Совместная деятельность с детьми в рамках музейной педагогики("экскурсия" в Музей Ложки)
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Сергеечкина Светлана Михайловна

Знакомство детей с историей возникновения ложки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx933.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 136»

КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

старшей логопедической группы № 5

/Музейная педагогика/

Подготовлен и проведён

для воспитателей - слушателей  

                                                                              курсов повышения квалификации

при РИРО

воспитателем ввк

 Сергеечкиной  С.М.

Февраль - 2014 год

Тема: «Экскурсия в музей ложки».

Цель:  помочь     детям познать  удивительный  многообразный   мир продуктов

             творческой деятельности человека.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о том, что человек создаёт предметы для облегчения жизнедеятельности,  украшения быта,  закреплять  знания  о назначении предметов домашнего обихода.
  2. Развивать познавательный интерес и познавательную активность детей в ознакомлении с рукотворным миром,  ретроспективный взгляд на предметы (ориентироваться в прошлом и настоящем ложки).
  3. Способствовать  развитию умения делать выводы,  умозаключения, умение рассуждать, доказывать. Развивать монологическую речь.
  4. Формировать у детей умение работать сообща, стимулировать проявления индивидуальности.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье»,

                            «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность»;

Оборудование:  баночка с вареньем,  вывеска «Музей ложек»,  карточки-пазлы

           с изображением   разных ложек, макет первобытных людей, палочки, груша на

           тарелке, каша молочная, ложки, подносы, экспонаты музея: деревянные ложки

           /расписные и нерасписные/,  ложки, изготовленные из разных материалов  разного

            назначения на подносе, «этикетки» для создания экспонатов музея.

           Для продуктивной деятельности: гофрированная бумага разного цвета,

           разноцветный пластилин,  пластмассовые ложки, стеки.

Предварительная работа:

Создание мини-музея, рассматривание предметов  ближайшего окружения  с ознакомлением появления,  экскурсия в мини-музей детского сада «Русская горница», просмотр презентации «Ложки», беседы о назначении предметов,  поисковая деятельность (опыты с ложками, изготовленных из разных материалов), чтение стихотворений, заучивание загадок,  обучение детей в роли экскурсовода, рассматривание буклетов правильной сервировки стола, использование алгоритма сервировки  в работе дежурных и в индивидуальной работе, домашнее задание: составить рассказ о ложке.

Ход занятия:

Части занятия

Содержание деятельности педагога

Деятельность детей

I часть.   Организационный   момент

Психологический настрой.

Включение детей в образовательную деятельность, мотивация;

Разговор о музее

Проблемная ситуация.

Воспитатель  обращается к детям:

-Я рада видеть вас. Посмотрите в мои глаза, а я посмотрю в ваши. В ваших глазах я увидела интерес. А вы что увидели в моих?

- Мне приятно, что вы такие внимательные и наблюдательные.  Вижу ваше  любопытство, наверное, вам хочется узнать, зачем мы сюда пришли?  Раскрою секрет: я вам предлагаю отправиться в  увлекательное путешествие  в  такое место, где можно узнать о предмете всё, всё-всё. Это музей. А вот в каком  музее мы  сегодня побываем,  вы узнаете, когда сложите карточки.

Воспитатель подводит итог:  мы отправимся в музей  ложек.  /выставляет  табличку «Музей ложек» /.

Проходите на ковер, давайте поговорим о музее. Вспомните, что каждый предмет в музее  называется… /пауза/.

 Музей, в который мы отправимся, -  необычный.    В  нем  вы узнаете много интересного,  там  можно не только  любоваться экспонатами.

Но прежде надо подкрепиться.    /берёт вазочку с вареньем/.  Я вам приготовила ароматное вкусное варенье.  Угощайтесь, мои дорогие!   Чего-то не хватает?

Ах, я совсем забыла приготовить  важный предмет  – ложки. Чем бы вам попробовать? /«ищет» вокруг себя/.

А что без ложек нельзя никак?  Может, есть способы еды без ложек?

А что можно есть ложкой?

Скажите, для чего нужна ложка?

Так что такое ложка?

Ежедневно  и несколько раз в день мы берем в  руки ложку, и никто не задумывается, когда  этот важный предмет  появился, и какой  ложка была раньше. А вы, дети, хотите узнать что-то интересное о ложках?

Приглашаю вас всех в первый зал нашего  музея. Проходите, рассаживайтесь перед макетом.  Экскурсоводом буду я – Светлана Михайловна.  

Дети входят  в зал, приветствуют гостей.

Обсуждения детей.

Дети складывают карточки с изображением разных ложек, рассказывают, что у них получилось.

Экспонат

Дети удивлены: А как?

Нечем попробовать, нет ложек.

Можно попробовать пальцем, можно язычком, можно из бумаги сделать рулончик и т.д.

Дети  обсуждают, что  есть пальцем не гигиенично,  язычком тоже и некрасиво. Иногда ничего нет под рукой.

 Пирожное, мороженое, суп и кашу, окрошку.

Ложкой можно есть. Можно насыпать соль,  крупу, сахар. В ложку можно наливать лекарство. Маленьким детям с ложечки дают водичку попить, …

Ложка – это столовый прибор, с помощью которого  едят, употребляют пищу.

Да, очень хочется.

Дети рассаживаются на стульчиках.

II  часть. Основная. Путешествие по музею ложек.

1 зал музея.

Уважаемые посетители! Наверное, вам будет интересно послушать историю, как появилась  ложка.

Очень-очень давно  первые люди жили в пещерах,  они ели сырую пищу  грибы, ягоды.  Посмотрите, как  выглядели первые люди.   Как они ели пищу?  

Удобно есть руками?

У людей  не было ни огня, ни  какой посуды.  Со временем они научились добывать огонь,  люди жарили на костре мясо. Однажды человек очень проголодался, схватил горячее мясо руками и обжёгся. Тут он увидел  острую палочку и решил воспользоваться ею.  Хотите попробовать так покушать, как это сделал он?    /Предлагается зубочистки и кусочки груши/. Какой можно сделать вывод?

- Шло время, люди научились варить кашу, суп.  Нам в музее приготовили кашу и палочки, чтобы вы попробовали покушать ими.

Человек задумался, что же ему делать?    Самый догадливый решил сделать  углубление. Такой ложкой можно  зачерпнуть кашу?   А суп?  

Как вы думаете, что стал делать человек дальше для того, чтобы ему было удобно есть?

Мне кажется,  что  ложка   похожа на  часть нашей руки.   Как вы считаете?  /обследование/

/показ деревянной ложки/.    Похоже?

С тех пор    ложка   вошла в быт человека.

Ложкой пользуются люди всех стран.  Настя  напомнит вам, как называется ложка и вилка по-английски.

Вы знаете,  в некоторых странах ложка не стала обычным столовым предметом.  Мои помощники Ваня и Соня расскажут, как едят люди в разных странах.

Руками.

Не всегда.

Дети пробуют.

Палочкой нанизывать пищу удобно! Но не все продукты можно нанизывать.

Дети пробуют, делают вывод, что неудобно, пища не остается на палочке, или ее очень мало остается. Складывают использованные палочки в контейнер.

Высказывание детей.

Он стал делать еще больше углубление.

Дети проводят одной рукой по другой  - Это рука с ладошкой.

Чтение ребенком стихотворения:

Я тоже, наверное, кушать бы мог,

Без ложки  - a spoon

И без вилки -  a  fork.

Но разве тогда я  учил бы английский?

Я был бы собачкой  тогда или киской.

Ваня: Я знаю, что в Китае и Японии, Корее люди едят пищу палочками. Мы были в японском ресторане,   там все кушали палочками. У меня плохо получалось. Я привык  есть ложкой и вилкой.

Соня: А мне мама рассказывала, что в Индии,  Казахстане, Узбекистане  до сих пор  люди едят плов руками. У них такой обычай.

2 зал музея – зал деревянных ложек.

Пройдемте дальше. Мы с вами оказались в зале, где собраны другие ложки.  Посмотрите,  какие?

Значит, этот  зал можно назвать  как?  

Обратите внимание на ложки. Что у них общего?

Чем отличаются?

Что можно сказать о деревянной ложке? Какая она?

Моя помощница  Алена расскажет о  деревянной ложке, из чего ее изготавливают и для чего расписывают.                

   Презентация ложки

Воспитатель:  Да, каждую ложку мастер  с любовью изготавливал,  а мы любуемся ими.

У вас дома есть деревянные ложки?

Как их использует мама? Что ею делает?                                  

Что ещё можно делать  деревянными ложками? Разбирайте ложки – поиграем и повеселимся.

Да, деревянные ложки используются и как музыкальные инструменты. Как называют людей-музыкантов, играющих на ложках?

Итог: Деревянные ложки в настоящее время встречаются  все реже  и всё меньше используются по назначению, их можно увидеть в качестве украшений либо музыкальных инструментов

Приглашаю вас в третий зал. 

Деревянные

Зал деревянных ложек.

Они сделаны  из дерева, у них у всех есть ручки и ковшик.

Ручки разные, одни расписные, другие нет, есть резные, есть простые.

Лёгкая, красивая, изящная, расписная,

Рассказ Алены.  Презентация ложки:  После каменных, костяных и глиняных ложек русские мастера стали делать ложки из дерева: яблони, рябины, дуба.

 Но самые легкие, красивые и удобные ложки получались из липы.

Ложка была у каждого своя, даже в гости ходили со своей ложкой! Ложку берегли – носили в специальной сумочке!

Украшали, расписывали деревянные ложки в подарок на свадьбу, на день рождения.

Для маленьких детей заботливые мамы делали куклы из деревянных ложек.

Мешает варенье, едим окрошку на даче,  насыпает соль в солонку и т.д.

Мы на  музыкальных занятиях играем на ложках. / Алена  выносит хохломские ложки).

ЛОЖКИ РАЗНЫМИ БЫВАЮТ.

И НА НИХ ПОРОЙ ИГРАЮТ.

ОТБИВАЮТ   РИТМ   ТАКОЙ,

СРАЗУ В ПЛЯС ПОЙДЕТ ЛЮБОЙ.

ЗВОНКИЕ, РЕЗНЫЕ

ЛОЖКИ РАСПИСНЫЕ!

Ложкари.

Дети играют мелодию на ложках.

3 зал музея – ложки разные

Словесная игра «Скажи, какая ложка?»

Исследователь-ская деятельность.

Дидактическая игра

«Разложи по назначению»

Воспитатель с детьми движется к экспонатам 3-его зала музея. По дороге он рассказывает, задает вопросы: Осознав всю полезность ложки, люди стали применять для изготовления этих приборов разные материалы:  рыбные кости, рога, раковины, дерево, бронзу, металл.

Если ложка из пластмассы, то она…

Если ложка из дерева, то она …

Если из алюминия, то…

Если ложка из керамики, то она …

Ложка из тефлона –

Найдите глазками пластмассовую ложку, а теперь металлическую.  Как вы думаете, какая  тяжелее?

Как можно узнать, что легче,  а  что  тяжелее?

Возьмите в  одну руку пластмассовую ложку, в другую  - металлическую. Почувствовали, какая  ложка тяжелее?

Вот на подносе лежат разные металлические ложки. Работники музея попросили нас  разложить ложки по названию и назначению и даже составили список, в каком порядке нужно разложить.  /берет список,  после каждого выполненного задания, ставит «бирочку» с надписью, как называется ложка и для чего нужна/.

Половник  - разливная ложка. Для чего эта  ложка?

Гарнирная ложка для чего она нужна?

Столовая ложка?

Десертная ложка.

Чайная ложка

Соусная ложка

Мерная ложка

Шумовка –

Ложка для икры?

Посмотрите,  сколько разных ложек, разных размеров и разного назначения придумал человек, чтобы было удобно всем людям пользоваться этими столовыми приборами.

Суп едим, салат мешаем,

Варенье в  розетку наливаем.

Что для этого нам нужно?

Все скажите быстро,  дружно!

Подумайте немножко!

Ну, конечно, это …..

Из какого только материала не делают мастера ложки!   Помимо стали  использовать золото, серебро. Посмотрите на отдельном месте, специально выделены  ложки из драгоценных металлов. Они бывают тоже   … /указывает указкой/,

А это какие?  

Обращается внимание на изящность оформления ручек. Ложки из драгоценных металлов считаются подарочными. Кто знает традицию дарить серебряную ложку? Когда ее дарят?

Золотые, серебряные ложки  дарят  и на свадьбу, день рождения.

Вы знаете, 2 апреля отмечается день рождения ложки. На день рождения принято ходить нарядными. Я предлагаю украсить ложки к  их дню  рождения,  изготовить им платья.   Проходите в следующий зал музея  - оформительский.

Дети переходят  в другой зал, отвечают на вопросы.

Пластмассовая

Деревянная

Алюминиевая

Керамическая

Тефлоновая

Высказывание детей

Дети пробуют, узнавая, какая легче ложка, какая тяжелее. Металлическая.  

Вывод: пластмассовая ложка легче металлической.

Дети   берут с подноса ложки и раскладывают на  столе как экспонаты.

Разливают еду по тарелкам

Раскладывать гарнир

Ею взрослые едят суп, кашу.  

В основном, ею пользуются дети.

Размешивать сахар, кушать варенье, торт.

Разливать соус.

Измерять, сколько добавить специй.

Вылавливать  пельмени, вареники.

Набирать икру и намазывать её на блин.

ложка

Столовые, десертные

чайные, кофейные. 

Младенцу дарят  серебряную ложку в честь первого зуба.

4-ый зал музея.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Продуктивная  деятельность детей

«Украшение ложки»

Рассаживайтесь. Разогреем пальчики.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.

У вас на столах все необходимое для украшения ложки. Могу дать совет: платья прикреплять на пластилин. Воспитатель  индивидуально  советует, как соединить платье как укрепить его на ложке.

Пальцы обеих рук соединены  в «замок».

Ритмичное  касание одноименных пальцев обеих рук, начиная

с большого.

Поочередное касание пальцев, начиная с мизинца.

Хлопают в ладоши. 

Дети самостоятельно украшают ложки, придавая им человеческий облик, проговаривая действия.

III часть. Заключительная.

Ну, наши красавицы готовы к балу в честь дня рождения. Время не стоит на месте, меняется условия жизни, меняются и предметы. Мы с вами видели сегодня, как появилась и изменилась ложка – простой  столовый прибор.

Подарите ложки нашим гостям. Пусть они расскажут своим ребятам в группе о ложке.

А вы расскажите, пожалуйста, что вам понравилось  в нашем путешествии. Как только скажите, потяните на себя ленточку.

Анализ можно сопровождать вопросами:

  • Что человек использовал, когда научился жарить мясо?
  • Какие ложки тонут\ в воде?
  • Какие ложки самые легкие?
  • Какие ложки использовались на Руси?
  • Из какого дерева сделаны хохломские ложки?
  • Какие ложки плавают на поверхности воды?
  • Какую ложку легко сломать?
  •  Какую ложку дарят малышу на первый зубок?

Молодцы, Мы столько узнали, сколько получилось лучиков! А работники музея просили передать в наш музей группы вот такой мини-макет. Это будет вам напоминать о том, как появилась ложка.

Дети вытягивают ленточки на себя, проговаривая, что им понравилось в путешествии

Список,

в каком порядке нужно

 разложить.

Половник  - разливная ложка.                       

Гарнирная ложка                                                

Столовая ложка                                                      

Десертная ложка.                                                      

Чайная ложка                                                          

Кофейная ложка

Соусная ложка

Шумовка –

Ложка для  мороженого

Ложка  для икры                                                          

                                             

                                                     

                                                       

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по музейной педагогике « Экскурсия в мини- музей коры» ( подготовительная группа)

Задачи    занятия: Обучение составлению описательного рассказа о стендах, разделах, экспонатах; Развитие умения воспринимать информацию и пользоваться её; Расширение активного и па...

Конспект занятия по музейной педагогике "Экскурсию в музей первоцветов"

Конспект  НОД по музейной педагогике «Экскурсия в музей первоцветов»(подготовительная группа)Программное содержание: Закрепить представления детей о  первоцветах – особенностях произрастания...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Экскурсия по любимому городу Тольятти»

Конспект викторины, где в игровой форме даны задания по региональному компоненту в соответствии с возрастом детей....

Музейная педагогика. Экскурсия в интерактивный музей- театр "По дорогам сказок "(№1)

Первая экскурсия в музей "По дорогам сказок " по теме "Сказки о животных" для детей 5-7 лет,подготовленная совместно с музыкальным руководителем Исаевой Мариной Сергеевной...

Совместная деятельность с детьми средней группы по теме: «Экскурсия по городу»

Я вела кружок по патриотизму, Написала проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Растим  патриотов» и итоговым мероприятием была совмест...