Занятие по развитию элементов логического мышления в старшей группе. Тема: «Конкурс мудрецов»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Занятие по развитию элементов логического мышления в старшей группе.
Тема: «Конкурс мудрецов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkur_mudretsov.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию элементов логического мышления в старшей группе.
Тема: «Конкурс мудрецов»
Выполнила воспитатель старшей группы:
Куликова Елена Вячеславовна
Цель: учить отображать отношения между понятиями, составлять модель отношений. Закрепить последовательность действий моделирования, классификация понятий. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Материал: карточки с изображением различных предметов, обруч – ворота, иллюстрации из энциклопедий, буквы и цифры (вырезанные из бумаги), письмо от Королевы Наук, фланелеграф, система координат с кораблём, письма – задания, схемы – коды, карандаши, тетради (на каждого ребёнка).
Ход занятия:
Воспитатель (проводит психологический этюд «Спасти птенца»):
-Сейчас на дворе весна, и у воробьёв в гнезде вывелись птенчики. Они такие любопытные – могут даже выпасть из гнезда. Ой, посмотрите, да вот же он, птенчик! Давайте спасём его, поднимем птенца. Возьмите его в ладошки, нежно, бережно. Холодно малышу – согрейте его тёплым дыханием. А теперь прижмите к сердцу, отдайте частичку своего сердца, своей души. Поднесите птенца к уху. Послушайте, как радостно и весело бьётся сердечко. Он говорит вам «спасибо». Давайте отпустим его на свободу «лети птичка!»
Какое у вас настроение после того, как вы помогли птенцу, согрели его своим теплом, дали частичку своей души? Что вы чувствуете? Конечно, всегда бывает хорошо, светло, чисто, легко на душе оттого, что вы кому- то помогли, сделали хорошее, доброе дело.
А сейчас я приглашаю вас во Дворец, где живёт Королева Наук со своими мудрецами. Но во Дворец пускают только дружных детей. Каждый из вас должен найти себе друга, товарища.
(Воспитатель проводит дидактическую игру «Найди себе пару».)
(Раздаёт детям карточки, на которых картинки подобраны так, что их можно объединить по различным признакам. Например, обобщающим словом: машина, мотоцикл – транспорт; сосна, берёза – деревья и т. д., а также по смысловым связям: небо – солнце, пчела – цветок, удочка – рыба, море – корабль, птица – гнездо и т. д. Дети объединяются в пары и подходят к обручу, оформленному в виде ворот во Дворец.
Воспитатель выслушивает объяснения детей и пропускает их. Группа оформлена иллюстрациями из энциклопедий, буквами, цифрами).
Воспитатель:
-Куда мы попали? (Во Дворец Наук). Но что- то никого не видно. А вот письмо. Давайте посмотрим, кому оно адресовано?
Читаем: Детям старшей группы от Королевы Наук.
«Дорогие ребята! Я, Королева Наук, надеюсь только на вас. Мои уважаемые Мудрецы много сделали для процветания нашего королевства. Но они очень устали и хотят отдохнуть. А королевство не может остаться без Мудрецов, поэтому я решила провести конкурс на звание Придворных Мудрецов. Я уверена – вы готовы к такому конкурсу, потому что много знаете, умеете слушать, думать, отвечать на вопросы». Ну что, дети, хотите стать Придворными Мудрецами? Тогда в путь, выполнять задания Королевы Наук.
Первое задание
Королева Наук хочет узнать какие вы наблюдательные и внимательные. Поиграем в игру «Что изменилось?». (На фланелеграфе картинки, которые можно объединить в группы). Внимательно посмотрите на картинки, закройте глаза. (Убирает или добавляет какую- либо группу предметов). Какая группа предметов исчезла? (Ответы), Молодцы! Это задание вы выполнили.
Второе задание
Чтобы выполнить следующее задание, нужно номер конверта, который вы узнаете, если определите координаты этого корабля (ставит на мольберт систему координат, оформленную в виде моря с кораблём, координаты которого Д- 5, Д- 6, Д- 7). Есть у нас конверт с таким номером? Вот он, давайте посмотрим, что за испытание приготовила Королева Наук. Загадка: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. Что это?» (Дерево). Давайте вспомним, какие бывают деревья? (Хвойные, лиственные). Какие лиственные деревья вы знаете? Какие хвойные деревья вы знаете?
(Предлагает составить классификационное древо для понятия «деревья», обозначив слова начальной буквой. После того, как дети выполнят задание, все модели складываются в конверт и отправляются Королеве Наук. А она будет решать справились ли дети с заданием. Дети работают самостоятельно. Воспитатель помогает детям, испытывающим затруднения).
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Воспитатель:
- Дети, Мудрецы не всегда заняты решением задач, они должны быть весёлыми и уметь играть. Давайте с вами поиграем. Эта игра требует внимания. Разделимся на группы: «самолёты», «автобусы», «корабли». Когда играет музыка все бегают. Музыка заканчивается – я показываю картинку с изображением транспортного средства, а соответствующая группа выполняет движения: «самолёты» - заводят мотор, «автобусы» - шагают, «корабли» - качаются «на волнах».
(Игра проводится несколько раз, воспитатель показывает по одной карточке или всё вместе).
Воспитатель:
-Молодцы, умеете быть внимательными и весёлыми. А сейчас, чтобы получить следующее задание, надо ответить на вопросы. Как можно добраться из детского сада домой? (Пешком, на автобусе). Как можно добраться до города Москва? (На машине, автобусе, поезде). Почему мы не сможем дойти до Москвы пешком? (Очень далеко). Как можно добраться до Австралии? (На самолёте). Почему мы не можем доехать до Австралии на поезде? (Нужно пересекать океан и море). Молодцы, вы ответили правильно и вам даётся ещё одно задание.
Третье задание
Вот конверт со словами «да» и «нет». Давайте его откроем. В конверте задание: «Поиграйте в «Угадай- ку». Воспитатель загадает предмет, а вы постарайтесь отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только двумя словами «да» или «нет». (Игра проводится несколько раз).
Воспитатель:
-Что же, все задания вы выполнили. Я думаю, что Королева Наук сообщит нам о своём решении, когда получит письмо с вашими ответами. А мы отправляемся в группу. Но, чтобы выйти из Дворца Наук, необходимо пройти ещё одно испытание. Королева Наук приготовила нам схемы – коды, в которых не хватает одного значка, нужно нарисовать его в пустой клетке. После того, как вы выполните задание, подходите к воротам и если задание выполнено верно, проходите через них.
(Дети получают индивидуальные карточки с заданием разной сложности).
Вот мы и побывали во Дворце наук. Как вы думаете, понравились Королеве Наук ваши ответы? Почему? (Дети поясняют). Примет ли она вас в «команду» придворных Мудрецов?
Ответ детей: -Да.
Воспитатель:
- Почему? Хорошо, будем с нетерпением ждать письмо от Королевы Наук с приглашением в её владения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье представлена такая проблема как: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста" с рекомендациями....
Конспект НОД " В гостях у поющих птиц" по развитию элементов логического мышления в старшей группе
Конспект НОД « В гостях у поющих птиц» по развитию элементов логического мышленияИнтеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественн...
Развитие элементов логического мышления у старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, которое является основой для развития словесно-логического мышления....
Конспект НОД «Развитие элементов логического мышления» в старшей группе
Данный конспект представлен для воспитателей, а также может быть интересен родителям и другим людям, занимающимся обучением и развитием детей. В данном материале можно найти задания и игры на развитие...
Использование ТРИЗ-технологий для развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
Статья о использовании ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании...
План самообразования учителя-дефектолога по теме «Формирование и развитие элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр и упражнений»
Один из вариантов отчетной документации учителя-дефектолога в ДОО....
Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе «Моя семья»
Цели: Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений (на примере семьи). Развитие представлений о содержании понятий....