Программа работы кружка по экологии.
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В программе имеется пояснительная записка и календарное планирование работы кружка на весь учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologich._kruzhokl.docx | 375.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение «Комитет по образованию, делам молодёжи» Администрации города Белогорск.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №17 комбинированного вида.
Программа работы кружка
«Юный эколог»
Творогова Елена Андреевна
Белогорск 2015г.
Пояснительная записка
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Цель программы
Основная цель данной программы – воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Задачи программы
- Расширить представление детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва) о жизни на земле, в земле, воде и воздухе.
- Обобщить и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных.
- Сформировать представления о взаимосвязях живых организмов в разных экосистемах.
- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности
- Познакомить с видимыми явлениями Вселенной.
Принципы построения программы
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Форма организации занятий
Занятия проводятся один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста в течение учебного года.
Продолжительность – 25-30 минут.
Количество детей не более 8-10.
Алгоритм занятия
1. Игра на развитие творческого воображения.
2. Беседа по теме.
3. Работа с наглядным дидактическим материалом.
4. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность.
5. Анализ занятия.
Диагностика проводится по шести основным направлениям экологического воспитания: умение объяснять экологические связи в природе, умение ухаживать за растениями, знания о жизни на земле, в воздухе, знания о растительности леса, луга, сада, поля, знания о животном мире, природе родного края, «Красной книге». По каждому направлению проводятся диагностические задания в виде вопросов, игр, упражнений (они представлены в диагностическом журнале «Комплексная диагностика», автор и составитель Вершинина Н. Б.).За ответы выставляются баллы:
3 балла – ребёнок безошибочно и правильно выполняет задания
2 балла – затрудняется, при выполнении задания требуются дополнительные инструкции воспитателя.
1 балл – ребёнок не может выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно-следственные связи, не может обосновать свой ответ.
После проведения диагностических заданий баллы по каждому направлению суммируются, и определяется уровень освоения программы.
Низкий – 8-12 баллов
Средний – 10-15 баллов
Высокий – 16-18 баллов.
Диагностическая карта по экологическому воспитанию
№ | Виды знаний и умений | Взаимосвязи в природе | Уход за растениями в уголке природы | Знания о жизни на земле, в воздухе, в воде | Виды растений | Животный мир. «красная книга» | Природа родного края | И т о г о | И т о г о | ||||||
1 | Имя ребёнка | Нач. года | Кон. года | Н. г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
Итог(%) |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | |
Сентябрь 1 НЕДЕЛЯ | Экология в картинках. | Обобщить представления детей о живой и неживой природе; познакомить с экологией как наукой, что она изучает; познакомить с планом работы кружка. | |
2 НЕДЕЛЯ | «Что такое « Вселенная» | Познакомить с видимыми явлениями Вселенной. Моделирование Солнечной Системы. | |
3 НЕДЕЛЯ | Планета, на которой мы живём. | Систематизировать представления детей о Земле как огромном шаре, окруженном слоем воздуха (небом). Работа с глобусом. | |
4 НЕДЕЛЯ | Рисование по теме « Мироздание» | Методом «гратаж» | |
ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ | Как увидеть и услышать воздух. | Познакомить с понятием «воздух» опытно-экспериментальным путём. ( Оборудование: воздушные шары, ёмкости с водой, стакан; свистки и свистульки, духовые инструменты, бумага.) | |
2 НЕДЕЛЯ | Причины возникновения ветра. Роль ветра в жизни живых организмов и человека. | Наблюдение в комнате. Опыты. Оборудование: две свечи; тонкие полоски бумаги, батарея отопления. | |
3 НЕДЕЛЯ | Воздух как среда обитания живых организмов. | Летающие животные, птицы, насекомые. Распространение семян растений ветром. Особенности строения их семян. | |
4 НЕЛЕЛЯ | Источники загрязнения воздуха. | Исследовательская работа – « зеленые пылесосы » - на участках детского сада. | |
НОЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ | Знакомство с почвой. | Песок, глина, их свойства и отличие. Беседа. Экспериментирование. Материал: ёмкости с песком и глиной, стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, палочки. | |
2 НЕДЕЛЯ | Какие бывают камни. | Познакомить со свойствами, классификацией камней. Работа с « ящиком ощущений». Экспериментирование. | |
3 НЕДЕЛЯ | Живые камни. | Знакомство с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними (ископаемыми) отпечатками растений и животных. | |
4 НЕДЕЛЯ | Магниты. | Познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком. Экспериментирование. Материал: Большие и маленькие магниты, иголки, ёмкость с водой, кусочек пенопласта, металлические и неметаллические предметы, магнитная доска, компас. | |
ДЕКАБРЬ 1 НЕДЕЛЯ | Вода вокруг нас. | Систематизировать знания детей о значении воды в нашей жизни. В каком виде существует вода в окружающей среде Разнообразие состояний воды Рисование по теме. | |
2 НЕДЕЛЯ | Свойства воды. | Занятие в» лаборатории» - опыты. Материал: стаканчики, ложечки, соломинки для коктейлей. Молоко или сок, кубики льда, термос с кипятком, сахар, песок. | |
3 НЕДЕЛЯ | Круговорот воды в природе. | Занятие в лаборатории. Опыты на закрепление представлений об этом явлении. Материал: небольшие ёмкости с одинаковым количеством воды. Тарелочки разного размера, соль, марлевые салфетки, кусочки льда. | |
4 НЕДЕЛЯ | Кто обитает в воде? | Знакомство с представителями водных животных и растений, их приспособленностью к жизни в водной среде. | |
ЯНВАРЬ 1 НЕДЕЛЯ | Разнообразие видов растений в природе. | Закрепление знаний о характерных признаках деревьев, кустарников, трав; частях растений корне, стволе, листьях и т. д. Работа с дидактическим материалом. | |
2 НЕДЕЛЯ | Развитие растения. | Посадка семян однолетнего растения (фасоль, горох). Завести календарь наблюдения за стадиями роста и развития. | |
3 НЕДЕЛЯ | Виды комнатных растений в группе. | Практическое занятие. Учить определять к какому виду относится растение по разным признакам (влаголюбивое, засухоустойчивое, теневыносливое или светолюбивое). Совершенствовать навыки ухода; учить предвидеть результат труда. | |
4 НЕДЕЛЯ | Выращивание комнатных растений. | Опытно-экспериментальная деятельность. Развивать знания о разных способах размножения комнатных растений (из листа, луковицы, черенка и др.) Ведение дневника наблюдений (стадии роста; влияние света, тепла, воды на жизнь растений) | |
ФЕВРАЛЬ 1 НЕДЕЛЯ | Животный мир. | Развитие представлений о разнообразии животного мира. Модели эколого-систематических групп животных. | |
2 НЕДЕЛЯ | Значение внешних особенностей в жизни животных. Питание и способы передвижения. | Проследить на примерах. Работа с дидактическим материалом. Игры на развитие творческого воображения. | |
3 НЕДЕЛЯ | Животный мир Амурской области. Заповедники на её территории. | Беседа с использованием наглядного материала (иллюстрации, фото и видеоматериалы). | |
4 НЕДЕЛЯ | «Что мы знаем о птицах?» | Викторина с использованием занимательного материала. | |
МАРТ | |||
1 НЕДЕЛЯ | Кто рядом живёт? | Учить детей в игровой форме прослеживать топические и другие связи в экосистеме «лес». | |
2 НЕДЕЛЯ | Лес и человек. | Значение леса в жизни человека. Причины и последствия исчезновения лесов на Земле. Охрана лесов. | |
3 НЕДЕЛЯ. | Почему белый медведь не живёт в лесу? | Познакомить с основным законом природы, что все растения и животные могут жить только в тех местах, где они приспособились. Чтение глав из книги В. Танасайчук «Экология в картинках». Работа с дидактическим материалом. | |
4 НЕДЕЛЯ | «Невидимые нити» | Продолжить изучение законов природы, познакомить со вторым её законом: « растения и животные не могут жить сами по себе, они живут в сообществе с другими растениями и животными». Работа с карточками и фланеллеграфом. | |
АПРЕЛЬ 1 НЕДЕЛЯ | Пруд, озеро, река – как экосистема. | Установление взаимосвязей между обитателями водно-прибрежной зоны. | |
2 НЕДЕЛЯ | Море - как экосистема. | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Чтение по теме страниц из «Большой энциклопедии о животных». | |
3 НЕДЕЛЯ | Луг – как экосистема. Посев рассады цветов. | Беседа. Выкладывание пищевых пирамид и цепочек. Практическая работа (развитие навыков, любознательности.) | |
4 НЕЛЕЛЯ | «Красная книга» | История её создания; страницы. Растения и животные, занесённые в «Красную книгу Амурской Области». Работа с наглядным материалом. | |
МАЙ 1 НЕЛЕЛЯ | Как человек использует природу. | Беседа. Познакомить с выражением «экологическая катастрофа». Чтение по данной проблеме глав из книги В. Танасайчук «Экология в картинках». | |
2 НЕДЕЛЯ | Экология борется. | Рассказать, как учёные-экологи борются за сохранение природы; как люди помогают природе (охрана лесов, рек; создание заповедников и т. д.). | |
3 НЕДЕЛЯ | Чтение сказок экологической тематики, придуманных детьми 5-6 лет. | Составление совместно с ребятами и самостоятельно ими своих сказок. Развивать творчество, индивидуальность. Воспитывать экологическую культуру. | |
4 НЕДЕЛЯ | Брэйн-ринг «Тайны природы» | Развитие экологического мышления, закрепление и совершенствование полученных ранее знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по экологии средней группы "В гостях у дедушки АУ"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”...
Конспект НОД по разделу программы "Детство" "Познание" (экология) в подготовительной группе на тему: "Вода - источник жизни".
Экспериментально-опытническая деятельность дошкольников....
Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"
Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...
Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"
Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...
ПРОГРАММА Кружковой работы «Юный эколог» во второй младшей группе Детский сад «Чебурашка» 2 корпус
Пояснительная запискаРаньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной...
Программа кружка по экологии "Юный эколог"
Данная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры....
Программа кружка по экологии "Юный Эколог"(средняя группа)
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменени...