ознакомление с природой
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Ознакомление с природой
Объекты | Содержание | Методические приемы |
Сентябрь | ||
Растительный мир | Рассматривание цветов на клумбе. Познакомить с названиями отдельных растений, уточнить их строение: стебель, цветок. Рассмотреть фрукты: яблоко, слива, груша, уточнить названия, учить различать по форме, цвету. | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Вот какие фрукты». Дидактическое упражнение «Разрезные картинки» |
Животный мир | Наблюдать за птицами, обратить внимание на их размер, учить различать больших и маленьких птиц. Наблюдать за собакой. Отметить особенности ее внешнего вида. | Рассматривание иллюстраций. Дидактическое упражнение «Большая или маленькая». |
Неживая природа | Обратить внимание на солнце, предложить почувствовать его тепло. Учить называть состояние погоды: тепло, идет дождь. | Рассказ воспитателя. Чтение потешек: «Солнышко вёдрышко», «Дождик, дождик полно лить». |
Дидактические задания | «Покажи цветок такого же цвета», «Покажи такой же цветок», «Покажи такую же птичку». | |
Обучение трудовым действиям | Побуждать собирать игрушки перед уходом с прогулки, собирать камушки. | |
Октябрь | ||
Растительный мир | Наблюдать листопад, слушать, как шуршат под ногами листья. Рассматривать листья разных деревьев, учить собирать букет из листьев. Закреплять знание об овощах. | Сбор осенних листьев. Чтение: М. Пришвин «Листопад». Дидактическое упражнение «Парные картинки». Продуктивная деятельность «Листочки летят». |
Животный мир | Наблюдать за воробьями, объяснить, что птиц нельзя пугать. Закрепить знание о домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова) | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Угадай кто это», «Покажи и назови». |
Неживая природа | Наблюдать за дождём, закреплять умение называть состояние погоды: тепло, идет дождь. Учить различать и называть части суток: день, ночь. | Рассматривание иллюстраций. Чтение: потешка: «Дождик, дождик, пуще…». |
Дидактические задания | «Найди такой же листик», «Найди большой (маленький) листик», «Покажи на картинке кошечку (собачку и т.д.)». | |
Обучение трудовым действиям | Учить собирать игрушки перед уходом с прогулки, собирать листья в ведерки, относить к определенному месту. | |
Ноябрь | ||
Растительный мир | Наблюдать листопад, побегать по опавшей листве, послушать ее шуршание. Учить различать куст и дерево. Закрепить знание об овощах: внешний вид, названия, некоторые качества. | Рассматривание иллюстраций. Чтение: А. Плещеев «Осень наступила…» Дидактическое упражнение «Угадай на вкус». Продуктивная деятельность «Овощи». |
Животный мир | Уточнить знание о домашних птицах: куры, гуси, учить различать по внешнему виду, передавать издаваемые ими звуки. Учить видеть разницу между взрослыми птицами и детёнышами, побуждать правильно называть их. | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Кто как кричит», «Мамы и детки». Чтение: потешка: «Курочка – рябушечка…» В. Сутеев «Цыпленок и утёнок», Е. Чарушин «Курочка»ю. |
Неживая природа | Наблюдать за ветром, обратить внимание на то как раскачиваются деревья. Наблюдать первый снег. Дать понятие: стало холодно, скоро зима. Обратить внимание на изменение в одежде детей. | Рассматривание иллюстраций. Игры с вертушками Продуктивная деятельность «Листопад». |
Дидактические задания | «Покажи кустик, дерево», «Покажи на картинке», «Поймай на ладошку снежок». | |
Обучение трудовым действиям | Продолжать учить собирать игрушки после прогулки, помогать сгребать листья с участка. | |
Декабрь | ||
Растительный мир | Рассмотреть деревья без листьев, вспомнить, какими они были красивыми осенью. Рассмотреть комнатные растения с ярко выраженным стеблем и крупными листьями. | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Листики и цветочки», «Парные картинки». |
Животный мир | Рассмотреть птиц на кормушке, учить определять их размер. Закрепить знание о домашних животных. | Рассматривание иллюстраций. Чтение: потешка: «Киска, Киска, Киска брысь», В. Берестов «Маленький бычок». Дидактическое упражнение «Кто в домике живет». Продуктивная деятельность «Кошка гуляла по дорожке»(следы). |
Неживая природа | Наблюдать, как падает снег, рассмотреть снежинки. Отметить, где лежит снег. Уточнить свойства снега (белый, холодный) | Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность «Первый снег». |
Дидактические задания | «Покажи большую (маленькую) птичку», «Покажи у растения стебель, листик», «Покажи кику и котёночка». | |
Обучение трудовым действиям | Побуждать сметать снег со скамеек, построек на участке. Учить собирать снег в кучу, побуждать делать простейшие постройки и обыгрывать их (стол, стул для кукол) | |
Январь | ||
Растительный мир | Рассмотреть деревья в зимнем уборе, вызвать чувство восхищения. Учить не ломать кустики, воспитывать бережное отношение к природе. закрепить знание об овощах и фруктах: названия, форма, цвет, вкус. | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы будем беречь деревца и кустики». Чтение: Л. Воронкова «Снег идёт» Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Подбери такие же», |
Животный мир | Наблюдать за птицами, прилетающими на кормушку. Учить узнавать ворону, воробья, голубя. Обратить внимание на их поведение у кормушки: клюют, перелетают с ветки на ветку, улетают. Закрепить знания о домашних животных: кошка, собака, лошадь, корова. | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Какие птицы прилетают на кормушку». Чтение: потешки «Ой бычок мой бычок…», «Дай молочка, бурёнушка», С. Теплюк «Котята», Е. Чарушин «Корова». Дидактические игры: «Чьи детки», «Найди маму». |
Неживая природа | Продолжать наблюдать за снегом, уточнить его свойства. В оттепель предложить лепить из снега комочки. | Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность «Снежные комочки». |
Дидактические задания | «Покажи на картинке», «Найди большую и маленькую лошадку», «Найди яблоко такого же цвета», «Покажи такую же морковку». | |
Обучение трудовым действиям | Учить лепить из снега комочки, обыгрывать их. Продолжать учить помогать в уборке снега на участке. | |
Февраль | ||
Растительный мир | Продолжать учить видеть красоту зимних деревьев. Рассмотреть ель и лиственное дерево, предложить найти различие. | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Какие разные деревья».. |
Животный мир | Закрепить название птиц, прилетающих на кормушку. Закрепить знание о диких животных: заяц, лиса, волк, медведь. Побуждать подражать их движениям. Воспитывать заботливое отношение к животному миру. | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Кто живёт в лесу» Чтение: русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Снегурушка и лиса», Г. Лагздынь «Зайка, зайка попляши!» Продуктивная деятельность «Птички на кормушке». |
Неживая природа | Закрепить представление о признаках зимы: Холодно, много снега, он лежит на земле, деревьях, домах. Люди надевают теплые вещи. | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы сейчас одеваемся на прогулку». |
Дидактические задания | «Покажи на картинке», «Найди такую же лисичку». | |
Обучение трудовым действиям | Продолжать учить собирать снег в кучу, делать несложные постройки и обыгрывать их. | |
Март | ||
Растительный мир | Закреплять знания о различии лиственных и хвойных деревьев. Показать первые весенние цветы (мимоза, тюльпан),вызвать желание любоваться ими. | Рассматривание цветов. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность «Мимоза». |
Животный мир | Наблюдать за птицами, учить видеть их различие и сходство. Продолжать знакомить с дикими животными, учить правильно называть их, находить на картине, читать вместе с воспитателем знакомые стихи и потешки. | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Каких птиц мы знаем». Дидактическое упражнение: лото «Дикие животные» Чтение: потешка «Сидит белка на тележке…» В. Даль «Ворона» С. Маршак «Слон», «Тигрёнок», И. Токмакова «Десять птичек - стайка». |
Неживая природа | Обратить внимание на весеннее солнце: становится теплее, снег начинает таять. Наступает весна. | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Пришла весна». |
Дидактические задания | «Покажи такой же цветок», «Найди ёлочку» | |
Обучение трудовым действиям | Закреплять умение убирать снег в кучки, лепить и катать комки, побуждать сравнивать их с предметами и ивотными. | |
Апрель | ||
Растительный мир | Показать первую траву и цветы мать и мачехи. Уточнить их строение и внешний вид. Продолжать знакомить с комнатными растениями, учить выделять их части. | Рассматривание цветов и комнатных растений. Беседа «На нашем участке выросли цветочки». Продуктивная деятельность «Травка зеленеет». |
Животный мир | Наблюдать за воробьями: чирикают, купаются в лужах. Отметить появление жуков, учить не бояться их, но не трогать, не брать в руки. Продолжать воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Мы не боимся жучков и не обижаем их». Чтение: потешка «Божья коровка…» |
Неживая природа | Наблюдать, как тает снег на участке, за ручейками. Отметить как изменилось одежда детей. | Рассматривание одежды. Рассматривание иллюстраций. Дидактическое упражнение: «Парные картинки» Чтение: Л. Толстой «Пришла весна» |
Дидактические задания | «Найди и назови», «Покажи такое же». | |
Обучение трудовым действиям | Продолжать учить собирать игрушки после прогулки. Учить делать стоки для воды с участка (ручейки). | |
Май | ||
Растительный мир | Рассмотреть цветущие растения на клумбе, учить любоваться ими, но не рвать. Закрепить названия частей растения: стебель, цветок | Целевое посещение клумбы. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Какие цветы растут на нашем участке». Чтение: В. Серова «Одуванчик». Продуктивная деятельность «Красивые цветы». |
Животный мир | Закрепить знание о домашних животных, птицах и их детёнышах, учить правильно называть их, сравнивать по величине, подражать голосам. Понаблюдать за бабочками. | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Кто как кричит», «Мамы и детки», «Чья мама». Продуктивная деятельность «Бабочки кружатся, на цветы садятся». |
Неживая природа | Продолжать наблюдать за изменениями погоды: становится теплее, солнце ярко светит. Наблюдать из окна за весеннем дождём. | Рассматривание иллюстраций. Чтение: потешка «Радуга дуга…» Продуктивная деятельность «Светит солнышко в окошко». |
Дидактические задания | «Покажи такое же», «Покажи где у растения стебель (цветок)», «Назови животное». | |
Обучение трудовым действиям | Подметать пол в домиках и других постройках, собирать камушки, выкладывать из них фигуры. | |
Июнь – Август | ||
Растительный мир | Рассмотреть растение цветника, продолжать учить различать части растений, называть их цвет. Рассмотреть лиственное дерево и ель. Подвести к сравнению их внешнего вида весной и зимой. Рассмотреть овощи, выросшие на грядках, закрепить их названия. Закреплять умение различать овощи и фрукты по внешнему виду, отмечать форму, цвет, величину. | Целевые прогулки. Беседы «Наши цветы», «Что мы знаем об овощах и фруктах». Дидактические игры: «Парные картинки», «Разрезные картинки». Чтение: З. Александрова «Ромашки», П. Воронько «Берёзка». Продуктивная деятельность «В саду созрели яблоки», «Цветы», «Морковка для зайчика». |
Животный мир | Наблюдать за насекомыми. Учить называть их: бабочка, жук, божья коровка, спокойно вести себя вблизи них. Обобщить представление о домашних и диких животных, насекомых, птицах. | Рассматривание иллюстраций. Чтение: потешка «Тень, тень потетень…», белорусская народная сказка «Пых», Т. Александрова «Медвежонок Бурик», В. Бианки «Купание медвежат», К. Ушинский «Петушок с семьёй», К. Чуковский «Цыплёнок». Дидактические игры: «Парные картинки», лото Продуктивная деятельность «Жуки в траве», «Цыплёнок» |
Неживая природа | Отмечать состояние погоды: тепло, солнечно, идёт дождь, дует ветер. Наблюдать за дождём, рассмотреть участок после дождя, отметить, что земля мокрая, кругом лужи. В ветреную погоду послушать шелест листьев. Наблюдать, как качаются ветки деревьев. | Рассматривание иллюстраций. Игры с вертушками. Продуктивная деятельность «Дождик, дождик полно лить». |
Дидактические задания | «Найди такой же цветок», «Покажи маленький (большой)листик», «Посмотри куда дует ветерок», «Покажи, как кричит петушок(летает бабочка, ходит лисичка)». | |
Обучение трудовым действиям | Учить собирать срезанную траву, складывать в кучу. Учить с помощью взрослых связывать траву в пучки, делать кукол, обыгрывать их. Продолжать учить убирать игрушки, собирать камешки, веточки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по ознакомлению с природой на тему: "Природа - помощник в воспитании детей" (из опыта работы)
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культ...
Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.
Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »
- Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение живой природы - Формировать познавательный интере...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"
Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...
Конспект. Непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »
- Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение живой природы - Формировать познавательный интере...
Конспекты занятий для 2-й младшей группы в период адаптации по ознакомлению с окружающим. Темы:"Вода"- занятие по экспериментированию, "Осень"- ознакомление с природой и рисование, "Мы уже большие"-социально-коммуникативное развитие.
Конспекты занятий для 2-й младшей группы с использованием пальчиковой гимнастики по методике Железновых и упражнений из "Кукляндии". Занятия направлены на адаптацию детей к детскому саду....
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...