Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Моя родословная. Генеологическое древо».
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Моя родословная. Генеологическое древо».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genealogichesk.derevo.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Моя родословная. Генеологическое древо».
Цель:
- познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»;
- расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках;
- учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;
- активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по теме «Семья».
Задачи:
- развивать монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;
- выразительность движений в ходе физминутки.
Воспитывать: уважение к старшим членам семьи; умение почувствовать энергию своего рода, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа.
Материал:
- макет генеалогического древа;
- кувшин с водой для игры;
- семейные фотографии;
- карточки с моделью «генеалогического древа»;
- музыкальное сопровождение;
-интерактивное оборудование.
Предварительная работа с детьми:
1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.
2. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
3. Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа».
4. Загадки на тему «Семья».
Ход НОД.
Педагог. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)
Педагог. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагог. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (на доске ребус: «7 я»)
Дети. Слово «семья».
Педагог. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
В нашей группе много ребят. У каждого из вас есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Или, может быть, они разные? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.) Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.(счёт на разных языках)
Ребята род – одна большая семья. Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи – бабушка, дедушка или прабабушка, прадедушка. Как вы думаете, почему?
Дети: Они много прожили. Мудрые.
Педагог: Мы их ещё уважаем за то, что они дали жизнь нашим родителям.
Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? (Ответы детей)
Педагог выставляет стержень от пирамидки, кольца лежат рядом.
Вызывает ребёнка, который составляет пирамидку.
Педагог: Попробуем представить род человеческий в виде колец.
Самое большое кольцо – это ваши прабабушки и прадедушки.
Следующее по размеру кольцо – дедушка и бабушка.
Как мы назовем следующее кольцо?
Дети: Мама и папа.
Педагог: Осталось самое маленькое. Как вы думаете кого оно обозначает?
Дети: Детей.
Педагог: У нас получилась пирамидка. Это наша семья.
Физминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (поднимают плечи)
Раз, два, три, четыре, пять (прыгают на месте)
Вас могу пересчитать; (считают пальчиком)
Папа, мама, брат, сестра.
Бабушка и дедушка, (показывают ладошкой)
Кошка Мурка, два котенка (наклоняются в право, влево)
Мой сверчок, щегол и я (повороты в право, влево)
Вот и вся моя семья. (Хлопают)
На мольберте модель генеалогического древа.
Педагог: С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. - Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки – это ваша семья. А вы знаете, что такое родословная? (Ответы детей.)
- Так вот, ребята у каждой вашей семьи есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад. Все это из истории твоей семьи. В прошлом вашей семьи так же можно найти много интересного и полезного.
- Семейная история, по –другому, родословная. Так как родственников было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Дети, а как вы думаете, легко ли составить родословную своей семьи? (Ответы детей.)
- Это трудно, но мы с вами попытаемся создать первую ступень генеалогического древа.
Ребята, нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше своих бабушек и дедушек,
Составление генеалогического древа.
Педагог: Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Внизу размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?
Рассматривание работ.
(Дети берут свои деревья и встают в круг).
Педагог. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.
Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.
Игра «Кувшин доброты».
Педагог У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать.
Музыка останавливается.
Педагог Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.
Педагог: Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.
Педагог раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"
Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Какой бывает вода?»
Конспект познавательно - исследовательской деятельностив старшей группе на тему: «Какой бывает вода?» Приоритетная образовательная область: ПознаниеЦель:Познакомить детей с некоторыми...
Разработка конспекта познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Как сделать бумагу своими руками»
Познавательно - исследовательская деятельность "Как сделать бумагу своими руками"дает возможность: расширить представление детей о свойствах бумаги и способах ее изготовления; развивать...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства» Интеграция образовательных областей: социально – комму...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Формы организованной образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.Цель: Научить детей определять наличие воздуха вокруг нас и показывать способы ег...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Как появился автомобиль»
Формирование у детей представления об истории появления автомобиля и развития автомобилестроения....
Конспект познавательного- исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Стекло»
Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Программное содержание:Познакомить с рукотворным материалом — стеклом, рассказать о его свойствах и качествах;Развивать любознательность, речь детей,...