Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме
Предлагаю к вниманию педагогов, примерное перспективное планирование по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать эклогическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.
Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Савина Наталья Анатольевна, воспитатель
Г.Урай , ХМАО-Югра, Тюменская область
Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать эклогическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.
Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.
Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой , С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой , Н.А. Рыжовой и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.
Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию элементарных экологических представлений следует начинать с первых месяцев жизни. Воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту ( к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.
Содержание этого раздела плана охватывает три основных направления образования, тесно связанных между собой:
- Развитие элементарных естественно -научных представлений;
- Развитие экологической культуры детей;
- Развитие представлений о человеке;
Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений для детей II группы раннего возраста, составлен в соответствии с
« Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. В плане представлены темы занятий с детьми с 1 до 2 лет и содержание наблюдений на прогулке.
Методика проведений занятий подчиняется задачам Программы. При этом воспитатель может дополнять или изменять ход занятий в зависимости от погоды, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей.
Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы ( ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.
Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.
Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умение замечать изменения в природе.
Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать детей к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через их чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.
Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отобразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.
В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Примерное перспективное планирование работы по формированию экологических представлений
(ранний возраст)
1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Раздел | Задачи | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | Формировать представления детей об осенних изменениях в природе: похолодало, идет дождь, дует холодный ветер. Дать элементарные представления о свойствах песка. Сухой песок рассыпается, если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка | Часть занятия оз.худ.лит-ой. « Дождик,дождик» « Лужи» Борисенко М.Г. с.19. Прогулка.« Облака плывут по небу». Наблюдение за облачным небом. Дождик-дождик, кап да кап». Наблюдение за дождиком. Подвижная игра. « Солнышко и дождик» | Формочки для песка,емкость с водой, песок, дощечки, кукла Катя. Тучка с каплями воды и солнышко, вырезанные из цветной бумаги. Вертушки, флажки по кол-ву детей. Зонт. |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР | Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе: на деревьях пожелтели и опадают листья. | Занятие по озн. с окр. « Падают листочки» Карпухина Н.А. с.13 Прогулка. «Листопад». Наблюдение за осенними листочками. Сбор осенних листьев. Подвижная игра. « Листопад» | Осенние листья: зеленые, желтые, красные – большие и маленькие. Осенние листья. |
ЖИВОТНЫЙ МИР | Побуждать детей узнавать домашних животных, называть, выделять отдельные части: хвостик, ушки, глазки, гребешок. Реагировать на появление животных положительными эмоциями. | Часть занятия по озн.с окр. « Как ходит и поет петушок, бегает и лает собачка» С.Л. Новоселова с 68 Индивидуальная работа. « Серенькая кошечка» Карпухина Н.А.с. 20 Прогулка. Наблюдение за кошкой, собакой. Подвижная игра. « Кот и мыши». « Лохматый пес». | Игрушка- петушок и собачка. Игрушки- кошка, собака, петушок, картинки с изображением этих животных, ширма. Игрушка- кот, собака. |
ЧЕЛОВЕК | Учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест. | Индивидуальная работа. Игра с зеркалом. « Кто это?» Часть занятия « Где глазки, носик?» | Зеркало. |
2 квартал (декабрь, январь, февраль)
Раздел | Задачи | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | Формировать элементарные представления о зиме: идет снег, холодно, падают снежинки. Опытным путем приобрести сведения о свойствах снега. | Часть занятия оз. С худ. Лит-ой. « Снежок порхает, кружится» Борисенко М.Г. с 22 Часть занятия по озн.с окр. « Рассматривание картин из серии « Времена года» Зима. « Санки» Л.Н. Павлова с. 137-138. Прогулка. « Белый снег пушистый…» Наблюдение за снегопадом. Рисование пальчиками: « Белый снег кружится» | Картинки изображающие зиму. |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР | Познакомить детей с новым деревом (елочкой). Она зеленая, колючая, с иголками. | Часть занятия по озн.с худ. Лит-ой. « Елочка» М.Г. Борисенко с 21. Прогулка. « Храбрая елочка». Наблюдение за елочкой. Чтение стихотворения: « Елочка» Борисенко М.Г. с 21 | Елочка. |
ЖИВОТНЫЙ МИР | Побуждать детей узнавать и называть диких животных. Показывать по просьбе взрослого голову, лапки, коготки,шерстку, туловище Познакомиться с их поведением и повадками. Называть их хотя бы детским или звукоподражательным названием. | Часть занятия по озн. С окр. « Мишка». « Зайка». «Кого мы встретили в лесу?» Индивидуальная работа. Чтение сказки « Колобок» Подвижная игра: « Зайка серенький сидит» « У медведя во бору» | Игрушка- медведь, заяц, и соответствующие картинки. |
ЧЕЛОВЕК | Побуждать называть свое имя, учить повторять действия перед зеркалом. | Игра «Улыбнись, поклонись» | Зеркало. |
3 квартал (март, апрель, май)
Раздел | Задачи | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | Формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе Понимать смысл слов идет дождик, дует ветерок, светит ласковое солнышко. Называть эти объекты хотя бы детским названием. | Занятие по р.р. и озн. С окр. « Рассматривание картин из серии «Времена года» «Весна» Л.Н. Павлова с.139 №43 Занятие по р.р.(Худ.сл.) «Смотрит солнышко в окошко». С.Л.Новоселова с.80 Прогулка. Наблюдение за сосульками. « Растет она вниз головой» Наблюдение за весенним солнышком. « Солнышко-колоколнышко». «Наблюдение за весенним дождиком «Дождик-дождик пуще».. Рисование пальчиками. « Дождик», « Солнышко» Наблюдение за ветерком. «Ветерок проснулся разом». Подвижная игра: «Солнечный зайчик», « Солнышко и дождик» | Картины из серии « Времена года», кукла Катя. Картинки с солнечной погодой. Вертушки, ленточки. Листы бумаги, гуашь синего, желтого цвета, салфетки. Зеркало. Зонт. |
РАСТЕНИЯ | Формировать представления о растительном мире: деревья, цветы, трава Называть их хотя бы детским названием. Находить цветы такого же цвета и размера, как у воспитателя. | Занятие по озн. С окр. « Выходи дружок на зелененький лужок» Н.А. Карпухина с.71. Занятие по р.р. ( Худ. Сл.) « Ай люли, ай люли» М.Г. Борисенко с. 54-55 Наблюдение за первой травкой. « Уж трава моя шелковая» Наблюдение за одуванчиком. «Веселый, луговой», « Одуванчик белоголовый» Наблюдение за распустившимися листочками. «Зеленейся, зеленейся» Подвижная игра « Собери букет для мамы» Рисование пальчиками « Травушка зеленая» | Магнитная доска или фланелеграф, одуванчик, ромашка, травка, птички, солнышко, кукла Катя. Листы бумаги, гуашь зеленого цвета, салфетки. |
ЖИВОТНЫЕ | Расширять представления детей о домашних животных и их детенышей, их характерных особенностях. Познакомить детей с домашними птицами ( цыпленок, гусь) Имитировать некоторые действия животных(бегает, прыгает, летает, клюет). Различать животных в жизни, а также в игрушках и на картинках. | Занятие по р.р. и озн.с окр. « Желтые, пушистые». Н. А. Карпухина с 73-74 « Гуси-гуси» С.Л. Новоселова с 78. « Животные и их детеныши» Л.Н. Павлова с. 99-100 Подвижная игра: « Вышла курочка гулять» | Игрушка цыпленок, мисочка с зерном и водичкой, собачка, кукла Катя. Игрушки- гуси, мисочки с водой и зерном. Картинки с изображением домашних животных и их детенышей. |
ЧЕЛОВЕК | Выделять и называть отдельные части своего тела. | Игры: « Топни ножкой» |
4 квартал (июнь, июль, август).)
Раздел | Задачи | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе: жарко, светит ярко солнце. Уточнять знания детей о свойствах воды, выделить ее как объект неживой природы: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают. Пополнять знания детей о свойствах песка: сухой сыплется, из влажного можно лепить. | « Лето красное пришло!» Игра: « Тонут-плавают» Д.и. « Вылави уточку из пруда», « Поймай рыбку». Игра: « Сыплем, лепим», « Пирожки для мамы» | Емкость для воды, теплая и холодная вода, плавающие игрушки, рыбки, сачки, ведерки. Лопатки, набор игрушек для игр с песком. |
РАСТЕНИЯ | Знакомить детей с цветущими растениями ( ромашки, колокольчики).Уточнять отличительные особенности растений ( цвет, величина) | Д.И. « Собери букет для мамы» Д.и. « Покажи цветок такого же цвета». « Дай такой же» | Цветы- ромашки, васельки. |
ЖИВОТНЫЕ | Развивать представления детей о насекомых. Способах передвижения ( жучек жужит, бабочка летает, муравей ползает). Воспитывать гуманное отношение к маленькому живому существу- обижать нельзя. | Наблюдение за божьей коровкой. « Красный сарафанчик, черные горошки». Чтение потешки « Божья коровка_ черная головка» Д.И. « Посади бабочку на цветок». Подвижная игра « Мотыльки», « Пчелки» « Комарики и лягушка» | Хрестоматия для малышей. Вязаные цветы, бабочки. Шапочки – пчелки, комарики, бабочки. |
ЧЕЛОВЕК | Учить контактировать со сверстниками, называть имя другого ребенка. учить выделять имена взрослых и детей, а также знать свое имя | Игры-занятия: « Паровозик», «Передай мячик» | Для игры: большой легкий мяч. Паровозик, рельсы. |
Литература:
1.Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду. М.: « ТЦ Сфера» 2008г. 123 с.
2.Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.93 с.
3.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников/ Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. СПб.: Акцидент, 1998г., 319 с.
4.Николаева С.Н . Экологическое воспитание младших дошкольников. Кника для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-синтез, 2004г. 91 с.
5.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика- Синтез, 2006г
6.Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в I младшей группе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2007г. 37 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста
Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, ...
Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность
Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с усло...
Формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста
В наши дни, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных прблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависить ее судьба. И пе...
Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего возраста
данное занятие "Кормушка для птиц" предполагает формирование элементарных экологических представлений у детей младшего возраста...
Конспект выступления на родительском собрании «Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста»
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические...
Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста....
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста «В гости в деревню»
Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных ...