"Времена года Родного края."
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Илалиева Фания Вагизовна

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.

Оно сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка.

На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу.

У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.

Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.

Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям. Своему дому, природе, окружающей его.

Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития.Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: « С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы».К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, « чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский).

Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.

Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД в средней группе.24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Цели и задачи:

  1. Учить детей различать времена года.
  2. Развивать интерес к изменениям природы Родного края.
  3. Развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года.
  4. Развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования элементов ТРИЗ.
  5. Формировать умение видеть красоту природы.
  6. Воспитывать у детей любовь к природе, к Родному краю, желание заботиться о природе.

Используемые методы:

 1. Словесные: загадывание загадок, беседа, логические вопросы.

 2. Практические: дидактические и развивающие игры, физкультминутки.

 3. Наглядные: иллюстрации  на тему «Времена года»,  слайд - шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима), проектор, доска, цветные круги (зелёный, красный, жёлтый, белый), аудиозапись на тему «Времена года».  

Предварительная работа:

• наблюдения и экскурсии по участкам детского сада,

• беседы об осени, зиме, весне, лете,

• чтение художественной литературы,

• прослушивание музыкальных произведений  П. И. Чайковского из цикла «Времена года»,

• дидактические и развивающие игры,

          • заучивание стихов,

     • рассматривание картин, календарей, иллюстраций,

• изобразительная деятельность,

• изготовление поделок из природного материала,

• изготовление кормушек для птиц с родителями. 

Содержание организованной деятельности детей

Под музыку дети  входят в зал.

Воспитатель:

- Здравствуйте, дети, здравствуйте, уважаемые гости!

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о временах  года нашего родного края. Давайте вспомним, сколько времён года в году?

Дети:

-4(четыре).

Воспитатель:

-Да правильно. Давайте перечислим их.

-Осень. Зима. Весна. Лето.

-Правильно, молодцы! А сейчас, ребята,  я вам прочитаю стихотворение нашего любимого писателя Габдуллы Тукая, а вы внимательно послушайте и потом мне скажете о каком  времени года идёт речь.

Тучные нивы,

Солнце печёт.

Пот по усталым

Лицам течёт.

В поле - жнецы,

В поле - косцы.

Прошу, объясни,

Что это за дни?

Дети:

-Лето.

(Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов.)

Воспитатель:

-Молодцы, дети, правильно отгадали. А сейчас посмотрим на эти рисунки. На каком рисунке  изображено  лето? Давай, Рания, покажи нам где изображено лето. (Ребёнок выходит и показывает.)

-Правильно, Рания, спасибо! А сейчас ответьте на мои вопросы:

  • Летом солнце как светит? (Ярко.)  
  • Дети что любят летом делать? (Купаться, загорать на солнце.)
  • На лугу растет много? (Цветов.)
  • На полях и лугах летают? (Бабочки.)

-Ребята, а сейчас внимательно слушаем второе стихотворение:

Поля опустели,

А ливни - рекою.

А это, скажи мне,

Время какое?

Дети:

-Осень.

(Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов.)

Воспитатель:

-Правильно, а среди этих рисунков где изображена осень? Давай-ка, Артур, покажи нам. (Ребенок выходит и показывает.)

-Да, правильно.

  • А осенью какие листья опадают с деревьев? (Жёлтые.)
  • Птицы что делают? (Улетают в теплые края.)
  • В садах люди что собирают? (Урожай.)
  • Какая осенью погода? (Дождливая.)
  • А в дождливую погоду люди чем пользуются? (Зонтиком.)

 -Правильно, ребята, А мы про зонтик знаем стихотворение, давайте расскажем. (Дети рассказывают стихотворение М.Файзуллиной “Осенний дождь”.)

Воспитатель:

-Молодцы, дети, а давайте сейчас сыграем в одну игру. Игра называется “Лужайки”. (На “трапинку” кладём “лужайки”, а дети должны идти осторожно, стараться не наступать на них.)

-Садитесь, дети. Теперь слушаем внимательно следующее стихотворение:

Река подо льдом,

Всё бело кругом,

Метелица вьётся...

Как время зовётся?

Дети:

-Зима.

(Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов.)

Воспитатель:

-Правильно, среди этих рисунков где зима, покажи нам, Тимур. (Ребёнок выходит и показывает).

-Правильно, а теперь  отвечаем  на вопросы:

  • Зимой чего много? (Снега.)
  • Снег какой? (Мягкий, холодный, белый.)
  • Деревья что делают? (Спят.)
  • Чем могут помочь люди зимой птицам? (Сделать кормушки.)
  • Во что играют дети зимой? (Катаются на санках, на лыжах. Лепят снеговиков.)

-Правильно. Дети, а какие стихи мы  знаем про зиму? (Дети рассказывают стихотворение А. Бикчантаевой “Холодный свежий воздух”.)

-Ребята, вы сказали, что зимой дети катаются на лыжах, а как они это делают? Покажите, пожалуйста. (Дети  идут по кругу, показывая как катаются на лыжах.)

-Молодцы, спасибо, садитесь. Ребята, осталось последнее стихотворение:

Кончилось время

Снега и льда.

Берег реки

Затопляет вода.

День удлиняется,

Ночь убывает.

Как это время,

Скажи, называют?

Дети:

-Весна.

(Проекция слайд - шоу весенних пейзажей и сюжетов.)

Воспитатель:

-Правильно. А среди этих рисунков где весна, Дамир, покажи нам. (Ребёнок  выходит и показывает.) Молодец, Дамир, садись. Теперь ответьте на  мои вопросы:

  • Весной снег что делает? (Тает.)
  • Во что превращается снег весной? (В воду.)
  • Талая вода необходима для чего? (Для  деревьев.)
  • Что появляется у деревьев весной? (Почки.)

-Да, сначала у деревьев распускаются почки, потом зеленые листья.

  • А что делают птицы? (Возвращаются с теплых краёв.)
  • Медведь, ёж, барсук что делают весной? (Просыпаются.)  
  • Кто у них появляется? (Детёныши.)
  • Заяц что делает? (Меняет шубу.)
  • Весной с крыш что свисает? (Сосульки.)

-Правильно, молодцы, дети, а сейчас давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Мы похлопаем в ладоши

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились. (Движения выполняем в соответствии с текстом.)

Воспитатель:

-Дети,  а сейчас садитесь. Вот мы с вами рассмотрели четыре времени года. Время никогда не останавливается. Зима, весна, лето, осень - все они вместе составляют целый  год.  В каждый год в обязательном порядке после зимы идёт  весна, потом лето и осень. И это никогда не меняется.

-Дети, передо мной разноцветные круги: белый, желтый, зеленый и красный.

Скажите, пожалуйста, каким цветом обозначили бы  зиму? (Белым.)

  • Почему? (Потому что снег белый.)
  • Правильно, а весну? (Зеленым.)
  • Почему, Аделина, ты  так думаешь? (Потому что листья зеленые.)
  • А лето какого цвета? (Красного.)
  • Красный цвет - цвет чего? (Солнца, тепла).
  • Адель, осень какого цвета? (Желтого.)
  • Почему? (Осенью листья бывают  желтыми.)  

- Да, правильно. Давайте, ещё в одну игру сыграем. Развивающая игра «Покажи правильно!» (Перед каждым ребёнком разноцветные круги, по сигналу воспитателя, ребёнок показывает круг, принадлежащий тому или иному времени года.)

-Очень хорошо! Ребята, скажите, сейчас какое время года?

Дети:

-Весна.

Воспитатель:

-Правильно. А какой месяц?

Дети:

-Апрель.

Воспитатель:

-Ребята, весной для птиц что сделают?

Дети:

-Скворечники.

Воспитатель:

-Правильно, а давайте, мы тоже им в этом поможем.

Совместная работа – аппликация «Скворечник».

(Дети делятся на группы по четыре человека и подходят к столу, где лежат готовые детали, клей, кисточка, салфетки. Каждый ребенок берёт по одной детали скворечника, замажет клеем и приклеивает на большой готовый рисунок дерева. Таким образом появляются несколько скворечников.)

Воспитатель:

-Вот какие красивые скворечники у нас получились, молодцы, ребята. Птицы вам будут очень благодарны. Спасибо всем. 

Литература

1.        Бурганова Р.А. Знакомство с природой родного края: методическое пособие для воспитателей детских садов. - Казан: ИУУ РТ, 1997. - 172с.

2.        Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. РИЦ, 2012. - 208с.

3.        Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский  центр ВЛАДОС, 2001. - 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбомы "Времена года" и "Птицы Краснодарского края", "Красная книга детского сада"

Мною собран материал и  изготовлены пособия для ознакомления детей с окружающим миром и экологии.Эти пособия включают иллюстративный и дидактический материал....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой Орловского края в разное время года

Ознакомление с сезонными изменениями позволяет заложить у детей первоначальную основу для формирования экологического мировоззрения....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Сценарий мероприятия Фестиваль "Красив, ты край родной в любое время года!"

Фестиваль проходил на базе детского сада в 2016г. Имеет статус муниципального уровня. В рамках фестиваля проводилось мероприятие, к которому был написан данный сценарий....