"Инновационные средства для развития экологических представлений ребенка дошкольного возраста".
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
В данном материале представлены средства и виды деятельности, позволяющие развитию экологических представлений у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные средства для развития экологических представлений ребенка дошкольного возраста
“Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
В.А. Сухомлинский.
Понятие экологического воспитания дошкольников.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа).
Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Цель экологического воспитания - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Задачи экологического воспитания:
Задача 1:
Развивать у ребенка познавательный интерес к миру природы.
Виды деятельности:
Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания, способствующие получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;
ознакомление с уголком природы;
посильный труд в уголке природы;
экскурсии по экологической тропе;
беседы с детьми;
игровая деятельность.
Средства:
Игры экологического содержания: «Загадки природы», «С чем нельзя в лес ходить»;
Природный материал (шишки, желуди);
Дидактические игры: (" Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных"
Игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). ;
Пособия по экологии: «Добро пожаловать в экологию», «Занимательная экология».
аудиозаписи «Звуки природы».
Календарь природы.
Задача 2.
Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
Виды деятельности:
Проектная деятельность, развитие познавательного интереса ребенка, любознательности к различным областям знаний, формирование навыков сотрудничества, практических умений у детей, в области экологического воспитания;
наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
Чтение книг;
Беседы с детьми;
Игровая деятельность.
Средства:
Экологические сказки;
Учебно – наглядные пособия («Уроки экологии», «Юный эколог».)
Художественная литература о природе (произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки).
Совместный проект по экологии «Мир природы»;
Краткосрочный проект «Что растет на огороде».
Развивающая игра «Где живет вода?»;
Настольно – печатные игры: «Живая и неживая природа», Береги живое», «Цветы»;
Задача 3
Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
Виды деятельности:
Детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование природой, действия по уходу за растениями;
Беседы с детьми;
Экскурсии;
Игровая деятельность.
Средства:
Наглядные пособия: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, гербарий, игровой материал;
дидактические игры («В лес с корзиной», «Овощи – фрукты», «Кто в лесу живет», «Чей домик?»);
аудиозаписи «Звуки природы»
Игры с песком и водой;
Настольные игры: «Воздух, земля, вода»;
Природный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-414162-1393782877.jpg)
Значение моделирования в развитие экологических представлений детей дошкольного возраста
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-1064487-1538472776.jpg)
Развитие экологических представлений детей дошкольного возраста посредством практической деятельности. " Огород круглый год."
В результате практической деятельности в комнатном огороде у детей формируются экологические представления о растительном мире, знания о необходимости беречь растения. Гуманное отношение ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-442965-1540403865.jpg)
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста (подготовительная группа)
Картотека дидактических игрдля развития экологических представленийдетей дошкольного возраста(подготовительная группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1115039-1549800505.jpg)
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста
Дидактические игры, используются для развития экологических представлений детьми об окружающем мире....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-811324-1507397531.jpg)
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр...
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста
в картотеке представлены игры для развития у детей экологичеких представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-924055-1601369780.jpg)
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста
Собрана картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста...