Конспект занятия по развитию элементов логического мшления
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Баканова Лариса Викторовна

Занятие по развитию элементов логического мышления воспитанников старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_logiki_v_starshey_gruppe.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию элементов логического мышления

в старшей группе

Подготовила и провела Баканова Л.В., воспитатель высшей категории

Программное содержание:

  • учить детей ориентироваться в сериационных отношениях между понятиями (больше чем,…меньше чем…);
  • учить детей понимать и устанавливать родо-видовые отношения между объектами, делить объекты на классы (группы); 
  • развивать умение рассуждать, выделять индивидуальные и общие признаки понятий, развивать познавательные интересы, речевое общение.  

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, у меня на столе игрушки и они хотят с вами поиграть. Сядут к вам спиной и каждый спрячет в своих лапках мячик, чтобы вы его не видели, а вы должны будете отгадать у кого мяч самый большой и самый маленький.

  1. У кота мяч больше, чем у собаки, а у обезьяны больше, чем у кота. У кого мяч самый маленький?
  2. У кого мяч самый большой если у собаки мяч больше, чем у обезьяны, а у кота больше, чем у собаки.
  3. У кого мяч самый маленький, если у обезьяны мяч меньше, чем у собаки, а у кота меньше, чем у обезьяны.

Ребятки, у меня есть замечательный мешочек.

             Всем, конечно, интересно, что лежит в мешке чудесном?

            Каждый может угадать, стоит только в руки взять.

А в мешочке интересные карточки, хотите с ними поиграть, тогда давайте их рассмотрим.

Дети по очереди называют, кто изображен на карточках: голубь, синичка, ворона, дятел, воробей, ласточка, стрекоза, муха, кузнечик, божья коровка, пчела, бабочка, троллейбус.  

Посмотрите внимательно и скажите, можно ли всех, кого вы видите, назвать одним словом – Да? – почему? Нет – почему?

Что произошло? – карточка заблудилась.

Какая? На которой изображен троллейбус.

Троллейбус – это транспорт.  Я беру большой круг и кладу карточку с изображенным на ней троллейбусом на круг – мы о транспорте поговорим на следующих занятиях.

А теперь можно всех, кого мы видим, назвать одним словом – животные. 

Что общего у всех животных – они дышат, питаются, растут, размножаются, дают потомство.

А как, с помощью чего можно показать, что все это животные  - одним большим кругом.

Я беру большой круг – и говорю – что это все на свете животные.

Посмотрите и скажите, все на свете животные – разные или одинаковые. Одинаковые или разные? – докажите.

Разные – их можно разделить на группы?

1 гр. детей – подбираете соседей стрекозы.

2 гр. детей – подбираете соседей ласточки.

Вы кого отобрали – птиц – проверяем. Они все – разные, но мы почему-то объединили их всех в одну группу.

Потому что у них есть общее, чего нет у других – они летают, 2 лапки, клюв, хвост, крылья, перья, дают потомство – выводят птенцов.

Я ваши все карточки собираю и кладу на круг поменьше, и помещаю на большой круг. Вы согласны с тем, что птицы – это животные? Да.

Проверяю вторую группу – одинаковые или разные?

Разные.

Почему, если она разные, мы объединили их в одну группу, что у них есть общего, чего нет у других? – Насечки (поэтому и называются насекомыми, 6 лапок, крылья, усы, откладывают яйца – личинки – гусеницы, куколки, взрослые). Все это позволило объединить их в одну группу. Я их тоже кладу на круг поменьше и помещаю на большой круг. Вы согласны с тем, что насекомые это животные? – Да.

Давайте закрепим: что обозначает большой круг? – это все на свете животные, один круг поменьше – это насекомые, второй круг поменьше – это птицы.

Теперь если я уберу картинки с кругов поменьше, то мы можем забыть, где они находились. Давайте придумаем картинки – условные значки.  

А как вы думаете, почему у условного значка всех животных мы не рисуем лапки? – Потому что у птиц – 2 , у зверей – 4, у насекомых – 6.

У зверей – шерсть, у рыб – чешуя, у птиц – перья, у насекомых – кожистое покрытие. Что же общего для всех животных – овальное тело и глаза.

(Затем придумываем условные значки для птиц, насекомых, зверей и рыб.)

Кладу эти значки на круги поменьше и помещаю на большой круг.

Ребята, мне кажется, еще кто-то спешит к нам на занятие. – Незнайка.

Незнайка:  Я так спешил, так торопился. У меня тоже есть карточка, на ней изображена мышка. Куда бы мне ее поместить? А, пожалуй, в круг где лежат насекомые (у нее есть усы) – неправильно! Ну, тогда к птицам (у нее есть хвост) – тоже не правильно! А куда же?

Мышка – это не насекомое, и не птица, а тогда кто же?

Это зверь, это животное. Я возьму еще один круг поменьше, помещу на него мышку и кладу его на большой круг. Но про зверей мы побеседуем на других занятиях.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Каких насекомых мы не называли?........ и бабочку, давайте с ней поиграем.

Видишь бабочка летает

На лугу цветы считает

1, 2, 3, 4, 5

Ох, считать, не сосчитать

За день, за 2, за месяц

6, 7, 8, 9, 10.

Даже мудрая пчела

Сосчитать бы не смогла.

А теперь на местах зарисуем то, что получилось (играет музыка).

Круги должны быть примерно одинаковыми. Посмотрите на свои листочки, подумайте и ответьте, кого больше на свете:

- всех животных или птиц;

- всех животных или насекомых;

- птиц или насекомых.

Ребята, вы мне очень понравились своей активностью, правильными ответами и Незнайка приготовил вам подарок – кормушку для птичек. Сейчас птицам особенно тяжело – сильные морозы, есть нечего, и птицы больше погибают от голода, чем от холода. Сегодня на прогулке и подарим птицам новую кормушку с семенами и хлебом.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементов логического мышления в старшей группе №7 «Веснушки» «Помогаем Айболиту».

занятие по формированию  логического мышления в старшей группе по программе "Развитие" Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями;Упражнять в умении ...

Конспект НОД по развитию элементов логического мышления по программе Л.А.Венгера "Развитие" в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»Программное содержание:Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под пр...

Занятие по развитию элементов логического мышления в старшей группе. Тема: «Конкурс мудрецов»

Занятие  по развитию элементов логического мышления в старшей группе.Тема: «Конкурс мудрецов»...

Занятие по развитию элементов логического мышления " Подбор родового понятия к видовым" (подготовительная группа)

Занятие разработано с учетом задач программы «Развитие+»  (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.). В конспект включены  игры, упражнения, сюрпризные  моменты, так нравящие...

Занятие по развитию элементов логического мышления

Занятие по развитию логического мышления в старшей группе с использование кругов Эйллера...

Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»

Конспект  занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»Цели: Освоение действий по построению и использованию графической модели классификаци...

Конспект открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/09/11/konspekty-zanyatiy-v-detskom-sadu-dlya-raznyh-vozrastnyh-grupp иссточник материала - по ссылке...