: не груби, не поворачивайся к нему спиной, не бормочи себе под нос, не пожимай плечами, не щелкай пальцами, не ковыряй в носу и в зубах, не почесывайся.
- Поддерживай порядок в доме – это хорошая привычка! Каждую неделю вытирай пыль с листьев комнатных растений. И не забудь открыть форточку, когда проводишь уборку!
- Хочешь быть стройнее – не ленись делать зарядку! Кстати, полезно походить с тяжелой книгой на голове – это поможет приобрести королевскую осанку.
- Не опаздывай! Точность – вежливость не только королей, но и настоящих королев. А если тебе придется ждать, умей прощать опоздавших.
- Если тебя принимают как почетную гостью – держись по-королевски! Сиди прямо, не сползай на край стула, не ерзай, не клади ногу на ногу и не вытягивай их под столом.
Литература
Журнал «Кораблик»
Клип «Моя Семья» - автор Кустова Светлана Геннадьевна
Презентация «Село Богородское» (Фоки) - Фокинская взрослая библиотека
Клип «Детские писатели Прикамья» - автор Кустова Светлана Геннадьевна
Клип «День Победы» - интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в рамках проекта «Альметьевск – жемчужина Татарстана»: «Край родной на век любимый».
Открытое мероприятие для педагогов города. НОД в рамках проекта «Альметьевск – жемчужина Татарстана» проводилась с детьми подготовительной группы.Цель: Воспитание у детей нравственно-патриотическ...
Проект "Край родной, на век любимый"
Проект раскрывает работу с детьми, педагогами , родителями по ознакомлению с природой Астраханского края....
проект "Край родной на век любимый"
проект для подготовительной группы "Край родной на век любимый"...
Конспекты занятий по дизайн-деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Край родной на век любимый"
В нашем детском саду в 2015-2016 гг. была создана творческая группа «Дизайн-студия», предусматривающая использование на занятиях одновременное сочетание лепки, аппликации, конструирования из природног...
Конспект НОД "Край родной, на век любимый"
конспект...
"Край родной на век любимый"
родительское собрание...
Педагогическая гостиная " Край родной на век любимый….!."
Педагогическая гостинная знакомит родителей с опытом работы воспитателей по теме "Край родной на век любимый", содействует обмену опытом семейного воспитания, укрепляет внутрисемейные ...