Консультация: "Формирования основ элементарных экологических представлений у детей"
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему

Костромитина Алла Валентиновна

Консультация Формирования основ элементарных экологических представлений у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирования основ элементарных экологических представлений у детей, через использованием современных  информационных технологий в дошкольном учреждении».

                                                                                Подготовила :

                                                                                                 Костромитина А.В

                                                                           «Выживает не самый сильный

и не самый умный, а тот,

кто лучше всех откликается

на происходящие изменения…»

Чарльз  Дарвин.

 Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме. Конечно, нет! Без этих знаний ничего не изменится.

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит у детей.  Изучив, и проанализирован  разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: "Детство", "Радуга", "Развитие", "Истоки" и программы экологической направленности: "Наш дом - природа", "Юный эколог". Были взяты элементы этих программ  и внедряем в нашу экологическую  работу.  

 За основу была взята программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой направлена на формирование начал и  решения вопросов экологической культуры  у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном  учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется  не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем.   Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия по экологическому воспитанию, основной акцент делается через использование современных информационно-коммуникативных технологий.

В сопровождении мультимедийных презентаций   на занятии позволяют детям углубить  и расширить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.

 Использование информационных технологий  на занятиях ,дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательный образовательный процесс и повысить его эффективность в ДОУ. Позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

Целью своей работы; формирования основ элементарных экологических представлений у детей с использованием современных информационных технологий.        

 Задачи экологического воспитания:

 Образовательные:

  • обучать  и знакомить детей при помощи новейших образовательных технологий;
  • научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  • научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
  • Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
  • Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
  • Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

  • Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
  • Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к                         окружающей природе.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах.

Основные принципы.

  • Принцип учёта возрастных особенностей детей;
  • Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;
  • Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
  • Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;
  • Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;
  • Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.

Я использую разнообразные методы и приёмы на экологических занятиях с детьми.  Мультимедийные  и интерактивные  экологические игры помогают знакомить детей с разнообразными  дидактическими играми, просмотреть опыты, наблюдения и эксперименты, красочные познавательные  иллюстрации, экологический фильм о природе.
Мультимедийные и  интерактивные экологические игры облегчают запоминают у дошкольников понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.
 С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, например, воспроизведение звуков животных; природы, рост растений).

Интерактивная  доска учит действовать по правилам, обобщать  увиденный материал, принимать собственные самостоятельные решения в экспериментах, делать осознанный правильный  выбор.      Вариативность  подхода к   занятиям с использованием дидактических  игр с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» -  уточняет  представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивает  наблюдательность, внимание, память. Дети  интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые я с удовольствием отвечаю. Знания, полученные на занятиях, дети "проверяют" в самостоятельной  экспериментальной деятельности. Особое внимание мы уделили развитию поисково-познавательной деятельности детей. Для этого была оборудована зона для экспериментальных действий. Приобретены методическая литература, пособия с разработками проблемных заданий, занимательных опытов, экспериментов, разнообразное оборудование, микроскоп.

  Опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе. Это дало возможность  проводить различные опыты и эксперименты, дети любят играть и экспериментировать с природным материалом, который всегда доступен детям, (шишки, семечки, косточки веточки, семена, ракушки, листья, камни .). Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт  дошкольника, стимулируют мысленную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал опыт познания. Дети наблюдают, как меняются свойства песка, когда его заливают водой. В играх вместе с детьми помогаем лепить пирожки, строить горки, гаражи, домики. Проводим опыты с водой, воды чистой и подкрашенной, как убрать лужу? (предложить листок бумаги). Мой небольшой опыт применения интерактивной доски показывает, что благодаря этому техническому средству обучение и воспитание дошкольников подготовительной группы стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные фрагменты занятия значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Я использую доску практически на всех занятиях: при ознакомлении с окружающим миром, на цикле занятий по математике, во время развитии речи, в процессе подготовки к обучению грамоте, на интегрированных занятиях.

В результате проделанной работы:

  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления;
  • сформированы начала экологической культуры детей;
  • дети получают практические знания по охране природы;
  • развиваются речевые навыки детей;
  • дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста

Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, ...

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста

Предлагаю к вниманию педагогов, примерное перспективное планирование по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста.   Заложить любовь к Родине, к родному ...

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с усло...

Формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста

В наши дни, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных прблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависить ее судьба. И пе...

Система работы по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Дошкольное детство очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача познакомить детей младшего дошкольного возр...

«Роль художественной литературы в формировании элементарных экологических представлений у детей 5-7 лет»

Чтение природоведческой литературы делает понятным, доступным, ясным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственно воспринять невозможно. С помощью кни...

"Формирование основ элементарных экологических представлений у детей с использованием современных информационных технологий."

Формирование  основ элементарных экологических представлений у детей с использованием современных информационных технологий."1.Актуальность. Использование информационно-коммуникационных технологи...