Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_issledovatelskih_umeniy_i_navykov_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Тухватуллина Вера Петровна
Организация: МБДОУ «Юлдузский детский сад»
Населенный пункт: Республика Татарстан, Чистопольский район, п. Юлдуз.
Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами воды;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, развивать навыки проведения лабораторных опытов;
- помогать накоплению у детей конкретных представлений о значении воды в нашей жизни;
- активизировать словарь детей;
- формировать у детей элементарные географические представления.
Предварительная работа
- Создание уголка по экспериментированию;
- Познавательные занятия, развитие речи;
- Чтение художественной литературы: энциклопедии, «Зеленые сказки» - Шорыгина Т.А.
- Экологические праздники: «День Земли», «Волшебная вода»;
- Конструктивные беседы.
Материал к занятию.
- Глобус;
- прозрачные стаканы;
- мелкие кубики;
- кубики льда;
- термос, зеркало, гвоздь;
- соль, сахар, крахмал, мука;
- перманганат калия, раствор бриллиантовой зелени;
- песок;
- масло.
Ход занятия
- Ребята посмотрите на полу у нас какие-то мокрые следы, кто-то к нам приходил. Давайте пойдем по этим следам и увидим (дети на столе находят конверт)
-Нам прислали письмо, кто это сделал – не понятно. Прежде чем распечатать письмо отгадайте загадку:
Я и туча и туман
И ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу?
Дети отвечают.
Верно, от волшебницы воды. Достаем из конверта записку:
«Здравствуйте ребята, совсем заскучала я в своем водном Царстве. Так хочется повеселиться, поговорить! Вот и решила пригласить вас со мной в путешествие. Посылаю вам в подарок волшебную капельку. Она вам поможет, и я вас услышу и увижу».
Волшебная капелька предлагает нам посмотреть какой нашу планету из космоса космонавты ( показываются картинки)
- А что изображает глобус? (планету)
- А как называется наша планета? (Земля)
- Давайте рассмотрим, в какие цвета раскрашена наша планете?
- Что означает коричневый, голубой цвет?
Да ребята, большая часть нашей планеты покрыта водой – это реки, озера, моря и океаны.
- Давайте поиграем в игру: Назовите правильно – где меньше всего воды, а где больше? (лужа, ручей, озеро, река, океан)
- Может кто-то вспомнит и назовет некоторые их них? (Тихий, Северно-Ледовитый, Атлантический, Индийский, Черное море, Красное море, Азовское и далее)
- Где и какую воду вы сегодня видели?
- Для чего нужна вода?
- Как мы ее используем?
Вода одно из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы более подробно ознакомимся с ее свойствами.
Капелька приглашает вас в лабораторию.
- Знаете что такое лаборатория? (это место, где ученые проводят опыты и эксперименты)
Занимайте свои рабочие места.
1. Опыт: «Прозрачность»
На столе по 2 стакана 1 – с водой 2- с молоком
В оба стакана положить камушки. В каком стакане виден камушек? А в каком не виден?
Вывод: Вода прозрачна!
2. Опыт: «Форма воды»
На столе стаканы разной формы, блюдце, маленькие кубики.
Положите кубики в разные стаканы, их форма изменилась? – остались такими же, а вот с водой совсем по другому.
Давайте перельем воду, которая есть в любой сосуд. Посмотрите вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой.
Вывод: Вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда в который ее наливают, а если пролить на пол – растекается лужицей.
3. Опыт: «Вкус и запах»
Предложить детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Предложить попробовать сок.
Вывод: Вода не имеет ни цвета, ни запаха, у нее нет вкуса.
4. Опыт: «Растворимость»
У каждого ребенка стаканы с водой и разные вещества (соль, сахар, мука, масло и т.д). Положить с стакан и размешать, что получается?
Вывод: в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.
Делать некоторые открытия дело не из легких поэтому в лаборатории бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немного отдохнуть. Давайте выйдем из своей лаборатории и пойдем на ковер.
Физкультминутка.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться
Вправо-влево повернись, на соседа оглянись
Чтобы стать еще умнее
Мы слегка покрутим шеи
Раз и два, раз и два закружилась голова
Раз, два, три, четыре, пять
Ноги надо нам размять
Напоследок всем известно
Как всегда – ходьба на месте
От разминки польза есть
Что ж пора на место сесть.
Отдохнули ребята, тогда займем свои места в лаборатории и продолжим изучение воды.
5. Опыт: «Тонет-плавает»
Что произойдет, если в воду опустить гвоздь? А деревянную палочку?
Вывод: металл тонет, а дерево плавает.
6. Опыт: «Отражение»
На стол таз с водой.
Давайте по очереди заглянем в него. Что увидим? А если подуть – увидим свое лицо?
Вывод: Спокойная вода отражает предметы как зеркало.
Свойства воды
7. Опыт: «Пар»
Термос открыть и подставить зеркало. Видны капельки воды на зеркале.
Вывод: Пар – это тоже вода. Где дома можно увидеть пар?
8. Опыт: «Лед»
Я вам сейчас что-то раздам. Это лед, какой он? (холодный, твердый, тяжелый).
Подержите в теплой ладошке, что с ним происходит? Следовательно, что можно сказать про лед?
Вывод: Лед – это замерзшая вода.
9. Опыт «Жидкость»
А теперь прошу из одного стакана, перелить в другой стакан. Почему она перелилась?
Вывод: она жидкая.
10. Фокус
А сейчас я предлагаю вам поиграть с разноцветными капельками воды. Я сейчас капну на лист бумаги цветную капельку - возьмите трубочки и подуйте на нее, можно дуть на капельку в разных направлениях. Нарисуйте любой узор. Пофантазируйте немножко. Что у вас получилось?
Давайте подарим свои рисунки капельке, чтобы она передала их Волшебнице воде.
Что вы сегодня узнали нового?
Чего вы никогда не видели, и не слышали, а сегодня узнали?
Молодцы! Успешно справились с работой в лаборатории, замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.
Список использованной литературы:
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду»
- Рыжова Н.А. «Волшебница – воды»
- Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка»
- Бондаренко А.К. «Д/игры в детском саду»
- Фрейдкин И.С. «Ознакомление с неживой природой»
- Аванесова В.Н., Урадовских Г.В. «Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей действительности»
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское эксперементирование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность"
Одной из оптимальных технологий, поддерживающих компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,...
Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...
Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...
Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность проекта в том, чт...
Самообразование на тему: «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Расширение и повышение модели методической работы по повышению профессиональной компетенции в использовании педагогической технологии детская журналистика. ...
«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала....
«Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. В...