Проект "Народная игрушка"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Проект "Народная игрушка" в группе общеразвивающей направлености от 2 до 3 лет
Цель: знакомство с народным творчеством и с устным народным творчеством на примере народных игрушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igrushka_proekt.odt | 38.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта «Народная игрушка»
Участники проекта: дети с 2 – 3 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, конструктор по физической культуре, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (две недели).
Тип проекта: информационно-творческий, игровой, фронтальный.
Проблема: сегодня родители наших воспитанников – дети 90 – х которые жили в дефиците игрушек, книг. И сейчас стараются покупать своим детям все новинки – игрушки (феи, покимоны, телепузиков, пет шопы, зуболсы) но почти не приобретают для детей развивающие игры, а про народные игрушки почти никто и не задумывается никогда, что необходимы детям, потому что сами родители мало об этом знают или почти ничего. По этому наша задача в создание условий для формирования представлений о русской народной игрушке.
Актуальность: чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Цель: знакомство с народным творчеством и с устным народным творчеством на примере народных игрушек.
Задачи:
Для детей:.
- Формировать представления детей о русских народных игрушках: Ванька- Встанька, Матрёшка, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
- Знакомить детей с народной игрушкой коренных народов Севера — куклой Акай;
- Активизировать и расширить словарный запас по теме «Игрушки»;
- Воспитывать умения находить отличительные признаки этих игрушек, узнавать их и правильно называть. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, книгам;
- Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
- Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук, произвольную память и избирательность при подборе потешек к определённым жизненным ситуациям.
.Для педагогов:
- Создание условий для социальной адаптации детей I младшей группы средствами народной игрушки;
- Апробировать мастер-классы для родителей, направленные на обучение изготовлению народной игрушки и изучению ее воспитательного потенциала;
- Проанализировать результаты формирования традиционных семейных ценностей посредством народной игрушки.
Для родителей:
- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе;
- Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи, в развитии способности видеть мир глазами ребенка;
- Выявить и разработать совместно с родителями игрушки, позволяющие формировать традиционные семейные ценности.
Для социальных партнеров:
- Создать условия для участия социальных партнеров в образовательном процессе;
- Выявить и разработать совместно с социальными партнерами игрушки, позволяющие формировать мировоззрение ребенка, а также осуществлять духовно-нравственное воспитание.
Мониторинг: . И. Бабаева «Мониторинг в детском саду»
Дидактическая ситуация «Выбери игрушку»
Цель: определить особенности интереса детей к русским народным игрушкам.
Наблюдение за игровой деятельностью детей в течение дня
Цель: выявлять наличия у детей интерес к народным подвижным играм, наличия игровых умений и характер использования характер использования стихотворных текстов в играх. А также желание и возможности использование народных потешек, колыбельных песен в самостоятельных сюжетных играх.
Диагностическая ситуация «Выбери книгу»
Цель: определить особенности интереса детей к книгам с русской народной тематикой.
Наблюдение в книжном уголке
Цель: выявлять интерес к книгам с текстами русских народных сказок. Загадок, сказок, песенок, потешек и способ проявления интереса к ним у детей.
Критерии анализа особенностей развития интереса детей к народно — прикладному искусству.
- Представление детей о знание народных игр и игрушек, сказок, колыбельных песен, потешек, закличек;
- Желание детей отражать представления в разных видах деятельности: игровой, изобразительной.
Полученные с помощью комплексной методики результаты позво ляют выделить разные уровни развития интереса к народно — прикладному искусству.
Уровни | 08.11.14 | 19.11.14 |
низкий | 87,00% | 35,00% |
средний | 11,00% | 22,00% |
высокий | 2,00% | 43,00% |
Организация деятельность детей в рамках проекта:
Образовательные области | Направления | Формы и методы | Содержание |
Познание | РЭМП | НОД «Игра с матрешками» | Развивать умение ориентироваться в двух контрастных величинах; формировать целенаправленные действия детей 2-го года жизни с матрешкой (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать). |
Дидактическая игра «Помоги матрешки найти свои игрушки» | Из геометрических фигур сложить игрушки. учить детей действовать со сборно-разборными игрушками; уметь ориентироваться в пространстве. | ||
Настольная игра «Сделай матрешки бусы» | Закрепить знания и умение детей чередовать предметы по форме, размеру и цвету. | ||
НОД «Знакомство с неваляшкой» | Учить выполнять действия с предметами, разбирая игрушку, состоящую из деталей разного размера (большой, маленький, поменьше), тренировать у детей навык конструирования из предложенных форм; Формировать представления о том, что любой предмет состоит из отдельных частей; активизировать в речи слова: «большой», «поменьше», «маленький»; Воспитывать интерес к совместной деятельности, воспитывать аккуратность в отношении к вещам. | ||
Развивающие игры с неваляшкой | Учить составлять неваляшку из кругов. Закрепить знание основных цветов. Повторение знакомых потешек, умение показывать каждое слово потешки жестом, движением рук, пальчиков. | ||
Социальный мир | НОД «Знакомство с матрешкой» | дать детям знания о матрешке; учить называть свойства и качества предметов; формировать грамматически правильную речь; учить детей составлять описательный рассказ; развивать эстетический вкус; воспитывать патриотические чувства у детей. | |
Рассматривание иллюстраций матрешек, неваляшек, петушков, лошадок, барышень и др | Продолжать учить называть местоположение предмета; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных; описывать предмет; сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета; учить соблюдать размер деталей; побуждать употреблять сложноподчиненные предложения. | ||
Природный мир | НОД «Знакомство с игрушкой народов севера — кукла Акай» | Познакомит детей с хантыйской народной игрушкой; Через игрушку знакомить детей с миром старины; Продолжать учить детей определять материал, из которого сделали куклы; Закрепить знание цвета; Воспитывать бережное отношение к игрушка. | |
Дидактическая игра «Из чего сделаны игрушки?» | Познакомить детей с какого материала сделаны некоторые виды народно — прикладного искусства - матрешка, неваляшка, куклы сделаны своими руками. | ||
Развитие речи | Речевое развитие | НОД «Магазин народных игрушек» | Знакомить с народными игрушками — матрешкой, неваляшкой, народными куклами. Ввести в активный словарь слова: матрешка, расписная, деревянная; неваляшка: пластмассовая, деревянная; кулы — тряпочные, красивые, легкие. Развивать интерес к народным игрушкам, желание украсить ех. |
Развивающие игры с неваляшкой | Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить внимательно слушать рифмованный текст и заучивать его наизусть; сопровождать игру речью. | ||
Пальчиковая гимнастика «Кукла - неваляшка» | Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. | ||
Игра «Чудесный мешочек» | Закреплять умение определять знакомые игрушки (матрешку, неваляшку, куклу..) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их. | ||
Знакомство с художественной литературой | Сказка –матрешка «Курочка ряба» | Учить детей слушать сказку в инсценированном ва рианте и в обычном пересказе; вызвать желание послушать ее еще; формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных. | |
Сказка — неваляшка «Репка» | Напомнить детям сказку «Репка»; вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчетливо произносить звук а,небольшие фразы. | ||
Игра -потешки «Заинька - заинька» | Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать её. Повторять вслед за воспитателем стихотворные слова и фразы, запоминать их. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Отрабатывать длительность (1-2 сек.) выдоха. Развивать у детей воображение. Воспитывать любовь к народному фольклору. | ||
Стихотворения о матрешках и неваляшках | Продолжать знакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой; развивать познавательную активность;развивать речь детей: умение отвечать на вопросы, договаривать текст знакомых потешек; развивать двигательную активность, умение ходить друг за другом, выполнять движения под музыку; развивать эстетическое восприятие. | ||
Потешки, «Заяц Егорка», песенька — потешка«Заинька походи, серенький походи».. | Повторить с детьми известные им потешки и стихи, обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей развивать интонационную выразительность речи, учить передавать повадки и характер персонажей выразительными средствами: мимикой, жестом. | ||
Физическое развитие | Физическая культура | Игра – хоровод с матрешкой | Двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. |
Развлечение с использование устного народного творчество «Неваляшки, погремушки, матрешки и петрушки» | Учить выполнять упражнения слаженно и дружно; Развивать двигательные навыки и умение координировать движения в соответствии с текстом; Воспитывать гуманные чувства. Закрепить знания русских народных потешек, считалок, прибоуток, закличек. | ||
Русская народная игра «Скок - поскок» | закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать | ||
Русская народная игра «Салки – догонялки» | развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу. | ||
Русская народная игра «Кошки - мышки» | действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. | ||
Социально –коммуникативное развитие | Формирование основ безопасного поведения | «Моя добрая игрушка» | Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. |
Труд | «Мои чистые игрушки» | Учить детей различать какие игрушки можно мыть а с каких надо вытереть пыль., а каких совсем нельзя мыть Матрешку нельзя мыть потому что сделаны из дерева и краска может трескаться . | |
Развитие игровой деятельности | Дидактическая игра «Найди игрушку» | Продолжить знакомить детей с народной игрушкой; развивать познавательную активность; развивать речь детей: умение отвечать на вопросы, договаривать текст знакомых потешек; развивать двигательную активность, умение ходить друг за другом, выполнять движения под музыку; развивать эстетическое восприятие. | |
Сюжетная игра «Матрешки встречают гостей» | Расширять представления о народной игрушке – матрёшке. Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. Развивать умение определять цвет, величину, форму предметов. Воспитывать интерес к народным промыслам. Приобщать детей к декоративной деятельности. | ||
Патриотическое воспитание | Игра – сказка «Ванька -Встанька» | Закрепить знания детей о русской народной игрушкой – неваляшкой. Проведение народных игр. | |
Игры с куклами сделаны своими руками | Закрепить знания детей о хантыйской куклы Акай, о куклах сделаны своими руками из тряпок, закрепить знания о фольклоре | ||
Беседа – игра «Матрешка – символ России» | Закрепить знания детей о русской народной игрушкой – матрешкой. Проведение народных игр. Воспитывать интерес к быту и изделиями народно-прикладного искусства, фольклору. | ||
Художественное – эстетическое развитие | Музыкальное развитие | Частушки о матрешках | Учить определять характер музыки. Развивать чувство ритма. |
Танец неваляшек | Развивать двигательную активность, имитационные движения, упражнять в выполнении движений с предметами. Осваивать простые танцевальные движения, развивать танцевальное творчество. | ||
Музыкальная игра «У кого в руках матрешка, Тот попляшет с ней немножко» | Развивать у детей чувство ритма, слуховое внимание, тембровый слух, пространственную ориентацию, способность исполнять выразительные движения в соответствии с музыкой и игровым образом. | ||
Изобразительное – искусство | Лепка «Семья неваляшек» | Учить полным ответом отвечать на поставленный вопрос. Закрепить умение детей самостоятельно выбирать способ лепки для выполнения задания. Развивать творческий потенциал, внимание, память, мелкую моторику, зрительный анализатор. Вызвать положительные эмоции. | |
Рисование «Украсим сарафан матрешки» | Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой. Учить рисовать узор на сарафане матрешки из кругов и точек. Самостоятельно выбирать сочетание красок. Воспитывать любовь к русской народной игрушке. | ||
Аппликация «Матрешка» | Учить детей создавать изображение предмета из частей круглой формы, посредством последовательного уменьшения формы, располагать изображение в центре листа; Развивать ориентировку на листе бумаги; Активизировать словарный запас; Воспитывать аккуратность при выполнение задания. | ||
Конструирование Совместное НОД с выпускниками нашего детского сада «Тряпочные куклы: куклы - кувадки» | Приобщить детей к народной культуре и традициям; заинтересовать детей в изготовлении кукол; обучить детей практическим навыкам работе с материалами; научить детей последовательному изготовлению куклы-кува; ознакомить и расширить представление детей об истории русской народной куклы. | ||
Итоговое мероприятие | Праздник народной игрушке | формировать представление о народных играх, забавах и игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, словарный запас, воспитывать взаимопомощь в игре, уважение друг к другу. |
Продукты проекта для детей:
Праздник народной игрушке
Д/и по теме проекта
Развлечение с использование устного народного творчество
Картотека русских народных игр
Работа с родителями
Консультация «Как играть с матрёшкой»
Праздник народной игрушки
Папка — передвижка «Учим малышей играть»
Практическая часть:
Мастер класс «Зайчик на пальчик и зайчик из платка»
Творческая - мастерская «Старая перчатка»
Акция: «Подари игрушку»
Продукты проекта для родителей:
Игрушки из старых перчаток
Зайчики на пальчики из платочков.
Русские народные игрушки.
Работа с педагогами
Подборка стихов, загадок, песен о народных игрушках
Буклет «Знакомство с народной игрушкой через устное народное творчества»
Консультация «История русского сувенира – матрёшки»
Продукты проекта для педагогов:
Картотека прибауток, потешек, считалок, закличек, уговорок.
Буклет «Художественное слова о народных игрушках»
Работа с социальными партнёрами
Совместное НОД с выпускниками нашего детского сада «Тряпочные куклы: куклы - кувадки»
Продукты проекта для социальных партнёров:
Куклы сделаны своими руками
Презентация материалов проекта
Выставка работ детей на тему «Народная игрушка
Сборник стихов и песен о народных игрушках (при участии родителей);
Организация мини музей народных игрушек
Выставка дидактического и методического материала по проекту;
Презентация проекта.
Итоговое мероприятие «Праздник народной игрушки»
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей: Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
Заинтересованность детей темой: русская народная игрушка, проявление их познавательной активности;
Проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
Положительная динамика в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Для педагогов: Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Совершенствование методического обеспечения по игровой и речевой деятельности.
Для родителей: Повышение уровня удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в детском саду в рамках личностно – ориентированного подхода;
- Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
Для социальных партнёров:
Создание условий и проявление интереса к укреплению партнёрских связей.
Литература:
«План — программа образовательно — воспитательной работы в детском саду» библиотека программы «Детство»
Е. Фадеева «Прыг — скок по радуге»
Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»
Б.С. Волков «Учим общаться детей раннего возраста»
Л.Н. Павлова «Раннее детство: развития речи и мышления»
Л.А. Кондрынский «С чего наченается Родина?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг в подготовительной группе « Раз игрушка, два игрушка»
Совместный досуг с тифлопедагогом....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...