Программа кружка по экологии "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Данная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_ekologii_yunyy_ekolog.docx | 196.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка по экологическому
воспитанию для детей 3-4 лет «Юный Эколог»
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Данная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:
- Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;
- Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;
- Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
- Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.
Кружок «Юный Эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Цель программы:
Привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир, способность понимать и любить природу.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи программы экологического кружка:
-подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
-воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
-показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
-воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
-подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
-воспитание правильного поведения в природе.
Принципы программы:
- системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
- использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
-последовательность в обучении и воспитании;
-преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
-анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
-простота и доступность изучаемого материала;
-наглядность при изучении тем и вопросов;
-присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
-наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
- добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
-безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
-наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- проведение опытов
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Направления работы экологического кружка:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
3.Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
4.Владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования.
5. Понимать ценность природных объектов.
Формы подведения итогов по проделанной работе:
1.Экологическая информация для родителей на темы:
-правила поведения в экстремальных условиях;
-комнатные, лекарственные, пищевые растения.
-домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.
2. Организация выставки детских работ по наблюдениям, увиденным в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
3.Просмотр проектов, проведённых с детьми на экологические темы.
Этапы экологического воспитания по программе:
- интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;
-участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
-общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;
-выполнение ряда правил поведения в окружающей среде.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА
СЕНТЯБРЬ: «Мы и природа»
1 тема: «Солнышко, солнышко детям посвяти»
Формировать познавательный интерес к миру природы. Обобщить знания детей о солнце, расширить представления детей о роли солнца, закрепить знания детей о цвете и форме. Познакомить детей с явлениями неживой природы, с понятием
долготы дня. Занятия – опыты а) Солнце высушивает предметы; б) Солнце
прогревает предметы.
2 тема: «Осмотр цветника детского сада»
Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы. Рассказать детям для чего нужны корень и стебель для цветка.
3 тема: «Овощи и фрукты»
Познакомить детей с овощами и фруктами (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, картошка, свёкла, яблоко, груша, виноград). Учить различать овощи и фрукты по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении овощей и фруктов в жизни животных и человека.
4 тема: «Прогулка по участку детского сада.» Листопад.
Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.
ОКТЯБРЬ: «Неживая природа»
1 тема: «Понятие воздуха».
Значение воздуха в нашей жизни. «Как мы дышим»
Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.
2 тема: «Свойства воздуха».
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха.
3-4 темы: Неживая природа (знакомство с песком).
Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе.
Формировать у младших дошкольников представления о свойствах песка; развивать тактильные ощущения, познавательную активность, любознательность; активизировать словарный запас слов (песок сыпучий, сухой, струится, способен пропускать воду); стимулировать интерес к экспериментированию;
НОЯБРЬ: «ПТИЦЫ»
1 тема: «Разнообразие птиц нашего края»
Формировать у детей начальные представления о птицах родного края, питании, расширить кругозор детей и словарный запас; воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.
2 тема: «Перелётные птицы»
Дать детям представление о многообразии перелётных птиц; уточнить названия часто встречающихся перелётных птиц. Рассказать почему птицы улетают на юг
Расширять знания детей о перелетных птицах (грач, скворец).
Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в осенний период, об особенностях внешнего вида, повадках.
3 тема: «Зимующие птицы»
Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицами, снегирями, воронами, голубями. Учить распознавать птиц по их способам передвижения, издаваемым звукам с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
4 тема: «Птицы нашего края» (Обобщающее занятие)
Закреплять умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания. Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
АКЦИЯ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ»
ДЕКАБРЬ: «Деревья».
1 тема: «В гости к деревьям».
Продолжать знакомить детей с деревьями, дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.
2 тема: Деревья родного края» «Как узнать берёзу»
Продолжать учить различать и называть деревья.
Познакомить детей с новым деревом, назвать его. Дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства. Воспитывать бережное отношение к дереву на примере березы. Показать, как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви.
3 тема: «Козы! Кыш от берёзы!»
Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети.
4 тема: «Ели и сосны»
Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.
АКЦИЯ «СПАСИТЕ ЁЛОЧКУ»
ЯНВАРЬ: «Животные».
1 тема: «Разнообразие животных».
Содержание: животные нашего края, их разнообразие.
2 тема: «Домашние животные». Собака и кошка
Познакомить детей с внешним видом собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.
«Сравнение собаки и кошки». Уточнить и закрепить представление детей о собаках и кошках.
Сравнение собаки и кошки, чем похожи и чем не похожи. Учить детей, что к незнакомым
животным подходить нельзя. Продолжать знакомство с домашними животными. Учить делиться полученными впечатлениями. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за животными. Воспитывать доброе отношение к домашним питомцам.
3 тема: «Корова-коза-лошадь - домашние животные»
Продолжать знакомить детей с домашними животными и их внешним видом.
Объяснить детям, что домашние животные очень полезны человеку.
Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой), с их внешним видом, особенностями поведения, сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек.
4 тема: «Лесные обитатели».
Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни зимой и летом; с особенностями ее внешнего вида, повадками, чем питается познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных.
АКЦИЯ «ПОМОЖЕМ БРОШЕННЫМ ЖИВОТНЫМ В ПРИЮТЕ»
ФЕВРАЛЬ: «Мусор нам не нужен»
1 тема: «Мусор нам не нужен»
Познакомить детей с понятием мусор; уточнить представление детей об источниках возникновения мусора; развивать потребность
соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду
2 тема: «Почва — живая Земля»
Формировать у детей представления о почве как компоненте природы, о взаимосвязи почвы, растений и животных, обитающих в почве. Дать представление о почве и её составе. Учить детей узнавать и называть почву, различать её цвет, состояние (рассыпчатая и слегка липкая).
3 тема: «Обитатели почвы».
Познакомить с обитателями, которые живут в почве (червяк). Показать детям, что в почве находится не только червяки, но и корни растений.
Закрепить знания о представителях животного мира почвы. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, уточнить состав почвы (песок, глина, перегной), свойство пластичности почвы. Продолжать учить детей делать выводы на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.
4тема: «Мусор на планете и борьба с ним»
Формировать умение сортировать мусор при его сборе по разным признакам (фактура, применение).
АКЦИЯ «МУСОР СМЕЛО ПУСТИМ В ДЕЛО»
МАРТ: «Чудесная вода»
1 тема: «Свойства воды, состояние воды».
Продолжать знакомить детей с водой, её свойствами (не имеет запаха, прозрачная, течет, растекается, льется; бывает холодная, теплая, горячая). Отметить её прозрачность, но её
можно сделать цветной. Занятие — опыт «разноцветная вода».
2 тема: «Удивительные приключения капельки»
Показать и рассказать детям о круговороте воды в природе.
3 тема: «Вода в жизни растении и животных».
Роль воды в жизни растений и животных. Рассказать о взаимосвязи воды и живых организмов. Воду надо беречь!
4 тема: «Вода -друг человека».
Показать, как человек использует воду. Учить сохранять воду в
природе и быту. Дать представление о важности воды в жизни человека.
АКЦИЯ «СОХРАНИМ ВОДУ»
АПРЕЛЬ: «Растения»
1 тема: «Кустарники».
Формировать представления о кустарниках. Развивать умение различать деревья и кустарники, находить сходства и различия. Закреплять знания детей о строение кустарников. Познакомить детей с кустарником шиповником и розой (сравнить, выявить, чем похожи и чем отличаются друг от друга). Рассказать о целебных свойствах шиповника. Полюбоваться красотой цветков шиповника и розой. Воспитывать умение видеть прекрасное.
2 тема: «Комнатные растения» «Огонёк», «Ванька-мокрый»
Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Дать знания об уходе за этим растением (рыхлить землю, поливать, протирать листья, устраивать душ). Воспитывать желание помочь в уходе за растениями).
3 тема: «Красная книга» «Первоцветы нашего края»
Дать понятие о красной книге. Дать представление о ранних цветах – первоцветах, особенностями внешнего вида и строения расширить знания детей о весне. Познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями: мать-и-мачеха, подснежник, крокус. Дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
4 тема: «Травы зелёные»
Дать некоторые понятия о травах нашей страны (какие бывают, для чего нужны). Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая). Познакомить детей с подорожником. Рассмотреть его, выделить основные части. Рассказать о целебных свойствах подорожника. Воспитывать у детей экологическое сознание.
АКЦИЯ «ЦВЕТЫ – УЛЫБКА ПРИРОДЫ»
МАЙ: «Правила поведения в природе»
1 тема: «Экологические знаки».
Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).
2 тема: «Ветер, ветер, ты могуч»
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов. По каким признакам можно узнать, есть ли он или нет.
3 тема: «Гроза — это не страшно»
Объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.
4 тема» «Земля - наш дом»
Сформировать у детей представления о том, что: планета Земля -наш общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. Закреплять понятия, что мы – люди – являемся частью природы, что для жизни необходимо: вода, солнце и воздух.
Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.)
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, родной природе.
АКЦИЯ «ПОСАДИ ЦВЕТОК ИЛИ ДЕРЕВО»
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.
Дети второй младшей группы знают:
- 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.
- части тела животных и их особенности
- виды растений
- основные части растений
- правила ухода.
- Дети смогут:
- устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,
- устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.
- Иметь представление:
- о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.
Литература:
С.Н. Николаева «Юный эколог» — М. Мозайка-синтез, 2010.
С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» — М. Новая школа, 1995.
Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
Л.П. Молодова «Экологические праздники с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
Н.А. Рыжова «Не просто сказки» — М. «Линка – пресс», 2002.
С.А. Козлова «Мой мир» — М. «Линка – пресс», 2000.
Т.А. Шорыгина «Зелёные сказки», Москва 2006г., Изд. « Книголюб».
Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д». 11. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д». Хрестоматия для детского сада (Стихи и рассказы о природе), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».
О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» Изд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по экологии средней группы "В гостях у дедушки АУ"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...
Программа кружка «Юные экологи»
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-...
Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Маленький эколог"
Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Маленький эколог"...
Программа кружка по экологии для средней группы «Капелька»
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй пол...
Программа кружка по экологии "Юный Эколог"(средняя группа)
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменени...