Рабочая программа во второй младшей группе от 3-х до 4-х лет на 2015- 2016 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме

Рабочая программа во второй младшей группе от 3-х до 4-х лет на 2015- 2016 учебный год по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx105.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 комбинированного вида 2 категории «Колосок» города Алейска Алтайского края

Принято

на заседании

педагогического света № ___

МБДОУ №10

«___» _____________ 2015 г.

                                                         «Утверждаю»

                                                    Заведующий МБДОУ №10

                                       ___________ Л.Ф. Киселёва

                                     «___» _____________ 2015 г.

Рабочая программа

во второй младшей группе от 3-х до 4-х лет

на 2015- 2016 учебный год

Составили воспитатели:

Нестеренко И.А.

Черепанова О.А.                                                                                                                          

г. Алейск   

Содержание

I. Целевой раздел программы                                                                                                       3

1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы                                              3                  

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.                                      4

1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста.   5

1.4. Планируемые результаты освоения Программы.                                             6

II.Содержательный раздел.                                                                                                           9

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.                9

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Рабочей Программы педагога МБДОУ детский сад №10                                                                                    12

III.Организационный раздел.                                                                                                      14

3.1. Распорядок дня и/или режим дня во всех группах детского сада.                  14

  1.  Модель воспитательно-образовательного процесса второй младшей группы 17
  2. Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды во второй младшей группе                                       27
  3. Описание материально-технического обеспечения программы                      30

Приложение 1. Комплексно – тематическое планирование.                                                  32

Приложение 2. Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы         35

Приложение 3. План кружковой работы «Юный эколог» во второй младшей группе   36

I. Целевой раздел программы (обязательная часть)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ детский сад №10 комбинированного вида  2 категории города Алейска алтайского края и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе младшего дошкольного возраста (3-4лет).

1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель Программы – создание условий и организация образовательного процесса, которые позволят решить следующие задачи:

  1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3. Обеспечения преемственности целей, задач, и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного образования);
  4. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  5. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе художественно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  6. Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  7. Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  8. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  9. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет, в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.

Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
  • на решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа разработана на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155;

С использованием следующих нормативов:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.

№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Программа разработана с учетом:

  • Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Николаева С.Н. Юный эколог- М: Мозаика – Синтез, 2002;
  • Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду- М: Мозаика – Синтез, 2008;
  • Меремьянина О.Р., Суворова С.А.  Давайте сохраним…- Барнаул: АКИПКРО, 2007

1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста.

МБДОУ детский сад №10 функционирует в режиме 12-часового пребывания воспитанников в период с 7-30 до 19-30 при 5-дневной рабочей неделе. Рабочая Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.

Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом основной программы МБДОУ детский сад №10. Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема. Иные 40% составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, художественно-эстетическое развитие воспитанников, поддержку детской инициативы и свободной спонтанной игры.

МБДОУ детский сад №10 г. Алейска находится в отдельно стоящем двухэтажном здании. Территориальное расположение в центральной части г. Алейска. В микрорайоне имеются объект промышленного производства, крупные культурно-массовые и спортивные центры (музеи, стадион, центр детского творчества, центральная детская библиотека). В шаговой доступности парковая зона. В нескольких кварталах расположено МБОУ СОШ № 2, спортивная школа. В рамках расширения образовательного пространства детей осуществляется сотрудничество с Центром детского творчества г. Алейска, городской библиотекой, МБОУ СОШ № 2.

Сведения о семьях воспитанников

Педагоги 2 младшей  группы МБДОУ детский сад №10 строят свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьёй. Во второй  младшей группе изучается контингент родителей, социальный и образовательный статус членов семей воспитанников

По возрасту

По образованию

До 30

31-40

41-50

51-60

высшее

Н. выс.

Ср.спец.

Среднее

Отцы

18,2%

59,1%

18,2%

4,5%

36,2%

0%

22,7%

41,1%

Матери

24%

72%

4%

0%

44%

0%

32%

16%

Социальный статус семей (количество)

Статус

Отцы

Матери

Служащие

22,8%

28%

Рабочие

72,7%

48%

Бизнесмены

4,5%

4%

Занятые домашним хозяйством

0%

20%

Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников.

Вторую младшую группу общеразвивающей направленности МБДОУ детский сад №10 на 01.09.2015 года посещают – 32 воспитанников в возрасте 3-4 лет. Из них – 12 девочек, и 20 мальчиков.

Анализ показателей состояния  здоровья воспитанников второй младшей группы МБДОУ детский сад №10, а также особых образовательных потребностей на 2015-2016 учебный год

Число

 часто болеющих детей (ЧБД)

Дети по группам здоровья

Число детей с хроническими заболеваниями

Число детей с ОВЗ

Ф.И.О., ребёнка, диагноз

Число детей нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении

(на основе выписки ПМПК)

1

2

3

2

-

-

1.4. Планируемые результаты освоения Программы.

Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п. 4.1. ФГОС ДО).

В соответствии с п. 4.5 ФГОС ДО целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

  • аттестацию педагогических кадров;
  • оценку качества образования;
  • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников СП.

Решением педагогического совета № 1 («Установочный) (протокол № 1 от 26 августа 2015 года), планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) проводятся 2 раза в год:

  • с 1 по 11 сентября (первичный);
  • с 16 по 31 мая (итоговый);

Целевые ориентиры детей второй младшей группы

К 4 годам:

-Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.

-Активно участвует в разнообразных видах деятельности, в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве. Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживает героям

-Охотно включается в совместную деятельность с взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов.

Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности

-Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке

-Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями

-Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Ребенок проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм

-Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой)

-Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения. Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира

-Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.).

-Узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий.

-Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения, их действия, яркие признаки внешнего вида.

-Способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы научился («строить дом»). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.);

о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности.

Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда.

Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.

Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в других странах представлениями из области живой природы, естествознания,

-Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого

II.Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

        Содержательный раздел разработан и сформирован с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»…… 2014г.

        Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка соответствует программе «От рождения до школы».

Направления развития

Описание образовательных областей (направлений развития дошкольников) в соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6)

Содержание в контексте программы «От рождения до школы»

Социально-коммуникативное развитие;

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности.

Познавательное развитие

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Приобщение к социокультурным ценностям.

Формирование элементарных математических представлений.

Ознакомление с миром природы.

Речевое развитие

владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие речи (развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь).

Художественная литература.

Художественно-эстетическое развитие

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность.

Конструктивно-модельная деятельность.

Музыкально-художественная деятельность.

Физическое развитие

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

Соотнесение направлений развития ребенка и разделов рабочей программы педагога

Образовательные области

(ФГОС ДО)

Содержательный модуль

Социально-коммуникативное развитие -

  • Социализация
  • Безопасность
  • Труд

Познавательное развитие

Познание

Речевое развитие

  • Коммуникация
  • Чтение художественной литературы

Художественно-эстетическое развитие

  • Художественное творчество
  • Музыка

Физическое развитие

  • Физическая культура
  • Здоровье

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Рабочей Программы педагога МБДОУ детский сад №10

Содержание образовательного процесса осуществляется с учетом основных видов детской деятельности дошкольника.

Образовательные направления развития

Содержание образовательных областей

Деятельностный модуль

Виды детской деятельности (ФГОСДО п. 2.7)

Формы и приемы организации образовательного процесса

Социально-коммуникативное развитие

 

«Социализация»

«Безопасность»

«Труд»

игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Познавательное развитие

«Познание»

познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Речевое развитие

 «Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

восприятие художественной литературы и фольклора

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Художественно-эстетическое развитие

«Художественное творчество»

«Музыка»

изобразительная (рисование; лепка, аппликация)

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Физическое развитие

«Физическая культура»

«Здоровье»

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Вариативность форм образовательной деятельности

Виды деятельности

Возможные формы работы

Игровая

Сюжетные игры. Игры с правилами.

Коммуникативная

Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры. Игры с правилами.

Трудовая

Совместные действия. Дежурство. Поручение. Задание. Реализация проектов.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Реализация проекта. Игры с правилами.

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов.

Музыкально - художественная

Слушание. Исполнение. Импровизация. Экспериментирование. Подвижные игры (с музыкальным сопровождением). Музыкально – дидактическая игра.

Чтение

Чтение. Обсуждение. Разучивание.

Двигательная

Подвижные дидактические игры. Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения. Соревнования.

Решение программных образовательных задач осуществляется в ходе:

  • образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности,
  • режимных моментов,
  • самостоятельной деятельности детей,
  • взаимодействия с семьями детей и другими социальными партнерами.

Система образовательной деятельности педагога

образовательная деятельность

В ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие

с семьями воспитанников

  • Занятия
  • Игры разной направленности
  • Проектная деятельность
  • Беседы,
  • экскурсии,
  • чтение, подвижные и спортивные игры,
  • физические упражнения,
  • тренинги,
  • проблемные ситуации,
  • опытно-экспериментальная деятельность

Сюжетно-ролевые, спортивные, подвижные, дидактические игры; продуктивная деятельность, театрализованная деятельность

Участие в управлении ДОУ (родительские комитеты групп, родительский комитет сада), коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, совместные мероприятии, социологические исследования, мониторинг семей.

III.Организационный раздел.

  1. Распорядок дня и/или режим дня во всех группах детского сада.

Организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.

Режим дня МБДОУ детский сад №10 составлен в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049 – 13, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Режим работы МБДОУ детский сад №10 – 12 часов. Режим дня построен с учётом естественных ритмов физиологических процессов детского организма. Он соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.

Режим дня в ДОУ имеет рациональную продолжительность и предполагает разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение их пребывания в учреждении. Режим дня во всех возрастных группах ДОУ соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.

Режим дня является основой организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии со временем пребывания ребенка в группе - 12 часов при пятидневной рабочей неделе.

Режимы в ДОУ составляются на холодный и теплый период времени года, на период адаптации, каникулярный и карантинный период в соответствии с СанПиН 2.4.1. 3049-13.

На основании требований СанПиН 2.4.1.3049-13. в режим всех возрастных групп введен второй завтрак.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов.

 Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3- 4 часа, включая утренний прием детей на улице, а также НОД по физическому развитию, проводимую на открытом воздухе. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - перед уходом детей домой. (При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20°С и скорости ветра более 15 м/с.).

 Продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста 2,0 - 2,5 часа.

РЕЖИМ ДНЯ МБДОУ детский сад №10

Холодный период года – с 12 часовым пребыванием детей в ДОУ.

Режимные моменты

время

Приём детей (осмотр, самостоятельная деятельность, игры)

7:30 – 8:00

Утренняя гимнастика

8:00 – 8:10

Подготовка к завтраку

8:10 – 8:20

Завтрак

8:20 – 8:40

Подготовка к занятиям

8:40 – 8:50

Занятие 1

8:50 – 9:05

Занятие 2

9:15 – 9:30

Игры, самостоятельная деятельность

9:30 – 9:45

Подготовка к прогулке

9:45 – 9:55

Прогулка*

9:55 – 11:45

Возвращение с прогулки

11:45 – 11:55

Подготовка к обеду

11:55 – 12:05

Обед

12:05 – 12:35

Подготовка ко сну

12:35 – 12:45

Сон

12:45 – 15:15

Подъём, закаливание

15:15 – 15:25

Подготовка к полднику

15:25 – 15:35

Полдник

15:35 – 15:50

Совместно-содержательная деятельность

15:50  - 16:05

Подготовка к прогулке

16:05 – 16:1 5

Прогулка *

16:15 – 17:25

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

17:25 – 17:35

Ужин

17:35 – 17:55

Игры, самостоятельная деятельность,  уход детей домой

17:55 – 19:30

*при благоприятных погодных условиях

РЕЖИМ ДНЯ МБДОУ детский сад №10

Теплый период года – с 12  часовым пребыванием детей в ДОУ.

Режимные моменты

Время проведения

Приём детей на свежем воздухе

7:30 – 8:20

Утренняя гимнастика на свежем  воздухе

8:20 – 8:25

Подготовка к завтраку

8:25 – 8:30

Завтрак

8:30 – 8:50

Игры, самостоятельная деятельность

8:50 – 9:20

Подготовка к прогулке

9:20 – 9:30

Занятие  на свежем воздухе*  

9:30 – 9:40

Прогулка*

9:40 – 11:10

Возвращение с прогулки

11:10 – 11:20

Обед

11:20 – 11:50

Подготовка ко сну

11:50 – 12:00

Сон

12:00 – 15:00

Подъём, закаливание

15:00 – 15:20

Подготовка к полднику

15:20 – 15:25

Полдник

15:25 – 15:40

Подготовка к прогулке

15:40 – 15:50

Прогулка ⃰

15:50 – 17:20

Подготовка к ужину

17:20 – 17:30

Ужин

17:30 – 17:50

Игры,  самостоятельная деятельность

17:50 – 18:10

Вечерняя прогулка*, уход  детей домой

18:15 – 19:30

⃰   - при благоприятных погодных условиях

  1. Модель воспитательно-образовательного процесса второй младшей группы

Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе МБДОУ детский сад №10  организован с учётом особенностей города Алейска и Алтайского края. При разработке планирования образовательного процесса учитывались климатические условия Алейска: непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию в большей её части вынесена на воздух, утренний прием детей дошкольного возраста также проводится на воздухе.

При осуществлении воспитательно-образовательного процесса также учитываются экологические и природные особенности местонахождения детского сада, что позволяет вести углубленную эколого-образовательную и эколого-оздоровительную работу.

 В целях ознакомления воспитанников с культурно-историческими, природно-климатическими, экологическими, национально-культурными и этнокультурными особенностями региона в детском саду создана и используется развивающая среда.

 В настоящее время педагогическим коллективом МБДОУ детский сад №10 накоплен богатый опыт воспитательно-образовательной работы; есть признание и востребованность социума, образовательные запросы родителей удовлетворяются, реализуются индивидуальные возможности детей, педагогов, родителей.

 Востребованность МБДОУ детский сад №10 ежегодно подтверждает социальный заказ на его образовательные услуги:

  1. Общее развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста;
  2. Помощь семье в воспитании и развитии детей, имеющих проблемы речевого развития (ОНР);
  3. Дополнительные разнонаправленные услуги (художественно – эстетического, физкультурно–оздоровительного, социально-педагогического направлений, социально–психологическая помощь детям и их семьям).
  4. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

Цели и задачи воспитательно-образовательного процесса с приоритетом экологического воспитания дошкольников (формирование элементарных экологических представлений).

Цель:

  • формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу
  • развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных  при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной. 

Для достижения целей первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • интеграция образовательных областей, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Задачи:

  • Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности  живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
  • Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;  животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
  • Прививать практические навыки и умения  по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
  • Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
  • Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

Воспитательно-образовательный процесс построен на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

- при разработке и реализации Рабочей Программы второй младшей группы учтены принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в Образовательной программе означает:

- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования происходит через связь всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.

 Соблюдение принципа преемственности осуществляется не только и не столько в процессе овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько при формировании у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

 Содержание Образовательной программы дошкольного образования основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  • формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей

 Структура воспитательно-образовательного процесса в режиме дня

с 12 часовым пребыванием детей в МБДОУ детский сад №10

Утренний блок

с 7.30 до 8.55

  • взаимодействие с семьёй
  • игровая деятельность
  • физкультурно-оздоровительная работа
  • завтрак
  • совместная деятельность воспитателя с детьми в ходе режимных процессов
  • индивидуальная работа
  • самостоятельная деятельность детей по интересам
  • различные виды детской деятельности по ознакомлению с родным краем

Дневной блок

с 8.55 до 15.30

Вечерний блок

с 15.30 до 19.30

  •  игровая деятельность
  •  непосредственно образовательная деятельность
  • второй завтрак
  • прогулка: физкультурно-оздоровительная работа, совместная деятельность воспитателя с детьми по реализации проектов, экспериментальная и опытническая деятельность, трудовая деятельность в природе, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей по интересам
  •  различные виды детской деятельности по ознакомлению с родным краем
  •  игровая деятельность
  • физкультурно –оздоровительная работа
  • совместная деятельность воспитателя с ребенком
  • индивидуальная работа
  • прогулка
  • свободная самостоятельная деятельность детей по интересам
  •  различные виды детской деятельности по ознакомлению с родным краем.
  • кружковая деятельность
  • взаимодействие с семьёй

Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Образовательная деятельность органично сочетается с другими формами организации детей и позволяет детям использовать приобретённые знания, навыки и умения в самостоятельных играх, продуктивных видах деятельности, в театрализованной и музыкальной деятельности.


Формы образовательной деятельности.

Виды детской деятельности

Формы работы

Планирование

 Самостоятельная деятельность детей

ежедневно

 Совместная деятельность взрослого и детей

 

Двигательная

 

  • Подвижные игры с правилами
  • Подвижные дидактические игры
  • Игровые упражнения, соревнования

ежедневно

 Игровая

  • Сюжетные игры
  • Игры с правилами
  • Игровые обучающие ситуации

ежедневно

Художественно –

продуктивная

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
  • Реализация проектов

ежедневно

Восприятие художественной литературы

  • Чтение
  • Обсуждение
  • Разучивание

ежедневно

Познавательно-

исследовательская

  • Наблюдение
  • Экскурсия
  • Решение проблемных ситуаций
  • Экспериментирование
  • Коллекционирование
  • Моделирование

ежедневно

Коммуникативная

 

  • Беседа
  • Ситуативный разговор
  • Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

ежедневно

Музыкально –

творческая

 

  • Музыкально-дидактические игры, упражнения
  • Исполнение,
  • Слушание,
  • Импровизация
  • Разучивание танцев
  • Театрализованная деятельность
  • Развлечения, праздники

ежедневно

 

 Объем учебной нагрузки в течение недели, включающий реализацию дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста, определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Возрастная группа

Объём образовательной нагрузки в неделю включая кружок

Продолжительность образовательной деятельности

3-4 года

2 ч 45 мин.

15 мин (10 раз в неделю)

 Образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста осуществляется в первой половине дня. Ее продолжительность составляет 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

 Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста проводят:

- для детей 4-го года жизни - 1 раз в неделю продолжительностью не более 15 минут.

В середине времени, отведённого на непрерывную непосредственно образовательную деятельность, проводятся физкультминутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют 10 минут.

В летний период и в период зимних каникул непосредственно образовательная деятельность не проводится; увеличивается продолжительность прогулки, проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии.

Базисный учебный план МБДОУ детский сад №10, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми.

В Плане предложено распределение количества НОД, дающее возможность МБДОУ строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

В соответствии с пунктом 2.5. ФГОС ДО: «Программа может реализовываться в течении всего времени пребывания детей в Организации». В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО:  «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  1. Социально-коммуникативное;
  2. Познавательное развитие;
  3. Речевое развитие;
  4. Художественно-эстетическое развитие;
  5. Физическое развитие;

В соответствии с пунктом 2.7. ФГОС ДО:  «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмов развития ребёнка»).

На основании вышеизложенного:

Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» примерной программы «От рождения до школы» реализуются в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ д/с № 10 в различных видах деятельности. (п.2.5. ФГОС ДО).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» образовательной программы, реализуется в течении всего времени пребывания детей в МБДОУ детский сад №10 в совместной образовательной деятельности во всех возрастных группах

Образовательная область «Познавательное  развитие» образовательной программы реализуется через авторскую программу экологического воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Юный эколог» (С.Н.Николаева).

Таким образом, объём обязательной части образовательной программы МБДОУ детский сад №10 составляет - не менее 60% от её общего объёма; части формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Учебный план МБДОУ детский сад №10 на неделю.

Возраст детей

3 – 4 лет

Длительность занятий (минуты) в соответствии СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.

15 мин.

Количество условных часов занятий в неделю

10

Обязательная часть (Не менее - 60%)

Образовательные области.

Количество занятий

«Познавательное развитие»

2,25

Ребенок и окружающий мир.

0,75

Формирование элементарных математических представлений.

1

Конструирование и ручной труд

0,5

« Речевое развитие»

1

Развитие речи

0,5

Художественная литература

0,5

«Физическое развитие»

3

 Художественно-эстетическое развитие: ВСЕГО:

3,5

Рисование

0,5

Лепка

0,5

Аппликация

0,5

«Музыка»

2

Часть, формируемая участниками образовательных отношений  (не более - 40%)

Познавательное развитие

1,25

Формирование элементарных экологических представлений

0,25

Кружок «Юный эколог»

1

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий второй младшей группы

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией комплексно-тематического построения Программы.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:

  • явлениям нравственной жизни ребенка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);
  • окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
  • миру искусства и литературы (Дни музыки, детской книги, театра и др.);
  • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
  • наиболее «важным» профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);
  • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

Особенности организации образовательной деятельности в процессе подготовки и проведения праздников и традиций. 

Образовательная деятельность:

  • имеет социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
  • формы подготовки и проведения носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи образовательной деятельности нескольких образовательных областей;
  • предполагает многообразие форм подготовки и проведения праздников;
  • обеспечивает возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
  • выполняет функцию сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей детей).

В основу организации образовательного содержания ставится тема, выступающая как сообщаемое знание и представляемая в эмоционально-образной форме. Содержание образования проецируется на предметную среду. Педагог организует предметную среду, подбирает развивающий материал.

На основе Перечня праздников (событий) осуществляется комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

  • физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);
  • спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);
  • соревнования;
  • дни здоровья;
  • тематические досуги;
  • праздники;
  • фестивали;
  • театрализованные представления;
  • смотры и конкурсы;
  • экскурсии.

План работы с родителями во второй младшей группе на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Форма работы

Сентябрь

1

Оформление папки-передвижки «Адаптация ребенка в ДОУ»

2

Оформление родительского уголка «Режим дня», Сетка –расписание

3

Анкетирование родителей «с какой целью отдаете ребенка в ДОУ?»

4

Неделя акции «Внимание, дети!». Консультация для родителей «Уроки светофора». Конкурс рисунков на тему ПДД.

5

Инструктаж по ПДД с родителями. Оформление листов безопасного движения дом- детский сад

6

Общее родительское собрание

7

Групповое родительское собрание «Особенности развития детей младшего дошкольного возраста»

Октябрь

1

Консультация для родителей «Режим дня»

2

Оформление папки-передвижки «Памятка для родителей» (взаимоотношения ребенка с родителями)

3

Информация «Пожелания детей – родителям»

Ноябрь

1

Оформление папки-передвижки «Зачем нужны прививки»

2

Клуб «Здоровье детей». Семинар на тему «Что можно использовать в межсезонье, чтобы не болеть»

3

Оформление папки «Поздравляем наших мам с Днем матери»

Декабрь

1

Родительское собрание на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 3-4 лет»

2

Информация для родителей «Что нужно читать детям», «Обсудим вместе»

3

Рекомендация для родителей «Зимние забавы»

4

Инструктаж родителей по проведению новогодних праздников

Январь

1

Оформление папки-передвижки «Безопасность ребенка»

2

Клуб «Здоровье детей». Памятка «Формирование правильной осанки»

Февраль

1

Консультация на тему «Организация сна»

2

Родительское собрание «Экологическое воспитание в жизни наших детей»

3

Оформление родительского уголка к празднику «День защитников Отечества»

Март

1

Консультация на тему «Вместе с ребенком всей семьей»

2

Оформление родительского уголка к празднику «Женский день 8 Марта»

3

Совместный досуг «Мама милая моя»

Апрель

1

Папка-передвижка «Воспитываем не наказывая»

2

Информация для родителей «Будь здоров – не кашляй»

3

Папка-передвижка «Воспитываем юных экологов»

Май

1

Общее родительское собрание «Об итогах работы за год»

2

Выставка детских работ «Как мы научились рисовать»

  1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды во второй младшей группе

Предметно-развивающая среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. ДОУ предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома).

Пространство групп организовано в виде разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т.п.). Все предметы доступны детям. Оснащение развивающих центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия, которые обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Создавая предметно-развивающую среду в группах, педагоги учитывают особенности своих воспитанников: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, пол, личностные качества, что способствует занятости детей по их интересам, склонностям, способностям; позволяет им спокойно себя чувствовать в помещениях детского сада. Немаловажную роль играет природная среда. Обладая релаксирующим воздействием на ребёнка, она активизирует любознательность, внимание, экспериментирование детей. Живые зелёные островки растений в групповых помещениях благоприятно действуют на нервную систему детей, вызывают желание заботиться о комнатных растениях.

В процессе проектирования среды продуманы варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:

  • времени - обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение учебного года;
  • освоенности - с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного;
  • стратегического и оперативного изменения - по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания.

Развивающая среда построена на следующих принципах:

  • Принцип обеспечения половых различий.
  • Предполагает наличие материалов и предметов, стимулирующих деятельность, в процессе которой происходит осознание ребенком принадлежности к определенному полу, возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности
  • Принцип эмоциональной насыщенности и выразительности ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми. Рассматривается, как способность среды воздействовать на эмоции ребенка. Окружение должно давать ему разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, возможность прожить и выразить свои чувства в какой-либо деятельности, побуждать к освоению полюсов «добро — зло», «прекрасно – безобразно» и пр.

Реализация вышеперечисленных компонентов среды позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и оказывает благоприятное воздействие на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. (п.3.3.2. ФГОС ДО)

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: (п.3.3.3. ФГОС ДО)

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

Состояние предметно-пространственной развивающей образовательной среды в МБДОУ детский сад №10 г. Алейска соответствует санитарным нормам и правилам и проектируется на основе:

  • реализуемой в детском саду образовательной программы дошкольного образования;
  • требований нормативных документов;
  • материальных и архитектурно-пространственных условий;
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • общих принципах построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

 Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в ДОУ позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием и т.д.

 В детском саду имеются функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети:

  1. Музыкальный (физкультурный) зал;
  2. библиотека
  3. кабинет логопеда
  4. кабинет психолога
  5. кабинет дефектолога
  1. Описание материально-технического обеспечения программы.

Обеспеченность методическими  материалами обучения и воспитания программы

Комплексная программа:

№ п/п

Наименование программы

Авторы

Выходные данные

Гриф

1

«От рождения до школы»

Е.Н.Веракса

(http://www.firo.ru/?page_id=11684).

Парциальные программы:

Наименование программы/направление

Авторы

Гриф

1.

Юный эколог- М: Мозаика – Синтез, 2002

Николаева С.Н.

Одобрено Министерством образования РФ

Методическое обеспечение

Направления развития ребенка

 Методическое обеспечение

Дошкольный возраст

Физическое развитие

1.Пензулаева Л.И Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.- М.:МОЗАЙКА-ССИНТЕЗ,2010

2.Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Физическая культура. Утренняя гимнастика.. практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж:ИП Лакоценин С.С., 2009.

Социально-личностное развитие

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2010

Познавательное развитие

1.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2010;

2.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2011;

3.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2006;

4.минкевич Л.В. Математика в детском саду,вторая младшая группа –М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003»,2012

5. В.Н. Кострыкина, Г.П. Попова организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа – Волгоград: Учитель, 2014

6. З.А. Ефанова познание предметного мира. Вторая младшая группа – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2012

7. Соломенникова О.А Экологическое воспитание в детском саду- М: Мозаика – Синтез, 2008;

8. Меремьянина О.Р., Суворова С.А.  Давайте сохраним…- Барнаул: АКИПКРО, 2007

Художественно-эстетическое развитие

1.Комарова Т.С. занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского  сада. Конспекты занятий. – 2-е издание, исправленное. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2010

2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа .(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие.-М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014

3.Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2007.

4.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2011.

5.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2007

Речевое развитие

1.Гербова В.В.Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий.-2е изд.,испр. И доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2010

2.Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» во второй младшей группе детского сада.- Ворож ИП. Лакоценина Н.А. 2012

3. конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Авт- сост АДЖИ А.В.- Воронеж: ТЦ «УЧИТЕЛЬ», 2006

Приложение 1.

Комплексно – тематическое планирование.

№, месяц

Название занятия

Цель

Литература

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь. Занятие 1.

Овощи с огорода

Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь). Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка».

О. А. Соломенникова (стр. 8)

Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Инсценировка сказки «Репка». Заучивание русской народной песенки «Огуречик, огуречик…». Аппликация «Овощи лежат на круглом подносе».

Октябрь

Занятие 2

Меняем воду в аквариуме

Расширять знание детей о декоративных рыбках. Дать элементарные представления об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру.

О. А. Соломенникова (стр. 9)

Рассматривание рыбки в аквариуме, кормление рыбки. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка». Рисование рыбки в аквариуме.

Ноябрь

Занятие 3.

В гостях у бабушки.

Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным.

О. А. Соломенникова (стр. 12)

Чтение произведений о домашних животных. Беседы о животных. Игры с игрушечными животными. Разучивание потешки «Ладушки». Чтение потешек «Курочка- рябушечка», «Кисонька- мурысонька», «Жили у бабуси…». Рассказывание стихотворений В. Берестова «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки». Лепка «Колобок», «Подарок любимому щенку (котенку)». Рассматривание картин из серии домашние животные.

Декабрь

Занятие 4

Покорми птиц зимой

Закреплять знание детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.

О. А. Соломенникова (стр. 15).

Наблюдения за птицами, прилетающими на участок. Кормление птиц. Подвижные игры «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот». Рисование «Украсим дымковскую уточку».

Январь

Занятие 5

В январе, в январе, много снега во дворе…

Уточнять знание детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.

О. А. Соломенникова (стр. 17)

Чтение стихотворений Я. Акима «Первый снег». Наблюдения за падающим снегом. Лепка снеговика. Заучивание стихотворения «Наша елка» (в сокращении) Е. Ильиной. Пение песни «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. Клоковой. Рисование «Снежные комочки, большие и маленькие». Аппликация «Снеговик». Лепка «Маленькие куколки гуляют на снежной поляне».

Февраль

Занятие 6

У меня живет котенок

Продолжать знакомить детей с домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться полученными впечатлениями.

О. А. Соломенникова (стр. 18)

Рассматривание игрушечного котенка. Беседа о домашних животных, которые живут у ребят дома. Рисование клубка для котенка. Заучивание русской народной песенки «Как у нашего кота». Чтение песенки «Кисонька- мурысонька». Лепка «Подарок любимому котенку», «Воробушки и кот». Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?

Март

Занятие 7

Уход за комнатным растением

Расширять представления детей о комнатных растениях (кливии). Закреплять умение поливать растение из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.

О. А. Соломенникова (стр. 20)

Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение трудовых поручений. Аппликация «Цветы в подарок маме, бабушке».

Апрель

Занятие 8

Прогулка в весеннем лесу

Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе.

О. А. Соломенникова (стр. 22)

Наблюдения в природе. Игра «Солнышко и дождик». Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Чтение произведений о животных. Лепка «Зайчик». Рисование «Светит солнышко», «Деревья на нашем участке», «Идет дождь». В зале оформлена панорама весеннего леса.

Май

Занятие 9

Экологическая тропа.

Расширять знание детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посаде деревьев. Формировать трудовые навыки

О. А. Соломенникова (стр. 24)

Наблюдения в природе. Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание иллюстраций. Рисование «Одуванчики в траве», «Деревья на нашем участке»

Приложение 2.

Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы

1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких).

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида).

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме.

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву.

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья.

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов).

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида).

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида).

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года.

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону.

Оценка знаний:

1 балл - ребёнок не ответил.

2 балла - ребёнок ответил с помощью воспитателя.

3 балла - ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

15 - 22 баллов - низкий уровень.

23 - 35 - средний уровень.

36 - 45 - высокий уровень.

Приложение 3.

План кружковой работы «Юный эколог»

во второй младшей группе

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май - включительно), один раз в неделю – вторник. План кружка рассчитан на год. Кол-во детей посещаемых кружок «Юный эколог» - 32 чел. Возраст детей: от 3 до 4 лет.

Пояснительная записка.

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной  просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Занимаясь в кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе.

При изучении тем предусмотренных кружком развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Основная цель работы кружка – формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

-Подвести к понятию что взрослые и дети - это тоже часть природы.

-Показать важность природных ресурсов (вода, воздух) в жизни человека.

-Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.

-Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных  при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды

-Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью.

-Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам.

-Воспитывать правильное поведение в природе.

 Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядные методы:

– экскурсии, целевые прогулки;

– наблюдения;

– показ сказок (педагогом, детьми);

– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

– проведение дидактических игр.

Словесные методы:

– чтение литературных произведений;

– беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

– проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);

– загадывание загадок;

– проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы:

– организация продуктивной деятельности детей;

– оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

– постановка сказок, отрывков литературных произведений;

– изготовление с детьми наглядных пособий.

       При построении системы работы экологического кружка особое внимание уделено следующим направлениям:

Познавательно направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление - осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1.Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

4.Организация экологических пространств в детском саду.

                                                Осень

Сентябрь

1.«Здравствуй осень!». Прогулка по территории детского сада. Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе.

2. «Цветы - улыбка природы». Осмотр клумбы детского сада. Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать  для чего нужны корень и стебель цветка. Воспитывать чувство прекрасного.

3. «Покажем Буратино наш участок». Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми ;  объяснить, что для роста растений необходимы:  почва, вода, тепло, свет, воздух.  Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах.

 

                  Октябрь

1.НОД «Комнатные растения» Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

2.Досуг «Расскажем кукле о фруктах». Стихи и загадки о фруктах. Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении фруктов в жизни животных и человека.

3. Вечер экологических игр. «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) .

-познакомить с основными видами овощей и фруктов.

-развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

4.НОД «Овощи с огорода». Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур.

 

                   Ноябрь

1.Чтение художественной литературы: русская народная сказка  «Репка», заучивание потешки «Огуречик , огуречик …» Познакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательной сказки, обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест.

-Учить рассказывать потешку вместе с взрослым.

-Помочь детям понять смысл сказки о взаимовыручке: нужно помогать друг другу (не все можно сделать в одиночку).

- Помочь ребенку зафиксировать чувственный опыт совместного достижения.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких своими поступками. Формировать доброжелательное и уважительное отношения к сверстникам.

2.Вечер игр. Подвижная игра: «Огород». Дидактическая игра «Что сажают в огороде». Развивать координацию движений, умение действовать по команде. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам  (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки).

3. Драматизация сказки «Репка» 

-Через русскую народную сказку расширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как репа.

- развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, познавательный интерес детей.

- закреплять знания и представления детей о сказке.

-воспитывать любовь к труду.

4.Развлечение «По мотивам русских народных сказок» .

-закрепить знания детей о русских народных сказках,

-закрепить навыки элементарных трудовых процессов;

обогащать словарный запас детей;

-развивать навыки драматизации, выразительного рассказывания;

-воспитывать интерес к народному творчеству, умение взаимодействовать.

 

                  Декабрь

1.Аквариум. Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить.

2. Наблюдение за снежинками. Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

3. НОД «Ели и сосны в лесу». Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья.  Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

4.Досуг «Елочка-красавица». Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Воспитывать патриотизм через русские традиции.

 

                 Январь

1.Беседа и наблюдение «Жизнь птиц зимой». Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

2. Эксперимент «Вода, вода». Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед).

3. Работа с родителями «Мы помогаем птичкам» Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Организовать конкурс «Лучший корм для птиц». Оформить для родителей ширму «Как привить ребенку любовь к природе».

 

                 Февраль

1.Посадка лука. Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

2. Экскурсия по участку. Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что  зимой  птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать).

3.Птичий двор. Познакомить детей с разнообразием домашней птицы. Познакомить с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные, громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами.

4.Изготовление макета птичий двор. Продолжать формировать знания о разнообразии домашних птиц, формировать представление о русском дворе, о сельскохозяйственном труде, о истории развития русского народа, воспитывать патриотизм.

 

                    Март

1.Домашние животные. Познакомить детей: с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, ослом, свиньей).  С их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек.

2.Изготовление макета «Ферма». Продолжить формировать представление о разнообразии домашних животных. Продолжать формировать представление о русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патриотизм

3.Комнатные растения. Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями.

4.Наши деревья. Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

 

Апрель

1.НОД  «Мы в ответе за тех, кого приручили». Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями  поведения; показать, что жизнь  собаки и кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.

2.НОД «Кто живет в лесу?» Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

3.Наблюдение за сезонными изменениями. Весна. Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы  в любое время года.

4.Досуг «День Земли». Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать  фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

 

Май

1.Эксперимент «Знакомство с песком». Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе.

2.Экологическая игра «Зоопарк». Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

3.Наблюдение «Наши птицы». Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки), с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа во второй младшей группе от 3-х до 4-х лет на 2015- 2016 учебный год

Рабочая программа во второй младшей группе от 3-х до 4-х лет на 2015- 2016 учебный год по экологическому воспитанию...

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2014/2015 учебный год)

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(2014/2015 учебный год)...

Рабочая программа во второй младшей группе от 3-х до 4-х лет на 2016- 2017 учебный год

Эта программа поможет воспитателям организовать образовательный процесс для детей второй младшей группы....

Рабочая программа педагогов второй младшей группы «Колобок» общеразвивающей направленности на 2016-2017 учебный год

Данная программа предназначена для детей от 3-4 лет группы общеразвивающей направленности. Содержание рабочей программы включает совокупность  образовательных областей,которые обеспечивают разнос...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы № 2 "Рябинка" на 2016-2017 учебный год

Данная Программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных областе...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы общеразвивающей направленности (от 3 до 4 лет) на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа (далее - Программа) второй младшей группы «Бабочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 «Теремок» п...

Рабочая программа воспитателей второй младшей группы МБОУ «Шурышкарская СОШ «Образовательный центр» (дошкольное отделение) на 2019-2020 учебный год

Содержание программы: 1.Целевой раздел образовательной программы1.1.Пояснительная записка1.2.Цели и задачи реализации программы1.3.Принципы и подходы к формированию программы1.4.Характеристики ос...