Обучение детей исследованию с помощью знаково – символовой системы.
статья по окружающему миру на тему

. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей исследованию с помощью знаково – символовой системы.

Наш город Нерюнгри, в котором мы живем, называют жемчужиной Якутии. Зимы у нас длинные, а лето короткое, но от этого здесь не менее интересно. Природа Якутии - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая прелесть и красота. Однако наши дети из-за климатических условий ограничены в общении с объектами природы. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Целью работы с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для формирования у детей навыков исследования  предметов и явлений окружающего мира с помощью знаково – символовой системы.
Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями окружающего мира с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, карточек - символов) и обучению детей исследованию ставилась задача: помочь в усвоении и применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении. Важно, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогали карточки - символы. Такая работа позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления, учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки)

В результате введения знаково – символовой системы словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Принципиальное и очевидное различие между исследованием ребенка и ученого заключается в общем итоге: ученый открывает новое знание для всего человечества, а то новое, что открывают дети, – это субъективная новизна, лишь для них самих.

Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, игрушках. На первых порах предлагается карточка с описываемым предметом, к нему подбираются карточки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета.. Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карточки – символа  рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карт - символов.

Так же для того, чтобы повысить интерес к изучаемым материалам, для усвоения принципов замещения и для развития воображения детям предлагалось задание придумать рассказ используя ленту-схему. На ленте-схеме, расположенной горизонтально или вертикально, изображаются по порядку символы обозначающие признаки предметов.

Другим заданием, где используется символика в данном виде деятельности, является шифровка различных объектов (домашних и диких, хищных и травоядных животных; овощей и фруктов). Для выполнения задания с начала следует выделить признаки и свойства, которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения.

Во время работы было замечено, что ни одного ребёнка не оставляет равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время, сочинение загадок - это творчество, доступное практически всем детям.

Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал, добавляя обозначения какого-либо признака.

I вариант.

Воспитатель выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками задуманного предмета. Дети должны отгадать задуманный предмет. Например озвучиваем признаки предмета: круглый, большой, красный, съедобный. Что это? Помидор

II вариант.

Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать объект, который нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы, отображающие отличительные признаки данного объекта. Затем выкладывает их перед остальными детьми. Например: Загадаем предмет – огурец. Дети подбирают признаки – овальный, маленький, зеленый, можно кушать.

Для уточнения, закрепления знаний о диких и домашних животных большую помощь в работе оказывают настольные игры типа:

"Рассели жителей" - воспитатель сообщает, животные потерялись и не могут найти кто где живет. Детям предлагается помочь им.

«Кто что ест» - воспитатель  предлагает детям накормить животных.

Для  формирования первичных  представлений о выращивании культурных растений, об условиях необходимых для роста и развития растения, для умения устанавливать причинно-следственные связи  

  используются следующие приемы:

  1. Наблюдения
  2. Работа в мини – огороде объединенная игровым сюжетом «Соберем урожай для Кузи»
  3. Дидактические игры.

Например игра «Разложи по порядку»

На столе разложены модели в беспорядке. Воспитатель предлагает найти модели, рассказывающие о том, что необходимо для роста и развития растения, а затем расположить их в правильном порядке.

В процессе формирования элементарных исследовательских действий у детей вырабатываются следующие уменеия и навыки:
     1.  Сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его исследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
     2.  Сопоставлять факты и выводы из рассуждений используя карточки – символы  «Назови, что загадал или опиши, что задумал»
     3.  Активно использовать опыт практической деятельности и своих наблюдений «Что где растет», «Кто что ест»

Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе.

Таким образом, знаково– символовая система при обучении детей исследованию  совершенствуют умения детей анализировать, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Цикл занятий по работе в мини – огороде «Соберем урожай для Кузи»

1. Домовёнок Кузя поручил вырастить укроп, петрушку и салат

Цель: вызвать интерес к выращиванию растений; понимать смысл написанного текста; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: посылка с семенами, письмо от домовёнка, коллекция семян.

Ход:

На столе стоит посылка, на которой написано: “Детский сад. Группа №11 “Сказка””

Воспитатель разыгрывает недоумение, спрашивает у детей, что делать. Коллективно решают посмотреть, что находится внутри.

Открывают посылку и находят пакетики с какими-то семенами. Воспитатель зачитывает письмо: “Дорогие, ребята! Я хочу доверить вам одно очень важное дело. Посылаю вам семена. Посейте их, вырастите растения, а затем кушайте на здоровье. Не забывайте рассказывать мне, как идут дела, что вы делаете, как поживают растения. Желаю успеха. Домовёнок Кузя”

Воспитатель спрашивает у детей, что это за семена. Дети высказывают разные предположения. Воспитатель раскладывает семена по блюдцам, чтобы можно было их сравнить между собой. Что общего и чем они отличаются. Как же выращивать семена? В каких условиях они нуждаются? Выслушивается мнение детей. Дается задание: спросить дома и выяснить, как выращивать эти растения. Предложить дежурному по уголку природы зарисовать семена.

2. Условия, необходимые для посева и подготовка семян

Цель: формировать представления об условиях, необходимых для растения на ранних стадиях его развития; развивать логическое мышление и познавательный интерес.

Оборудование: блюдца с семенами растений, вода.

Ход:

На столе стоят блюдца с семенами растений.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

С чего надо начать работу?
Какие советы дали детям родители?
Как проверить, не погибли ли семена?
Будем ли замачивать семена?
Как подготовить почву?
Надо разбивать комочки почвы или нет?
На какую глубину заделывать семена?
На каком расстоянии друг от друга сажать семена?
Как правильно закрыть семена почвой?
Можно ли прихлопывать семена после посева?
Нужно ли поливать грядку после посева?

Дети высказывают своё мнение, делятся друг с другом своими знаниями. Дети выступают как полноправные партнёры.

Воспитатель, убедившись в том, что дети усвоили последовательность работы, предлагает замочить семена на несколько часов. Дети наблюдают за тем, что происходит с семенами и сравнивают их с сухими.

3. Посев семян

Цель: продолжать формировать представления об условиях, необходимых для жизни растений; закреплять правила безопасности и гигиенические навыки.

Оборудование: подготовленные к посеву семена, вода для полива, лопатки и грабельки.

Ход:

Воспитатель вместе с детьми вспоминает о правилах посева семян. Дети работают в паре.

В первую очередь вскапывают небольшие грядки. Затем рыхлят почву, делают бороздки. Поливают бородки водой, чтобы семена лучше легли в землю. В конце работы разравнивают поверхность грядки, слегка прихлопывают почву. Дети обильно поливают грядки водой.

После работы дети моют руки с мылом. Дежурные по уголку природы зарисовывают.

Предложить детям часть растений поливать часто водой, а другую часть редко. Понаблюдать за ними в течение нескольких дней. Что происходит с растениями? Где быстрее могут появиться всходы? Почему это происходит?

4. Расскажем домовёнку Кузе, как мы сеяли семена

Цель: развивать умение при помощи моделей рассказывать об условиях, необходимых для роста и развития растения, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: бумага и карандаши, модели – условия для роста и развития растения.

Ход:

Воспитатель предлагает написать письмо домовёнку и рассказать ему о том, как мы сеяли семена; берёт в руки конверт и спрашивает у детей: “Как же мы напишем письмо Кузе, если писать не умеем?”.

На столе разложены модели в беспорядке. Воспитатель предлагает найти модели, рассказывающие о том, что необходимо для роста и развития растения, а затем расположить их в правильном порядке.

Затем предлагает рассказать по моделям о проделанной детьми работе на огороде.

Дети рисуют по замыслу “Как мы сеяли растения: петрушку, салат и укроп”.

Свои рисунки дети складывают в конверт, сами заклеивают и отправляют.

5. Первые всходы

Цель: показать первые всходы, развивать наблюдательность, интерес к растениям, желание помочь им, видеть зависимость живого от удовлетворения их потребностей.

Оборудование: вода для полива.

Ход:

В течение нескольких дней дежурные по огороду поливают грядки с растениями.

Когда появятся первые всходы, дети рассматривают и о своих наблюдениях рассказывают. Какое растение появилось первым? Сколько листочков на стебле? Какого цвета? Какой формы листья? Чем отличаются первые листочки от последующих? Отличается ли петрушка от укропа? Отличается ли петрушка от салата? Что в них общего?

Предложить детям поставить одну часть растений на солнце, а другую в тень и понаблюдать за ними в течение нескольких дней. Затем сделать вывод и зарисовать полученные результаты наблюдений.

6. Пробуем на вкус

Цель: развивать наблюдательность, закреплять гигиенические навыки и правила сохранения здоровья.

Оборудование: тарелка, нож.

Ход:

Воспитатель обращает внимание на то, что наши растения подросли, стали отличаться друг от друга и это хорошо заметно. Достать из земли по одному растению, промыть корни, подсушить. Предложить детям описать каждое растение, при этом использовать схему описания: корень, стебель, лист, цвет, в чём сходство и в чём отличие одного растения от другого.

Предлагается три варианта использования растений: съесть самим, отправить домовёнку или угостить других.

Воспитатель предлагает попробовать самим: “Как же мы можем отдавать кому-то первый урожай, если не знаем, что получилось? Может это не съедобно.” предлагает попробовать самим, а следующим урожаем поделиться с другими.

Воспитатель срезает растения, промывает и возникает вопрос, как же попробовать всем, ведь срезан небольшой пучок. Дети вспоминают о том, как у них поступают родители дома с этими растениями.

Дети делают вывод о том, что необходимо мелко покрошить и положить в тарелку с супом или положить немного на второе блюдо.

Дежурные по уголку природы зарисовывают зрелое растение.

7. Посылаем домовёнку Кузе посылку и угощаем друзей

Цель: обобщить в игровой форме результаты проделанной работы, формировать желание и умение доставлять приятное друзьям.

Оборудование: растения (зелень), коробка для упаковки, обёрточная бумага, скотч, ручка.

Ход:

Предложить детям собрать посылку для домовёнка, т.к. он дал поручение и дети его выполнили. Несколько экземпляров зелени укладывают в коробку, переслаивая бумагой. Оформляют коробку как посылку. Собирая посылку, вместе решаем проблему: надо ли мыть растения и очищать их от почвы. Дать возможность детям поспорить, внимательно присмотреться к корням растений. Объяснить детям, что влажное растение быстро испортиться в посылке, поэтому лучше хранить в том виде, в котором извлечён из почвы. Домовёнок об этом знает и поэтому не обидится на детей.

В посылку вкладывается письмо, предварительно прочитанное детям.

“Дорогой домовёнок Кузя! Мы уже собрали первый урожай. Это благодаря тебе растения наши росли быстро. Мы попробовали, очень вкусно. Попробуй и ты, оцени наши труды. Хорошо ли мы работали? Дети группы “Сказка”.

Дети постепенно снимают урожай и добавляют в первое или второе блюдо, угощают детей из других групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста с помощью знакового моделирования

Использование знаковых моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем т.п.), п...

Обучение детей измерению с помощью общепринятых единиц измерения: см, дм, м

Умение измерять различные объекты,имеет большое значение для общего умственного развития детей....

Методика "Обучение детей рисованию с помощью сказки"

Задачи: вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, познакомить детей с такими средствами выразительности (цвет, композиция, движение, линия), подвести к пониманию такого с...

Обучение детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов

Обучение детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов...

Обучение детей рассказу - с помощью мнемотаблицы

Цель – развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития, необходимого для составления описания текста сказки.Как любая работа, мнемотехника строится от простого к ...

Обучение детей счету с помощью чисел.Этапы счетной деятельности.

Презентация "Обучение детей счету с помощью чисел. Этапы счетной деятельности"...

МЕТОДЫ УСКОРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВОЙ ПЕРЕЗАПИСИ РЕПЕТИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

Симонова Надежда Георгиевна, в течение многих лет работала педагогом дополнительного образования отдельной дисциплины (дополнительных образовательных программ) в Екатеринбургском суворовском военном у...