Значение моделирования в развитие экологических представлений детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Колпакова Тамара Сергеевна

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_seminar_praktikum_1.2010-2011.docx82.65 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

Тема: «Значение моделирования в развитие экологических представлений детей дошкольного возраста»

Цель: Систематизировать знания воспитателей по экологии и методике экологического воспитания, использование в работе приемов моделирования.

Занятие 1. Роль моделирования в экологическом воспитании детей. Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию в ДОУ.

Домашнее задание: Оформление дидактического материала по теме: «Времена года». Оформление круговой диаграммы «Смена времен года».

 Занятие 2. Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой

Домашнее задание: Оформление моделей роста и развития живых существ.

Занятие 3. Перспективное планирование занятий по экологическому воспитанию с использованием моделирования.

Домашнее задание: Оформление моделей зависимости строения представителей животного мира  от условий жизни.

Занятие 4. Практическая часть.

Проводится в форме контрольных вопросов

РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое — с другой.

Развитие экологического сознания невозможно без осознания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него. Такая работа проводится как и в организованной образовательной деятельности, так и  в повседневной жизни: на экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка, проигрывания ситуаций, требующих сопереживания и сочувствия животным и растениям, а также при чтении произведений детской литературы.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города. На глобусе мы находим полюса Земли, по меридианам и параллелям можем определить местоположение любой точки. Географическая карта - это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта - предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает ребенку понять, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на Планете.

Самостоятельное построение детьми различных моделей в середине и в конце года способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе. Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию. Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.

Воспитатель:

1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2.  Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

3.  Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3-4.

4. Обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы).

5. Руководить созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

1. Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов.

2. Раскрыть существенное в объекте.

3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Вывод: Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

И МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы

Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения (см. выше). Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть «недельной методики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Страница календаря подготовительной к школе группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным «месяцем» с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой «погода» с семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая природа -это большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (1-2 дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время.

Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе «Живая природа». В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе «Живая природа», т.е. дополняют имеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значками окошечки «погоды», рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных - все соответствует конкретному моменту состояния природы.

Таким образом, заполненная страница календаря - это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, - она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник - фиолетовый, вторник - синий, среда - голубой, четверг - зеленый, пятница - желтый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный. Значки погодных явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изображением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару - красным, в теплое время - желтым, в прохладу - зеленым, а в мороз - синим. Животных можно изображать как рисунком, так и значками (например, птиц - «галочками» характерного для вида цвета).

Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, - важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Чтобы  эта деятельность не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисовать по трафареткам карандашами. Трафаретки воспитатель делает из плотного прозрачного полиэтилена, с их помощью легко и быстро дети раскрашивают дни недели, отмечают погоду, создают рисунок дерева. В ряде случаев рисунок в карандаше дополняется краской, что облегчит создание пейзажа в календаре: снег на земле, зеленая или желтая листва на дереве, трава весной или летом вполне могут быть изображены гуашью или акварелью.

Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы: только в этом случае календарь становится моделью. Например, рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель обращает внимание на следующие моменты: много или мало листьев на дереве; есть ли листья под ним на земле; где их больше - на дереве или на земле; какого цвета листья на березе, под ней; каких листьев на дереве больше - зеленых или желтых; где находятся зеленые листья (на макушке, снизу кроны или сбоку), а где - желтые; как красивы золотистые листочки на ярко-зеленой траве. Все это имеет значение для правильного отображения в календаре состояния дерева, куста, покрова земли в начале осени. При этом важно подобрать карандаши и краски, чтобы они с максимальным приближением к натуре передавали осенние цвета природы. Аналогичный рисунок на третьей неделе октября будет выглядеть иначе: на березе останется мало листьев, все они будут желтыми, зато под ней вся земля будет усыпана золотом листьев и т.д. И уж совсем иным будет пейзаж с березой в ноябре: дерево голое, опавшая листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая, трава завяла, желтая или тоже жухлая, лужи и мокрая земля. Для создания такого пейзажа нужны другие карандаши и краски.

Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре - это «срез» состояния природы в определенный период сезона. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три заполненные страницы календаря (например, сентябрь, октябрь, ноябрь) отражают последовательно три периода осени - ее начало, разгар, конец. Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от погодно-климатических факторов. Именно поэтому календарь сезонных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно меняющимися характеристиками. Заполненные страницы календаря за 12 месяцев - это круглогодичная модель сезонных изменений в природе. Ценность такого моделирования велика: календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.

С детьми старшей группы создается такой же календарь, его содержание немного проще, чем в подготовительной к школе группе: графа «Время» может состоять из одной недели, в графе «Живая природа» обязательными элементами являются одно дерево и покров земли.

Покров земли всегда имеет ярко выраженные сезонные признаки. Например, в средней полосе России сентябрь - это зеленая трава, много цветущих осенних растений (астры, ноготки, золотые шары и др.), кое-где опавшая листва; в октябре все покрыто ковром листьев, они разной окраски, цветов уже нет, трава желтая; в ноябре на земле лужи, листья превратились в покров неприглядного цвета, травы и цветов нет, иногда бывает снег; в марте преобладает снежный покров, редкие проталины голой рыжеватой земли; апрель - это негустая нежная зелень, кустики мать-и-мачехи, в тенистых местах еще встречаются оголенные участки земли; май -это буйная молодая зелень, множество желтых одуванчиков и т.д.: летом каждый месяц имеет свои цветы - их обязательно надо нарисовать в календаре; зимой покров земли однообразно снежный, один месяц от другого отличается только толщиной снежного покрова. Поэтому воспитатель использует палку-снегомер, которым вместе с детьми измеряет его глубину в разных местах участка. На зимних страницах календаря слева или справа нарисован такой же снегомер с условными делениями. Снег в календаре дети рисуют белой гуашью, его толщина соответствует измерениям. В итоге в календаре января полоска снега будет шире, чем такая же полоска на странице декабря, а в феврале она будет еще шире.

Колебания погоды не имеют принципиального значения, закономерность сезонных изменений в природе проявляется в любом случае, так как она связана с движением нашей планеты вокруг Солнца, с увеличением и уменьшением тепла и света на Земле. Поэтому календарь, изображающий природу в апреле, будет иным, чем в марте или мае - в этом и состоит сущность графической модели сезонных явлений природы. (Это относится ко всем широтам и не зависит от климата территории.)

Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста - это набор картинок с изображением отдельных явлений неживой природы - и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Наблюдения проводятся также в течение одной недели в месяц, но дети 3-4 лет ничего не рисуют, т.е. не создают модели сезонных изменении природы в том понимании в том виде, как это делают старшие дошкольники. Они отображают те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картинками. Это своего рода подготовка к графическому моделированию.

Воспитатель сам делает набор таких картинок. Оптимальный варит : 6 картинок на один сезон - по две картинки на начало, разгар и конец сезона: на одной - дерево изображается в тихую, а на другой - в ветреную погоду.

Подготовкой к графическому моделированию является и игровой прием - одевание картонной куклы на прогулку. Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку и вместе с воспитателем одевают куклу для улицы так же, как были одеты сами, «выпускают ее на прогулку» (ставят возле картинок). Смысл этим действий в том. чтобы через игровой прием научить детей обозначать температурные явления - степень тепла и холода (в старших группах эти явления дошкольники обозначают значком «Человечек»). Таким образом, работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средней групп, предшествует заполнению календаря сезонных явлений,  т.е. подготавливает процесс графического моделирования.

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ

Второй тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за  ростом и развитием растения или животного. Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении. Например, только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. Далее, по мере его роста, изменения, характеризующие развитие, проявляются главным образом в поведении: он становится шустрым – бегает, лазает, все грызет, играет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от них или догоняет их. Именно поведение отличает молодые особи от взрослой мамы,  образ жизни которой совсем иной - она продолжает кормить молоком и охранять потомство, заботится о нем.

Создание модели развития млекопитающего на примере хомяков - это интересный для детей процесс, который лучше осуществлять с помощью готовых картинок. Особенно это важно в первые десять дней после рождения маленьких хомячков из-за скрытого образа их жизни и невозможности наблюдения за гнездом. Картинки в этом случае дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя о том, что происходит в домике, как выглядят и растут хомячки, как мама заботится о них. Набор картинок включает следующие моменты: 1) 2-3 новорожденных детеныша лежат в гнезде; 2) мать лежит в гнезде, детеныши ее сосут; 3) хомяки недельного возраста (начали покрываться шерстью, открывать глаза, вставать на ножки) находятся в гнезде; 4) малыши двухнедельного возраста начали выходить из домика, но мать затаскивает их в гнездо, беспокоится, охраняет; 5) трехнедельные хомяки пытаются есть сами корм, обследуют ближайшее пространство; 6) четырехнедельные хомяки бегают друг за другом, залезают на домик, в колесо, борются, играют.

Моделирование роста и развития хомяков можно осуществить на 4 страницах белой плотной бумаги альбомного размера, каждая из которых соответствует одной неделе развития животных. Внизу 2-4-й страниц - полоска «неделя», которую дети раскрашивают в соответствующие цвета или делают аппликацию цветных квадратиков. Оставшаяся часть страницы заполняется готовыми картинками, на которых изображены маленькие животные (их состояние и поведение соответствуют возрасту). Картинки можно вставить в прорези или временно прикрепить каким-либо другим способом. В итоге получается календарь роста и развития детенышей, который по сути является моделью, отражающей с помощью картинок морфофункциональные изменения животного организма в процессе онтогенеза.

Моделирование роста и развития растений также осуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени -«неделя». Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток - банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т.е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается - ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.

Несколько иначе выглядит календарь, в котором зафиксирован рост овощной культуры (например, быстро растущей редиски) в открытом грунте. На каждой странице такого календаря, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время («неделя»), за которое происходит изменение растения; условия, при которых происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом, моделирование роста и развития редиса - это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксация погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками. Такой календарь -полноценная графическая модель экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых различных вариантах воспитательно-образовательной работы с детьми. Календарь можно рассматривать осенью и зимой, когда редиска не растет, весной - когда только готовится ее посев. Календарь вообще детям интересно рассматривать, потому что они сами рисовали, сами трудились и собирали урожай, а потом ели салат из редиса.

Организация зимней подкормки.

Календарь наблюдений за птицами

Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода.

Организуя зимнюю подкормку птиц, педагог осуществляет следующее:

  • Начинает подкормку (в средней полосе России) в конце октября - начале ноября (в это время в поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).
  • На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько стационарных деревянных кормушек - из расчета одна на 2-3 группы. Их можно повесить на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны из окон.
  • Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы, прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц сменяют друг друга и следят за тем, чтобы не было перерывов.

Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки - синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну-две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей и подготовительной к школе групп.

Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических «следов» не оставляет. Нижняя часть календаря старшей группы и весь календарь подготовительной к школе группы заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные «галочки» (символическое обозначение птиц).

Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма (внешние условия), на фоне которых птицы посещают место кормления.

Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для младшей - единственным) является состав птиц. Заполнение календаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения. Троекратное внесение календаря в подготовительной к школе группе - в самом начале подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь) и в конце марта - дает возможность проследить динамику изменений состава птиц, связанную с их осенне-весенними миграциями: осенью еще можно

заметить диких уток, увидеть пролет журавлей, в марте - зафиксировать в календаре прилет грачей, уток. Таким образом, самыми старшими дошкольниками будет создана более обстоятельная, чем в предыдущей группе, графическая модель жизни птиц в холодное время года. Хорошо оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями, которые могут быть использованы в самых различных вариантах.

ПРЕДМЕТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

РАЗЛИЧНЫХ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ

Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самодельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольников вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, проживающих в океанах, на других материках.

Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вместе с детьми может изготовить модель бабочки павлиньего глаза на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать то маскировочную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне. Модель можно использовать многократно, показывая морфофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде: бабочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка тревожится - открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими «глазами» на верхней стороне крыльев.

Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой. После демонстрации на пестрой и белой части панели 3-4 фигур (геометрических и в форме животных) в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези, дети начинают понимать, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски, совпадающей с фоном, и неподвижности. Таким образом,  становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания.

В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве. Процесс моделирования этого явления можно организовать следующим образом: на столе перед каждой парой детей надо положить большой лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией и двумя дорожками, по которым будут шагать картонные «ноги» -у одного ребенка длинные, а у другого короткие. Каждый из детей делает одинаковое количество шагов (например, по пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем сравнивают результат: дальше ушел тот, у кого «ноги» длиннее. Делают больше шагов, меняются «ногами», но результат остается неизменный - всегда дальше уходят более длинные «ноги». Надевая сверху на них головки разных животных, моделирование можно превратить в игру-соревнование «Кто из животных скорее прибежит к финишу».

Интересную модель хищной птицы можно сделать из черной бумаги. Прикрепив ее с помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение некоторых животных. Нападение хищника на жертву в природе увидеть практически невозможно (а дошкольникам и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно уместным.

Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом экологического воспитания.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Перспективное планирование занятий по разделу

«Развитие экологических представлений»

Средний дошкольный возраст

Месяц

№ темы

Развивающие задачи

Средства

решения задач, внесение регионального компонента

Материалы, оборудование

Действия детей

1

2

3

4

5

6

сентябрь

№ 1,

№2

Ознакомление детей

с последовательнос-

тью смены времен

года; уточнение

представления о ха-

рактерных призна-

ках каждого сезона

Круговая

диаграмма

смены времен

года

Картины, изображающие различные сезонные явления; предметные и сюжетные картинки по временам года; стихи, загадки о природе;

по 4 карточки разных

цветов (желтого, белого, зеленого, красного) на каждого ребенка

Участие в беседах о временах года;

чтение стихов, загадки; установление последовательности времен года с помощью круговой диаграммы.

Игра «Когда это бывает?» — дети распределяют картинки с изображением какого-либо сезонного

явления по секторам круговой

диаграммы времен года

№3,

№4

Уточнение представ-

лений детей о сезон-

ных изменениях в

природе осенью. Ов-

ладение действием

замещения. Развитие

эмоционального

проживания природ-

ных явлений

Круговая

диаграмма

смены времен

года

Игрушка-медведь;

загадки об осени;

листы бумаги желто-

го цвета, фломастеры

Моделирование сказочной ситуа-

ции: дети «превращаются» в «волшебников», которые «говорят» знаками, обсуждают сезонные явления осенью и обозначают их с

помощью условных знаков

 (пасмурная погода, день короче ночи, дождь, лужи).

Дети-«волшебники» сами рисуют знаки на своих листах и рассказывают Мишке, какие знаки они узнали

Октябрь

№5,

№6

Ознакомление детей

с изменениями

в жизни

растений осенью

«Осенний»

сектор круго-

вой диаграм-

мы

Картинки осеннего

пейзажа; стихи об

осени; желтые листы

бумаги, фломастеры

Рассматривают картинки с изоб-

ражением осеннего леса; читают

стихи об осени; вспоминают

знаки, придуманные на предыду-

щем занятии; играют в игру

«День и ночь».

Знакомятся с новыми знаками,

обозначающими изменения

в жизни растений осенью («листопад», «пожелтевшие травы»)

Ноябрь

№ 7.

«Дары

осени»

Обобщение представлений об овощах, фруктах, грибах и семенах

Круговая

диаграмма

смены времен

года

Демонстрационный

материал: фрукты,

овощи, грибы, желу-

ди; семена березы,

клена; загадки. Осен-

ний сектор диаграм-

мы; желтые листы

бумаги, фломастеры

Рассматривают фрукты: вспоминают их названия, описывают внешний вид (окраска, форма), пробуют на вкус; выясняют, где они

растут и как используются в пище.

Аналогично рассматривают овощи.

Отгадывают загадки о грибах; узнают об их строении, названиях,

использовании в пище.

Знакомятся с семенами,

их внешним видом, способом распространения. Самостоятельно зарисовывают условные знаки на своих листах бумаги

Декабрь

№8.

«Осень

— изме-

нения в

жизни

живот-

ных»

Закрепление пред-

ставлений о подго-

товке зверей (медве-

дя, белки, ежа,

зайца) к зиме

«Осенний»

сектор круго-

вой диаграм-

мы

Картинки с изображением медведя, ежа,

зайца белого и серо-

го, белки рыжей и

серой; загадки про

зверей; желтые листы

бумаги, фломастеры

Вспоминают книгу Г. Скрябицкого «Всяк по-своему»; рассуждают, как звери готовятся к зиме; отгадывают загадки о животных.

Рисуют знаки («спячка», «у животных теплый, пушистый мех», «заготовка запасов на зиму»)

№9-10.

«Что

бывает

осенью»

Развитие представ-

лений детей об отле-

те птиц осенью, вве-

дение понятия

«перелетные птицы».

Обобщение и систематизация знаний детей об осени

«Осенний»

сектор круговой диаграммы

Картинки с изображением перелетных

птиц (ласточка, скворец, грач, аист, утка и др.); загадки о приметах осени; набор карточек с условными

изображениями осенних явлений

Беседуют об отлете птиц осенью в теплые края, объясняют причину отлета, с помощью знака изображают отлет птиц.

Игра «Что бывает осенью?»

№ 11.

«Зима.

Сезон-

ные

измене-

ния в природе

Уточнение представ-

лений детей о сезон-

ных изменениях в

природе зимой.

Круговая

диаграмма

смены времен

года

Загадки, стихи о

зиме;

картинка зим-

него пейзажа;

 листы

бумаги белого цвета,

фломастеры;

елочные

украшения

Отгадывают загадку о зиме; на

диаграмме отмечают, где живет

зима, после какого времени года

наступает.

Придумывают знаки — зимние

примеры («солнце светит редко и не греет», «снег», «ночь длиннее

дня»). «Зима» в конце занятия

приносит подарки (снежинки,

мишуру и т.п.)

Январь

№ 12.

«Зима.

Измене-

ния в

жизни

расте-

ний»

Ознакомление детей

с изменениями в

жизни растений

зимой; введение по-

нятий «лиственные

деревья», «хвойные

деревья»)

«Зимний»

сектор круго-

вой диаграм-

мы

Картинки зимнего

пейзажа; отрывок из

стихотворения

А.С. Пушкина «Зим-

нее утро»; веточки

деревьев (клен, бере-

за, ель); белые листы

бумаги, фломастеры

Читают стихотворение А.С. Пушкина; рассматривают ветки деревьев; объясняют, что зимой деревья живые — они лишь засыпают, отдыхают; ставят ветки в вазу и наблюдают за ними в течение месяца; придумывают обозначения («лиственные деревья», «хвойные деревья» зимой)

№ 13.

«Зима.

Измене-

ния в

жизни

живот-

ных»

Ознакомление детей

с жизнью животных

зимой. Введение понятия «зимующие

птицы»

«Зимний»

сектор круговой диаграммы

Картинки с изображением медведя, ежа, белки (серой), зайца (белого), зимующих птиц (воробей, синица, ворона, снегирь, сорока, дятел); коробка с елочными украшениями; белые листы бумаги, фломастеры

Вспоминают, как зимуют медведь и еж, рассматривая картинки. Обсуждают, все ли птицы улетели в теплые края; рассматривают картинки зимующих птиц; выясняют, чем они питаются, как спасаются от хищников, как люди помогают птицам перезимовать.

Рисуют знаки («спячка», «птиц слетаются к человеческому жилью»)

Февраль

№ 14.

«Зима.

Сезон-

ные из-

мене-

ния в

при-

роде»

Развитие представлений детей о зимних явлениях

природы

«Зимний»

сектор

круговой

диаграммы

Белая ткань (для изображения сугробов);

стекло (для изображения пруда); вырезанные из бумаги рыбки.

водоросли; отрывок

из стихотворения

А.С. Пушкина «Зим-

ний вечер»;

фломастеры, белые листы бумаги

Читают отрывок из стихотворения; изображают знакам!: то что увидели на прогулке (мебель, сугробы, лёд)

№ 15.

«Что

бывает

зимой?»

Обобщение и

систематизация зна-

ний детей о зиме

Круговая

диаграмма

смены времен

года

Комплект карточек с

условными обозначе-

ниями зимних явле-

ний (на каждую пару

детей)

Отвечают на вопросы мальчика

Почемучки о зиме (о погоде, о жизни растений и животных зимой, о зимних развлечениях); играют в игру: воспитатель загадывает загадки, а дети называют отгадки и показывают нужный условный знак

Март

№ 16.

«Весна.

Сезон-

ные из-

менения

в приро-

де»

Закрепление и уточ-

нение представ-лений детей о сезонных

изменениях в при-

роде весной

Круговая

диаграмма

смены времен

года

Загадки и стихотворения о весне;

фломастеры, зеленые листы бумаги

Отгадывают загадку о весне и ищут отгадку на волшебном круге; прослеживают, после какого времени года наступает весна; беседуют по вопросам о весне (о погоде, солнце, снеге, сосульках). «Превращаются»

в «волшебников», которые говорят о приметах весны «знаками» («солнце светит ярче, чем зимой», «день равен ночи», «ручьи»); сравниваются знаки с зимними.

Играют в подвижную игру «Ручеек»

№ 17.

«Весна.

Измене-

ния в

жизни

расте-

ний»

Ознакомление детей

с изменениями в

жизни растений вес-

ной. Введение понятия «первоцветы»

«Весенний»

сектор круговой диаграммы

Ветки деревьев с набухшими почками; картинки первоцветов; фломастеры;

карточки с изображениями весенних и зимних знаков

В гости к детям приходит Весна (взрослый).

Рассматривают ветки с набухшими почками; беседуют о появлении травы и первых цветов;

рассматривают картинки, описывают внешний вид цветов. Знакомятся с понятием «первоцвет».

Придумывают «весенние» знаки

(«набухание почек», «появление

травы», «первоцветы»).

Игра «Загадки весны» — распределяют карточки с изображениями «весенних» и «зимних» знаков

Апрель

№ 18.

«Весна.

Измене-

ния в

жизни

живот-

ных»

Ознакомление

детей с жизнью жи-

вотных весной.

Введение понятия

«насекомые»

«Весенний»

сектор кру-

говой диа-

граммы

Картинки

с изображением

насекомых (бабочки:

крапивница.

лимонница,

шмель,

божья коровка),

Беседуют о появлениях ранней весной первых бабочек: крапивницы и лимонницы; описывают их внешний вид; рассматривают картинки с изображением шмеля и божьей коровки;

о труде взрослых летом (заготовка сена).

Придумывают новые знаки

(«цветы», «сено»)

№ 22.

«Лето.

Измене-

ния в

жизни

расте-

ний»

Уточнение и обоб-

щение знаний детей

о съедобных и ядо-

витых грибах

и ягодах

«Летний»

сектор круго-

вой диаграм-

мы

Картинки с изобра-

жениями грибов,

ягод; колоски пшени-

цы, ржи; фломасте-

ры, красные листы

бумаги

Беседуют о том, какие грибы растут в лесу; рассматривают картинки съедобных и ядовитых грибов, съедобных и ядовитых ягод.

Рассматривают колоски злаков;

знакомятся с трудовыми действиями: как пекут хлеб, как убирают урожай. Придумывают новые знаки(«грибы», «созревание лесных ягод», «сбор урожая»

№ 23.

«Лето.

Измене-

ния в

жизни

живот-

ных)

Ознакомление детей

с жизнью животных

летом. Закрепление

и систематизация

знаний детей о лете

«Летний»

сектор

круговой

диаграммы

Картинки, изобража-

ющие животных с детенышами, насеко-

мых, фломастеры,

красные листы бумаги; комплекты карточек с изображениями

«летних» знаков

Беседуют о жизни животных

летом (у птиц вырастают птенцы,

которые учатся летать; у зверей

подрастают детеныши; появляется много насекомых: бабочек, кузнечиков, жуков, мух). Придумывают новый знак — «птенцы вырастают»,

«учатся летать»

Перспективное планирование занятий по разделу

«Развитие экологических представлений»

Старший дошкольный возраст

Месяц

№ темы

Развивающие задачи

Средства

решения задач, внесение регионального компонента

Материалы, оборудование

Действия детей

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

№ 1,

№2,

№3

Развитие умения различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой природы; классификация объектов

живой и неживой

природы с использованием условных

обозначений

Условные

обозначения:

живой и не-

живой приро-

ды; растений

и животных;

условий

жизни (свет,

тепло, вода,

почва)

Картинки с изобра-

жениями объектов

живой (растения и

животные) и неживой

(снег, камень, песок,

океан и т.д.) природы;

фломастеры, бумага

Разделяют имеющиеся картинки с изображениями объектов живой и неживой природы на группы по существенному признаку; придумывают и используют условные обозначения для живой

и неживой природы, условий жизни.

Играют в дидактические и под-

вижные игры «Живое — неживое»

, «Отгадай по описанию»,

«Растение или животное?»

№4

Знакомство с лесом

(растениями и животными), освоение

использования моде-

лей взаимосвязи рас-

тений и животных на примере леса

Карточки с условными обозначениями птиц, насекомых,

зверей, растений; круговая

диаграмма

смены времен

года с условными обозначениями

(«осенний»

сектор)

Картины с изображениями осеннего леса, его обитателей: птиц, насекомых, зверей, лесных растений;

карточки с условными обозначениями;

стрелки — односторонние и двусторонние; карандаши, бумага

Рассматривают картинки с обитателями леса, называют их; устанавливают связи и зависимости птиц и растений, насекомых и растений, используя модели, делая обобщение, что насекомые, птицы, звери — это животные; размышляют о значимости их друг для друга, отгадывают загадки о лесе; рассказывают

Лесовичку о местных обитателях.

Октябрь

№5

Развитие представ-

лений о значении

леса в жизни челове-

ка, о природоохра-

нительной роли де-

ятельности человека;

освоение использо-

вания моделей взаи-

мосвязи животных,

леса и человека

Условные

обозначения

человека,

леса; двусто-

ронние

стрелки

Пейзажные картинки

с изображением леса

в разное время года;

картинки с изобра-

жениями даров леса

(грибов, ягод, ле-

карственных трав);

природный материал;

изделия из дерева,

древесины; игрушеч-

ный старик-лесовик;

бумага, карандаши

Приходят к выводу, что в лесу все дружат и помогают друг другу (обозначают с помощью карточек с условными обозначениями —занятие № 4).

Обсуждают, что дает лес человеку (грибы, орехи, ягоды, лекарственные травы, древесину,

хорошее настроение,

эстетическое наслаждение).

Беседуют о том, как человек помогает лесу и его обитателям; рисуют картину о дружбе леса и человека: лес помогает человеку,

человек помогает лесу.

(После занятия — выставка

«Как дружат лес и человек»)

Но-ябрь

№6,

№7,

№8,

№9,

№ 10,

№ 11,

№ 12,

№ 13

Освоение использо-

вания модели взаи-

мосвязи растений и

животных с условиями жизни в экологических системах

Модели взаи-

мосвязи рас-

тений, жи-

вотных и

условий

жизни в эко-

логических

системах(лес, луг,

водоем)

Растения и животные

экосистемы (или кар-

тинки с их изображе-

ниями); произведения детской

художественной

литературы, видео-

и диафильмы; карточки с условными обозначениями

почвы, света, воды,

человека; одно-

и двусторонние

стрелки; природный

материал

Вместе с воспитателем наблюдают за животными и рас-тениями в различных экосистемах;

слушают произведения детской

художественной литературы; беседуют со взрослыми, обращая внимание на строение растений, внешний вид, образ жизни животных.

 Устанавливают связи и зависи-

мости растений, животных и усло-вий жизни внутри экосистем. Выделяют и обозначают наиболее существенный фактор неживой природы, влияющий на жизнь

Декабрь

№ 14

Развитие представлений о взаимосвязи

растений, животных

и условий жизни в

водоеме; об особенностях зимовки водных растений и животных

Модель взаимосвязи растений, животных и условий жизни (на примере водоема)

Заранее замороженная вода с игрушечными рыбками и растениями в аквариуме;

картинки с изображениями растений и животных  водоема, рек и озер зимой; условные обозначения воды, животных и

растении с оборотной черной стороной; двусторонние стрелки

Играют в дидактическую игру

«Знатоки водоемов»: называют

изображенных на картинках оби-

тателей водоемов (выигрывает тот, у кого больше всего картинок).

Делятся на команды:

1-я набирает картинки с изображе-ниями растений, обитающих в водоеме или рядом с ним;

 2-я — животных.

После игры обсуждают значимость растении и животных друг для друга; по просьбе воспитателя приводят примеры их дружбы на примере водоема.

Беседуют о времени года, его приметах (обращается внимание на замерзание рек и озер).

Знакомятся с обозначением знака

водоема.

Слушают рассказ воспитателя о

том, что загрязнение воды приводит к исчезновению растений, обитателей водоема (черная обратная сторона карточек).

Размышляют о том, что нужно

сделать, чтобы озера и реки снова ожили (модель экологического равновесия) растений и животных (для леса — почва, для луга — свет, для водоема —вода).

Опираясь на модель, предложен-

ную взрослыми, рассказывают

о взаимозависимостях

внутри экосистемы (леса, луга,

водоема)

№ 15

Освоение построе-

ния модели взаимо-

связи растений и

животных с условия-

ми жизни в экологи-

ческих системах

Модель взаи-

мосвязи растений и животных с условиями жизни в эко-логической

системе

(город)

Карточки с условны-

ми обозначениями

живой природы (рас-

тений и животных),

условий жизни (света,воды, почвы), человека; одно- и двусторонние стрелки

Дети строят модель взаимосвязи

живой природы (растений, жи-

вотных) с условиями жизни и рассказывают об условиях жизни для них в городе

Ян-варь

№ 16 (Диагности-

ческое)

Определение уровня развития представлений о связях и взаимозависимостях

в экосистемах (лес, луг, водоем, город)

Модели взаимосвязи растений, животных и условий жизни в экологических системах

Пейзажные картинки с изображениями различных экосистем (лес, луг, водоем, город); наборы картинок с изображениями

растений и животных, указанных экосистем (по 3—4 картинки с изображениями растений и по 3—4 картинки с изображениями животных

каждой экосистемы)

Рассматривают пейзажи леса, луга, водоема, картину городя; называют соответствующие картинкам  экосистемы. Выбирают какой-либо пейзаж и подбирают картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной экосистеме

№ 17

Освоение действия

построения модели роста и развития

живых существ

Модель

(лестница) роста и развития живых

существ

Картинки с изображениями: семян, ростков растений во «взрос-

лом» состоянии; 3 стадий развития рыб (икринка, малек, взрослая рыба); птиц (яйцо, птенец,

взрослая птица); человека (зародыш, ребенок, взрослый человек).

Карточки с условны-

ми обозначениями 3

стадий развития рас-

тений, рыб, птиц,

человека; схематич-

ное изображение лес-

тницы из трех ступе-

нек; фломастеры,

листы бумаги

Обсуждают с воспитателем отли-

чия детенышей от взрослых (во внешнем виде и поведении); при-

водят примеры из личного опыта.

Придумывают условные обозна-

чения 3 стадий развития живых

существ (растений, рыб, птиц,

человека).

Располагают на модели

(лестнице) условные

Обозначения 3 стадий развития живых существ.

Делают вывод о том, что все

живое в течение жизни не только

растет (увеличивается), но и раз-

вивается, т.е. меняется внешний

вид и поведение (животных и че-

ловека)

Февраль

№ 18,

№ 19,

№ 20,

№21

Освоение использо-

вания модели зави-

симости строения

растений от условий

жизни

Модели зави-

симости

строения рас-

тений от ус-

ловий жизни

Картинки с изображения-ми растений, их корней, стеблей, листочков; картинки с изображения-ми различных видоизмене-

ний корней, стеблей,

листьев; природный

материал; диафильмы;

условные обозначения

видоизменений корня,

стебля, листа; условные обозначения условий жизни (много —мало воды; богатая —

бедная почва; много —мало света: высокая — низкая температура; много — мало растений, рыб, птиц, человека); схематичное изображение лестницы из трех ступенек, фломастеры, листы бумаг

Рассматривают растения, выделяют в них корень, стебель, лист, обращая внимание на их функции и строение. Смотрят диафильм о «необычных» растениях Земли.

Находят различия в строении корней (длинный или похожий на мочалку), стеблей (толстый или обычный), листьев (колючка или крупный) и подбирают для них условные обозначения.

Используют готовую модель для

определения связи строения корня, стебля и листа с условиями

жизни

№22, №23

Освоение построения модели зависимости строения растений от условий

жизни

Модели зависимости строения растений от условий жизни

Картинки с изображениями различных растений; карточки с условными обозначениями видоизменений цветка (яркий и неяркий), плода (съедобный и несъедобный); односторонние

стрелки; карточки с обозначениями условии жизни

Строят модели, отражающие зависимость строения различных частей растений (цветка и плода) от условий жизни

Март

№24

(Дидак-

тиче-

ское)

Выявление уровня

овладения действием

моделирования

(построение модели

зависимости строе-

ния растений от ус-

ловий жизни)

Модели зави-

симости

строения рас-

тений от ус-

ловий жизни

6 наборов карточек с

обозначениями усло-

вий жизни (воды и

тепла); карточки с

условными обозначе-

ниями частей расте-

ний: корень длинный

(6 шт.); похожий на

мочалку (6 шт.); сте-

бель обычный (6 шт.);

толстый (6 шт.); лист

круглый (6 шт.);

обычный (6 шт.)

«Заселяют» новые планеты растениями («условия жизни» на планете находятся в специальных конвертах).

Рассматривают свои наборы карточек с условиями жизни и подбирают в соответствии с этим карточки частей тех растений, которые смогли бы жить в условиях данной планеты

Примечание. Воспитатель, планируя работу по данному разделу на учебный год, может:

1) делить занятия на составляющие части, исходя из уровня усвоения программного материала;

2) дублировать некоторые занятия, оставляя программную задачу без изменения, но меняя демонстрационный материал.

Контрольные вопросы

1. Что такое моделирование и моделирующая деятельность при ознакомлении детей с природой? Почему недостаточно наблюдений в природе?

2. Какие бывают модели? Что такое графическая модель?

3. Как в календаре моделируются сезонные явления природы? Чем различаются календари разных возрастных групп?

4. Что отражает годичный календарь, состоящий из 12 страниц? Почему его можно назвать экологической моделью сезонных изменений в природе?

5. Как моделируются рост и развитие растений? Чем различаются календари наблюдений за ростом лука в разных возрастных группах? Являются ли эти календари моделью?

6. Как создается календарь наблюдений за развитием овощной (или цветочной) культуры, растущей в открытом грунте? Почему такой календарь можно назвать графической моделью, экологической моделью?

7.  Как моделируется рост и развитие животных? В чем своеобразие такого календаря?

8. Как осуществляется организация зимней подкормки птиц? Каково ее природоохранное значение? Что она дает для педпроцесса, для экологического воспитания детей?

9. Как моделируется жизнедеятельность птиц в зимнее время? Чем отличаются календари наблюдений за птицами в разных возрастных группах?

10.  Календарь какой группы (младшей или подготовительной к школе) можно назвать экологической моделью? Что он отражает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие экологических представлений детей дошкольного возраста посредством практической деятельности. " Огород круглый год."

›В результате практической деятельности в комнатном огороде у детей формируются экологические представления о  растительном мире, знания о необходимости беречь растения.  Гуманное отношение ...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста (подготовительная группа)

Картотека дидактических игрдля развития экологических представленийдетей дошкольного возраста(подготовительная группа)...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста

Дидактические игры, используются   для  развития экологических представлений детьми об окружающем мире....

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста

в картотеке представлены игры для развития  у детей экологичеких представлений...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста

Собрана картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста

Содержание:1. Экологический стадион2. Экологическое лукошко «Аптека Айболита»3. Зелёные карты4. Пирамида «Птицы»5. Экологическая башня «Лес»6. Лесник7. Найди такой ...