Путешествие на воздушном шаре
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Свинарь Галина Викторовна

Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная деятельности реализуется через познавательную и эксперементальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие на воздушном шаре

Старшая группа

Задачи: Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда: расширять представления о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Предварительная работа. Накануне вместе с детьми налить воду в небольшие емкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.

Оборудования. Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей (не более 60 градусов) и холодной водой, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды, фильтры (салфетки), снег, лед, карточки - схемы.

Ход занятия:

Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нем говорится в загадке.

                  Через нос проходит в грудь

                    И обратно держит путь.

                    Невидимка он, и все же

                   Без него мы жить не можем. (Воздух).

Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

Воспитатель: Скажите, зачем под шаром расположена горелка?

(Предположение детей) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри, потом повтори.
  3. Убери и на место положи.
  4. С горячей водой будь осторожен!

Опыт 1

 Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать ее в течении одной минуты в горячей воде.

Воспитатель. Что вы видите? (шарик надувается). Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.

Ставит бутылку с шариком в холодную воду.

Воспитатель: Что вы видите? (шарик сдувается). Как вы думаете, почему так происходит? (предположение детей). Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика. Зачем же нужна горелка воздушному шару? (ответы).

Вывод: При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.

Воспитатель: Отправляемся в полет! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (вода).

Ребенок читает стихотворение о воде.

                     Вы слыхали о воде!

                     Говорят она везде!

                     В луже, море, океане

                     И в водопроводном кране

                     Как сосулька замерзает,

                     В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит

Растворяет сахар в чае

Мы его не замечаем, мы привыкли что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наестся, не напиться

Смею я вам доложить - без воды нам не прожить!

 

Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся (дети выходят из за стульев). Кто у вас на пути. Кто? (это водяной).

Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне не понятно: куда потом исчезает эта вода?

(смотрит на свои руки). На днях я хотел искупаться в речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?

Воспитатель: попробуем ответить на вопросы Водяного? Пройдемте в лабораторию( столы для оборудования для экспериментирования). Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лед (в разных тарелочках). Мы позже к ним вернемся.

Опыт 2. Взять стакан с чистой водой и понюхать ее.

Воспитатель: Имеет ли вода запах?

Вывод: Вода не имеет запаха (карточка-схема)

Опыт 3.

Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.

Воспитатель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (там, где  вода, видно, а где молоко - нет).

Вывод: вода прозрачная.

Опыт 4.

Положить в стакан ложку сахара или соли, размешать.

Воспитатель: Что произошло? (сахар растворился).

Вывод: вода является растворителем некоторых веществ.

 

Опыт 5.

Разлить воду по разным сосудам.

Воспитатель: Какую форму приняла вода? (форму той посуды, в которую ее налили).

Вывод: вода не имеет постоянно формы, она принимает форму того сосуда, в который ее налили.

Физкультминутка ( Игра «Воздух, огонь, вода, земля).

Земля! (дети приседают).

Вода! (изображают волны руками).

Огонь! (поворачиваются вокруг себя).

Воздух! (поднимают руки вверх).

Воспитатель; Ребята и Водяной, подойдем к столу, где был снег и лед. Что вы видите? (снег и лед растаяли).  Почему так произошло? (потому что в группе тепло)

Водяной: Жаль, что снег растаял. Я люблю его есть, он похож на мороженное. Кто из вас любит есть снег?

Воспитатель: Что ты, Водяной! Снег нельзя есть! Ребята, как вы , думаете, почему нельзя есть снег? (он холодный, грязный- можно заболеть).  Скажите, а как можно доказать, что он грязный? (профильтровать).

Опыт 6.

Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром.

Воспитатель: Чистый снег или грязный? (грязный). Почему вы так решили? (потому что салфетка стала грязной, и на ней остались частички земли и песка). Водяной, так что - можно есть снег или этого делать нельзя?

Воспитатель: Ребята, давайте повторим для нашего гостя все свойства воды, о которых мы сегодня узнали (перечисляют свойства).

Водяной: Спасибо вам еще раз. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду (уходит).

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре, считаем до трех--- и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Приземляемся!

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на ЗЕМЛЕ - ВОДА!

Экономь ее и береги.

Мы ведь на планете не одни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

Музыкально-логопедическое занятие «Путешествие на воздушном шаре. Звуки С – З – Ш - Ж».

Конспект группового музыкально-логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы. Разработан по авторской программе коррекции речевой функциональной системы с использованием валеологи...

Театрализованная игра « Путешествие на воздушном шаре»

НОД по театральной деятельности, средняя группа...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...

Выпускной вечер "Путешествие на воздушном шаре"

Ребята отправляются в увлекательное путешествие на воздушном шаре.......