Конспект ННОД для старшей группы по теме: "Моя родословная"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Тема : «Моя семья и родственники»
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
-закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; ; подготовка плоскостных изображений генеалогических древ ; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
2.Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
3. Д/И : «Кто ,кому , кем приходится?»
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
4.Д/И "Подбери признаки"
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
5.Составление генеалогического древа.
А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )
(Самостоятельная работа детей : нарисовать в пустых кругах лица семьи.)
- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
6.Д/И «Сравни - кто старше? Кто младше?»
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.
7.Пальчиковая гимнастика. «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре,
/хлопки в ладоши/
Кто живет в моей квартире?
/пожимают плечами/
Раз, два, три, четыре, пять,
/хлопки в ладоши/
Всех могу пересчитать.
/руки в стороны/
Папа, мама, брат, сестренка,
/загибают по одному пальцу на обеих руках/
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
/сжимают и разжимают кулачки/
8. Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин …
Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …
Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …
Платье /чьё?/ - мамино …
Ботинки /чьи?/ - папины …
Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …
Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …
9."Детский сад - моя вторая семья".
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …/
10.Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temamoya_semya_i_rodstvenniki.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Моя семья и родственники»
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
-закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений генеалогических древ ; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
2.Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
3. Д/И : «Кто ,кому , кем приходится?»
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
4.Д/И "Подбери признаки"
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
5.Составление генеалогического древа.
А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )
(Самостоятельная работа детей : нарисовать в пустых кругах лица семьи.)
- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
6.Д/И «Сравни - кто старше? Кто младше?»
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.
7.Пальчиковая гимнастика. «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре,
/хлопки в ладоши/
Кто живет в моей квартире?
/пожимают плечами/
Раз, два, три, четыре, пять,
/хлопки в ладоши/
Всех могу пересчитать.
/руки в стороны/
Папа, мама, брат, сестренка,
/загибают по одному пальцу на обеих руках/
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
/сжимают и разжимают кулачки/
8. Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин …
Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …
Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …
Платье /чьё?/ - мамино …
Ботинки /чьи?/ - папины …
Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …
Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …
9."Детский сад - моя вторая семья".
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …/
10.Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект утренника (старшая группа) по теме: "Нашим мамам".
Сценарий утренника для детей старшей группы детского сада....
план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"
Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...
План-конспект занятия (старшая группа) по теме: «Как звери к зиме готовятся. Белочка».
Конспект совместной образовательной деятельности/старший дошкольный возраст/Тема: «Как звери к зиме готовятся. Белочка»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество...
План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп
Образовательные области:речевая, социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные задачи: воспитывать патриотические чувства, ...
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Моя родословная»
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.Задачи:Образовательные:-познакомить детей с понятиями «...
План-конспект интегрированной ООД в старшей группе на тему: «Моя родословная. Генеалогическое древо»
Цель:создание условий для познавательной и конструктивной деятельности детей в ходе изготовления генеалогического дерева....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Моя родословная. Генеологическое древо».
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Моя родословная. Генеологическое древо»....