"Волшебница осень" НОД в подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Очень интересное познавательное мероприятие,в виде соревнования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_volshebnitsa_osen.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для подготовительной к школе группы на тему
«Волшебница Осень»
Форма проведения: КВН.
Интеграция образовательных областей: «Познание». «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Цель: продолжать формирование представления детей об осенних изменениях в природе.
Задачи:
Систематизировать знания детей об осеннем времени года; расширить и активизировать словарь детей по теме «Осень»;
Развивать любознательность, творческое воображение, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук;
Способствовать формированию эстетических чувств, при восприятии произведений искусства – живописи и музыки;
Воспитывать экологическую культуру, любовь, заботливое отношение к природе и ее обитателям.
Материал: венок из осенних листьев, звукозапись «Осень на дворе», детские шапочки для команд «Овощи» и «Грибы», корзинка Осени, две детские корзинки, муляжи овощей и грибов, «волшебные» листочки, альбомные листы, геометрические фигуры, фломастеры, картины художников про осень, записи классической музыки про осень, запись шороха листвы и ветра, ноутбук, проектор, экран для проектора, иллюстрации животных, семена и природный материал для аппликации, свежие овощи и фрукты, шпажки, медали детям, угощение.
Методы и приемы, использованные на занятии:
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
Предварительная работа: Рассматривание картин и иллюстраций об осени, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры. Разгадывание ребусов, экскурсия в парк, беседа о перелетных и зимующих птицах.
Ход:
Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала. (Звучит произведение П.И. Чайковского «Осень»)
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму, тогда и в группе нашей станет светлей!
(Дети улыбаются воспитателю и друг другу.)
Сегодня по дороге в детский сад я заметила, что деревья вокруг какие – то особенные! Листья на них желтые, словно из золота! Под ногами шуршит листва, а в лужах, будто желтые кораблики, плывут листочки. Такая красота вокруг! Я остановилась и прислушалась: было тихо – тихо, и вдруг я услышала, как с ветки сорвался лист, и медленно кружась в воздухе, лег на землю. Мне захотелось принести вам кусочек этой красоты. Я собрала листья и сплела из них венок. Посмотрите, какой красивый! (Воспитатель показывает венок из осенних листьев.)
Дети: Какой красивый венок получился.
Воспитатель: Ребята, вам нравятся эти листья?
Дети: Очень красивые листья.
Воспитатель: А какие они?
Дети: Листья разноцветные, красные, желтые и коричневые, а еще они разной формы.
Воспитатель: Венок из листьев не простой, он обладает волшебной силой! Тот, кто его надевает, становится волшебницей – Осенью. Ребята, вы разрешите мне попробовать надеть венок?
Дети: Конечно, давайте попробуем, что из этого получится.
(Воспитатель надевает на голову венок)
Осень: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем работать в командах. А о чем мы будем говорить догадайтесь, пожалуйста, сами:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется –
Это время года …..
Дети: …..осенью зовется.
(Звучит шорох листвы, легкого ветра)
Осень: Да, это осень. И сегодня мы будем говорить об этом времени года.
Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами, не правда ли?
Дети: (Ответы – рассуждения детей)
Осень: Наши команды будем формировать по загадкам. Одна команда будет называться «Грибы», а другая – «Овощи». Дети, называя отгадку овощ, становятся участниками команды «Овощи» и получают вот такую шапочку, другие же, называя отгадку, относящуюся к грибам, становятся участниками команды «Грибы» и получают шапочку с изображением гриба.
- А как вы думаете, почему названия командам выбрано именно «Овощи» и «Грибы»?
Дети: Потому что урожай собираюсь осенью.
Осень: Совершенно верно, овощи и грибы собирают осенью. А еще осень называют запасихой!
По лесной дорожке
Осень к нам пришла
И с собой в корзинке
Подарки принесла.
(«Осень» подводит детей к корзинке. Корзинка накрыта).
Вот корзиночка стоит,
Очень странная на вид.
Догадайся поскорей,
Что в корзиночке моей?
(«Осень» загадывает детям загадки)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
В красной шапочке красивой
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)
Круглый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репа)
Растут в лесу сестрички,
Рыжие … (Лисички)
Вверху зелено,
Внизу красно.
Выдерну корешок,
Испеку пирожок. (Морковь)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый … (Мухомор)
Над землей трава,
Под землей голова. (Свекла)
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их … (Опята),
В кузовок их положу.
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок –
Зеленый лесок. (Редиска)
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок … (Масленок)
Телятки гладки,
Привязаны к грядке.
Лежат рядками,
Зеленые сами. (Огурцы)
Люблю я в разных шапках быть:
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.
Собирай, не мешкай, это … (Сыроежка)
Растет на грядке
Зеленая ветка,
А на ней красные детки. (Помидор)
Серенькие шапки,
Рябенькие ножки,
Под березкой растут.
Как их зовут? (Подберезовики)
Расселась барыня на грядке,
Оделась в шумные шелка.
Мы для нее готовим грядки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
А этот красавец
На белой ножке.
Он в красной шляпке,
На шляпке – горошки. (Мухомор)
Потянешь помело –
Вытянешь гнездо.
Еде смена,
Хлебу замена. (Картофель)
На толстой белой ножке
Коричневая шапка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … (Боровик)
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
Осень: Ну, вот и команды наши сформированы, можно приступать к соревнованию! За каждое выполненное задание команда будет получать «волшебные» листочки. В конце нашего соревнования мы подсчитаем общее количество листочков в каждой команде и определим команду – победителя. Ну, что вы готовы?
Дети: Готовыыыы!
1. Конкурс «Волшебник».
Осень: Перед вами лежат листы бумаги и коробочки с набором геометрических фигур. Каждой команде нужно выбрать по 3 фигуры, обвести их на листе бумаги и превратить при помощи фломастера в овощ и фрукт. Победит та команда, в которой будет большее разнообразие овощей и фруктов, поэтому не забывайте договариваться между собой!
Осень: Вы, настоящие волшебники! Поэтому каждая команда получает по заветному листочку.
2. Конкурс «Осень в картинах».
(Вниманию детей представлены картины известных художников про осень, отражающие разные периоды осени)
Осень: Ребята, художникам очень нравилось рисовать осень. Ведь она такая разная! Сейчас команде «Грибы» нужно отобрать произведения, посвященные ранней осени, а команде «Овощи» - картины, отображающие позднюю осень. (Дети приступают к заданию.)
Осень: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Осень: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Осень: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Вы не только наглядно, но и словесно доказали правильность сделанного выбора. Получите свои волшебные листочки!
Осень: А сейчас мы с вами немного отдохнем, а потом снова соревноваться начнем!
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
3. Конкурс «Пословицы и поговорки об осени».
Осень: Перед вами две шкатулки. Их нужно наполнить пословицами и поговорками об осени. Каждая пословица или поговорка – волшебный листок! Команды, вы готовы?
- Осень - запасиха, зима – собериха.
- Осень прикажет, зима свое скажет.
- Осенью и воробей богат.
- Холоден сентябрь, да сытен.
- Упал с дерева лист один – жди осень.
- В ноябре зима с осенью борются.
- Весна дает цветы, а осень плоды.
- Весной дождь растит, а осенью гноит.
- Осенняя пора – птица со двора.
- День прозевал, урожай потерял.
Осень: Мне очень понравились ваши пословицы и поговорки! Шкатулочки наполнились, поэтому каждой команде я даю по два волшебных листочка!
4. Конкурс «Дополни предложение».
Осень: Каждой команде по очереди будут прочитаны предложения, которые нужно дополнить по смыслу. Та команда, которая быстро и правильно справится с этим заданием и получает свой волшебный листочек!
- Если на небе появилась туча, то …
- Если листья падают, то …
- Зонт берут тогда, когда …
- Мухомор, поганка – это …
- Овощи – это …
- Поздняя осень – это …
- Птицы улетают, значит …
- Если на улице лужи, то …
Молодцы! У каждой команды получились очень красивые предложения про осень! Полные по содержанию и законченные по смыслу. Получите свои волшебные листочки.
5. Конкурс «Кто, где живет?»
Осень: А сейчас мы с вами немножко поиграем, а заодно и узнаем, где же живут наши птицы и звери? Я буду называть каждой команде животное или птицу, а вы его жилье! Победит та команда, которая назовет больше правильных ответов. (Каждое названное животное или птица демонстрируется на экране для проектора.)
Вы готовы?
Дети: Готовы!
- Лиса - … (нора)
- Волк - … (логово)
- Рыба - … (вода)
- Медведь - … (берлога)
- Заяц - … (где придется)
- Белка - … (дупло)
- Птица - … (гнездо)
- Черепаха - … (панцирь)
- Улитка - … (раковина)
- Человек - … (в доме).
Осень: Вы не только быстро, но и правильно назвали для каждого зверя и птицы – дом! Каждая команда получает по волшебному листочку!
6. Конкурс «Чудо Осень». (Аппликация из семян)
Осень: Ребята, пройдите к столам. Сейчас каждая команда должна будет выполнить коллективную работу на тему «Осень». Все необходимые материалы у вас на столах. ( Природный материал, семена, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, кисти, пластилин) На выполнение задания дается 20 минут.
Осень: А теперь посмотрим, что же у вас получилось! (Оценивание результатов конкурса)
Осень: Чтобы пальчики наши отдохнули, проведем для них гимнастику!
Пальчиковая гимнастика «Опята»
На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)
Мама, папа, брат и я (поочередно пальчики разжимают)
Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)
Есть у каждого своя («крыша» из ладошек).
Осень: Ну, вот мы немножко и отдохнули! А теперь нам предстоит выполнить последнее конкурсное задание.
7. Конкурс «Узнай на вкус».
Осень: Сейчас поочередно каждому участнику обеих команд будут предложены овощи или фрукты на шпажке, которые вы должны узнать на вкус с закрытыми глазами. Та команда, которая безошибочно определит овощ или фрукт и получит свой волшебный листочек.
Осень: Вам понравился конкурс?
Дети: Очень понравился.
Осень: За самый вкусный конкурс, каждая команда получает по листочку! А сейчас настало время подвести итоги и определить команду – победителя!
(Осень подсчитывает вместе с детьми количество набранных листочков в каждой команде, называет команду – победителя, вручает медали «Помощники Осени».)
Осень: Но, Осень пришла к вам не с пустыми руками. Моя волшебная корзиночка приготовила для вас вкусное угощенье – сочные спелые яблочки!
(Детям раздается угощенье.)
Осень снимает венок из листьев, и к детям возвращается в образе воспитателя.
Воспитатель: Ну вот, я сняла венок и стала снова вашей воспитательницей.
Вам понравились подарки осени?
Дети: Да, понравились.
Воспитатель: А что еще принесла осень в подарок?
(Ответы – рассуждения детей.)
Воспитатель: Все правильно и грибы, и ягоды, и сочные яблоки, золотую листву и серебряный дождик. Щедра осень на подарки!
Воспитатель: Скажите ребята, что вам понравилось в соревновании и интересно ли вам было?
Дети: Было интересно и нам понравилось угадывать овощи и фрукты на вкус, делать поделку с командой, отгадывать загадки и т.д.
Воспитатель: Может, у вас были какие то, трудности в участии в соревновании?
Дети: Немного было сложно в конкурсе с пословицами и поговорками.
Воспитатель: Спасибо Вам большое ребята, вы молодцы и умницы!
Список использованной литературы:
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллаж "Волшебница Весна " в подготовительной группе
Открытое занятие "Коллаж "Волшебница Весна"...
Сценарий праздника "Волшебница - Осень!" в подготовительной группе.
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре; учить детей выразительному пению, совершенствовать основные танцевальные движения: хороводный шаг; инсценировать, передавать образные движения в игра...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации «Волшебница весна» в подготовительной группе
Тема: "ВОЛШЕБНИЦА - ВЕСНА". Цель: развитие творческой активности детей и проявление интереса к созданию аппликации нетрадиционЗадачи:• уточнить и закрепить представления об изменениях в прир...
Интегрированное занятие на тему: «Волшебница вода» в подготовительной группе.
Занятие посвящено закреплению знаний детей осостояних воды, воспитанию бережного отношение к ней, развивать воображение детей в изодеятельности....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Волшебница – вода» в подготовительной группе
Занятие по развитию речи. Активизировать и расширять словарь по темам "Зима", "Транспорт", "Вода", "Флора и фауна Земли"...
Конспект образовательной деятельности по экологии "Волшебница вода" в подготовительной группе
Конспект образовательной деятельности по экологии "Волшебница вода" в подготовительной группе...