ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
"ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ" для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия по познавательному развитию
«Хочу все знать»
Составитель Салмина Е.В.
МДОУ «ДСОВ «Белочка»
Д.Нижние Нарыкары
Путешествие песчинки
Цель: закрепить знания детей о свойствах песка; развивать смекалку, усидчивость.
Материал: презентация к сказке, стаканчики с песком на каждого ребенка, стаканчики с водой, палочки, банка с игрушечным ветром, формочки-песочницы, карандаши, бумага.
Ход занятия
В. (Показ слайдов) Ребята, я расскажу вам сказку про путешествие маленькой песчинки.
«Жила-была песчинка, было у нее много-много сестренок-песчинок. Однажды песчинка решила отправиться в путешествие. Попросила веселого ветерка унести ее далеко-далеко. Унес ветерок песчинку к реке. На берегу реки было много песка, песчинка подружилась с речными песчинками. Река волной обдала прибрежный песок и все песчинки намокли. Решила песчинка дальше отправиться в путешествие, но ветерок ее поднять не смог, тяжелая стала песчинка.
В. А сейчас, ребята мы убедимся, как уносит ветерок песок.
Опыт 1. Положите трехлитровую банку на бок, насыпьте тонким слоем песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки находится в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Создайте в банке игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются.)
Опыт 2.
В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает). На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдет? (Песочная пыль, растворившись, окрашивает воду.) Вывод. Песок тяжелый – он опускается на дно баночки; мокрый песок меняет цвет.
В. Высохла песчинка, унес ветерок ее на детскую песочницу. И там она подружилась с другими песчинками. Пришли дети поиграть в песочнице. Интересно стало песчинке. Как вы думаете, что она увидела? (Дети играют с песком и формочками, делают куличики).
Опыт 3. Слепим из влажного песка колбаски и шарики. Что получается? Из песка колбаску слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? (Песчаные шарики распадутся.) Предложить детям сделать куличики из сухого и мокрого песка. Из какого песка получается кулич – из сухого или мокрого? (Из мокрого.)
В. А теперь объясните, что обозначает выражение: «Строить замки из песка».
Ну, вернемся к нашей песчинке. Устала путешествовать песчинка, попросила ветерка унести ее обратно домой.
Что вы сегодня узнали о песке? (Ответы детей.)
Предложить детям нарисовать портрет песка.
Пустыня
Цель: Познакомить детей с пустыней, растениями пустыни; свойствами песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воздух.
Материал: Презентация к рассказу, глобус, стаканчики с песком, глина, лупы, трехлитровая банка, карандаши, листы бумаги, стаканы с водой, палочки, иллюстрации: пустыня, барханы, кактусы, саксаул, камни, скалы.
Ход занятия
В. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в далекое путешествие. Сядем на ковер-самолет и отправимся в путь. (Дети садятся на ковер. Показ слайдов.)
Посмотрите по сторонам, мы пролетаем над пустыней. Это огромная ненаселенная территория из-за жаркого климата поверхность покрыта песком. Там почти нет растительности. В пустыне практически не бывает дождей. Если идет дождь, то из-за жары вода быстро испаряется и почти не доходит до почвы. Обратите внимание на валы из песка – это барханы. Лето в пустыне очень жаркое.
Вернемся и найдем на глобусе пустыню. Она отмечена светло коричневым цветом. Посмотрите, какую большую территорию занимает пустыня. Самая большая пустыня в мире Сахара, находится в Африке. (Воспитатель вместе с детьми рассматривают глобус.)
Где еще можно увидеть песок? (На берегу реки). Как же появился песок?
Песок –это то, что осталось от скал, обычных камней. (Показ слайдов.)
Время, ветер, дождь, солнце разрушили горы, осыпали скалы, раздолбили камни превратив их в миллиарды песчинок, сделав из них песок.
Рассмотрим песок, какой он? Из чего состоит?
Опыт 1.
С помощью лупы рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и отличаются? (песчинки похожи, и непохожи друг на друга.) Важно, чтобы в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели песчаные зернышки. В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». Если есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
В. В пустыне дуют сильные ветра, песчаные бури. Как вы думаете, сдувает ли ветер песок или нет? (ответы)
Опыт 2.
Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу.
Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер . Что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются.)
В. Теперь вы убедились, что песок легко сдувает ветер. Когда в пустыне дует сильный ветер, то он поднимает миллиарды песчинок вверх, так что вокруг ничего не видно.
Сегодня вы увидели, как выглядит пустыня. Могут ли растения жить в пустыне. (Ответы детей.)
Для жизни растений, как и животным нужна вода. В пустыне много воды? (Нет, мало, почти нет.) В пустыне воды мало, там растут растения, приспособленные к жизни без воды под палящим солнцем. (Показ иллюстраций.) Растения пустыни – это саксаул, невысокое дерево у него очень длинные корни, способные добывать воду из нижних слоев почвы; кактусы – самые распространенные в пустыне растения. У них толстый, мясистый стебель покрытый колючками. Кактусы умеют хранить в своем организме воду, которую запасают во время коротких дождей.
Опыт 4.
Возьмем палочку и попробуем посадить ее по очереди в стаканчик с песком. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Легко ли его поместить в песок? В песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легко. Мы ведь уже выяснили. Что песок-рыхлый. Вот еще о поэтому у растений длинные корни, чтобы крепче держаться.
Опыт 5.
Аккуратно нальем воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? (В мокрый.) Песок быстро впитывает воду.
Нарисуйте то, что вам больше запомнилось от знакомства с пустыней.
Рождение родника, ручья и моря.
Цель: Дать знания о природной стихии – вода. Раскрыть свойства воды: текучесть, прозрачность. Расширить представления о роли воды в окружающем мире, о формах ее проявления в природе (родник, ручей, река, море). Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: Презентация к сказке, стаканы с водой, пипетки, оргстекло, почва, воронка, вата, панно «Как человек использует воду», панно «Кому нужна вода».
Ход занятия
Отгадайте-ка ребятки, интересные загадки. Слушайте внимательно.
Без чего ни умыться, ни напиться? (Без воды.)
Что в руках не удержать? (Воду.)
Молодцы ребята, отгадали загадки. О чем они ? (О воде.)
Сейчас, я вам расскажу о том, как рождаются родник, ручей, море.
Опыт 1.
Из стакана с водой набрать пипеткой воды и капнуть на оргстекло. Что произошло с капелькой? Какая она? (Растеклась, прозрачная, текучая.)
Показ слайдов. « Вода начинается с капельки, такой маленькой, кругленькой, прозрачной. Жили-были на свете капельки в туче. С дождем попали они на дерево. Вот сидят капельки, смотрят на окружающий мир да радуются. Посидели-посидели капельки и решили спрыгнуть на землю в лужу, а затем просочились под землю и пошли там гулять…»
Опыт 2.
В укрепленную в штатив воронку кладется вата, насыпается почва и наливается вода. Почва пропускает воду внутрь.
Вывод: вода впитывается в землю.
Вернемся к капелькам, что же там происходит?
«Сходили в подземное царство, спели песенки подземных вод, взялись за руки и стали выбираться на поверхность Земли. В том месте, где выбрались, забил родник с чистой водой. Вода была целебная, приходили звери, прилетали птицы попить водички. Люди хвалили воду, называли ее минеральной.
Скучно стало капелькам в роднике, и задумали они погулять по свету, мир посмотреть. Превратился родник в ручеек. Побежал ручеек по камешкам, пригорочкам, а к нему сбегали другие ручьи. Соединился наш ручей с остальными, становился шире, глубже и превратился в реку. Ветер гонит воду на реке ласковой волной, и бежит она к морю»
Вот и закончилось путешествие капелек. А теперь представьте, что вы капельки.
Игра «Рождение реки»
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли и пошли путешествовать под землей. (Дети берутся за руки и цепочкой идут «змейкой») Капелькам захотелось вернуться домой. (Дети подпрыгивают, изображают родник.) Собрались они вместе и потекли веселыми ручейками. (Держась за руки, цепочкой на носочках пробегают по комнате изображая ручеек.)
Встретились ручейки и стали большой рекой, на которой поднимались волны.
(Дети идут медленным шагом, встав в шеренгу попеременно поднимая и опуская руки.) Текла - текла река и попала в большое море. (Дети встают в круг.)
В. Скажите, а какую роль играет вода в жизни человека? (Человек использует воду в домашнем хозяйстве и на производстве.)
Показ панно «Как человек использует воду».
Кому еще нужна вода? (Животным, птицам, растениям.)
Показ панно «Кому нужна вода»
Ребята, как вы считаете, воду нужно беречь? (Да)
Почему? (Пресной воды на Земле мало). Молодцы, хорошо занимались, а дома подберите вместе с родителями картинки кому нужна вода.
Вода
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней.
Материал: картинки: вода, снег, дождь, лед; стаканы с водой, молоком; банки широкие, формочки для песка, фломастеры, листочки бумаги, квадратики из цветной бумаги разного цвета,
Ход занятия
В. Отгадайте загадки.
Что в руках не удержишь?
Что в решете не унесешь? (Вода.)
Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь.)
Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал. (Снег)
Мост, как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (Лед.)
Ребята, вспомните, где есть вода? (В луже, в реке, в море, в кране, в растениях и т.д) Вспомним с помощью опытов какая бывает вода.
Демонстрация опытов.
Опыт 1.
Налить воду в стакан, перелить эту воду в широкую банку, из банки в формочки для песка. Форму, которая приняла вода изменилась? (Да)
Если переливать воду в посуду разной формы, что произойдет? (Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.) Значит вода – жидкость.
Опыт 2.
Два одинаковых стакана, один с водой, второй с молоком. Фломастерами нарисуем на листочке бумаги какую-нибудь картинку. Поставим на картинку стакан с водой. Рассмотрим сверху свою картинку. А теперь поставьте на ту же картинку стакан с молоком. Что вы обнаружили? (Через воду рисунок виден, а через молоко не виден.)
В. У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без цвета – бесцветные. Мы убедились, что вода бесцветная.
Опыт 3.
Выложите из квадратиков разноцветную дорожку. Осторожно передвигайте стакан с водой по дорожке. Что происходит? (Дорожку видно через воду.)
Вывод: вода прозрачная, через нее можно рассмотреть рисунок.
В. Попробуйте воду на вкус, какая она? (Безвкусная.) Понюхайте воду, чем она пахнет? (Вода не пахнет, без запаха.)
Опыт 4.
Возьмите стакан с водой, положите в стакан ложку сахара или соли, размешайте. Попробуйте, какая стала вода на вкус? (Соленая, сладкая.)
В. Вода растворяет многие вещества. Вы уже знаете, что вода – жидкость. Она не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в который налита. Это свойства всех жидкостей при нормальных условиях. А что такое нормальные условия? (ответы.) Не холодно и не жарко. А если мороз? Что произойдет с водой? (Вода замерзнет.) Правильно, вода замерзнет, превратиться в твердое вещество – лед.
В каких состояниях бывает вода? (Твердом, жидком, газообразном.) Вода, пар, лед – одно и то же вещество. Только в разных состояниях.
Опыт 5.
Посмотрим, как вода меняет свое состояние. Нальем немного воды в песочные формочки, поставим в морозилку или на улицу. Что случилось с водой? (Вода замерзла стала льдом.) Потрогайте лед. Какой он на ощупь? (Твердый, гладкий, холодный.)
Лед еще и хрупкий, если по нему ударить он расколется. А если оставить лед в помещении, что произойдет? (Лед растает, расплавится.) Ну теперь вы знаете какая вода волшебница, бывает в разных состояниях. Нарисуйте портрет воды в любом состоянии.
Роса, туман
Цель: расширять представления детей о свойствах воды; познакомить с понятиями «роса», «туман». Развивать интерес и любознательность к природным явлениям.
Материал: Презентация к рассказу о росе, карандаши или краски, листы бумаги, блюдце, термос с горячей водой, иллюстрации роса, туман.
Ход занятия
В. Отгадайте загадку.
Заря-заряница, красная девица,
По свету ходила, слезы обронила.
Месяц видел, солнце скрыло. (Роса.)
Я вам расскажу о том, как рождается роса. Показ презентации.
Роса – это капельки воды. Туман – вода в виде пара. Попадает этот пар в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаясь в капельки воды. Если капельки образовались низко над землей, то стелется туман.
«Я рождаюсь летом из тумана, который укрывает землю по утрам и вечерам. Росу можно увидеть на траве, листьях, на лепестках цветов. Круглые, как горошины, прозрачные, как хрустальные, капельки под лучами утреннего солнца переливаются всеми цветами радуги. Росу пьют растения и насекомые: бабочки, стрекозы, муравьи. Пчелы делают из росы и цветочной пыльцы нектар. Не поленитесь летом встать пораньше и полюбоваться моей красотой»
Послушайте, какое красивое стихотворение о росе написал поэт.
Росинка дрожала на тонком листке,
Речонка дрожала, шурша в тростнике,
В росинку гляжу я и вижу, что в ней.
Играет, ликуя, так много огней
Их еле заметишь, так малы они.
Но где, же ты встретишь такие огни. К.Бальмонт.
В. А теперь закройте глаза, представьте, что прикасаетесь к хрустальной капельке и расскажите, какие ощущения возникают при этом на кончике пальцев.
Опыт
Возьмите холодное блюдце из морозилки, поднесите к термосу с горячей водой, подержите блюдце над паром. Что происходит? (Блюдце становится мокрым, и капли стекают вниз.)
Роса, туман – все это вода в разных состояниях.
Предложить детям нарисовать туман или росу.
Вода
Цель: познакомить с образованием рек, воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: кассета с записью звуков родника, ручейка; фильтр, стаканы с водой, чистые стаканы, глина, песок, ложечки. Иллюстрации: реки, родника, водопровода, очистительных сооружений.
Ход занятия
Дети читают стихотворенье.
1 реб. В природе путешествует вода,
Она не исчезнет никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход.
2 реб. По горным вершинам
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
3 реб. Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!
Рыжова Н.А.
В. Вода домой к людям приходит из реки. А откуда берется в реке вода? (Ответы детей.) Многие реки даже большие, начинаются с маленьких ручейков, которые вытекают из родников. Река – это водный поток, который течет по руслу и впадает в море. Вода в реках пополняется дождем и водой из ручьев. Небольшие реки от тепла летом пересыхают. Люди стараются беречь родники, огораживают их, делают под ними навесы.
(Показ иллюстраций, фотографий.)
Родник
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами.
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным блестит. (И.А. Бунин)
Игра «Ручеек»
Дети становятся парами с высоко поднятыми руками. Тот, кто остался без пары, бежит между ними и, выбрав кого – то из играющих становится с ним впереди. А тот, кто остался один, так же выбирает пару.
В. Люди стараются бережно относится к воде. Очищают уже использованную воду. Текущая из крана вода идет по трубам, которые расположены в стенах и полу домов. И когда она после использования попадает в канализационные тубы, находящиеся под землей. Эти канализационные трубы собирают воду со всех домов и доставляют на очистительные сооружения, где ее очищают. (Показ иллюстраций.) Очистительные сооружения не успевают очищать очень большое количество воды.
А как очищают воду? (Фильтруют)
Опыт
В стакан с водой положить ложку глины или песка, размешать. На чистый стакан положить марлевый фильтр. Перелить через фильтр грязную воду. Что произошло? (Вода стала прозрачная.)
Если воду не беречь, то придется пить плохо очищенную воду, от которой люди могут заболеть.
Нужно беречь воду? (Да.) Как? (Плотно закрывать кран, не засорять водоемы мусором.) Человек должен бережно относится к воде. Например, за 1 минуту из неплотно закрытого крана вытекает 110 капель воды.
Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой. И как только воду взял, хорошенько кран закрой.
Волшебница-вода
Цель: расширять представления детей о свойствах воды, познакомить с понятиями «дождь», «иней». Закрепить знания детей о круговороте воды.
Материал: блюдце, зеркальца, панно «Круговорот воды», иллюстрации: дождь, иней; пластиковые бутылки, линейки.
Ход занятия
В. Отгадайте загадку
Она способна смачивать и очищать предметы.
Она без вкуса, цвета и запаха.
Но всеми учеными признано это:
С любого грязнули всю грязь, без следа
Смоет обычная наша… (вода.)
Мы с вами не раз говорили о том, что вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода имеет форму? Цвет? Запах? Вкус? (Ответы детей.)
Поэтому : она принимает форму сосуда в который налита; становится цветной, если добавить в нее краску; приобретает вкус и запах, если добавить соль, сахар, лимон.
Послушайте стихотворение о жидком состоянии воды. (Читает ребенок.)
Дождик
По дорожке полевой
От реки спешу домой.
А из тучки – невелички
Льется дождик проливной.
Будто кто-то в высоте
Носит воду в решете
Дождик, лей веселей,
Теплых капель не жалей!
Чем сильнее, дождик, льешь,
Тем тучнее будет рожь!
Я расскажу вам, что такое дождь, как он появляется. Воздух, которым мы дышим, никогда не бывает сухим, в нем всегда содержится водяной пар.
Опыт 1.
Возьмем зеркальце и подышим на него. Что произошло? (Зеркало запотело.) Значит в воздухе, которым мы дышим есть вода. (Показ панно «Круговорот воды»)
В.Водяной пар образуется при испарении воды морей и рек, а также при дыхании растений и животных. Теплый воздух и пар поднимаются вверх, там они встречаются с холодным воздухом. Частицы водяного пара соединяются, образуя крошечные капельки жидкой воды, невидимые человеческим глазом. Когда капелек становится очень много, образуется облако. Облака наполнены влагой, капельки воды замерзают, превращаются в льдинки, становятся тяжелыми не могут удержатся и падают на землю. Падая льдинки тают, потому что внизу тепло в виде дождя летом и снега зимой.
Игра «Дождь»
Все встают в круг. Я буду ведущей. Вы по очереди повторяете заданное движение, но каждый участник игры делает движение только тогда, когда его выполнит предыдущий. Когда это движение снова доходит до меня, я меняю его.
Сначала дождь идет отдельными каплями (щелкает пальцами). Потом дождь усиливается (трет ладонями по бедрам). Дождь становится сильнее (хлопает ладонями по бедрам). Дождь перерастает в ливень (топает ногами). Стихает дождь. Игра повторяется обратном порядке.
Стихотворение читает ребенок.
В серебре огни и блестки,
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки.
Черно-белые вчера. (Ф. Сологуб)
Ребята, о чем идет речь? (Ответы детей.)
В стихотворении говорится об инее. (Показ иллюстраций.) На что похож иней? (Ответы) Иней похож на маленькие цветы. Иней – это твердая роса. Ночью земля сильно охлаждается, к утру становится еще холодней. Охлаждается воздух, если в воздухе много водяных паров, то они, соприкасаясь с охлажденными предметами, скамейкой, деревьями и т.д. Оседают в виде маленьких водяных капелек, которые смерзаются в острые ледяные иголочки, образуя иней.
Опыт 2.
Поставить теплое блюдце в холодильник. Через некоторое время занести в группу, посмотреть, что произошло? Блюдце покрылось инеем.
Предложить детям изготовить дождемер, для измерения количества выпавшего дождя.
Возьмем пластиковую бутылку, срежем верхушку у бутылки и вставим ее в горлышко вниз в нижнюю часть. К боковой поверхности бутылки прикрепим линейку – она будет нашим измерительным прибором. На открытом месте сделаем ямку в земле и поставим туда дождемер, так, чтобы его верхняя часть возвышалась над землей. Теперь можно узнать какое количество дождя выпадает за один день или неделю.
Земля
Цель: дать представления, что почва –верхний слой Земли. Познакомить с составом почвы (песок, глина, перегной.) Учить формулировать выводы; способствовать формированию бережного отношения к почве.
Материал: почва, песок, глина, камешки, глобус, банка, лупы, стаканы с водой, жестяная банка, банка с водой.
Ход занятия
В. Сегодня мы с вами поговорим о почве. (Показ глобуса.) Почва – это верхний слой Земли, где живем мы, люди, а также животные и растения. Это не только земля по которой мы ходим, но и самая активная часть планеты, поскольку именно здесь развивается жизнь. Растениям, как и нам с тобой, нужна пища. Пищу растения получают из почвы. И готовит ее волшебница – природа.
Изготовление макета почвы.
На дно стеклянной банки положите мелкие камешки, на них глину, сверху песок. И на самый верх – почву. Это она вместе с водой обеспечивает нормальные условия для жизни растений. Попадая в нее, семена прорастают и становятся деревьями, цветами, травой. Пищей для всего живущего на земле. Почва везде разная. В одно месте в ней больше песка. Такую землю называют песчаной. В другом – глинистая почва. В ней много глины. Бывает почва темная, на ней лучше растут растения.
Что же это за вещество – почва?
Опыт 1.
Возьми комочек почвы, рассмотри его через лупу. Что вы видите? (Тоненькие как ниточки корешки, обломки сухих травинок, полусгнивших листьев, песчинки, пылинки, склеены между собой в комочки разного размера.)
В. А не спрятался ли в почве воздух?
Опыт 2.
Налей в стаканчик воды и аккуратно опустите туда комочек почвы. Что вы наблюдаете? (На поверхности воды появились пузырьки воздуха.) Конечно, воздух был внутри комочка, между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила его.
Опыт 3.
В чистую, сухую жестяную банку из-под консервов положим комочек почвы и поставим на медленный огонь. Как только почва начнет согреваться, подержим стеклышко над банкой. Что произошло?
(На стекле капельки воды, оно запотело.) Что это? (Вода.) Значит в почве есть вода. Посмотрим и чего состоит почва, сделаем почвенный коктейль.
Опыт 4.
Заполним банку на 2/3 водой. Засыпать почву в банку. Закрыть банку крышкой и встряхнуть. Оставить банку, чтобы частички почвы осели. Когда в банке вода станет прозрачной. Рассмотреть слои и зарисовать. (Глина, песок, камешки.)
В. Вспомним с вами, что обнаружили в почве? (Воздух, воду, глину, песок.)
Корни растений дышат воздухом, который есть в почве, высасывают из нее воду и перегной. Еще раз рассмотрим макет почвы. Как вы думаете, на Севере, где мы живем что лежит под слоем глины. (Ответы детей.) Вечная мерзлота. На Севере плодородный слой земли тонкий, а на юге гораздо толще. Поэтому на юге растут разнообразные фрукты, овощи, цветы.
Сегодня вы узнали о плодородии нашей Земли. Какую пользу приносит почва людям, животным. (Она кормит человека, животных, растения.) Нужно бережно относится к Земле. Как? (Не сорить, не вырубать деревья и т.д)
Кто живет в почве
Цель: показать и рассказать детям, как образуется почва из чего состоит (из органических и неорганических компонентов), взаимосвязь почвы с растениями и животными.
Материал: пмсьмо, песок, банка, дождевые черви, почва, стаканы с водой, оргстекло, фитльтр, ложечки, иллюстрации:крот, дождевой червяк, личинки жуков, жуки и т.д.
Ход занятия
Ребята, сегодня я получила письмо от Незнайки. (Показывает письмо). Сейчас я его вам прочитаю.
«Здравствуйте ребята! Хочу, чтобы вы мне помогли узнать больше о почве и ее обитателях. Как же они там живут? Ведь в ней нет воздуха и пищи? Напишите мне ответ. Незнайка»
В. Ну что, поможем Незнайке? (ответы.)
Скажите, что такое почва? (Верхний плодородный слой Земли.) правильно, плодородие – главное свойство почвы. Вы уже знаете, что есть в почве? (Воздух, вода, перегной, песок, глина.) Еще раз убедимся в этом и докажем Незнайке, что в почве могут жить животные.
Опыт 1.
Бросим комочек почвы в воду. Что произошло? (Из почвы идут пузырьки, значит в почве есть воздух.)
Опыт 2.
Нагреем почву на огне и подержим над нагретой почвой холодное стекло. Что произошло? (стекло стало влажным.)
Вывод: в почве есть вода.
Опыт 3.
В воде размешать почву, профильтровать и поместить несколько капель на стекло, подержать стекло над огнем, чтобы испарилась вода. Что произошло? (Вода испарилась, на стекле остался налет, соль.)
Вот вы и доказали, что в состав почвы входит? (воздух, вода, соли, перегной, глина.)
В. Чтобы образовался плодородный слой почвы толщиной в 1 см нужно 250-300 лет. А разрушить его легко. Если уничтожить растения, почву разломает вода, выдует ветер. Почва состоит из двух компонентов –песка, соли. Воды, останками животных и растений. Все это необходимо для развития жизни на Земле. Растения и животные тесно связаны с почвой.
Как дышат растения? (Кислородом, который находится в почве.)
Верно, корни растений дышат воздухом и всасывают из почвы воду. Для каких животных почва является домом? (Ответы.) Для жучков, паучков, личинок, кротов. Эти животные делают в почве ходы, куда проникает воздух, измельчают почву, остатки растений. (Показ иллюстраций животных.)
Отгадайте загадку.
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда,
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем. (Крот.) (Показ картинки с изображением крота.)
Под землей живут кроты. Круглый год эти слепые землекопы роются в почве, выискивая всякую живность: насекомых, их личинок, дождевых червей. Если вы на лугу увидели кучки земли – это кротовины, которые говорят о присутствии кротов на лугу. (Показ картинки кротовинок.)
Почему крот слепой и не любит солнце? (Ответы.)
Крот подземное животное, под землей темно и кроту не нужно хорошее зрение. У крота очень чуткий нос, он различает запахи. Под землей холодно, и кроту помогает спастись от холода теплая шубка.
Отгадайте еще одну загадку.
Он носит поясок, хотя без рук, без ног. В земле живет, когда ползет рыхлит ее и удобряет. Так плодородье повышает. Кто это? (Ответы.) Правильно дождевой червяк.
Воспитатель показывает картинку с изображением червяка. Вносит баночку с землей и червяком. Предлагает внимательно рассмотреть червяка, понаблюдать, как он ползет.
В. Хорошо ли видит червяк? (Ответы.)
Червяк как и крот ничего не видит. Червяка долго нельзя держать без почвы, он может погибнуть, высохнуть без влаги. Если осторожно, одним пальцем провести по червяку от головного конца к заднему, а потом в обратном направлении, то его тело сначала покажется гладким и скользким, а потом шероховатым. (Дети проводят пальцем по телу червяка.)
По телу червяка проходят четыре ряда двойных щетинок, направленных назад. Значит, в первый раз мы гладили червя «по шерстке», а во второй – против. Эти щетинки помогают им проникать в глубь земли.
Попытаемся увидеть собственными глазами, как дождевые черви создают почву, плодородную землю.
Опыт 4
На дно банки насыпать почву, сверху слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3-5 дождевых червей. Слегка польем водой, поставим банку в темное, прохладное место. Посмотрим через 2-3 дня, что произошло в банке.
Ну, теперь вы многое знаете о почве и ее жителях. А теперь напишем ответ Незнайке. (Воспитатель под диктовку детей пишет ответ на письмо.)
Минеральное царство
Цель: Познакомить детей с полезными ископаемыми(нефть, сера, соль,газ, уголь). Выяснить какую роль они играют в жизни человека.
Материал: презентация к сказке о полезных ископаемых, картинки, фотографии с изображением полезных ископаемых.
Ход занятия
Презентация «Земная кора – это кладовая, где добывают полезные ископаемые: каменный уголь, нефть, мел, золото, алмазы, мрамор. Все это лежало глубоко под землей, а получается в результате взаимодействия стихий: воды, водуха, огня, земли.
Заспорили как-то раз полезные ископаемые, кто самый главный .
-Я, - говорит Соль, - без меня на земле каши не сварить.
- А без меня сваришь?- спрашивает Алюминий. Кастрюли то из меня делают.
- А на чем варить будете? – говорит Уголь.
И природный газ тут же!
- Без меня не обойтись.
- А чем огонь разожжете? – спрашивает Сера, - без меня ни одна спичка не загорится.
- А как крупу подвезти без топлива? – добавляет Нефть.
- И меня забывать нельзя, говорит Железо, из которого делают лопаты. – Прежде, чем кашу сварить, всех вас нужно еще из-под Земли выкопать.»
В. А вы как думаете, кто из них главный?
(Ответы детей)
Нефть, газ, уголь – еще называют природным топливом. Они образовались из остатков растений и морских животных много миллионов лет назад.
Уголь образовался из погибших огромных папоротников, которые спрессовались под тяжестью глины и песка.
Нефть образовалась из крошечных растений и морских животных, которые упали на морское дно. Спустя миллионы лет превратились в нефть. Природный газ произошел также как и нефть.
Сера – это минерал, (камень) который используют для удобрений, взрывчатых веществ, спичек. (Показ картинки)
Все эти полезные ископаемые нужны человеку. Углем и газом отапливают дома, заводы. Соль используют для приготовления пищи, а серу для производства спичек.
Но все ископаемые нужно добывать по немного из недр Земли, так как образовывались они в течении многих миллионов лет. Их запасы могу иссякнуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 1 "Страна волшебная - здоровье"
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗанятие 1 "Страна волшебная - здоровье"...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 Будем стройные и красивые
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 " Будем стройные и красивые"...
"Цикл игр - занятий по экспериментированию"
ФГОС До ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определенных компонентах, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской деятельности, организации решения по...
Цикл занятий, посвященный творчеству П.И.Чайковского "Детский альбом". Занятие третье " Игра в лошадки"
Новый взгляд на “Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского и иллюстраций, выполненных профессиональными художниками ...
Цикл занятий по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста.
Познакомить детей со значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей...