Конспект проведения по ознакомлению с окружающим на тему: «Весёлые ложки» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тарасова Юлия Валентиновна

Продолжать приобщать детей к истокам народной культуры, а также воспитывать интерес у детей к народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._zan._lozhki.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Тарасова Юлия Валентиновна МБДОУ д/с №8

Конспект проведения по ознакомлению с окружающим на тему: «Весёлые ложки» в старшей группе

Программные задачи:

-Приобщение детей к истокам народной культуры.

-Познакомить с предметами обихода-деревянными ложками, ковшами.

-Воспитывать интерес к народной культуре, народным ремеслам.

Активизация словаря словами: резчик, «бить баклуши», художник, горбинка, вмятина, ручка граненая, точеная, ковш, роспись ложкари, ложечники.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Жихарка», заучивание танца с деревянными ложками.

Материал: кукла-мальчик в русском народном костюме-Жихарка, чугунный горшок, деревянные ложки (по две ложки на каждого ребёнка и ложки для выставки), ковши, иллюстрации с изображением деревянных ложек.

Методические приёмы: игровая мотивация, беседа, загадывание загадки, рассматривание предметов обихода, поэтическое слово взрослого, чтение рассказа, танец с ложками.

Ход: Cтук в дверь

Воспитатель:        

-Ребята, кто-то к нам пришёл в гости.

"Заходит" Жихарка, приносит чугунок покрытый салфеткой

Жихарка: Здравствуйте.

-Здравствуй, Жихарка, а что это ты принёс?

Жихарка: А вот отгадайте: "Сама не ест, а людей кормит".

Воспитатель: (снимает салфетку с чугунка) Жихарка, да у тебя целый чугунок деревянных ложек! Можно нам их посмотреть?

Жихарка: Посмотрите.

Воспитатель: Посиди, Жихарка, послушай, что мы знаем о деревянных ложках. (сажает Жихарку на стульчик.)

Воспитатель: Ребята, раньше люди ели деревянными ложками. Россия-страна лесов. Издавна из осины, липы, берёзы выделывали здесь лёгкую и прочную посуду. Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки(заготовки для ложек), а назывались эти чурочки -"баклуши". Как Максим назывались заготовки  для ложек? (Баклуши)

-А из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. Кто вырезал ложки? (Резчик)

-Правильно. У ложки созданной ручным инструментом часто не совсем правильная форма. Иди, Аня потрогай эту ложку, что чувствуешь, какая она? (Неровная.)

-А ты, Степа, потрогай, что это? (Вмятина)

-Олег, потрогай ты ложечку, что у неё есть? (Горбинка)

- Правильно, на ложке есть вмятины, горбинки, ручка гранёная. Всё это следы работы резчика. Каждая его ложка единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.

-Вырезанную резчиком ложку расписывает художник. Кто, Катя, расписывает ложки? (Художник) Правильно.

-Для хохломы цвета особенно важны: красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, довольство, красоту и чистоту. А чёрный цвет усиливал красоту этих узоров.

-А для чего еще нужны ложки? (Играть на них)

-Правильно. А ещё деревянные ложки-это русский народный музыкальный инструмент, на них и сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках, их зовут ложечники или ложкари. Как, Лера, называют людей играющих на ложках.

-Ребята, давайте и мы попробуем поиграть на ложках (раздаёт ложки.) Вставайте в хоровод, повторяйте за мной движения, а Жихарка на нас посмотрит.

Выполняется танец с ложками под русскую народную мелодию.

-Молодцы, дети, хорошо потанцевали.  

-Спасибо тебе, Жихарка, за то, что ты пришёл к нам и принёс такие замечательные, резные, расписные деревянные ложки. Мы сегодня узнали так много интересного о них. Узнали как изготавливали деревянные ложки, узнали, что ложками в старину не только ели, но и использовали как музыкальный инструмент.

-Ребята, Жихарке надо возвращаться в сказку. Скажите ему "спасибо" и "до свидания".

Жихарка: До свидания, ребята, мне у вас очень понравилось. (Уходит)

- Ребятки, сегодня вы хорошо занимались, танцевали. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Золотая осень" в старшей группе

Интересное увлекательное путешествие  детей к осени, закрепление знаний о погодных явлениях и жизни зверей осенью....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и патриотическому воспитанию детей в старшей группе. Региональный компонент.Тема: «Путешествие по России».

Закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае. Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Закрепить знания о родном городе Изобильно...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»Цель: познакомить воспитанников со свойствами в...

Конспект познавательного занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «КАЗАЧЕСТВО ДОНСКОГО КРАЯ» Старшая группа

Цель: формировать нравственно – патриотические качества и духовность детейформировать представление детей об истории возникновения донского казачества,познакомить с творчеством, символикой, трад...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха»

систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Виды транспорта» для старшей группы

Цель: закрепить знания детей о различных видах транспорта; закрепить правила поведения в общественном транспорте; воспитывать уважение к людям, работающим на транспорте.Задачи:Образовательные:...