"Инновационные средства для развития экологических представлений ребенка дошкольного возраста".
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Паскаль Светлана Игоревна

В данном материале представлены средства и виды деятельности, позволяющие развитию экологических представлений у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные средства для развития экологических представлений ребенка дошкольного возраста

“Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
В.А. Сухомлинский.

Понятие экологического воспитания дошкольников.

     Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа).

    Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Цель экологического воспитания - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

 

Задачи экологического воспитания:

 Задача 1:

 Развивать у ребенка познавательный интерес к миру природы.

 Виды деятельности:

Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого          содержания, способствующие получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;

ознакомление с уголком природы;

посильный труд в уголке природы;

экскурсии по экологической тропе;

беседы с детьми;

игровая деятельность.

Средства:

Игры экологического содержания: «Загадки природы», «С чем нельзя в лес ходить»;

Природный материал (шишки, желуди);

Дидактические игры: (" Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных"

Игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).                               ;

Учебно – наглядные пособия;

Пособия по экологии: «Добро пожаловать в экологию», «Занимательная экология».

аудиозаписи «Звуки природы».

Календарь природы.

Задача 2.

 Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

Виды деятельности:

Проектная деятельность, развитие познавательного интереса ребенка, любознательности к различным областям знаний, формирование навыков сотрудничества, практических умений у детей, в области экологического воспитания;

наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

Чтение книг;

Беседы с детьми;

Игровая деятельность.

 Средства:

Экологические сказки;

Учебно – наглядные пособия («Уроки экологии», «Юный эколог».)

Художественная литература о природе (произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки).

Совместный проект по экологии «Мир природы»;

Краткосрочный проект «Что растет на огороде».

Развивающая игра «Где живет вода?»;

Настольно – печатные игры: «Живая и неживая природа», Береги живое», «Цветы»;

Задача 3

Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

Виды деятельности:

Детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе; 

общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование природой, действия по уходу за растениями;

Беседы с детьми;

Экскурсии;

Игровая деятельность.

Средства:

Наглядные пособия: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, гербарий, игровой материал;

дидактические игры («В лес с корзиной», «Овощи – фрукты», «Кто в лесу живет», «Чей домик?»);

аудиозаписи «Звуки природы»

Игры с песком и водой;

Настольные игры: «Воздух, земля, вода»;

Природный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие экологических представлений детей дошкольного возраста посредством практической деятельности. " Огород круглый год."

›В результате практической деятельности в комнатном огороде у детей формируются экологические представления о  растительном мире, знания о необходимости беречь растения.  Гуманное отношение ...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста (подготовительная группа)

Картотека дидактических игрдля развития экологических представленийдетей дошкольного возраста(подготовительная группа)...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста

Дидактические игры, используются   для  развития экологических представлений детьми об окружающем мире....

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста

в картотеке представлены игры для развития  у детей экологичеких представлений...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста

Собрана картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста...