Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему " Нева ".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дорофейчик Нина Вадимовна

Здесь я показала и рассказала детям о нашей красавице - Неве :историю, её характере, особенностях, какую пользу Нева приносит городу и как украшает Санкт-Петербург.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программное содержание : Развитие у детей познавательных интересов : уточнить и рас- ширить знания о Неве: - почему так названа; - характер; - река-труженица; - отношение петербуржцев. Развитие духовного кругозора детей : приобщение к поэзии А.С.Пушкина , других авторов. Развитие речи детей, обогащение новыми словами и поня – тиями : русло, исток, приток, дельта, устье, гранитные набе - режные , парапет, наводнение, уровень воды, бурлит, ревёт, свирепеет, вздувается, клокочет и т.д., пролёты мостов , разведённые мосты, ледоход – ледолом, погода : ветреная, безветренная, ясная, тихая; труженица – река и т.д., использование в речи уже знакомых слов и понятий. Воспитывать интерес и стремление больше узнать о родном городе. Ближе к его истории; гордость – «Я-петербуржец». - Использование современных образовательных технологий : здоровьесберегающих , игровых, коммуникативных. Компьютер : слайды с видами С-Пб., Невы, подвижная игра « Бегемотик-абормотик », Приёмы : рассказ воспитателя, вопросы, ответы детей, решение ребуса, путешествие по карте-схеме, отрывки из поэ _ мы А.С. Пушкина «Медный всадник», стихи, загадки, игровые задачи, подвижная игра « Бегемотик – абор - мотик »,

Слайд 2

ХОД : Восп . : - Ребята, мы получили письмо - давайте посмотрим, что же там написано… ( открывает, достаёт ребус, ставит на доске). 1 слайд - ребус «Нева». - Ой, ребята, это же ребус, картинка-загадка, попробуйте его разгадать, Ответы детей : буковки – большие и маленькие… - Вы отгадали, в этом ребусе зашифровано название на – шей главной, самой большой и красивой реки города – Невы. Так давайте и познакомимся с нашей Невой по – ближе : узнаем о ней что-нибудь интересное и подру – жимся с Невой. А поможет нам вот эта карта – 2 слайд - карта-схема «северо-запад». ДЕТИ : - это карта, это синяя река… - Видите эти маленькие голубые ленточки – это условные изображения рек. А это Ладожское озеро, в него впадает много рек: Волхов, Свирь, Вуокса – они очень большие и много-много маленьких рек и речек. Ладожс – кое озеро очень большое, одно из самых больших в мире. А вытекает из него только одна река – Нева. ВОПРОС : - что же означает слово – Нева ? ОТВЕТ : - 1. Название произошло от древнего слова «Нево», что означает – болото, трясина. 2. От шведского слова «ню» – новая, ведь Нева по срав- нению с другими реками – молодая река. 3. Нева – «текучая среди мхов», вдоль берегов Невы леса, мхи. - Давно-давно, в древние времена, берега Невы были по – рыты лесами; в них водились хищные звери и другие жи – вотные …

Слайд 3

3 слайд – дикие животные лесов. - было там и много разных птиц. 4 слайд - птицы… - Когда на берегах Невы начали строить город – многие животные ушли в глубь леса. ВОПРОС : - какие звери живут в лесу ? Ответы детей : - медведи, волки, лисы, зайцы… - А лес и сегодня украшает невские берега. Куда же спешит Нева ? 5 слайд – карта- схема «северо-запад». - Путь её лежит к Финскому заливу, к Балтийскому морю. Нева стремительна и полноводна. По пути в неё впадают реки : Охта , Мга, Ижора, Тосна . 6 слайд – широкая Нева. - Нева очень широкая и глубокая река : самое глубокое мес - то в районе Санкт – Петербурга – 24 м., а в некоторых местах ширина достигает 1 км и более. В том месте, где Нева впадает в Финский залив , она разбивается на не – сколько речек. Между ними находятся острова : раньше их было 147, а теперь всего 42. 7 слайд – раскидистое дерево. - Посмотрите на карту – Нева похожа на склонённое дерево: её русло – будто ствол, притоки – ветки, сучья; дельта – кро на( даём понятия : исток, русло, приток, дельта, устье, ру - кав ). ВОПРОСЫ : - откуда берёт начало Нева, какие реки впадают в неё, что можно сказать о реке : широкая или узкая, глубо- кая или мелкая; какие «части» есть у реки ? Ответы детей : - … СТИОТВОРЕНИЕ : Н. Полякова – - В нашем городе река, её зовут Нева,

Слайд 4

И широка, и глубока Речная синева. Нева волною в берег бьёт, Нева к заливу лёд несёт… - С началом строительства города начали благоустраивать и берега реки. Ведь именно Нева стала главным водным проспектом столицы. 8 слайд – деревянные набережные Невы. - При Петре 1 набережные делали из дерева, но дерево быстро разрушается и вскоре, уже через 50 лет, стали оде- вать берега Невы в гранит. 9 слайд – Дворцовая набережная. - Первой украсили гранитом Дворцовую набережную, а по- том все остальные. - Любуясь красавицей Невой, её берегами, трудно предста - вить себе Неву «Злой и выходящей из себя». Однако у Невы иногда «портится характер». 10 слайд – ветер, наводнение… - Сильные порывы ветра гонят большую волну из Финского залива обратно в Неву. Нева останавливает свой бег, а во- да всё прибывает. И тогда… Нева выходит из берегов : - Вставали волны до небес И ветер выл, и пена клокотала… А. Кушнер. 11 слайд – выход из берегов… - Даже высокий парапет не может удержать потоков воды, не спасает город от наводнений. Около 300 набегов совер - шала Нева на город. Иногда уровень воды поднимался на 4 метра и выше. Ваши бабушки и дедушки, наверное, пом - нят о них; попросите и они расскажут вам об этом. Навод - нения приносили много разрушений в городе. В С-Пб. на

Слайд 5

некоторых домах есть отметки о наводнениях. 12 слайд – стела с указанием уровня воды на Мойке. - А на берегу реки Мойки стоит стела с указанием уровня во- ды , на который она поднималась при наводнениях. Вот как описал А.С.Пушкин в поэме «Медный всадник» самое страшное наводнение, когда вода в Неве поднялась на 4 м. 21 см. Тогда погибло огромное количество людей,бы - ли разрушены здания, затоплены и размыты набережные : 13 слайд – наводнение 1824 года. - Но силой ветра из залива Непокорённая Нева Обратно шла гневна, бурлива И затопляла берега. Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела… Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь, остервенясь , На город кинулась… 14 слайд – «Медный всадник» ; 15 слайд – Адмиралтейство; 16 слайд – вода в городе… 17 слайд – дамба. - Теперь для защиты города от наводнений построена в Финском заливе дамба. Вот какая бывает Нева если сердит- ся . ВОПРОСЫ : - что происходит с Невой, если ветер дует от Финского залива; как называется явление, когда вода выходит из берегов; какой становится Нева; как спасли город от наводнений в наше время ? Ответы детей : - … ПОДВИЖНАЯ ИГРА « Бегемотик – о бормотик ». - Наша Нева украшает город. Но не только этим знаменита

Слайд 6

наша главная река. 18 слайд – старинные корабли на Неве… - Нева : река-труженица.., ещё в глубокой древности по Неве плавали на кораблях отважные купцы, перевозили товары, торговали… 19 слайд – современный грузовой транспорт на Неве… - И сейчас по Неве плывёт большое количество кораблей: они везут необходимые грузы для города и страны, и обрат- но. - У красавицы Невы Ожерелье из листвы. И гранитом, самым лучшим, Ей одели берега… Но совсем не белоручка Знаменитая река : Баржи, лодки, пароходы На себе несёт Нева. И в трубе водопроводной Тоже плещется Нева… М. Борисов. 20 слайд – сады на берегах Невы. 21 слайд – водопровод… 22 слайд – разведённые мосты на Неве… - Ночью, когда умолкает городской шум, разъезжаются по своим паркам автобусы, троллейбусы, трамваи – раскрыва - ют свои пролёты петербургские мосты и пропускают гру – жёные суда. 23 слайд – разные времена года на Неве… - С весны и до глубокой осени трудится Нева. И вода, которую мы пьём, тоже невская, только её предварительно очища - ют. 24 слайд – рыбаки – любители на Неве…

Слайд 7

- В Неве водится и рыба ; питерские рыбаки-любители ло – вят её. Значит Нева и кормит, и поит нас. ВОПРОСЫ : - какую пользу для города приносит Нева? Ответы детей : - … 25 слайд – Нева зимой. - Зимой Нева замерзает, покрывается льдом. 26 слайд – ледоход. - А весной лёдтает , Нева «вскрывается», начинается ледо - ход. Лёд идёт сначала невский, а потом ладожский ( из Ладожского озера). - Льдины прыгают, кружатся, Друг на друга громоздятся, Друг за другом в даль спешат, И грохочут, и трещат… В. Мирович. - Вода в Неве всегда холодная, температура её зависит от времени года. РЕШИТЕ ЗАДАЧУ : - температура воды в Неве в апреле – 1 градус. В мае на 5 градусов выше. Какова температура воды в Неве в мае ? Ответы детей : - … 27 слайд – цвет Невы… - В разное время дня Нева меняет свой цвет – это зависит и от состояния погоды : утром на солнце она может быть розоватой, под вечер в пасмурную безветренную погоду – тёмно-серой, в ясный безветренный день – светло- голубо - ватая , а в ясный ветреный день – Нева тёмно-синяя. ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ : - Из Ладожского озера к морю спешит, На берегу её Санкт-Петербург стоит, В волнах отражается неба синева,

Слайд 8

Как же называется эта река ? ( Нева). 28 слайд – рыбаки, удочки, невод… - А вот что рассказало нам стихотворение о названии реки Невы : - Вольная Ладога для рыбака, Как море была широка, глубока! Море по-фински звучало, как «Нево», В «Нево» рыбак свой забрасывал невод. Так стали родными чужие слова – Из «Нево» на свет появилась – Нева. - Вот какое интересное путешествие мы с вами совершили, ребята. Теперь, гуляя по Неве, вы сможете рассказать сво – им родным, друзьям и гостям всё о нашей красавице Неве. И вы знаете – если кто-нибудь увидит силуэт 29 слайд – виды города… «Медного всадника», очертания «золотого кораблика», фотографии Зимнего дворца и Петропавловской крепости – сразу поймёт , что это символы нашего города, Санкт – Пе - тербурга , самого любимого города на свете. Города, в кото- ром мы живём, северной столицы России. 30,31 слайды – красавица Нева… - Символом нашего города, его визитной карточкой можно считать и Неву. На берегах её построен наш город, она ук – рашает его, делает неповторимым и необычным. ВОПРОС : - может кто-нибудь из вас расскажет нам стихотворения о самых красивых местах Петербурга ? - Стреляет в полдень пушка…; - Над грохотом и пылью…; - Вот памятник царю Петру…; - Над красавицей Невой…

Слайд 9

- Мы гордимся нашим городом, любим его, а теперь знаем, что и Нева является символом Санкт-Петербурга. И смо – жем объяснить почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима» Программные задачи:1.  Развив...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в I младшей группе на тему «Весенний хоровод»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности  с использованием здоровьесберегающих технологий в I младшей группе на тему «Весенний хоровод»Цель: Развитие музыкальных и творче...

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...