Цикл наблюдения за рябиной осенью
методическая разработка по окружающему миру на тему

Апостолова Светлана Викторовна

Цикл наблюдения за рябиной осенью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_nablyudeniy_za_ryabinoy_osenyu.docx117.27 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл наблюдений за рябиной осенью.

Наблюдение 1. Как выглядит рябина осенью.

Цикл наблюдений за рябиной осенью.

Цель: Уточнить название дерева, особенности формы и цвета листьев, плодов.

Обогатить и активизировать словарь за счет слов: разноцветный убор, гроздь, пурпурный, резной.

Форма работа: беседа, наблюдение, вопросы, худ. слово.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает деревья вокруг участка. Обращает внимание на рябину.

• Посмотрите, какое перед нами тоненькое деревце

• Как оно называется? Чтение стих-я  М.Цветаевой « Красною кистью».

• Какого цвета и формы листья у рябины?

• Верно, лист у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы

• Что можно сказать о внешнем виде этого дерева?

• Да оно очень красиво. Все деревья осенью одеваются в разноцветные одежды: желтые, красные, фиолетовые.

• Изменился ли наряд нашей рябинки?

• Да, листья постепенно покраснели и стали пурпурными.

• А что мы видим на рябине кроме листьев?

• Верно. На тонких веточках, которые прогибаются от тяжести, висят оранжево-красные ягодки. Ягод много. Они мелкие, сочные с маленькими семечками внутри.

Наблюдение 2.  Рябина золотой осенью.

Цель:

Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.

Форма работы: Беседа, наблюдение, загадки, вопросы

Обходя с детьми территорию детского сада,  воспитатель обращает внимание на нарядное убранство деревьев.

• Дети, как называется эта пора осени?

 Отгадайте загадку:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина)

• Подойдем ближе к рябине.

• Какого цвета листья на ней?

• Да, золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно-оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину.

• Какое чувство вызывает эта картина у вас? (Чувства радости восторга)

• Вот, чтобы мы могли наблюдать эту красоту каждый год, чтобы у нас чаще было хорошее настроение, необходимо природу беречь и охранять. Мы сами являемся частью природы.

Наблюдение 3 Рябина во время листопада.

Цель:

Углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме. Активизировать слова: листопад, гроздья, пурпурно-красный.

Форма работы: Наблюдение, беседа, сравнение, обследование листьев, дидактическая игра «С какой ветки детки?», вопросы.

Воспитатель с детьми рассматривают рябину.

• Дети, какие изменения произошли с нашей рябинкой и с другими деревьями?

• Верно, это явление называется листопадом.

У различных деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в разное время.

• А что у нас сейчас под ногами?

• Откуда появился этот ковер?

• Что же случилось с рябиной, она такая же, как была?

• А что произошло с ягодами?

• Верно, они по-прежнему висят на ветках, соблазняя людей и птиц.

• Ребята, давайте поиграем в игру: «С какой ветки детки? »

(Дети собирают листья клена, тополя, березы, рябины, дуба. Обговаривают их форму окраску и т. д. Воспитатель показывает лист и спрашивает с какого он дерева. Дети должны подбежать к загаданному дереву)

• Дети, в природе ни чего не происходит просто так. Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды.

• Предлагаю набрать красивых листьев для осеннего букета.

Наблюдение 4. Рябина – птичья кормушка.

Цель:

Воспитывать у детей интерес и доброе отношение к птицам и природе вообще.

Форма работы: Вопросы, беседа, наблюдение, подвижная игра: «Птички, птички, по домам», художественное  слово.

Воспитатель подводит детей к знакомой рябинке и читает рассказ «Рябина» В.Голдина.

• Какие изменения произошли с рябиной?

• Правильно, листья почти совсем облетели. А вот кисти ягод остались висеть на голых ветках.

• Ребята, посмотрите, что мы видим на земле.

• Откуда взялись эти ягоды? (их уронили птицы) .

• Как вы думаете, какие птицы побывали на нашей рябинке?

• Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют, дрозды-рябинники.

• Видно, что ощипывали дрозды рябину торопливо, много ягод уронили, много обрывков на кистях оставили.

(если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды рябины)

• Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Например, свиристели. Эту красивую птичку еще называют красава. Для дроздов, свиристелей и других птиц рябина является кормушкой.

• А теперь поиграем в игру: «Птички, птички, по домам»

Наблюдение 5. О пользе ягод рябины.

Цель:

Уточнить представление детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны.

Форма работы: Наблюдение, вопросы, беседа, обследование, вкусовое восприятие, сравнение, труд (сбор урожая ягод).

Воспитатель приглашает детей подойти к рябине.

• Ребята, вспомните, что такое урожай.

• В какое время года проходит сбор урожая?

• Какой урожай и откуда собирают люди?

• А с нашей рябины можно собрать урожай?

• Правильно, можно собрать спелые алые ягоды, которые после первых заморозков стали вкусными и сладкими. (Воспитатель дает попробовать заранее помытые ягоды.)

• Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины?

• Из ягод рябины варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет.

Ягоды рябины очень богаты витаминами. Их сушат и замораживают, из них делают компоты и витаминный чай.

Вот видите, сколько радости и пользы приносят ягоды рябины взрослым и детям.

Наблюдение 6. Наблюдение за рябиной.

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной, научить детей выделять рябину среди множества других деревьев.

 Форма работы: Художественное слово, вопросы, беседа, обследование, сравнение.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.          О. Высотская

Какие звери любят ягоды рябины?

Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

Что дает рябина людям?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Трудовая деятельность

Сбор листьев  рябины для осенних поделок.

Цель: учить аккуратно, собирать и различать листья разных деревьев.

Методическая разработка по теме « Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца»

  Выполнила: Воспитатель

                                        МБДОУ д/с №201

                                          Ленинского района

                                     Апостолова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за рябиной

Актуальность проблемы·        Недостаточные  представления детей о рябине, как дереве.·        Несоблюдение пра...

Картотека наблюдений за рябиной осенью.

А рябина осень празднует, Бусы красные надев… ...

Наблюдение за рябиной осенью.

Наблюдение на прогулке за рябиной для детей старшей группы....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Осень.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке осенью....

Наблюдение за рябиной осенью

Знакомим детей с характерными особенностями рябины....