Расти, малыш, и будь добрей.
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Добычкина Елена Геннадьевна

В статье "Расти, малыш, и будь добрей"  рассказывается о патриотическом воспитание детей раннего возраста. Даны описания терминов патриотизм и нравственность. Кратко с примерами написано, как можно малышам объяснить, что такое  долг, спарведливость, самопожертвование, справедливость...Как научить маленького ребенка любить свою Родину, свой родной край? На эти вопросы автор постарался ответить в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasti_malysh_i_bud_dobrey.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Расти, малыш, и будь добрей.

 

    Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

     Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Известный педагог Сухомлинский В. А. утверждал, что «детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

     Что такое нравственность? По Толковому словарю Ожегова – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами. Так, у Гегеля нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле. Читая и слушая рассказы об исторических местах, нравах и обычаях наших предков, мы можем понять ту атмосферу, полную честности и мужества, чувства самопожертвования, долга и справедливости, которая царила когда-то.

     Что такое патриотизм? Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. Патриотизм проявляется  в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национальным - культурным традициям.   

      Так как же можно маленьким детям, у которых ограничен круг общения, и которым трудно объяснить, что такое самопожертвование, долг, справедливость, привить эти качества?

      Очевидно, надо начинать с самого понятного. Это – ребёнок и его ближайшее окружение: семья, родственники, соседи, взрослые и дети из детского сада.

     Как зовут маму, папу, бабушек, дедушек ребёнка, его самого, как отчество ребёнка, и из чего оно образуется? (Что делают взрослые летом на даче; Расскажи по фотографии, что вы делаете вместе с мамой; Как взрослые сажают овощи; Что люди делают весной) ; (Я и мой папа; Я и моя мама; Я и дети; Я и детский сад; Я и моя бабушка; Я и моя сестрёнка; За что меня любит мама и папа; О маме и бабушке); (Каким я был, какой я сейчас, каким я буду;  Хочу быть таким, как папа;  Хочу быть, как мама;  Хочу быть, как дедушка) .

     Как зовут работников детского сада, детей в группе?

     А почему Таня пришла сегодня заплаканная, а Коля с плохим настроением?  Как  мы можем им помочь? А если предложить поиграть своей игрушкой? Вот и самопожертвование.

     И если у мамы болит голова, и она попросила не шуметь, и ребёнок, глядя на грустное мамино лицо, замолкает, это тоже своего рода самопожертвование.

     На конкретных примерах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну;  Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

      Вы были с детьми в Государственном мемориальном  музее обороны и блокады

Ленинграда? Обязательно сходите.  В музее представлены агитационные плакаты, документы, карты, газеты периода битвы; документальные свидетельства, условий быта в блокадном Ленинграде; картины и скульптуры участников битвы

      Видели Вечный огонь и на каменных плитах много-много имён людей, погибших во время войны?  И памятников в нашем городе много: Обелиск «Городу-герою Ленинграду» расположен на площади Восстания; Аллея Героев в  Московском парке Победы; «Цвето́к жи́зни» — мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен во Всеволожском районе Ленинградской области на 3 км Дороги жизни;  Невский мемориал «Журавли» — мемориальный ансамбль памяти павших героев Великой Отечественной войны (Дальневосточный пр. — ул. Новосёлов). Все они пожертвовали своими жизнями, защищая наш город. 

     Рассказывая о профессиях работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, медсестра, дворник), детей можно познакомить с понятием долг. Если бы представители этих профессий не выполняли свою работу как должно, что бы могло произойти? А что должны дети делать, каков их долг? Прислушиваться к советам взрослых, чтобы вырасти воспитанными людьми, владеющими навыками самообслуживания, внимательно сидеть на занятиях, чтобы быть хорошо подготовленными к восприятию школьной программы и к жизни в коллективе. (Как повар готовит кашу; Что дворник делает осенью? Как повар варил вкусный суп; Мы умеем гладить кукольную одежду, Кто убирает нашу группу? Что умеют делать руки взрослых в детском саду; Чем мы можем помочь помощнику воспитателя?)

     Здесь же можно рассмотреть «Правила дорожного движения» и заострить внимание детей на районе их проживания (в честь кого названа улица; мемориальные доски на домах и т. п.); например: известный детский поэт С. Я. Маршак с 1927 по 1938 годы жил и работал в доме № 14/21 по улице Пестеля, там установлена мемориальная доска.

     Памятник Чижику-Пыжику — известный в нашем городе памятник. Был установлен 19 ноября 1994 года на Фонтанке, у Михайловского (Инженерного) замка рядом с 1- м   Инженерным мостом, напротив дома № 12/1.

      Недалеко от этого места, в доме № 6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты  которого носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. По широко распространённому мнению, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки,  студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками», и именно о них была сочинена известная песенка:

Чижик – пыжик, где ты был?

На Фонтанке водку пил.

Выпил рюмку, выпил две -

Закружилось в голове.

     Доподлинно не известен ни автор, ни время появления этой шуточной песенки.

     Можно ввести понятие долга перед братьями нашими меньшими. Когда ребёнок поймёт, что кто-то более слабый и беззащитный нуждается в его участии, он не сможет обидеть бездомную собаку, покормит зимой птиц, (Как мы помогаем птицам; Как мы помогаем животным; Мой друг - собака).

     Общаясь с коллективом детей, ребёнок познаёт, что такое справедливость (честность, правильность, что такое хороший поступок или плохой, учится делиться игрушками, в играх не хитрить (Мой хороший поступок; Я и мои друзья)). (Мои любимые друзья).

     Познакомившись с играми «Гуси – гуси», с песнями «Как на … именины», узнав историю возникновения и развития родного города, людей, которые прославили наш город в веках (памятник Петру I, А. С. Пушкину, Сергею Есенину и многие другие) он будет знать и любить, а если понадобится и защищать свой город, свою Родину, свою Россию.

     А как можно воспитать любовь к своей Родине? Если ребёнок с детства научится наблюдать за происходящим вокруг него сначала у себя дома (комнатные растения, домашние животные, во дворе (кошки, собаки, птицы, деревья, растения), в зоосаде; в парках, в лесу будет любоваться природой, а не ломать ветки деревьев, кустов, рвать цветы, вытаптывать газоны, научится трепетно относиться ко всему, что его окружает, значит, и к Родине он будет относиться так же.

          Базовым этапом формирование у детей любви к Родине следует считать накопления социального опыта жизни в своем городе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - это частица Родины – России. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

     Санкт - Петербург является одним из великих русских городов с богатейшей историей и вековыми традициями. С 1712 по 1918 год — столица Российской империи. Нам есть чем гордиться. Санкт-Петербург — важный экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО; это один из самых важных в стране центров туризма. Среди наиболее значимых культурно-туристических объектов — Эрмитаж, Русский музейПетропавловская крепостьИсаакиевский собор, Мариинский театр,  Российская национальная библиотека

     А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами – воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние малолетние его жители должны стать достойными их преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга – бескрайнее море, где каждая волна – новое открытие, приобретение для души и сердца ребенка.

     К тому же, понимание своей связи с городом, людьми, в нём жившими и живущими, способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

     Таким образом, ознакомление с родным городом поможет ребёнку вырасти духовно сильным, способным мужественно выдержать тяготы жизни, что подразумевает нравственное воспитание, научит любить свою малую Родину, откроет простые истины о дружбе и братстве людей, о том светлом, добром, вечном, что было заложено предыдущими поколениями.

     Хочу закончить свою работу  сочиненным мною стихотворением «Расти, малыш!».

Расти, малыш, и будь добрей

Не обижай того, кто младше

И вырастишь тогда, малыш,

Ты патриотом настоящим.

Мы очень сильная страна

И духом нации едины

И если вдруг придет  беда

Сломить нас всех не хватит силы.

А ты, малыш, ты будь смелей

Вопросы задавай почаще

Как всем народам в дружбе жить

И крепче Родину любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга для детей «Будь добрым, малыш»!

Сценарий досуга для детей «Будь добрым, малыш»!...

Конспект ООД для детей 2-3 лет "Будим добрыми расти"

Развитие связной речи детей на основе сюжета русской народной сказки «Колобок»....

Методическая разработка: Конспект "Будим добрыми расти"

Развитие связной речи детей для детей раннего возраста на основе сюжета русской народной сказки «Колобок»....

Методическая разработка: Конспект "Будим добрыми расти"

Развитие связной речи детей для детей раннего возраста на основе сюжета русской народной сказки «Колобок»....

Развлечение для малышей "Будьте добры"

Воспитывать  умение быть добрым, вежливым, ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова....

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

Методическая разработка: Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста «Будем добрыми расти»

Цель: Развитие связной речи детей на основе сюжета русской народной сказки «Колобок».ЗадачиОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1.Закрепить умение детей строить предложения, используя описательные прилагательн...