"Цикл игр - занятий по экспериментированию"
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
ФГОС До ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определенных компонентах, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской деятельности, организации решения познавательных задач, применение экспериментирования, использование проектирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_igr.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл игр-занятий по экспериментированию
Подготовила воспитатель МБДОУ «Ягодка» Ерошко Э.М.
Успешность эксперимента:
- Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
- Ребенок исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
- Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.
- Формы работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
- формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
- углублять представления о живой и неживой природе;
- способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
«Водичка, водичка»
Цель. Закрепление первоначальных представлений о воде (прозрачная,; течет, льется, журчит; нужна всем: людям, растениям, животным; воду пьют, ею умываются, в ней купаются).
Закаливание ребенка посредством игры с водой. Формирование представлений об отношении человека к воде и значимости ее для всего живого.
Ход игры-занятия
Предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию Ю.Васнецова к потешке «Водичка, водичка».
Взрослый. «Кто изображен на картинке? Что она (он) делает».
Ответы ребенка.
Взрослый. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели
чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Какую водичку ты видел, когда умывался, мыл руки, купался?
Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите ему.
Предложить умыть куклу. Медленно льем водичку над игрушечным тазиком, давая ребенку почувствовать значение слов «вода течет, журчит, булькает…»
В конце занятия разлить кипяченую воду из кувшина по стаканчикам, сопровождая действия словами «прозрачная», «журчит», «булькает».Вместе выпить воду.
«Напоим кукол»
Цель. Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.
Ход игры-занятия
Воспитатель предлагает детям напоить сидящих за столом кукол. Для этого они наливают воду в стакан доверху и предлагает ребенку быстрым шагом принести стакан с водой куклам. Затем воспитатель вместе с детьми выясняет, что произошло: вода пролилась на пол, на одежду, намочила руки. Почему это произошло? (стакан был слишком полный).
Почему вода может разливаться? (потому что она жидкая.)
Как же сделать так, чтобы вода не разливалась? ( Наполнить стакан наполовину и нести медленно).
Предложить детям попробовать.
Вывод. Если наполнить стакан водой, то жидкая вода будет в нем плескаться и разливаться.
«Песочек»
Цель. Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.
Ход игры- занятия. Воспитатель показывает детям емкость с песком и предлагает сунуть руки в него. Что это? (Песок) Достаньте ручки. Они мокрые? (Нет, сухие). Значит и песок сухой. Он не намочил руки. Стряхните ручки. Стали ручки чистыми? (Да). Это потому что песок сухой, он легко стряхивается с рук, затем налить в емкость с песком воду так, чтобы песок стал влажным, и снова предлагает детям сунуть в него руки. Какой стал песок? (Мокрый). А почему песок мокрый? (потому что его полили водой). Достаньте ручки, какие они? (мокрые, грязные) Стряхните ручки. Стали ручки чистыми? (Нет.). это потому что мокрый песок не стряхивается с рук. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми? (Помыть их водой)
«Песчинки»
Цель. Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.
Ход игры-занятия. Ребята. Что у меня в стаканчике? (Песок). Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка, нужно очень много песчинок. Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?
Вывод. Песок состоит из множества песчинок
«Поймаем воздух»
Цель. Дать представление о том, что воздух не виден.
Оборудование. Полиэтиленовый пакет
Ход игры-занятия. Воспитатель предлагает детям посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы и т.д.) а еще в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его, наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха). Опять наберем в пакет воздух и снова его выпустим (2-3раза)
Вывод. Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.
Этот же опыт можно проделать с воздушным шаром: сначала надуть его, а потом постепенно выпускать воздух из отверстия шара, направив на руку ребенка, чтобы он ощущал движение воздуха.
«Мой веселый звонкий мяч»
Цель. Дать представление о том, что мячик прыгает высоко. Потому что в нем много воздуха.
Оборудование. Два мяча: новый и старый проткнутый.
Ход игры-занятия. В какой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая. Может прыгать, катиться, ее можно бросать. Что это такое? (Мяч). Посмотрите, какой он большой. Упругий, как высоко прыгает. А вот если в мяче появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из мяча, и он уже не сможет прыгать. Воспитатель бьет мячом об пол. Предлагает постучать об пол разными мячами. Какой мяч прыгает лучше? (Большой , где много воздуха).
Вывод. Лодки могут передвигаться по воде при помощи ветра.
«Буря в стакане»
Цель. Дать представление о том, что воздух легче воды.
Оборудование. Стакан с водой, соломинка.
Ход игры-занятия. Воспитатель предлагает детям опустить соломинку в стакан с водой и подыть в нее. Что получается? Пузырьки воздуха вырываются на поверхность. Это происходит потому, что воздух легче воды.
Вывод. Если запустить в воду воздух, то он вырвется на поверхность, потому что он легче воды.
«Утопим игрушки»
Цель. Дать представления о том, что воздух легче воды.
Оборудование. Емкость с водой, резиновые игрушки.
Ход занятия. Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.
Вывод. Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.
«Заморозим»
Цель. Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.
Оборудование. Небольшая формочка с водой.
Ход занятия. Воспитатель набирает в формочку воду и предлагает детям потрогать ее, отмечая, что вода жидкая, льется, брызгает. Затем воспитатель ставит формочку с водой за окно (зимой) или в холодильник. Через некоторое время предложить детям, что стало с водой? Вода превратилась в лед. Она стала твердой, не льется и не брызгает. Почему? (потому что на улице холодно).
Вывод. Вода может быть твердой, когда превращается в лед. Это происходит, если очень холодно.
«Разогреем»
Цель. Дать представление о том, что лед может превращаться в воду.
Оборудование. Замороженная формочка с водой.
Ход занятия. Воспитатель показывает детям формочку со льдом. Уточняя состояние воды и причину этого состояния. Затем воспитатель ставит формочку со льдом в теплое место (на батарею) и через некоторое время предлагает детям посмотреть, что стало со льдом. (лед растаял и превратился в воду). Почему? (потому что было очень тепло)
Вывод. Лед может превращаться в воду. Это происходит, если очень тепло.
«Легкий – тяжелый»
Цель. Дать представления о том, что камни бывают легкие и тяжелые.
Оборудование. Три камня, резко контрастные по величине.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (большие и маленькие). Затем предложить ребенку взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее предложить взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (потому что камень очень тяжелый)
Вывод. Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.
«Бумажные листочки»
Цель. Дать представление о том, что бумага легкая.
Оборудование. Лист бумаги, емкость с водой.
Ход занятия. Показать детям лист бумаги и предложить определить, тяжелый он или легкий. Затем предложить проверить это положить лист бумаги на ладонь ребенку и предложить подумать на него. Что произошло? (листок слетел с ладони.) Почему?(потому что он легкий) далее опустить лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (листок плавает). Почему бумага не утонула? (потому что она легкая)
Вывод. Бумага легкая, ее можно сдуть, и она не тонет в воде.
«Лодочка, плыви»
Цель. Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
Оборудование. Таз с водой, бумажные лодочки.
Ход занятия. Воспитатель опускает лодочку на воду. Предлагает набрать побольше воздуха и подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (она плывет). Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем). Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру.
Вывод. Люди могут передвигаться по воде при помощи ветра.
«Горячо-холодно»
Цель. Формировать представление о температурных свойствах веществ и предметов.
Материалы. Емкости с водой разной температуры; ванночка.
Ход занятия. Дети рассматривают емкость с водой. Взрослый просит детей выбрать воду для умывания куклы (холодной водой умываться неприятно, горячей можно – можно обжечься, надо выбрать теплую), определив, какая вода в ведерках (осторожно потрогать не воду, а емкость, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Взрослый вместе с детьми выясняет, почему емкости имеют разную температуру( в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному). Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый предлагает детям добавить еще теплой воды. Но как ее получить? (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями температуры воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода ( она одинакова, так как без воды емкости быстро остыли). Взрослый с детьми обсуждают результат.
«Солнечные зайчики»
Цель. Расширять представление о свойствах света.
Оборудование. Зеркала.
Ход эксперимента. Скачут побегайчики,
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут.
Были тут, и нет их тут.
Показать детям, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик. Предложить детям пускать солнечные зайчики.
Надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении (а если прикрыть зеркало ладонью, солнечный зайчик спрячется)
Проведение игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его. дети выясняют, что играть с зайчиком сложно, от небольшого движения зеркала он перемещается на большое расстояние.
Предложить поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении. Зайчик не появляется, потому что нет яркого света.
В гости к Песочному Человечку.
Цель. Познакомить детей с центром песка и воды, правилами поведения в нем. Развивать представления детей о разнообразии окружающего мира. Свойствах песка и воды. Снизить психофизическое напряжение детей.
Оборудование. Песок, вода. Игрушка песочный человечек. Формочки и мелкие предметы для игр.
Ход занятия
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какой красивый песок. Вы ведь с ним уже знакомы, вы играли с ним в песочнице и на пляже. Поэтому вы сами можете сказать, что песок – это…
Дети. Много маленьких песчинок.
- Он похож на солнышко.
- Он живет в море.
- И в пустыне, где ничего не растет.
- Из него строят дома.
- Он хороший…
Воспитатель. А чему песок может научить людей?
Дети. Строить дома, рассказать о море или озере, где он живет, ходить по пустыне и т.д.
Воспитатель. Песок пришел к нам, чтобы поведать тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице живет хранитель песка – Песочный Человек. Он очень веселый. Знает много игр. Но рассказать свои секреты он сможет только тем. Кто готов выполнять определенные правила. Песочный Человечек редко показывается людям. Но если мы настоящие волшебники, то сможем его увидеть. Для этого давайте встанем вокруг песочницы. Возьмемся за руки и назовем свои имена. (Дети по очереди представляются.)
А теперь давайте поведаем Песочному Человечку о наших добрых делах. Но давайте договоримся , что каждый рассказывает о добрых делах другого. (Дети рассказывают.)
Ребята! А теперь давайте положим ладошки в песочницу, закроем глаза и скажем волшебные слова:
В ладошки наши посмотри.
В них доброту, любовь найди.
Песочный Человечек. Приди!
(звучит музыка, и в руках взрослого появляется кукла в золотой одежде.)
П е с о ч н ы й Ч е л о в е ч е к.
Я вас слышал, я вас слушал.
Вы такие молодцы.
Вы волшебники, творцы.
Я открою вам секрет,
Только надо знать при этом
Правила моей страны,
Очень все они просты!
Я сейчас их расскажу,
Крепко выучить прошу!
Что, готовы мне внимать?
Значит можно начинать!
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться. Драться
И в глаза песком швыряться.
Можно строить и чудить
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Никого не обижать.
Стран чужих не разорять.
Песок – мирная страна.
Дети. Поняли меня?
Дети. Да!
Песочный Человечек. А теперь давайте начнем делать чудеса. Вы мне уже рассказали о себе много интересного. А теперь мне хотелось бы увидеть как выглядят дома, в которых вы живете. Постройте их, пожалуйста, из песка.
( Дети с удовольствием начинают строительство. После того, как работа закончена, дети рассказывают о своих постройках.)
Воспитатель. Посмотрите, какой интересный у нас получился городок, а в нем все разные, не похожие друг на друга дома. Молодцы, мои юные волшебники!
Ребята. А чтобы вновь вернуться и делать новые чудесные постройки, надо разровнять песок, положить ладошки в песочницу и сказать:
В ладошки наши посмотри,
Мудрее стали ведь они.
Спасибо, милый наш песок,
Ведь ты нам подрасти помог!
Произнося эти слова, дети прощаются с песочным человечком.
Тема: «Когда льется, когда капает»
Педагогические цели: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие»
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, СЭБТ.
Средства реализации: на каждого ребенка – пипетка, две мензурки, целлофановый пакетик, губка из поролона, розетка, лист бумаги, карандаши.
Исследовательская деятельность
Воспитатель создает игровой момент – предлагает детям опустить в воду ладони, зачерпнуть воды и поднять вверх и вновь погрузить в воду, поиграть с водой.
Дети определяют, когда вода капает. А когда льется.
1-й эксперимент.
Воспитатель делает отверстия в каждом пакетике с водой, дети его поднимают над розеткой.
- Что происходит? (Вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки.)
- В мензурку накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капала: из пакетика или пипетки, почему?
2-й эксперимент.
- Из одной мензурки перелить воду в другую. Вода быстрее наливается, когда капает или когда льется?
3-й эксперимент
- Погрузить губку в мензурку с водой, вынуть. Что происходит? (Вода сначала вытекает, затем капает.)
Воспитатель предлагает нарисовать результаты эксперимента.
Итог исследования.
- Вода льется при переливании из одного сосуда в другой, в ручейке, водопаде, из крана.
- Вода капает из пипетки, с крыши домов, листьев после и во время дождя, таяния сосулек.
- Звуки воды положительно влияют на здоровье человека.
Литература:
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В.Нищева – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.
- Деятельность дошкольника в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов / авт.-сост. М.П. Костюченко, Н.Р.Камалова. – Волгоград: Учитель, 2016.
- Неизведанное рядом: «Опыты и эксперименты для дошкольников» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл комплексных занятий по теме "Театрализованные игры на музыкальных занятиях как средство формирования эмоциональной отзывчивости на музыку".
Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...
Цикл игр-занятий по окружающему миру с элементами экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста
Подборка игр-занятий...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
"ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ" для детей 5-7 лет...
Цикл занятий по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста.
Познакомить детей со значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей...
Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию
Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию...
«Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию». Конспекты занятий.
laquo;Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию».Конспекты занятий. Занятие № 1. Тема: «Вода».Задачи:образовательные:- познакомить детей со следующими свойст...
Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию
Разработанные конспекты занятий способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников средствами детского экспериментирования....